Среда, 14.11.2018, 07:28
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

МЕНЮ САЙТА
Помощь
МИНИ-ЧАТ
500
 Каталог статей
Главная » Статьи » Иудаизм. От теории к практике

Мицвот Пурима. О подарках нуждающимся ("матанот лээвьоним")

Мицвот Пурима.

О подарках нуждающимся ("матанот лээвьоним")

Как известно, одной из четырех заповедей Пурима является заповедь о подарках нуждающимся. Как в любой другой заповеди, и в этой присутствуют свои особенности, о которых мы не всегда задумываемся. Надеюсь, что ознакомление с ними поможет нам с Б-жьей помощью, лучше исполнить эту заповедь. В Свитке Эстер, эта заповедь упоминается, в его 9-ой части, стих 22.

Кто является нуждающимся


В иврите есть разница между двумя словами, определяющими бедного: ани и эвьон. Эвьон это более бедный чем ани (комментарий Раши на Шемот 23,6).

По мнению Рамбама (так же принято Шульхан Арух), человек обязан дать в Пурим по крайней мере два подарка двум нуждающимся\бедным. Первый вопрос, который при этом возникает, кого же галаха считает нуждающимся. Ниже приводится галахическое мнение «Махон Кетер», исследовательского центра разбирающего вопросы экономики в свете Торы http://www.keter.org.il

Шульхан Арух в законах о цдаке (Йорэ деа 253), определяет бедным ( вслед за Рашба, 872)того, у кого нет суммы в 200 зуз. Что такое 200 зуз? Эта сумма упоминается в обсуждениях мудрецов Мишны и Талмуда и является минимальной суммой, необходимой человеку, на существование в течение года. Естественно, эта сумма меняется от места и времени (не сами 200 зуз, а их современный денежный эквивалент).

В наше время, бедным может считаться тот, у кого нет постоянного дохода, обеспечивающего минимально необходимые потребности для существования его и го семьи и в его распоряжении нет имущества, которое он мог бы продать, чтобы жить на вырученные деньги (по мнению Хазон Иш). По мнению рав Моше Файнштейна, в случае если человек потерял доход и при этом у него есть дом, ему так же полагается давать подарки, потому что он не обязан продавать дом.

Кроме того, если на человека свалились непредвиденные расходы ( медицинские, юридические и другие), и хотя его обычный доход позволяет ему обеспечить себе необходимый минимум, но при этом у него нету денег для покрытия вышеуказанных непредвиденных расходов - такой человек так же считается нуждающимся.

Что мы даем бедным?


Чтобы выполнить заповедь, мы должны дать бедному подарок (матана). Поэтому это может быть не только еда, в отличии от мишлоах манот, а все, что угодно (Трумат аДешен, 111). Этот же вывод можно сделать из того, что пишет Рамбам в законах о Пуриме (2, 15:17). Из этого можно сделать вывод, что заповедь не является напрямую связанной с праздничной трапезой, а её цель, радовать бедных в праздник. По мнению Ридба(Мегила 7,1) «То, что мы даем бедным, не относится к законам о цдаке, а к радости праздника, и бедный может сделать с этими подарками все, что пожелает. Этого же мнения придерживается и Шульхан Арух (694, 1-2).

По мнению «При Магадим», приведенному (Мишна Брура 694, 2)- изначально нужно давать в виде подарков, либо еду, либо деньги, на которые бедный сможет приобрести себе еду на праздничную трапезу. Но и тот, кто дает одежду, или любые другие подарки, радующие бедного, так же исполняет заповедь.

Сколько давать?

Есть мнение, в соответствии с которым, если бедному дают не еду, а деньги, то сумма должна позволять ему приобрести, достаточную для галахического определения простой трапезы (это мнение ранних галахических комментаторов- ришоним). В то же время, в связи с изменившимися социально экономическими критериями, сегодня нельзя выполнить заповедь, дав сумму, соответствующую прута ( Ридба), поскольку она соответствует сумме 13 агорот и на нее ничего купить нельзя. На практике в Израиле, минимальная сумма для соблюдения заповеди, определяется в 12-15 шекелей (рав Авраам Йосеф), на что можно купить половину порции фалафеля. В других страх это нужно соотносить с местными экономическими реалиями.

