Четверг, 18.04.2024, 21:31
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

Помощь
МЕНЮ САЙТА
МИНИ-ЧАТ
500
 Каталог статей
Главная » Статьи » Национальный Алеф-Бет

Ашер Рохбергер "Храм, Пурим и единство народа"

Храм, Пурим и единство народа

Шабат недельной главы Тецавэ (28 февраля 2015\9 адара 5755) называется так же «Шабат Захор». В этот шабат помимо обычной недельной главы мы читаем отрывок «Захор» (Дварим 25, 17-19) в которой говорится о заповедях связанных с Амалеком: « Помни, что сделал тебе Амалэк на пути, когда выходили вы из Египта. Как он встретил тебя на пути и перебил позади тебя всех ослабевших, а ты был изнурен и утомлен, и не побоялся он Б-га. И вот, когда успокоит тебя Г-сподь, Б-г твой, от всех врагов твоих со всех сторон, на земле, которую Г-сподь, Б-г твой, дает тебе в удел для владения ею, сотри память об Амалэйке из поднебесной; не забудь». Так как еврейская традиция проводит прямую связь между Амалеком и главным отрицательным героем событий Пурима - Аманом, то этот отрывок всегда читают в Шабат, предшествующий Пуриму.

Почему же Аман предложил царю Ахашверошу именно 10000 слитков серебра за право уничтожить еврейский народ (Свиток Эстер 3, 9) «Не угодно ли будет царю (дать) предписание уничтожить их? А я отвешу в руки служителей (царя) десять тысяч талантов серебра, чтобы внести в казну царскую». Нередко, когда мы читаем в Танахе о тех или иных «технических подробностях» мы не задумываемся о том, что они никогда не бывают случайными, и за ними может скрываться важный духовный смысл.

Существует прямая связь между праздником Пурим, Амалеком и ежегодным приношением половины серебряного шекеля в Храм.

Мишна в трактате Шкалим (1,1) говорит о том, что начиная с первого Адара, объявляют во всех городах Израиля о ежегодном сборе половины серебряного шекеля, т.к. начиная с первого нисана необходимо приносить постоянные общественные жертвы из вновь собранных денег. Поэтому об этом объявляют за 30 дней, то есть, начиная с первого адара. Для чего Тора заповедовала нам ежегодный сбор половины серебряного шекеля для Храма?

В начале недельной главы «Ки Тиса» (книга Шемот, 30) предписана обязанность ежегодного приношения в Храм "половинки шекеля", вне зависимости от материального благосостояния человека. В это было отличие между собиранием половины шекеля (регрессивный налог) и другими видами налогов, носивших прогрессивный характер. "Сефер аХинух" в объяснении этой заповеди (заповедь 105) пишет, что Творец хотел блага для всего еврейского народа, и удостоить всех равного участия в храмовых жертвоприношениях, чтобы показать, что и бедный и богатый одинаково равны и важны Ему.

Наши мудрецы передали нам традицию, в соответствии с которой, Моше не знал, как должна выглядеть монета в половину шекеля, пока Творец ему не показал огненную монету. Возникает вопрос - а в чем была сложность для Моше, ведь в то время прекрасно знали, как печатать монеты? Объясняет рав Шломо Алькабец (Цфат, 16 век), что «половина шекеля» намекает на то, что любой человек представляет собой только половину целого. Лишь соединяясь с другим можно достигнуть совершенства. Из этого комментария понятно, в чем была трудность Моше с половиной шекеля - потому что он намекает на единство, которого очень тяжело достигнуть, и это то, что мы видим сегодня и свидетельством этому является еще не отстроенный Третий Храм (как известно Второй был разрушен из – за беспричинной ненависти). В соответствии с еще одним объяснением - половина намекает на то, что мы являемся лишь половиной без Творца. По мнению рава Леванона, можно объединить два этих комментария в один: невозможно достигнуть единства еврейского народа без его связи с Творцом, вера в которого объединяет всех нас. Половина шекеля напоминает нам, что мы не одни, и вокруг нас есть другие люди, без которых мы не можем существовать. Это понимание влияет на связь между людьми и усиливает чуткость каждого еврея к другому еврею.

