Поиск истины в рамках общей концепции смысла жизни.
Или всё-таки чудеса? Сколько их было на самом деле? Прочитав этот вовсе не притязательный заголовок, вы привычно представили себе огонь, масло, греков. Но речь пойдёт о другом. Сколько было ханукальных чудес? Ведь кроме чуда со светильником-менорой в Храме было ещё чудо победы Макабим (Макавеев) над греками. В специальном благословении, добавляемом к молитве: «в те дни, в это время», — говорится о чуде победы и почему-то не упоминается чудо светильника. А в благословении при зажигании ханукальных свечей, наоборот, «стыдливо» замалчивается чудо победы. Для решения задачи о количестве чудес вспомним, что заставило плюралистов-греков вести беспрецедентную в древнем мире религиозную войну на уничтожение иудаизма.
Чем так уж помешала эллинизму еврейская концепция Б-жественного? Если отбросить христианский фильтр оглупления греческой религии (помните классическое: «Конкурента надо обойти, а морду ему пощупать мы всегда успеем»?) и взглянуть на греческие верования непредвзято, то придётся признать, что греки исповедовали... Гуманизм. С их точки зрения, нет в этом мире ничего выше человека, и олимпийские боги были реализацией этого принципа. Самое высокое в человеке — эмоции, мысли, оттенки настроений — заслуживало поклонения, и в соответствии с ним шёл человек греческого мировоззрения: в храм пенорождённой Афродиты — признать неодолимость основного инстинкта, в храм Вакха — ощутить невероятную лёгкость, сопутствующую опьянению или даже в храм Афины Паллады — вкусить сладчайшие плоды человеческого разума. Именно так, по-настоящему красиво и разнообразно, выглядела греческая религия, очень обидно обозванная конкурентами-христианами идолопоклонством. Но как в эту гармонию Человека помещается идея вечности, Б-жественности, абсолютности, идея чуда. наконец? Естественно, никак! И потому чудо победы над греками не было просто победой малых над многими, слабых над сильными. Ведь победа в партизанской войне, которую вели Макабим, вовсе не означает победы в еврейском смысле этого слова над эллинизацией. И, следовательно, чудо светильника в Храме было вовсе не лишним. Смысл чуда светильника — наглядная демонстрация правоты еврейской позиции, то есть существования абсолютного, неограниченного.
Само слово ханука, означающее обновление, есть утверждение экзистенциальности чуда — явления нового, доселе небывалого. Чудо не просто не укладывается в греческую концепцию ограниченной полноты этого мира. Оно её уничтожает. И кажущаяся возможной гармония человека, замкнутого в себе, оспаривается не только трудностями жизненного пути и смертью, его венчающей, но и — самое главное — отсутствием власти человека над собственной жизнью. (Помните — «Проблема не в том, что человек смертен, а в том, что он смертен внезапно»?) Чудеса Хануки (чудо светильника и чудо победы) — дополняющие друг друга материальный и духовный аспекты Б-жественного провидения. Отсюда разделение: в молитве подчёркнут физический аспект — победа, а в материальном зажигании — духовный. С праздником Хануки вас, дорогие читатели! С праздником Света и Обновления! С праздником существования чуда!
Менахем-Михаэль ГИТИК Будем благодарны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях:
Путь Торы значительно короче обычного путиКомментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Далее
Хотите учиться?
INSTAGRAM
Подписывайтесь на меня в Instagram! Имя пользователя: mmgitik