Четверг, 18.10.2018, 14:24
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

МЕНЮ САЙТА
Помощь
МИНИ-ЧАТ
500
 Каталог статей
Главная » Статьи » Национальный Алеф-Бет

Ашер Рохбергер "Молитва «Ав арахамим» от прошлого к будущему"

Молитва «Ав арахамим» от прошлого к будущему

В эти дни, когда наш народ вспоминает и жертв Катастрофы и павших солдат и жертв террора, а все это происходит в дни отсчета омера, в нашей еврейской литургии есть молитва, которая, на мой взгляд, объединяет все эти события.

Молитва «Ав арахамим» была составлена в память о евреях, погибших во время погромов средневековья, и её читают по шаббатам после чтения недельной главы Торы. Этой молитвы нету в сидурах Рамбама и Абудархама и других сефардских сидурах. Она была составлена во время крестовых походов, сопровождавшихся погромами, постигшими еврейские общины Шпреи, Вормса и Магенца в 1096 и общины Франции, Англии и других городов Германии в 1146 годах. Эти погромы происходили в дни отсчета Омера. Первоначально её читали в ашкеназских общинах в дни счета Омера в шаббат перед Шавуотом, а так же в шаббат Хазон - шаббат перед 9-ым ава. Позже её стали читать почти во все шаббаты, кроме тех случаев, когда они сопровождаются радостными событиями. Первое упоминание об этой молитве было обнаружено в книге немецкой общины Вормса вместе с упоминанием имен погибших в погромах. Одним из возможных её авторов считается рабби Йегуда аХасид. Вот текст этой молитвы:

«Отец, преисполненный милосердия, обитающий в высотах, - по великой милости Своей пусть вспомнит Он с состраданием о благочестивых, прямодушных и непорочных – все общины святых, отдавших свои жизни для освящения имени Всевышнего. Любимые и угодные при жизни, - и после смерти не разлучались они с Богом. Стремительны, как орлы и могучи словно львы, были они, исполняя волю Творца своего, желание своего Создателя. Да вспомнит Бог наш благосклонно и их и всех праведников мира и отомстит на глазах наших за пролитую кровь рабов Своих, - как написано в Торе Моше, избранника Бога: «Ликуйте, все колена Израиля, народа Его! Ибо отомстит он за кровь рабов Своих, обрушит возмездие на их врагов и утешит землю Свою и народ Свой». И написано пророками, рабами Твоими: «И прощу Я, но крови не прощу», - слова Господа, обитающего в Сионе». И в святых Писаниях сказано: «Зачем допускать, чтобы народы говорили: «Где же Бог их?» Пусть станет известно об этом народам и да увидим мы это своими глазами: отмщение за пролитую кровь рабов Твоих». И сказано: «Ибо Он взыскивает за кровь и помнит о ней, не забывает стоны страдальцев». И сказано: «Будет судить Он народы за великое множество убитых ими, покарает правителей могущественных государств, которые гордятся тем, что пьют из реки изобилия, протекающей по их земле».

Поскольку в тексте молитвы очень много ссылок из Танаха, его нельзя понять без того, чтобы ознакомиться с этими цитатами и комментариями к ним.

«Отец, преисполненный милосердия, обитающий в высотах…»- наше обращение к Творцу, проявляющему милосердие.

«…по великой милости Своей пусть вспомнит Он с состраданием о благочестивых, прямодушных и непорочных…»- пожелание помнить и проявить милосердие ко всем индивидуумам.

«…все общины святых, отдавших свои жизни для освящения имени Всевышнего…»- а так же целые общины, которые отдали свою жизнь, освящая имя Творца.

«…Любимые и угодные… исполняя волю Творца своего, желание своего Создателя»- основанием этого отрывка является плач Давида по Шаулю и Йонатану [Шмуэль 2 (1, 23)]. В отличие от первоисточника, прославляющего Шауля и Йонатана за их физический героизм в войне, текст молитвы восхваляет общины за их духовное мужество и готовность к самопожертвованию.