Собранные деньги служили для покупки жертвенных животных для двух обязательных ежедневных жертвоприношений ("курбан атамид") (Бемидбар 28, 1-8), "И Г-сподь сказал Моше, говоря: Прикажи сынам Исраэйля и скажи им: приношение Мне, хлеб Мой для возжиганий Мне в приятное благоухание Мне, соблюдая, приносите Мне в свое время. И скажешь им: вот всесожжение, которое вы должны приносить Г-споду: агнцев годовалых без порока двух на день, во всесожжение постоянное. Одного агнца приноси утром, а другого приноси в сумерки. И в дар десятую часть эйфы тонкой пшеничной муки, смешанной с четвертью ина выбитого елея. Это - всесожжение постоянное, какое совершено было при горе Синае, в приятное благоухание, в возжигании Г-споду. А в возлияние к нему - четверть ина на одного агнца; на святом месте возливай возлияние шейхара Г-споду. А другого агнца приноси в сумерки; подобно утреннему дару и его возлиянию, приготовляй в возжигание, в приятное благоухание Г-споду".

Постоянное жертвоприношение "курбан атамид"- наиболее важное из всех видов жертвоприношений, благодаря тому, что оно наиболее частое - ежедневно в течение года приносилась постоянная жертва, как сказано выше. Поэтому этот вид жертвоприношения символизирует неразрывную связь между еврейским народом и Творцом. Весь еврейский народ принимал участие в этом жертвоприношении и поэтому оно символизирует единство еврейского народа. Поскольку еврейский народ подобен сердцу относительно других народов, приношение этого жертвоприношения выражало единство Творца, и благодаря нему весь мир был связан через одно постоянное жертвоприношение со своим жизненным источником (Маараль, Натив аАвода, 1).

Сбор половины шекеля и постоянное жертвоприношение символизировали важность единства всего еврейского народа в глазах Творца. Наши мудрецы объясняют, что в слове "цибур", обозначающем общество на иврите, скрыты намеки на три части составляющих любое социальное общество: цадиким - праведники, бейнониим - средние, обычные люди и рашаим - злодеи. И даже от злодеев нельзя отмахнуться, поскольку они часть народа. Когда мудрецы Мишны обсуждали общественные посты, они постановили что "общественный пост, в котором не участвуют злодеи \ преступники Израиля, не является общественным постом".

Прекращение жертвоприношения явилось одной из пяти причин, в связи с которой мудрецами был установлен пост 17 таммуза (Мишна Таанит 4,6). Сегодня мы читаем о постоянном жертвоприношении во время чтения отрывков о жертвоприношениях в утренней и дневной молитвах. Так же наши мудрецы установили наши обязательные ежедневные молитвы исходя из порядка жертвоприношений в Храме (ВТ Брахот 26), основываясь, в том числе на стихе из книги пророка Ошеа (14, 3) "и (вместо) быков принесем (слова) уст наших".

Кроме того, деньги так же шли для "бедек абайт", то есть текущие нужды Храма (ремонт, приобретение утвари, одежды для коэнов, и т.п.). Интересно, что Рамбам в "Ильхот Меила" (5,15) указывает, что помимо полушекелей, которые должны были приносить евреи, деньги на бедек а байт могли жертвовать так же и не евреи, включая идолопоклонников.

Ежегодное пожертвование половинок шекеля подвигало народ на осознание важности щедрости. Даже если человек очень ценил свое богатство, ежегодное пожертвование половины шекеля позволяло ему возобладать над этим и совершать духовную работу, не только используя силы духа, но и материальный достаток.

Еще одной функцией сбора половины шекеля было проведение таким образом   (поскольку евреев поголовно не считают) подсчета военнообязанных мужчин (воинская повинность началась с 20 лет) (Бемидбар 1,3) от двадцати лет и выше, всех, поступающих в войско в Исраэйле, исчислите их по их ополчениям, ты и Аарон".

Прежде всего, сами шекели были серебряными. Рамбам в "Мишне Тора" (в Книге Времен в Законах о Шекелях, раздел 1, законы 1-5) пишет, что вес шекеля, упоминающегося в Торе, равнялся весу 320 зерен ячменя. Во времена мудрецов Мишны и Талмуда, его вес приравнивали к весу монеты, называющейся села и использовавшейся во времена Второго Храма. После этого шекель стал весить как 384 зернышка ячменя (я не знаю из- за чего мудрецы добавили вес шекелю, и пока не нашел этому объяснение).