По мнению рава Эльяшива, необходимо давать соответственно уровню «значимого подарка». Он базируется на мнении Махарша.

Когда дают подарки бедным

Существует различие между заповедью МИШЛОАХ МАНОТ и подарками бедным. Заповедь Мишлоах манот напрямую связана с праздничной трапезой. Поэтому её можно выполнить в сам Пурим. Заповедь же о подарках бедным, никак не связана с праздничной трапезой. Изначально и её следует исполнять в сам Пурим (Рамо 695, 4, и др.). В принципе, можно дать подарки до Пурима, с тем, чтобы позволить бедному приготовить все необходимое к празднику (При магадим 694, махацит ашекель). Есть обычай, по которому деньги для бедных передают габаям до праздника, а они их раздают в сам праздник.

Кто обязан исполнять данную заповедь?

Эта заповедь одинаково распространяется на мужчин и женщин ( Шульхан Арух, 695, 4). По мнению При хадаш, женщины не обязаны. По мнению Маген Авраам, замужняя женщина не должна давать отдельно от своего мужа, и они совместно исполняют эту заповедь, правда в конце он написал, что стоит устрожать в этом вопросе. Такого же мнения придерживался Арух а Шульхан(694,2) , утверждая, что поскольку муж с женой являются единым целым, то они вместе могут дать два подарка. При этом муж должен произнести, что он дает это так же за жену и сообщить ей об этом. Нужно приучать детей к исполнению этой заповеди (при магадим, 695), но есть те, кто не согласны с этим мнением (Эшель Авраам), а в наше время р.Каневский.

Даже бедные обязаны исполнять эту заповедь, поскольку это не является обычным видом цдаки, а заповедью праздника Пурим.

Нужно помнить слова Рамбама, (в законах Пурима 2, 17) «лучше для человека увеличить количество подарков бедным, чем в своей праздничной трапезе и подарках друзьям, поскольку нету в этом большой радости, а радовать сердца бедных, сирот и прозелитов. Радующий сердца этих несчастных уподобляется Шхине. Кроме того, нужно помнить об отдельно закон связанном с Пуримом»: «Не придираются к деталям с тем, что связано с деньгами в Пурим, и дают всем, кто протягивает руку» (Шульхан Арух 694,3).

Да будет воля Творца, чтобы мы удостоились выполнить эту заповедь наилучшим образом и увидели дни радости и полного освобождения, как можно быстрее. 


Ашер Рохбергер



Источник: http://shunrasher.livejournal.com/138984.html#
Категория: Иудаизм. От теории к практике | Добавил: Yael (21.02.2013)
Просмотров: 780 | Теги: Цдака, Пурим, матанот ле эвьоним | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2018
Мысли вслух
Два сценария прихода Машиаха Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Увлекательно! Бесплатно! Далее
Хотите учиться?
Новости
Литературные иллюстрации идей Торы [40]
Кухня от кутюр до прет-а-порте [14]
Рубрику Ведет Менахем-Михаэль Гитик
Национальный Алеф-Бет [186]
Политика [10]
Уроки Истории [22]
Горячая точка [11]
Только Для Одесситов [25]
Жизнь Общинная [31]
Еврейство [18]
Иудаизм. От теории к практике [150]
Наука о Смысле Жизни [1]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Корзина
Ваша корзина пуста
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот храм Смысл жизни поиск истины еврей Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие девятое ава тшува Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур Суккот Ваера кабала Тора недельная глава Моше израиль Пурим Шабат рига кишинев ашдод одесса Америка Иерусалимский зоопарк евреи человек М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон Ноах еврейский Свобода Лимуд 2012 киев жизнь добро и зло харьков москва недельные главы Лод