О кубке Йосефа
После многолетней разлуки, связанной с продажей Йосефа в рабство, происходит встреча Йосефа с братьями, в которой очень важную роль играет его кубок. Для чего потребовалось Йосефу прятать свой серебряный кубок в мешке Биньямина, чтобы обвинить его потом в краже?
На этот вопрос у комментаторов нет ясных ответов. По мнению РаМБаНа, Йосеф пытается при помощи этого трюка не осуществить свои сны, а полностью разорвать свою связь с братьями, и остаться одному с Биньямином. В подтверждение этой идеи, РаМБаН опирается на слова самого Йосефа, сказанные им братьям (Брейшит 44,17) «…муж, в чьих руках найден кубок, он будет мне рабом. Вы же взойдите с миром к отцу вашему…». Если бы не речь Йегуды и его готовность к самопожертвованию, братья вернулись бы к Яакову в землю Ханаан, а Йосеф остался бы с Биньямином в Египте.
РаМБаН все-таки не удовлетворяется подобным объяснением и пытается объяснить действия Йосефа намерением проверить преданность братьев Биньямину. Йосеф подозревает, что браться будут ревновать Биньямина к их отцу, как ревновали его, и поэтому он не хотел, чтобы Биньямин возвращался с ними, опасаясь, чтобы они не нанесли ему вред, пока не убедился в их любви к нему (РаМБаН на Брейшит 42,9).
Йосеф не только проверяет преданность братьев Биньямину, но также дает им возможность искупить свою вину по отношению к нему. Проверяя братьев на их отношение к Биньямину, Йосеф хочет убедиться, сделали ли они тшуву, относительно их отношения к нему.
Автор комментария «Акедат Ицхак» полностью отрицает подход РаМБаМа. По его мнению, сны Йосефа не предназначались к осуществлению, но даже если это было и так, то автор комментария «Акедат Ицхак подчеркивает, что это не оправдывает поведение Йосефа по отношению к Яакову.
По мнению профессора Нехамы Лейбович, основанному на многих примерах из Танаха, сны предназначались к осуществлению, и она не принимает мнение «Акедат Ицхак». В то же время, она не согласна с комментарием РаМБаМа, считая, что Йосеф должен был найти возможность осуществления своих снов без того, чтобы так огорчать своего отца.
Нехама Лейбович, подобно РаМБаНу, Абарбанелю и «Акедат Ицхак», приходит к тому, что Йосеф изначально действовал, с целью проверить совершили ли его братья Тшуву и возможно дать братьям возможность полностью искупить их вину самопожертвованием по отношению к Биньямину.
Мнения, по которому целью Йосефа было полностью порвать связь с братьями, высказанное равом др. Йоелем Бин Нуном в журнале «Магадим» (алеф) базируется на предположении, что Йосеф ошибочно считал, что он отторгнут из отцовского дома, подобно Ишмаэлю и Эсаву, и его продажа была совершена с ведома Яакова. Тот факт, что его отец сам послал его к братьям, вызывает у Йосефа подозрение, что Яаков планировал, что братья отдалят его от дома. Поскольку он не знал об обмане братьями Яакова с окровавленной рубашкой, он не понимал, почему Яаков не выкупает его или не ищет. Таким образом, он пришел к выводу, что по видимому Яаков убедил братьев, что нет другого выбора, кроме как отдалить Йосефа, подобно Ишмаэлю и Эсаву.
Исходя из этих предпосылок, Йосеф ошибочно считает, что он должен построить свою жизнь вне отчего дома, свидетельством чему является имя его старшего сына Менаше (Брейшит 41,51) «И нарек Йосеф имя первенцу "Менаше": ибо дал забыть мне Б-г всю мою тягость и все (в) доме отца моего».
Еще одним свидетельством попытки Йосефа забыть отчий дом можно считать то, что когда он упоминает о своем желании освободиться из тюрьмы, он ни разу не упоминает желание вернуться на родину и в отчий дом . Вообще нигде нету никакого намека на то, что он хотел бы вернуться на родину. Лишь перед смертью он просит братьев перенести его останки в Эрец Исраэль и там же упоминается его стремление покинуть Египет (Брейшит 50, 24) «И сказал Йосеф братьям своим: Я умираю. И Б-г помянет, помянет вас, и возведет вас из этой земли на землю, которую Он клялся (дать) Аврааму, Ицхаку и Яакову.» Все это еще больше усиливает мнение, по которому Йосеф решил не покидать Египет и не возвращаться на родину.
Йосеф понимает, что все его предположения были ошибочны, только, когда слышит слова Йегуды (Брейшит 44,28) «И ушел один от меня и сказал я: Верно, растерзан, растерзан он. И я не видел его доныне».
Профессор Давид Хеншке находит подтверждение этой идеи в мидраше Танхума на главу (Вайешев 8,8): «Когда Йосеф увидел свой большой успех в доме Потифара, он начал есть, пить, завивать волосы и говорил: «Слава Б-гу, что он дал мне забыть дом отца моего». Когда братья приходят к Йосефу, у него по мнению профессора Хеншке, появляется идея использовать это для того, чтобы получить к себе Биньямина, используя трюк с кубком, и оставить его у себя. Таким образом, он хотел построить вместе с Биньямином семью в Египте и забыть про остальную семью. И только Йегуда, описав страдания Яакова, приводит Йосефа к тому, что не только браться совершают тшуву, но и сам Йосеф, и благодаря этому вновь объединяется дом Яакова.
Йосефу было так же важно проверить, что думают братья о Биньямине, в момент, когда кубок обнаруживается в его мешке. Будут ли они подозревать Биньямина в краже или будут считать, что речь идет о навете.
С одной стороны, есть мнение наших мудрецов, что, когда кубок был найден у Биньамина, братья сказали: «Ты вор, сын воровки», но с другой стороны, все что делает Йосеф должно привести братьев к осознанию того, что не Биньямин украл кубок, а все происходящее является наказанием свыше. И действительно на определенном этапе браться начинают это осознавать. Брейшит (44,16) «И сказал Йеґуда: «Что сказать нам вашему господину, что нам говорить и чем нам оправдаться! Б-г нашел вину за твоими рабами»».
У истории с кубком есть продолжение. Сборник мидрашей «Амидраш агадоль» описывает нам, что произошло с серебряным кубком Йосефа во время исхода из Египта (стр.887). Моше Рабейну взял этот кубок и разрезал его на 4 части. На одной он нарисовал льва, на другой быка, на третьей орла и на последней – человека. Он взял все это на берег Нила в глубине которого был саркофаг Йосефа, в начале он бросил в воду кусок с изображением льва и сказал: «Пришло время освобождения Израиля», Б-жественное присутствие, облака Славы и народ Израиля ждут тебя. После этого, он бросил куски с изображением быка, орла и после того, что бросил кусок с изображением человека, саркофаг Йосефа всплыл на поверхность воды.
По мнению «Среднего Адмора», рабби Дов Бера Шнеерсона из Любавичей, в комментарии на недельную главу Микец, нужно различать между стаканом и кубком. Стакан предназначен доя того, чтобы в него наливали жидкость, а из кубка из кубка жидкость разливают. Кубок Йосефа символизировал милосердие и изобилие, которое было у Йосефа и поэтому он был серебряным, поскольку серебро отождествляется в кабале с источником милосердия. Йосеф хотел спрятать кубок мешке Биньямина, чтобы распространить на него милосердие, и чтобы он был защитой еврейскому народу, когда они спустятся в Египет.
Источник: http://shunrasher.livejournal.com/205766.html |