Рамбам предлагает еще одну систему подсчета веса шекеля. Шекель состоял из более мелких единиц, которые назывались гера, и в одном шекеле было 20 гера. Каждое гера по весу равнялось 16 зернышкам ячменя. Таким образом. И по этой системе у нас получается тот же результат.

А теперь перейдем к простой математике. Начнем с системы ячменных зернышек. По данным, приводимым равом Иехудой аЛеви Амихаем из Института Торы и Земли Израиля, вес одного ячменного зернышка равняется 0.05 грамм. Умножаем это на 384 (количество ячменных зернышек, соответствующих одному шекелю) и получаем 19.2 грамм серебра. А теперь попробуем через геры. Если в одном шекеле 20 гер, то его половина составляет 10 гер. Соответственно, одна гера это 0.8 грамма. Если мы добавляем 20%, которые были добавлены мудрецами, то получим что один серебряный шекель весил 19.2 грамма.

Мудрецы Талмуда в Трактате Мегила (лист 13) не удовлетворяются всем вышесказанным и приводят дополнительную причину для чтения отрывка «Шкалим»: «Сказал Рейш Лакиш: Творцу было известно, что в будущем Аман будет взвешивать шекели, чтобы приобрести еврейский народ, как сказано в Свитке Эстер (3,9) «Не угодно ли будет царю (дать) предписание уничтожить их? А я отвешу в руки служителей (царя) десять тысяч талантов серебра, чтобы внести в казну царскую». Поэтому Он сделал так, чтобы шекели евреев опередили шекели Амана, как сказано: «Начиная с первого Адара, объявляют о шекелях». Это объяснение исходит их принципа, в соответствии с которым, Творец не посылает на еврейский народ какую либо напасть без того, чтобы предварительно создать избавление от нее. Мы учим из этого, что противодействием злым планам является использование тех же средств, но на положительные цели, а в данном случае это шекели, жертвуемые на Храм. У нас есть возможность менять реальность, превращая её из отрицательной в положительную, совершая   вроде бы схожий поступок, нос хорошим намерением.

Возникает вопрос, как проявляется избавление в том, что шекели евреев предвосхищают шекели Амана? Как уже отмечалось выше - приношение шекелей в общественную кассу Храма символизирует единство еврейского народа. Это именно то, против чего выступал Аман, говоря (Эстер 3,8) «И сказал Аман царю Ахашвэйрошу: во всех областях царства твоего есть один народ, рассеянный среди народов и обособленный (от них); и законы у него иные, чем у всех народов, а законов царя они не выполняют, и царю не стоит оставлять их (жить в стране)».

Аман считал, что человеческая жизнь лишена всякого смысла и этической ценности. Все покупаемо, еврейский народ разобщен, не имеет своего стержня. Если даже они были когда-то народом с царем и государством, то это все было в прошлом и от него ничего не осталось. В евреях больше нет необходимости. Их богатое духовное наследие ничего не значит без государства, земли и языка, поэтому их можно уничтожить. Мордехай выступает против этой идеологии, напоминая нам, что даже если здание разрушено, то его фундамент вечен. То, что выплавлено из множества половинок, и стало частью повседневной жизни, не может измениться и возобладает над желаниями Амана.

Когда Аман хочет пожертвовать в казну царя Ахашвероша 10000 слитков серебра, э то показывает нам, на какое самопожертвование он готов был идти, чтобы осуществить свой злодейский план. Поэтому еврейский народ должен был противопоставить этому такую же силу самопожертвования, связанную с исполнением заповеди и таким самопожертвованием являлась заповедь о ежегодном сборе половины серебряного шекеля. Пожертвования еврейского народа доказали, что сила их щедрости превосходит силу желания Амана их уничтожить и в этом проявляется связь между половиной шекеля и шекелями Амана. Заслуга ежегодного жертвования половины шекеля помогает уничтожить любые планы злодеев.

После того, что мы поняли намерения Амана, давайте рассмотрим, о чем же шла речь на практике, в том, что касается 10000 слитков серебра.

