Суббота, 20.10.2018, 19:48
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

МЕНЮ САЙТА
Помощь
МИНИ-ЧАТ
500
 Каталог статей
Главная » Статьи » Национальный Алеф-Бет

Ашер Рохбергер " От семьи - к народу"

 От семьи - к народу

Первая книга Торы, книга Брейшит рассказывает нам об истории и развитии семьи, семьи наших праотцев. В начале – Авраам, затем Ицхак, а после - Яаков и его сыновья. В конце книги Брейшит, семья вынуждена покинуть Землю Кнаан (она же Земля Израиля, но еще так не называется) и спуститься в Египет. Именно там произойдет её трансформация в еврейский народ.  И уже в начале второй книги Торы, книги Шемот, Тора нам на это намекает.

Каким образом это происходит? При помощи перечисления порядка колен Израилевых. В Торе неоднократно упоминаются перечисления колен. Часто порядок перечисления колен меняется и каждое такое изменение не случайно. Размеры данного материала не позволяют проанализировать все примеры перечисления колен, поэтому я остановлюсь на двух первых, которые как мне кажется, являются одним из косвенных подтверждений преобразования семьи в народ.

Первый раз перечисление колен мы встречаем в конце недельной  главы «Ваигаш» в  46 разделе  (8-27) « И вот имена сынов Исраэля, идущих в Мицраим, - Йааков и его сыны: первенец Йаакова - Реувен.   А сыны Реувена: Ханох и Палу, и Хецрон и Карми. А сыны Шимона: Йемуэль, и Йамин и Оад, и Йахин и Цохар, и Шауль, сын кенаанит.   А сыны Леви: Гершон, Кеат и Мерари. А сыны Йеhуды: Эр и Онан, и Шела, и Перец и Зерах. И умерли Эр в Онан на земле Кенаана. И были сынами Переца Хецрон и Хамул. А сыны Иссахара: Тола и Пува, и Иов и Шимрон. А сыны Зевулуна: Серед и Элон, и Йахлель. Это сыны Леи, которых она родила Йаакову в Падан-Араме, и Дину, его дочь. Всех душ его сынов и его дочерей - тридцать три. А сыны Гада: Цифйон и Хаги, Шуни и Эцбон, Эри и Ароди, и Арэли.  А сыны Ашера: Имна и Ишва, и Ишви, и Бериа, и Серах, сестра их. А сыны Берии: Хевер и Малкиэль. Это сыны Зилпы, которую дал Лаван Лее; своей дочери. И родила она этих Йаакову - шестнадцать душ. Сыны Рахели, жены Йаакова: Йосеф и Биньямин. И родились у Йосефа на земле Мицраима (дети), которых родила ему Аснат, дочь Потиферы, вельможи Она: Менаше и Эфраим. А сыны Бинямнна: Бела, и Бехер и Ашбель, Гера и Нааман, Эхи и Рош, Муним и Хупим, и Ард. Это сыны Рахели, рожденные Йаакову. Всех душ - четырнадцать. А сыны Дана: Хушим. А сыны Нафталя: Йахцэль и Гуни, и Йецер и Шилем. Это сыны Билhи, которую дал Лаван Рахели, своей дочери;  родила она этих Йаакову. Всех душ - семь. Всех душ, идущих с Йааковом в Мицраим, происшедших из чресл его, кроме жен сынов Йаакова, всех душ - шестьдесят шесть.   А сыны Йосефа, которые родились у него в Мицраиме, - две души. Всех душ дома Йаакову пришедших в Мицраим, - семьдесят».

Второй раз это перечисление мы встречаем в самом начале первой главы книги «Шемот» с одноименным названием, глава 1 (1-7). « И вот имена сынов Исраэля, (при) шедших в Мицраим, с Йааковом, каждый с домом своим, пришли они.   Реувен, Шимон, Леви и Йеhуда, Иссахар, Зевyлyн и Биньямин,  Дан и Нафтали, Гад и Ашер. И было всех душ, происшедших от чресл Йаакова, семьдесят душ, а Йосеф (уже) был в Мицраиме.   И умер Йосеф и все его братья, и все то поколение.   А сыны Исраэля плодились и воскишели (во множестве своем), и умножились, и окрепли очень, чрезвычайно, и наполнилась земля (Мицраима) ими». 

