Пятница, 29.03.2024, 06:36
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

Помощь
МЕНЮ САЙТА
МИНИ-ЧАТ
500
 Каталог статей
Главная » Статьи » Национальный Алеф-Бет

Ашер Рохбергер "«Трагедия ошибок», или всегда ли нужно исполнять пророческие сны?"

«Трагедия ошибок», или всегда ли нужно исполнять пророческие сны?

Когда мы в эти недели читаем недельные главы Торы, повествующие нам о взаимоотношениях между Йосефом и остальными членами семьи нашего праотца Яакова, возникает вопрос, а почему же Йосеф ни разу не пытался связаться со своей семьей и сообщить Яакову, что он жив? Ну хорошо, положим, когда он был рабом в доме Потифара, у него не было смартфона. Я даже допускаю, что в египетской тюрьме были проблемы с интернетом. Но став после всего вторым (если не первым) человеком в Египте, у Йосефа были возможности сообщить Яакову о том, что он жив. Даже по тем временам, расстояние между Хевроном, в котором проживал Яаков, и Египтом, занимало 6 дней пути. Это не то чтобы совсем уж непреодолимое расстояние. Караваны преодолевали гораздо большие расстояния.

Разумеется, то, что Йосеф не связался со своей семьей, не случайно. Тора нам не указывает причину этого и поэтому многие комментаторы пытались объяснить такое поведение Йосефа. Я предлагаю рассмотреть четыре точки зрения, принадлежащие комментаторам, жившим в разное время: Рамбан, рав Ицхак Арама (автор комментария «Акедат Ицхак»), Абарбанель и рав Йоэль бин Нун (йешива «Ар Эцион и колледж Херцог в Алон Швуте).

По мнению Рамбана, причиной подобного поведения Йосефа были его сны. Он знал, что эти сны пророческие и что они обязаны исполниться, т.е. и все его братья и отец должны будут преклониться перед ним. Именно поэтому, когда братья приходят первый раз не в полном составе, он не удовлетворяется этим, и вынуждает их, при помощи различных уловок, привести Биньямина. Лишь после того, что осуществляется его первый сон (все братья преклоняются перед ним), он зовет всю семью, включая праотца Яакова, спуститься в Египет и при встрече происходит осуществление второго сна. По мнению Рамбана, то, что Йосеф знал, что его сны пророческие, освобождает его от ожидаемой критики за то, что в течение многих лет он вынуждал своего отца, считать его погибшим, что безусловно очень сильно огорчало его….

Рав Ицхак Арама абсолютно не согласен с вышеприведенным комментарием Рамбана и считает, что никакие пророческие сны не оправдывают такого поведения по отношению к отцу. По его мнению, Йосеф обязан был вести себя, как ожидается от сына в данной ситуации, опираясь на естественные факторы и ход развития событий. Что же касается пророческих снов, то по мнению рава Ицхака Арама, это уже дело Творца, как их осуществить.

Еще одной причиной, почему, по мнению Абарбанеля, Йосеф так себя вел, было его желание сплотить семью, которая была практически полностью разобщена. Давайте вспомним, что предшествовало продаже Йосефа в семье Яакова. У Яакова умирает его любимая жена, Рахель и после этого он не идет к своей второй жене Лее, а предпочитает служанку. Его первенец Реувен, очень активно вмешивается в эту ситуацию, и как минимум дает Яакову однозначно понять, что в его глазах, да и в глазах остальных детей Леи, Яаков ведет себя неправильно. Шимон и Леви наказывают жителей Шхема, не спросив мнение отца, и косвенно упрекают его в бездействии. Шимон женится на девушка ханаанке, хотя известно, что и Авраам и Ицхак были категорически против смешения с ханаанцами. Мы знаем, какую ненависть питали братья к Йосефу и как они себя вели перед его продажей. Уже после его продажи, Тора рассказывает нам об истории Йехуды и Тамар, которая хоть и закончилась хеппи-эндом, но сама по себе очень неоднозначна.

