Среда, 14.11.2018, 05:43
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

МЕНЮ САЙТА
Помощь
МИНИ-ЧАТ
500
 Каталог статей
Главная » Статьи » Иудаизм. От теории к практике

Ашер Рохбергер "Сколько стоит "половина шекеля" в 5775-2015 году?"

Сколько стоит "половина шекеля" в 5775-2015 году?

Шабат недельной главы "Мишпатим" (14.02.15 и 25 швата) это не только "шабат мевархим", предшествующий наступлению нового месяца по еврейскому календарю, но так же имеет еще одно, дополнительное название Шабат ШКАЛИМ,

Это связанно с тем, что он открыл собой серию из 4 Шабатов, имеющих свою отличительную особенность, заключающуюся в том, что в них читают помимо обычной недельной главы, так же и определенные отрывки из Торы. Их читают после чтения обычной недельной главы в "мафтире" перед соответствующим отрывком из пророков. Помимо Шабат Шкалим у нас есть так же Шабат Захор, Шабба Пара и Шабат аХодеш.

В начале недельной главы «Ки Тиса» (книга Шмот 30) предписана обязанность ежегодного приношения в Храм "половинки шекеля", вне зависимости от материального благосостояния человека. В это было отличие между собиранием половины шекеля (регрессивный налог) и другими видами налогов, носивших прогрессивный характер. "Сефер аХинух" в объяснении этой заповеди (заповедь 105) пишет, что Творец хотел блага для всего еврейского народа, и удостоить всех равного участия в храмовых жертвоприношениях, чтобы показать, что и бедный и богатый одинаково равны и важны Ему.

Наши мудрецы передали нам традицию, в соответствии с которой, Моше не знал как должна выглядеть монета в половину шекеля, пока Творец ему не показал огненную монету. Возникает вопрос - а в чем была сложность для Моше, ведь в то время прекрасно знали, как печатать монеты? Объясняет рав Шломо Алькабец (Цфат, 16 век), что «половина шекеля» намекает на то, что любой человек представляет собой только половину целого. Лишь соединяясь с другим можно достигнуть совершенства. Из этого комментария понятно, в чем была трудность Моше с половиной шекеля - потому что он намекает на единство, которого очень тяжело достигнуть, и это то, что мы видим сегодня и свидетельством этому является еще не отстроенный Третий Храм (как известно Второй был разрушен из – за беспричинной ненависти). В соответствии с еще одним объяснением - половина намекает на то, что мы являемся лишь половиной без Творца. ПО мнению рава Леванона, можно объединить два этих комментария в один: невозможно достигнуть единства еврейского народа без его связи с Творцом, вера в которого объединяет всех нас.

Собранные деньги служили для покупки жертвенных животных для двух обязательных ежедневных жертвоприношений ("курбан атамид") (Бемидбар 28, 1-8), "И Г-сподь сказал Моше, говоря: Прикажи сынам Исраэйля и скажи им: приношение Мне, хлеб Мой для возжиганий Мне в приятное благоухание Мне, соблюдая, приносите Мне в свое время. И скажешь им: вот всесожжение, которое вы должны приносить Г-споду: агнцев годовалых без порока двух на день, во всесожжение постоянное. Одного агнца приноси утром, а другого приноси в сумерки. И в дар десятую часть эйфы тонкой пшеничной муки, смешанной с четвертью ина выбитого елея. Это - всесожжение постоянное, какое совершено было при горе Синае, в приятное благоухание, в возжигании Г-споду. А в возлияние к нему - четверть ина на одного агнца; на святом месте возливай возлияние шейхара Г-споду. А другого агнца приноси в сумерки; подобно утреннему дару и его возлиянию, приготовляй в возжигание, в приятное благоухание Г-споду".

Постоянное жертвоприношение "курбан атамид"- наиболее важное из всех видов жертвоприношений, благодаря тому, что оно наиболее частое - ежедневно в течение года приносилась постоянная жертва, как сказано выше. Поэтому этот вид жертвоприношения символизирует неразрывную связь между еврейским народом и Творцом. Весь еврейский народ принимал участие в этом жертвоприношении и поэтому оно символизирует единство еврейского народа. Поскольку еврейский народ подобен сердцу относительно других народов, приношение этого жертвоприношения выражало единство Творца и благодаря нему весь мир был связан через одно постоянное жертвоприношение со своим жизненным источником (Маараль, Натив аАвода, 1).

Сбор половины шекеля и постоянное жертвоприношение символизировали важность единства всего еврейского народа в глазах Творца. Наши мудрецы объясняют что в слове "цибур", обозначающем общество на иврите, скрыты намеки на три части составляющих любое социальное общество: цадиким - праведники, бейнониим - средние, обычные люди и рашаим - злодеи. И даже от злодеев нельзя отмахнуться, поскольку они часть народа. Когда мудрецы Мишны обсуждали общественные посты, они постановили что "общественный пост в котором не участвуют злодеи \ преступники Израиля, не является общественным постом".

