Суббота, 17.11.2018, 15:29
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

МЕНЮ САЙТА
Помощь
МИНИ-ЧАТ
500
 Каталог статей
Главная » Статьи » Национальный Алеф-Бет

Чего стоит день рождения.

Чего стоит день рождения.

Песах – день рождения Израиля

 

 

Наше отрицательное отношение ко дню рождения во многом связано с устоявшимся мнением, что единственное упоминание Пятикнижия о сем знаменательном событии – «как на фараоновы именины» – «и было в третий день, день рождения фараона» (Бе-рейшит, 40:20). Но поколебать это отношение весьма просто – достаточно вспомнить о мерзейшем Ґамане и его жребии. Ґаман ґаАгаги, сообщает мидраш, не на шутку обрадовался, обнаружив, что окончательное решение еврейского вопроса выпало на месяц адар; еще бы, ведь это был месяц смерти Моше Рабэйну. Но, продолжает мидраш, не было известно Ґаману, что седьмое адара не только день смерти, но и день рождения нашего учителя!

Как однозначно следует из мидраша – день рождения исключительно счастливый день, по крайней мере, день рождения Моше. На это намекает и Тора: «И забеременела жена и родила сына, и увидела его, что хорош он» (Шмот, 2:2) – устная традиция объясняет, что рождение Моше наполнило весь дом светом. Вспомним и о недельной главе «Тецаве», в которой не упомянуто имя Моше, и которая обычно читается именно в неделю, на которую выпадает седьмое адара. Просьба Моше Рабэйну «сотри меня из этой Книги», интерпретируется Савраньским ребе как абсолютное убирание себя, и в результате  именно в главе «Тецаве» Моше перестает быть центральной фигурой Торы, он становится… Ее частью: «А ты прикажи сынам Израиля» (27:20). Моше растворяется в Пятикнижии: «ты» и никакой обособленности!

Но вернемся к отрицательной коннотации дня рождения – «как на фараоновы именины». Если в рамках стереотипного восприятия посмотреть на толкование снов пекаря и виночерпия, то придется признать, что с подобным «пророчеством» и мы могли бы справиться! Ведь в заранее известный день рождения фараона решается судьба смертников. «Три ветви» винограда и «три плетеные корзины на голове моей», к «гадалке не ходи» – это три дня, оставшихся до судьбоносного решения, он же по совместительству, день рождения фараона! Ну, а дальнейшие – «пан или пропал» – так же просто: «и чаша фараона в руке моей, и я взял виноградины и выжал их в чашу фараона» (Шмот, 40:10, 11, 17).

Но приходит рабэйну Бе-хайе и возвращает Йосефу ореол божественного присутствия. «День рождения фараона» (40:20) он понимает буквально – рождение нового фараона – престолонаследника.

Увидеть, что  «в третий день» у фараона родится инфант, и в честь этого события он будет казнить и миловать – безусловный руах ґакодеш Йосефа!

Вернув Йосефу заслуженную репутацию, вспомним «на десерт» о споре школы Шамая и школы Гилеля, завершающем всю Устную Тору (вавилонский Талмуд, трактат «Нида»). С помощью этого спора о желательности (или наоборот) рождения, окончательно выясним – так день рождения, это хорошо или не очень? Дадим интерпретацию, отличную от известного нам объяснения Виленского Гаона. Савраньский ребе предлагает «оправдание» дня рождения… днем смерти! Если нам удается, как раби Шимону бар Йохаю, прожить жизнь «чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы», то день рождения (он же день смерти, по совместительству) – настоящий праздник.

В заключение хасидская история. В Люблине, в конце восемнадцатого столетия, проживал раввин, на дух не переносивший хасидизма. Однажды он признался Провидцу из Люблина, что вопреки его неприятию «выпивания» в день йорцайта, в день поминовения Провидца он с удовольствием «сделает ле-хаим»! Провидец ответил: «В день моего йорцайта ты, не то, что вина, воды не сможешь выпить». День ухода Провидца из Люблина оказался 9 ава!

Как известно, с Израилем все будет хорошо. И потому хеппи-энд замысла Вс-вышнего гарантирует праздничность нашего дня рождения, т.е. хаг Песах, кошер и самеах. К сожалению, наша с вами личная судьба не предрешена. А потому, давайте учиться и работать. Чистого и радостного Пейсаха!

М.М.Гитик

Категория: Национальный Алеф-Бет | Добавил: Yael (14.04.2014)
Просмотров: 1156 | Теги: Моше Рабэйну, Песах, день рождения | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2018
Мысли вслух
Два сценария прихода Машиаха Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Увлекательно! Бесплатно! Далее
Хотите учиться?
Новости
Литературные иллюстрации идей Торы [40]
Кухня от кутюр до прет-а-порте [14]
Рубрику Ведет Менахем-Михаэль Гитик
Национальный Алеф-Бет [186]
Политика [10]
Уроки Истории [22]
Горячая точка [11]
Только Для Одесситов [25]
Жизнь Общинная [31]
Еврейство [18]
Иудаизм. От теории к практике [150]
Наука о Смысле Жизни [1]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Корзина
Ваша корзина пуста
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот храм Смысл жизни поиск истины еврей Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие девятое ава тшува Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур Суккот Ваера кабала Тора недельная глава Моше израиль Пурим Шабат рига кишинев ашдод одесса Америка Иерусалимский зоопарк евреи человек М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон Ноах еврейский Свобода Лимуд 2012 киев жизнь добро и зло харьков москва недельные главы Лод