И вот представьте себе, Яаков получает весточку от любимого сына. Тут надо сделать еще одно отступление. В течение трех поколений в семье праотцев происходил отбор. Были Авраам и Лот, - остался Авраам, у Авраама были Ицхак и Ишмаэль - остался Ицхак. У Ицхака были Яаков и Эсав, остался Яаков. Одним из опасений братьев было то, что Яаков хочет сделать то же самое в их поколении - оставить Йосефа, а всех остальных отсеять. И вот Яаков получает весточку от Йосефа. Какова его возможная реакция? Вполне вероятно, что узнав, что братья сделали с Йосефом, Яаков в порыве гнева действительно изгнал бы их. Таким образом весточка от Йосефа могла бы привести к тому, что не было бы дома Яакова - колен Израиля. Поэтому Йосеф идет на самопожертвование и не сообщает ничего о себе до тех пор, пока не приводит братьев к тому, что они объединяются, и в Египет спускается уже сплоченная семья.

Рав Йоэль бин Нун предлагает еще один сценарий, который можно было бы назвать «трагедия ошибок». Когда мы читаем текст Торы, описывающий все события. Перед нами открывается полная картина происходящего. В то же время все участники событий видят лишь какие-то фрагменты этой картины.

Давайте поставим себя на место Йосефа. Он знает, что братья его ненавидят, он знает, что его отец порицает его за его сны. Он знает, что отец послал его к братьям, и то, что они ему сделали. Что он может думать? Что у отца и братьев был сговор, как от него избавиться, и в его глазах это выглядит вполне логично. Недаром называя своего первенца Менаше, он мотивирует это тем, что он хочет забыть дом отца своего. Он чувствует себя отверженным и с его точки зрения, он начинает в Египте новую жизнь.

Теперь посмотрим на картину с точки зрения братьев. После того, что они бросили Йосефа в колодец, они не знают, что с ним произошло. Они лишь знают, что его нет. Хотя принято считать, что браться продали Йосефа, но реально, по прямому тексту Торы, из колодца его вытащили мидьяниты и продали каравану ишмаэлитов, которые и доставили его в Египет. Помимо всего этого, братья вынуждены сохранять общую тайну перед Яаковом - то, что они сделали с рубашкой Йосефа, чтобы как-то мотивировать его исчезновение.

Лишь только после того, как Йегуда рассказывает Йосефу всю историю, Йосеф понимает, что его предпосылки оказались абсолютно неверными. Это явление очень распространено среди всех нас - когда мы строим отношения с другими людьми, на абсолютно неверных предпосылках.

Безусловно, вышеприведенные комментарии не единственные. То, что их объединяет - это приверженность их авторов прямому тексту Торы и способность и готовность оценивать поведение действующих лиц Торы. Сегодня такое отношение к Танаху достаточно популярно во многих ешивах мира религиозного сионизма, а так же в ассоциирующих себя с ним академических структурах.

По материалам урока рава Йоваля Шерло в йешиват эсдр «Орот Шауль»- Кфар Батья, Раанана.

Ашер Рохбергер

 



Источник: http://shunrasher.livejournal.com/196347.html
Категория: Национальный Алеф-Бет | Добавил: Yael (18.12.2015)
Просмотров: 1061 | Теги: Йосеф, Египет, Ицхк Арама, Абарбанель, Яаков, Йоэль бин Нун, Рамбан | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Мысли вслух
Путь Торы значительно короче обычного пути Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Далее
Хотите учиться?
INSTAGRAM
Подписывайтесь на меня в Instagram! Имя пользователя: mmgitik
Новости
Литературные иллюстрации идей Торы [42]
Кухня от кутюр до прет-а-порте [14]
Рубрику Ведет Менахем-Михаэль Гитик
Национальный Алеф-Бет [253]
Политика [10]
Уроки Истории [22]
Горячая точка [11]
Только Для Одесситов [25]
Жизнь Общинная [31]
Еврейство [18]
Иудаизм. От теории к практике [157]
Наука о Смысле Жизни [1]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот 17 тамуза храм Смысл жизни поиск истины Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур кабала Тора недельная глава галут Моше израиль Египет Пурим Шабат рига кишинев ашдод Америка душа евреи человек молитва М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон С.-Петербург сука Ноах еврейский Свобода урок жизнь добро и зло Гилель харьков москва Лод недельные главы