«А змей был хитрее всех животных полевых, которых создал Господь . И сказал он жене: Верно, сказал Не ешьте ни от какого садового дерева...? И сказала жена змею: От плодов садового дерева можем есть. Но от плодов дерева, которое среди сада, - сказал , - не ешьте от него, и не касайтесь его, как бы вам не умереть. И сказал змей жене: Преданы смерти не будете. Но знает , что в день, когда станете есть от него, откроются ваши глаза, и будете вы как (и) ведающими добро и зло. И увидела жена, что хорошо дерево для еды и что оно вожделенно для глаз, и желанно дерево для постижения. И взяла она от его плодов и ела, и дала она также мужу своему при ней, и он ел. И открылись глаза у обоих, и они узнали, что наги они. И сшили они листья смоковницы и сделали себе опоясания. И услышали голос Господа а, проходивший по саду в сторону дня, и укрылся человек и его жена от Господа а средь деревьев сада. И воззвал Господь к человеку и сказал ему: Где ты? И сказал он: Голос Твой услышал я в саду и устрашился, ибо наг я, (потому) и укрылся. И сказал Он: Кто поведал тебе, что наг ты? Не от дерева ли, от которого Я велел тебе не есть, ты, ел? И сказал человек: Жена, которую Ты дал, (чтобы ей быть) со мною, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь жене: Что ты сделала! И сказала жена: Змей соблазнил меня, и я ела. И сказал Господь змею: За то, что ты сделал это, проклят ты пред всяким скотом и пред всяким животным полевым; на чреве твоем будешь ходить и прах будешь есть во все дни жизни твоей»
Мы видим, что проявляемая Творцом мера гнева по отношению к промаху Адама и Хавы, связана с нежеланием ими взять на себя ответственность. Адам перекладывает ответственность на Хаву, а Хава на змея, а сами они конечно, ни в чем не виноваты.
Возвращаясь к сотворению человека, можно задать еще один вопрос: зачем Адам и Хава были разделены? Ведь Тора говорит, что человек был создан по образу и подобию Творца, а Он один. И изначально первый человек был создан как единое целое, включавшее в себя как женское, так и мужское начало. Вот как объясняет это рав Кук: «Разделение позволило свободный выбор. Первое Творение человека, как единого целого было совершенным по своей сути, но оно не позволяло свободы выбора. Разделение позволившее свободу выбора, позволило так же ошибаться и совершать проступки. Поэтому Змей, представляющий злое начало появляется сразу после этого разделения.
Когда Творец спрашивает Адама, «Где ты?», Раши объясняет, что Творец прекрасно знает, где находится Адам, но делает это для того, чтобы дать ему возможность ответить, а не наказывать его сразу.
Следующий пример связан с убийством Авеля его братом Каином и нежеланием последнего взять на себя ответственность (Брейшит 4,9) « И сказал Господь Каину: Где Эвель, брат твой? И сказал он: Не знаю. Разве сторож я брату моему?».
Из этих примеров видно, что Творец создал всех нас, евреев и не евреев с недостатками, но Он так же ожидает, что мы готовы будем взять на себя ответственность за наши поступки, без этого мы не сможем исправить то, что натворили, исправляться и продвигаться в своем развитии.
Тора учит нас, что ответственность это одно из базовых качеств человека, как вида. Когда человек берет ответственность за свой поступок, это является началом исправления, без которого невозможно подняться после падения и исправить содеянное.
Совсем недавно, в шаббат холь амоэд праздника Суккот мы читали свиток Коэлет (Эклезиаст). Один из мидрашей (7,3) на этот свиток говорит о том, что у каждого человека есть три имени, одно из имен-то, которое дали ему родители, второе которым называют его окружающие и третье, которым он назван в Книге, где записываются его деяния. В другом мидраше (Мидраш Танхума, на главу Ваякhель), третье имя человека определено, как имя, которое человек зарабатывает себе сам и оно лучше предыдущих.
Теперь становится более понятным, почему царь Шломо утверждает что (Коэлет 7,1): «Лучше (доброе) имя, чем добрый елей, а день смерти (лучше) дня рождения». Только со смертью человек прекращает строить себя как человека, и можно делать выводы о том, какой он был.
В своей молитве, пророк Даниэль говорит (9,19) «…ибо именем Твоим назван город Твой и народ Твой!». Эта связь, между Творцом и Его народом создает ответственность. Творец дал Свое имя нашему народу. Он Б-г Израиля, а еврейский народ называет «Мой народ». Напрашивающийся отсюда вывод- поступки еврейского народа влияют в ту или другую сторону на имя Творца. Это и есть конфликт между освящением жизни человека или её осквернением, а не только имени Творца.
Пример подобной ответственности можно встретить у рава Моше бен Яакова из Куци, французского мудреца 13 века (периода тосафистов), который был бродячим проповедником. В 1236 году он добрался до Испании, где вышла его книга- Сефер Мицвот гадоль. Вот что он пишет в повелительной заповеди 74: « И как я уже объяснял изгнанникам из Иерусалима в Испании и другим изгнанникам в Эдоме, что сейчас, когда изгнание длится слишком долго, еврейский народ должен отделить себя от бренности этого мира, и держаться за печать Творца, которой является правда, и не обманывать не только евреев но и не евреев, и не вводить их в заблуждение ни в чем, и освящать себя даже в том, что разрешено, как сказано (Цфания 3,13): «Остаток Йисраэйля не сделает несправедливости, и не станут они говорить лживое, и не будет в устах их языка обмана, ибо они пастись будут и лежать, им никто не потревожит их». Позже, запрет обмана и воровства у нееврея стал одним из разделов Шульхан Арух, превратившись из морального требования в галахическую обязанность.
Рабби Моше из Куци связывает наше моральное поведение с периодом избавления: « И когда Творец будет избавлять еврейский народ, скажут неевреи: «По справедливости Он делает, поскольку они (евреи) правдивы и в их устах истинная Тора». Но если они будут себя вести с неевреями лживо, скажут те: «Посмотрите, что делает Творец, Избрав себе воров и обманщиков». Тут возникает вопрос: Но ведь неевреи обманывали и воровали у нас, не справедливо ли вернуть им той же мерой? Вот что на это отвечает рабби Моше из Куци: «Творец взыскивает и за обман злодеев».
Хочется надеяться, что мы научимся ответственности на её обоих уровнях- как люди и как евреи.