Наше
и Его
«Есть сила в руке моей сделать с вами злое,
но Всесильный отца вашего сказал мне, говоря:
берегись… Если бы не Всесильный моего отца –
Всесильный Авраґама и Трепет Ицхака был мне,
то сейчас пустым послал бы ты
меня»
(Бе-рейшит, 31:29, 31:42).
На первый взгляд, и Лаван и Яаков
утверждают идентичные вещи, весьма «верноподданные»: «но Всесильный», –
Лаван, «если бы не Всесильный», – Яаков. Но одинаковое обращение к
Вс-вышнему духовных антиподов – Яакова и Лавана – ну, просто быть такого не
может! А как же тогда прикажете понимать процитированное в эпиграфе?!
Объясняет, умерший пять месяцев назад, ребе из Саврани.
Слова Лавана есть уничтожение
(нивелирование) заслуг Яакова: если бы не Источник всех сил Ицхака, то было бы
по-моему, «по-лавански». Но Его сила против моей, и потому…
Ключиком к пониманию ответа
Яакова являются слова, нами не процитированные («детективизации» сюжета ради!):
«страдание мое и труд ладоней моих увидел Всесильный» (Бе-рейшит, 31:42).
Если бы не мое старание, не беспрестанные усилия мои, то никакие заслуги отцов
не помогли бы!!
Собственно, наш отец Яаков
формулирует для нас основополагающий принцип – если мы не создаем сосуд, то
Вс-сильному отцов наших некуда пролить изобилие! Не случайно глава «Ва-йеце» читается
в месяце Кислеве (смотри статью «Месяц незнания и упования»). Вообще, недельные
главы этого месяца связаны идеей сна-галута. Сон Яакова и его ночная встреча с
ангелом Эйсава, сны Йосефа и фараона – вот неполный перечень общности недельных
глав месяца Кислев.
Намек этого общего смыслового
знаменателя: на войне за реализацию идей Вс-вышнего, как на войне! А заслуги
праотцев – это гениальное Ильфо-Петровское: «Вы не в церкви, вас не обманут!» –
«за Вс-вышним не пропадет!».
Будем благодарны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях:
|