«Да вспомнит Бог наш благосклонно и их и всех праведников мира и отомстит на глазах наших за пролитую кровь рабов Своих»- в этой молитве есть две основные идеи - память и возмездие. Далее приводятся отрывки из Танаха, подтверждающие, что это является обещанием самого Творца в Торе, Пророках и Писаниях - тройное обещание, которое невозможно нарушить.

«Ликуйте, все колена Израиля, народа Его! Ибо отомстит он за кровь рабов Своих, обрушит возмездие на их врагов и утешит землю Свою и народ Свой» (Дварим 32,43)- народы мира в будущем сами будут прославлять Творца за то, что он совершает суд и возмездие за пролитую кровь Его рабов.

«И прощу Я, но крови не прощу», - слова Господа, обитающего в Сионе» (Йоэль 4, 21). Этот стих завершает подробное пророчество о грядущем возмездии, ожидающем все те народы, которые причиняют зло народу Израиля. И в конце времен, после окончательного освобождения, будет восстановлен Иерусалимский Храм.

«Зачем допускать, чтобы народы говорили: «Где же Бог их?» Пусть станет известно об этом народам и да увидим мы это своими глазами: отмщение за пролитую кровь рабов Твоих» (Теилим 79, 10)- сейчас другие народы могут спрашивать, где же еврейский Бог и почему Он не предотвращает страдания Его народа, но в конце дней они увидят, как Он творит возмездие.

«Ибо Он взыскивает за кровь и помнит о ней, не забывает стоны страдальцев» (Теилим 9, 13). Творец всегда взыскивает кровь убитого с убийцы и никогда не забывает страдание жертв.

«Будет судить Он народы за великое множество убитых ими, покарает правителей могущественных государств, которые гордятся тем, что пьют из реки изобилия, протекающей по их земле» (Теилим 110, 6-7)- Творец накажет врагов Израиля и размозжит их головы так, что их кровь будет течь подобно водам реки.

С одной стороны, эта молитва является связующим звеном между трагическими событиями нашей истории - от погромов первого крестового похода через погромы Хмельницкого и до Катастрофы, но с другой стороны, сегодня возникает вопрос о её релевантности в нашем поколении. Создание государства Израиль кардинально изменило систему взаимоотношений между нами и остальными народами. Сегодня уже не идет речь о еврейском народе, как об разрозненных общинах в диаспоре, полностью зависимых от окружающих народов без какой либо возможности самозащиты. Слава Богу сегодня ситуация изменилась. Мы живем в суверенном государстве, обладающем современной боеспособной армией. Наверное, не случайно вместе с этой молитвой мы произносим так же и молитву за благополучие государства Израиль, в которой сказано «… Укрепи руки защитников Святой земли нашей и дай им, Бог наш, Избавление, и увенчает их венец победы! И дай мир стране и вечную радость её жителям! И братьев наших, весь дом Израиля, вспомни во всех странах их рассеяния, и поведи их вскоре с достоинством в Сион - город Твой, и в Иерусалим - обитель Имени Твоего…»

 



Источник: http://shunrasher.livejournal.com/190341.html
Категория: Национальный Алеф-Бет | Добавил: Yael (17.04.2015)
Просмотров: 699 | Теги: Ав арахамим, погромы, Крестовые походы, Сфират аОмер, катастрофа | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2018
Мысли вслух
Два сценария прихода Машиаха Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Увлекательно! Бесплатно! Далее
Хотите учиться?
Новости
Литературные иллюстрации идей Торы [40]
Кухня от кутюр до прет-а-порте [14]
Рубрику Ведет Менахем-Михаэль Гитик
Национальный Алеф-Бет [185]
Политика [10]
Уроки Истории [22]
Горячая точка [11]
Только Для Одесситов [25]
Жизнь Общинная [29]
Еврейство [18]
Иудаизм. От теории к практике [148]
Наука о Смысле Жизни [1]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Корзина
Ваша корзина пуста
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот храм Смысл жизни поиск истины еврей Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие девятое ава тшува Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур Суккот Ваера кабала Тора недельная глава Моше израиль Пурим Шабат рига кишинев ашдод Америка Иерусалимский зоопарк евреи человек М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон сука Ноах еврейский Свобода Лимуд 2012 киев жизнь добро и зло харьков москва недельные главы Лод