Прекращение жертвоприношения явилось одной из пяти причин, в связи с которой мудрецами был установлен пост 17 таммуза (Мишна Таанит 4,6). Сегодня мы читаем о постоянном жертвоприношении во время чтения отрывков о жертвоприношениях в утренней и дневной молитвах. Так же наши мудрецы установили наши обязательные ежедневные молитвы исходя из порядка жертвоприношений в Храме (ВТ Брахот 26), основываясь, в том числе на стихе из книги пророка Ошеа (14, 3) "и (вместо) быков принесем (слова) уст наших".

Кроме того, деньги так де шли для "бедек абайт", то есть текущих нужд Храма (ремонт, приобретение утвари, одежды для коэнов, и.т.п.). Интересно, что Рамбам в "Ильхот Меила" (5,15) указывает, что помимо полушекелей. Которые должны были приносить евреи, деньги на бедек а байт могли жертвовать так же и не евреи, включая идолопоклонников.

Еще одной функцией сбора половины шекеля было проведение таким образом               (поскольку евреев поголовно не считают) подсчета военнообязанных мужчин (воинская повинность началась с 20 лет) (Бемидбар 1,3) от двадцати лет и выше, всех, поступающих в войско в Исраэйле, исчислите их по их ополчениям, ты и Аарон".

Возникает вопрос - а что с этим делают сейчас, когда, к сожалению, Храма у нас нет? Как и многие другие вещи, связанные с Храмом, которые, к сожалению нельзя сегодня исполнить в полном объеме, мудрецы, да будет благословенна их память, постановили совершать то, что возможно "в память о Храме". Это относится так же и к "половине шекеля", поэтому, сегодня мы не даем половину шекеля, а даем "в память о половине шекеля". Но чему же эта половина равна?

Прежде всего, сами шекели были серебряными. Рамбам в "Мишне Тора" (в Книге Времен в Законах о Шекелях, раздел 1, законы 1-5) пишет, что вес шекеля, упоминающегося в Торе, равнялся весу 320 зерен ячменя. Во времена мудрецов Мишны и Талмуда, его вес приравнивали к весу монеты, называющейся села и использовавшейся во времена Второго Храма. После этого шекель стал весить как 384 зернышка ячменя (я не знаю из- за чего мудрецы добавили вес шекелю, и пока не нашел этому объяснение).

Рамбам предлагает еще одну систему подсчета веса шекеля. Шекель состоял из более мелких единиц, которые назывались гера, и в одном шекеле было 20 гера. Каждое гера по весу равнялось 16 зернышкам ячменя. Таким образом. И по этой системе у нас получается тот же результат.

Пока можно провести промежуточный итог (раздел Шкалим, галаха там же): есть заповедь давать "половину шекеля", при этом это может быть монетой большей ценности, чем шекель упоминаемый в Торе, но никогда не может быть меньше, чем вес "половины шекеля" во времена Моше Рабейну, который равнялся весу 160 зернышек ячменя.

А теперь перейдем к простой математике. Начнем с системы ячменных зернышек. По данным, приводимым равом Иехудой аЛеви Амихаем из Института Торы и Земли Израиля http://www.toraland.org.il , вес одного ячменного зернышка равняется 0.05 грамм. Умножаем это на 384 (количество ячменных зернышек, соответствующих одному шекелю) и получаем 19.2 грамм серебра. Соответственно, половина шекеля равна 9.6 грамм серебра.

Известно что существует спор между Раши и Рифом, о весе шекеля (без добавки установленной мудрее. По мнению Раши, его вес составлял 14.6 грамм, а, по мнению Рифа 17 грамм. Рамбам писал, что изначально он придерживался мнения Рифа, но после того, что он поднялся в Землю Израиля, и проверил, то убедился, что правильным было мнение Раши. Интересно, что многочисленные археологические раскопки, часть из которых описаны в книге "Пещеры в Иудейской пустыне" (на иврите), во время которых были найдены сотни шекелей - все эти шекели соответствовали мнению Раши. Вместе с тем, Шульхан Арух, "Хошен Мишпат", глава 88, часть 1 и "Йоре Деа" глава 60, раздел 1, постановил, по мнению Рифа, т.е. что вес шекеля больше и составляет 17 грамм, а его половина - соответственно 8.5 грамм (без добавки).

А теперь попробуем через геры. Если в одном шекеле 20 гер, то его половина составляет 10 гер. Соответственно, одна гера это 0.8 грамма. Если мы добавляем 20%, которые были добавлены мудрецами, то получим что один серебряный шекель весил 19.2 грамма а его половина 9.6 грамма.