При сравнении двух этих отрывков сразу бросаются в глаза несколько различий. Если в первом идет подробное перечисление всех членов семьи Яакова, то второй – перечисляет уже действительно колена и не останавливает наше внимание на конкретных личностях.

Второе отличие- порядок перечисления. В первом отрывке можно выделить два «лагеря»- «лагерь» Леи и «лагерь» Рахели. Во втором же, порядок перечисления другой. В начале перечислены сыновья, рожденные женами Яакова, а потом сыновья их рабынь.

Обратите внимание на первые слова самого первого стиха, которым открывается книга «Шемот»: «И вот имена сынов Исраэля»- Израиля, а не Яакова. Если кто не помнит, наш народ на иврите называется Ам Исраэль (народ Израиля) а не Ам Яаков (народ Яакова).

Кстати, первым, кто определил евреев как народ, были именно египтяне, а конкретно фараон заявивший: ( Шемот 1, 9) «…Вот народ сынов Исраэля больше (числом) и сильнее нас».

Когда Тора описывает увеличение численности народа, она употребляет достаточно редкое выражение «…плодились и воскишели …» (Шемот 1,7).  Это выражение можно сравнить с тремя другими, в которых тоже употребляется императив «плодитесь». Этот императив получили Адам, Ноах и Авраам.

Адам -  Брейшит (1, 28) «И благословил их Б-г, и сказал им Б-г: Плодитесь и умножайтесь, и наполняйте землю, и покоряйте ее, и властвуйте над рыбой морской и над птицей небесной, и над всяким животным, что ползает по земле!».

Ноах – Брейшит (8, 17) «Всякое животное, которое с тобой от всякой плоти, из птицы и из скота, и из всего ползучего, что ползает по земле, выведи с собой, и пусть кишат на земле, и пусть плодятся и умножаются на земле». 

Авраам - Брейшит (13,15-16) «Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам ее, и твоему потомству навеки. И сделаю потомство твое (несметным) как прах земной.»

Брейшит (15, 5) «И Он вывел его наружу и сказал: Взгляни же на небо и сочти звезды. Можешь ли счесть их? И сказал Он ему: Таким будет потомство твое». 

Почему же еврейский народ становится народом именно в изгнании? Тут можно привести много объяснений.  Остановлюсь лишь на одном. Помимо того, что это было исполнением Божественного обещания Аврааму (см. Брейшит гл.15), Египет можно представить как некий плавильный котел, в котором из семьи, из клана должно было получиться не просто огромное количество людей (около двух миллионов человек вышли из Египта и, по мнению мудрецов это была только пятая часть всех евреев, которые там были), но и превратиться в единый народ, способный услышать прямое обращение к себе от Творца, на Синае и унаследовать Землю Израиля.

Вот как на первый взгляд «малозначительные» технические подробности, записанные в Торе, описывают исторические процессы, длившиеся не одну сотню лет.

Идеи взяты из урока рава Итамара Эльдара из йешивы «Орот Шауль» (Кфар Батья, Раанана)

Ашер Рохбергер

Категория: Национальный Алеф-Бет | Добавил: Yael (04.01.2016)
Просмотров: 486 | Теги: Праотцы, колена Израилевые, семья, Тора | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2018
Мысли вслух
Два сценария прихода Машиаха Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Увлекательно! Бесплатно! Далее
Хотите учиться?
Новости
Литературные иллюстрации идей Торы [40]
Кухня от кутюр до прет-а-порте [14]
Рубрику Ведет Менахем-Михаэль Гитик
Национальный Алеф-Бет [185]
Политика [10]
Уроки Истории [22]
Горячая точка [11]
Только Для Одесситов [25]
Жизнь Общинная [29]
Еврейство [18]
Иудаизм. От теории к практике [148]
Наука о Смысле Жизни [1]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Корзина
Ваша корзина пуста
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот храм Смысл жизни поиск истины еврей Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие девятое ава тшува Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур Суккот Ваера кабала Тора недельная глава Моше израиль Пурим Шабат рига кишинев ашдод Америка Иерусалимский зоопарк евреи человек М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон сука Ноах еврейский Свобода Лимуд 2012 киев жизнь добро и зло харьков москва недельные главы Лод