Воскресенье, 18.11.2018, 14:43
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

МЕНЮ САЙТА
Помощь
МИНИ-ЧАТ
500
 Каталог статей
Главная » Статьи » Иудаизм. От теории к практике

Эли Тальберг "Смысл старости"

Смысл старости

« И жил Яаков в стране Египет семнадцать лет... И приблизились дни Исраэля умереть...» ( Бр. 47:28,29 ).  Что мы знаем об этих семнадцати годах жизни патриарха? Он находится на содержании государства, о котором позаботился его сын Йосеф.  Активная фаза его жизни закончилась с переездом в Египет.  Дети выросли, у них свои семьи. Если бы они ежедневно бывали у него, не пришлось бы специально созывать их на предсмертное отцовское благословение, на которое Йосеф примчался со столицы.  Семнадцать лет на пенсии, семнадцать лет старости. Чем он занимался? Путешествовал по Египту, изучал Тору? Нам неизвестно, но мы сами часто сталкиваемся со старостью ( своей собственной, близких и чужих людей).  Достижения современной медицины, как четко кто-то заметил, продлили не столько жизнь, сколько  саму старость.

Приведу цитату из «Популярной медицинской энциклопедии» : « Старение – закономерный биологический процесс, при котором возрастные изменения организма приводят к постепенно нарастающему сокращению его приспособительных возможностей. Старость – заключительный этап возрастного развития, следствие процесса старения» ( стр. 571). В сознании современного человека устойчиво сидит «график жизни», в соответствии с которым детство и юность рассматриваются как период роста, развития; за ним следует активная фаза жизни ( взрослая жизнь); старость же воспринимается как период спада, угасания. Совсем разное удовольствие испытывают бабушка, кормящая с ложечки своего маленького внука, и внук, кормящий из ложечки свою престарелую бабушку. Житейская логика подсказывает родителям ребёнка: «Скоро он перестанет в нас нуждаться. У него же вся жизнь впереди». Думая над этим подходом, мне пришел в голову образ коробки передач в машине. Первые две передачи нужны для старта, на пятой передаче едут со скоростью 80-100 км/ч и выше. Когда машина стареет, это более чувствительно на высоких скоростях, но если вы спросите, какая передача самая мощная, то  ответ; конечно, первая.  Она толчковая, она сдвигает машину с места, потом набрать скорость – дело более легкое. Встать утром с кровати – самое тяжелое, потом уже «набрать скорость» полегче. С возрастом дневной бег замедляется...

Чтобы не сложилось совсем уж механического подхода, отмечу, что человек устроен гораздо мудрее машины;  «Старение – это не только снижение интенсивности процессов, но и развитие новых биологических механизмов по поддержанию обмена веществ и функций, нормализации взаимосвязи организма и окружающей среды» ( стр. 571). Мы знаем, что в процессах приспособления пожилые люди компенсируют физические недостатки психическими навыками.

Но остается главный вопрос:  в чем смысл такой жизни? В чем смысл старости? Чтобы приблизиться к ответу, нам придется изменить подход к жизни, изменить ее «график».  Со слов Баал Шем Това записано, что жизнь человека подобна 40-летнему блужданию евреев по пустыне; рождение подобно исходу из Египта, потом жизненный путь длиной в 42 перехода, а затем вход в Святую Землю  (Бааль Шем Тов на Тору, гл. Масей). Мне кажутся гениальными здесь две детали. Первая, суть жизни в «переходах» внешних и внутренних, в преодолении. Вторая, жизнь всегда меняет человека и, умирая, душа не возвращается туда, откуда вышла, а входит в « Высшую страну жизни». Каждая ситуация, каждая жизненная веха требует от человека новых максимальных усилий, чтобы остаться человеком. А значит, у периода старости есть свой смысл. Тут нельзя не вспомнить слова великого психолога Виктора Франкла; « ...мы должны не спрашивать о смысле жизни, а понять, что этот вопрос обращен к нам – ежедневно и ежечасно жизнь ставит вопросы, и мы должны на них отвечать – не разговорами и размышлениями, а действием, правильным поведением. Ведь жить – в конечном счете значит нести ответственность за правильное выполнение тех задач, которые жизнь ставит  перед каждым, за выполнение требований дня и часа» ( В. Франкл « Сказать жизни Да!», стр.149 ) И даже в преодолении страданий, и в сохранении человеческого облика в состоянии беспомощности, согласно Франклу, есть смысл и человеческий подвиг! Такой человек заслуживает уважения и дает моральные силы своим потомкам.

Поделюсь одной находкой; « Привычка – наша вторая натура, и она-то меняет натуру первоначальную...Боюсь, что эта натура – наша самая первая привычка, меж тем как привычка – наша вторая натура. ( Паскаль, « Мысли», 93 ) Характер ребенка – первая привычка. За жизнь характер меняется, мы приобретаем знания о жизни и о себе, и со всем этим багажом подходим к новым задачам, перед которыми нас  ставит старость.  Царь Давид в 41-ом псалме говорит о том, как «счастлив» человек, который знает о подозрительности лежачего тяжелобольного. Эти знания поддержат его самого и ими воспользуется пророк  Натан, убедивший Давида помазать на царствие Шломо.

Сила воли, знания, привычки помогают в старости преодолевать свои «переходы», причем наибольшую ползу человеку приносят накопленные за жизнь общечеловеческие ценности; забота о ближнем, мудрость, умение наслаждаться каждым прожитым мгновением.По мере прогрессирования деменции ( болезни старости) задача усложняется; боли усиливаются, функциональные возможности слабеют, характер становится более резким. Складывается такое впечатление, что все лучшее, что было в человеке, еще при жизни покидает и уходит на  тот свет. Остается то, что требует доработки...

Старость – не спад, не деградация личности, а преодоление самых трудных задач, стоящих когда – либо в жизни. И все, что мы приобрели за жизнь, проходит свою переоценку в старости.

Эли Тальберг

Категория: Иудаизм. От теории к практике | Добавил: Yael (11.01.2015)
Просмотров: 751 | Теги: смысл, старение, Тора, старость | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2018
Мысли вслух
Два сценария прихода Машиаха Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Увлекательно! Бесплатно! Далее
Хотите учиться?
Новости
Литературные иллюстрации идей Торы [40]
Кухня от кутюр до прет-а-порте [14]
Рубрику Ведет Менахем-Михаэль Гитик
Национальный Алеф-Бет [186]
Политика [10]
Уроки Истории [22]
Горячая точка [11]
Только Для Одесситов [25]
Жизнь Общинная [31]
Еврейство [18]
Иудаизм. От теории к практике [150]
Наука о Смысле Жизни [1]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Корзина
Ваша корзина пуста
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот храм Смысл жизни поиск истины еврей Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие девятое ава тшува Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур Суккот Ваера кабала Тора недельная глава Моше израиль Пурим Шабат рига кишинев ашдод одесса Америка Иерусалимский зоопарк евреи человек М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон Ноах еврейский Свобода Лимуд 2012 киев жизнь добро и зло харьков москва недельные главы Лод