Последний месяц еврейского календаря — элул — более всего ассоциируется со звуком шофара, с пробуждением от духовной спячки. Но значение слова элул на арамейском — поиск, исследование. И задача этого месяца сформулирована пророком Йермияhу: «Отыщем наши пути и исследуем их, и возвратимся к Творцу» (Эйха, 5:). Мотив возвращения, раскаяния, поисков ответа — одним словом (на иврите, естественно), тшува — основной мотив элула. Найти в себе утраченные в суетливом течении дней пути к духовности, пути к Создателю, пути к собственной сути.
Этот месяц, завершая год, приводит нас к началу, к эталону. Праздник Рош hа-Шана, с которого начинаются осенние праздники, несёт в себе идею Суда. Он подобен зеркалу, отражающему наше духовное состояние в сравнении с эталоном (в день Творения), с тем, какими нас сотворил Всевышний, с тем, какими Он хотел бы нас видеть. Приговор этого самого страшного из Судов не есть прямое следствие не всегда лестного сравнения между мною, каким я должен быть, и тем, какой я есть. Существенным фактором является Дорога.
Месяц элул — дорога обратно, к эталону, к Б-жественному в себе. И пусть не испугает нас её длина. Китайцы говорят: «Дорога в тысячу километров начинается с первого шага.» Евреи же утверждают: «Путь начинается с желания идти.» Духовное положение еврея — это не моментальный снимок, а тенденция. Еврей подобен камню, запущенному из пращи вверх. Либо он поднимается, либо, не дай Б-г, опускается. Объясняя принцип неопределённости Гейзенберга, физики говорят, что электрон нельзя запереть во временно-пространственную клетку. Ещё менее совместим с любого вида духовными оковами наделённый свободой выбора человек.
Десять дней от Дня суда (Рош hа-Шана) до Дня искупления (Йом hа-Кипурим или, что привычнее русскоязычному уху, Йом-Кипур) — это десять дней, на которые год лунный короче года солнечного. Солнечный цикл — символ раз навсегда заданного порядка. Луна-месяц (на иврите ходеш) — символ обновления ( хадаш — новый). Приговор Дня Суда подлежит пересмотру в случае появления за время этой судьбоноснейшей декады новых обстоятельств — новых желаний. Йом hа-Кипурим — день, когда наша принадлежность этому миру перестаёт быть очевидной. Еврейский обычай неношения кожаной обуви в этот день связан именно с таким его пониманием. В этот День нам некуда, Б-же упаси, спешить и даже совершенно не нужно идти. Все наши помыслы и желания связаны домом молитвы. Эти 25 часов мы полностью принадлежим Всевышнему. Такая внутренняя переориентация и есть основной довод в пользу пересмотра неблагоприятного приговора-подытоживания года прошедшего.
Очищение посредством Дня искупления — Субботы суббот, по определению мудрецов, — даёт евреям силы для построения суки. Сука (от корня сах — итог) создаёт осязаемое ощущение зыбкости, временности всего материального. Духовность итога всей нашей жизни в праздник Сукот ощущается телом, которое оказывается благодаря шалашу доступным всем стихиям. Итак, в День суда — приговор выносится. В День искупления — утверждается. В последний день Сукота — hошана раба — отсылается. Поэтому желают друг другу в Рош hа-Шана: Лэ-шана това тикатеву вэ-тихатему лэ-алтар лэ-хаим товим! (В добрый год будьте записаны и утверждены для хорошей жизни!) за столом: Шана това у-метука! (Доброго и сладкого года!) в Йом-Кипур: Гмар хатима това! (Заверши добрым решением!) в Сукот: Хаг самеах! (Весёлого праздника!) в hошана раба: Питка това! (Хорошего послания!)
Путь Торы значительно короче обычного путиКомментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Далее
Хотите учиться?
INSTAGRAM
Подписывайтесь на меня в Instagram! Имя пользователя: mmgitik