Что собой представляли слитки серебра (кикар кесеф), упоминаемые в Свитке Эстер? Это мера веса была принята на Ближнем Востоке, у шумеров и в Вавилоне и состояла из 3600 шекелей. В Древней Греции её вес был равен 26 кг. (вес экипировки солдата), а в Древнем Риме 2.83 кг.

Помимо меры веса, понятие слиток или кикар, использовалось в древности для двух видов монет - золотых и серебряных. Слитки золота весили по разным версиям 33кг. или 50 кг., а слитки серебра 26 кг. Примером покупательной способности слитка серебра может служить то, что во время Пелопонесской войны в Древней Греции, за один серебряный слиток можно было нанять корабль с командой на месяц.

Из упоминаний в Танахе следует, что один слиток серебра состоял из 3000 шекелей. В книге Шемот эта мера веса неоднократно используется для описания утвари переносного Храма – мишкана: светильник, менора (Шемот 27,24), столбы (28,27). В первой Книге Царств (Мелахим, 1) (17, 24) упоминается приобретение горы Шомрон за 2 слитка серебра.

Вернемся к Пуриму - понятно, что Аман не случайно предлагает Ахашверошу 10000 слитков серебра. Как уже указывалось выше, один слиток составлял 3000 шекелей а вес одного шекеля- около 20 грам. Таким образом, один слиток серебра весил 60 кг. Аман предлагал царю 10000 таких слитков, другими словами 600000 кг. серебра, или 30 000 000 шекелей.

Еврейский народ состоит из 600000 цельных душ (эти души делятся на многие миллионы более мелких, а как это происходит, это уже вопросы, которыми занимается кабала, и они выходят за рамки данного материала). Тора оценивает взрослого мужчину в том, что касается обетов, в 50 шекелей (Левит\Ваикра 27, 3). Если мы умножим эту сумму на 600000 душ еврейского народа, то получим 30 000 000 шекелей. Что-то напоминает, не правда ли? Совершенно верно, это те же самые 10000 слитков серебра, предложенные Аманом.

А теперь это можно перевести в более привычные нам современные эквиваленты, помня, что стоимость серебра постоянно меняется. На момент написания этих строк (12.02.15), стоимость унции серебра (31.1035 грамм) = 16.94$ или 14.96 евро( без НДС) http://silverprice.org/index.html /. Другими словами, в одной унции серебра 1.5 серебряных шекеля. 1 слиток серебра, состоящий из 3000 шекелей, содержит 2000 унций. Умножаем это на 16.94$ и получаем 33880$ за слиток. В евро это будет 29920 евро.

Так во сколько же Аман оценивал еврейский народ по нынешним ценам? Умножаем полученные результаты из предыдущего абзаца на 10000 и получаем следующие результаты:

в долларах 33 880 000$ , в евро 29 920 000 евро    (без НДС)

Деньги немалые, но, слава Богу, это ему не помогло.

Ашер Рохбергер



Источник: http://shunrasher.livejournal.com/187807.html
Категория: Национальный Алеф-Бет | Добавил: Yael (01.03.2015)
Просмотров: 1287 | Теги: Тецавэ, серебро, храм, шабат Захор, Шекели, Пурим, Аман, Шабат | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Мысли вслух
Путь Торы значительно короче обычного пути Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Далее
Хотите учиться?
INSTAGRAM
Подписывайтесь на меня в Instagram! Имя пользователя: mmgitik
Новости
Литературные иллюстрации идей Торы [42]
Кухня от кутюр до прет-а-порте [14]
Рубрику Ведет Менахем-Михаэль Гитик
Национальный Алеф-Бет [253]
Политика [10]
Уроки Истории [22]
Горячая точка [11]
Только Для Одесситов [25]
Жизнь Общинная [31]
Еврейство [18]
Иудаизм. От теории к практике [157]
Наука о Смысле Жизни [1]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот 17 тамуза храм Смысл жизни поиск истины Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур кабала Тора недельная глава галут Моше израиль Египет Пурим Шабат рига кишинев ашдод Америка душа евреи человек молитва М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон С.-Петербург сука Ноах еврейский Свобода урок жизнь добро и зло Гилель харьков москва Лод недельные главы