Евреи – помазанники
«… и после этого пришли Твои дети
во Дворец Дома Твоего и убрали Залу
Твою, и очистили Твой Микдаш, и зажгли
свечи во дворах, выделенных Тебе…»
(Из праздничной добавки к молитве на дни Хануки).
Известный вопрос раби Йосефа Каро связан с чудом в самый первый день Хануки, в чем оно заключалось? Сам «Шулхан Арух» дает три возможных ответа. Но Савраньский ребе предлагает опереться на гмару Трактата «Шабат», которая поможет нам ответить на вопрос еще более тяжелый: как это «зажгли свечи во дворах выделенности Твоей»??! Ведь чудо было с Менорой – Семисвечником, свечи которой зажигались только в зале Микдаша коґенами! Что это за множественное число «дворах» и отчего, если речь идет о чуде, сделанном через коґенов, мы, зажигая ханукию в синагоге, не вызываем к зажиганию коґена, ведь это было бы более чем логично?!
В Трактате «Шабат» сказано: «сделал чудо бо – в нем». То есть чудо было в пах ґашемен первосвященника, а не в Меноре?? Объясняет Савраньский ребе со ссылкой на Маґараля и автора «Кав яшар»: пах ґашемен – жестянка масла – это то самое масло, которым Аґарон ґа Коґен и его потомки по приказу Творца должны были до конца времен совершать помазание первосвященников и царей. И чудо было в том, что она, спрятанная под Залой, была найдена. Ведь, если 25 кислева евреи прекратили воевать (хану каф ґэй – отдохновение двадцать пятого), то убирание атрибутики Зевса из Храма и его очищение, несомненно требовали времени, и зажигание было двадцать шестого (двадцать пятого под вечер), но мы зажигаем с заходом солнца, двадцать четвертого??!
По мнению Савраньского ребе, чудесная находка сосуда с маслом, данного Аґарону, привела к нетривиальному решению наших мудрецов о зажжении этим маслом, предназначенным для помазания, а не для зажигания свечей Меноры! И произошло еще одно чудо, как и у Аґарона и его потомков масло не кончалось все восемь дней, пока готовилось ритуально чистое масло для зажигания. «Неразменный» кувшин позволял перед вечером каждого дня доливать масло в Менору. И это было знаком для Израиля, что мы желанны в глазах Создателя.
И с тех пор, зажигая свечи Хануки, евреи удостаиваются привилегии помазанников – продолжают чудо сосуда с маслом – зажигают свечи, превращая свои дворы в выделенные Им, а себя – в «царство коґенов», «свет для народов».
М.М.Гитик |