По данным на четверг 12.02.2015 стоимость одной унции серебра = 16.94$ или 14.96 евро без НДС http://silverprice.org/index.html /

Унция составляет 31.1035 грамм. Таким образом, стоимость 1 грамма серебра, это 0.5446$ или 0.4809 евро без НДС. Стоимость веса "половины шекеля" (9.6 грамм) равняется 5.23$ или 4.62 евро без НДС. Если речь идет про Израиль, то нужно добавить к этому еще и 18% НДС (мнение рава Мордехая Элиягу зацаль - вечная память этому праведнику http://keter.org.il/site/flash/flashDetail.asp?flash_id=752504 ). В разных странах это зависит от уровня НДС ( в Израиле 18%). Важно так же помнить, что стоимость серебра и курсы доллара и евро постоянно меняются. Когда вы будете читать эти строки, все вышеуказанные курсы будут уже другими. На 12.02.15 стоимость "половины шекеля" в Израиле с учетом курсов доллара и евро на данный день (1$ =3.864 шекеля и 1 евро равен 4.3714 шекеля) http://www.boi.org.il/en/Markets/ExchangeRates/Pages/Default.aspx

составляла 20.2 шекеля без НДС и 23.8 шекеля, включая НДС. С учетом возможных изменений курсов валют, желательно округлить сумму до 24 шекелей (в долларах до 5.3$ а в евро до 4.7 евро)

Существует несколько обычаев, сколько на практике давать в память о "половине шекеля". Они описаны в Шульхан Арух, раздел Орах Хаим 694. Минимальный уровень - половина монеты государства используемой в данное время ( то есть половина обычного шекеля в Израиле, половина доллара, половина евро, и.т.д.). По мнению Мишна Брура" в биур галаха на главу 694, жертвовать сумму равную весу половины шекеля может лишь тот, кому Творец дал такую возможность, а для кого такая сумма велика, может удовлетвориться тремя местными монетами.

"Каф аХаим" (р.Софер) приводит обычай, по которому дают номинальную стоимость серебра, соответствующую весу половины шекеля- см. выше. Есть так же и промежуточные варианты, когда половина шекеля условно приравнивается к 18 или 26 соответствующей валюты. Поскольку в Торе трижды упоминается заповедь о "половине шекеля", то принято давать стоимость "половины шекеля" по любой из приведенных систем, в троекратном размере.

Существует еще одна система подсчета стоимости "половины шекеля", не вошедшая в галаху, она упоминается в статье рава Йонатана Адлера, опубликованной в 23 номере ежегодника "Тхумин", издаваемого институтом Цомет. Как известно, во времена Мишны и Талмуда, ктуба невесты девственницы составляла 50 серебряных шекелей - этой суммы должно было ей хватить в случае чего на то, чтобы прожить год. Соответственно данному мнению, стоимость "половины шекеля" равняется 1% от среднего годового прожиточного минимума в конкретном месте. Тут правда возникает очень много вопросов. Если брать нашу израильскую действительность, то высчитывать ли это по средней зарплате, или минимальной или по пособию Института Национального Страхования. Думаю, нечто похожее есть и в других странах. Так что хорошо, что это не стало галахой. Но тот, кто может себе это позволить, пусть будет благословен.

В наше время собираемые таким образом деньги "в память о половине шекеля", реально представляют собой еще один вид цдаки и у человека есть возможность пожертвовать их по своему желанию. Принято жертвовать на синагогу или йешиву или на помощь бедным. Последние годы появилась хорошая, на мой взгляд, традиция- жертвовать эти деньги на организации, связанные с наследием Храма - например, Институт Храма, возглавляемый равом Йегудой Гликом (может быть, если много русскоязычных дадут им пожертвования, то они, наконец, сделают свой сайт и на русском языке). Кстати там можно приобрести монеты содержащие в себе серебро, соответствующее весу половины шекеля. Есть еще одна организация (уже русскоязычная), которая много лет занимается изучением Храма и разрешенным восхождением на Храмовую гору- "Место встречи"

Да будет воля Творца, чтобы Третий Храм был построен как можно скорее в наши дни и мы имели возможность исполнять заповедь о "половине шекеля" в полном объеме. А пока, когда мы будем давать пожертвование в память о " половине шекеля", важно не забыть произнести в слух, что это "в память".

Ашер Рохбергер



Источник: http://shunrasher.livejournal.com/187499.html
Категория: Иудаизм. От теории к практике | Добавил: Yael (15.02.2015)
Просмотров: 760 | Теги: храм, адар, половина шекеля, бедек байт | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2018
Мысли вслух
Два сценария прихода Машиаха Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Увлекательно! Бесплатно! Далее
Хотите учиться?
Новости
Литературные иллюстрации идей Торы [40]
Кухня от кутюр до прет-а-порте [14]
Рубрику Ведет Менахем-Михаэль Гитик
Национальный Алеф-Бет [186]
Политика [10]
Уроки Истории [22]
Горячая точка [11]
Только Для Одесситов [25]
Жизнь Общинная [31]
Еврейство [18]
Иудаизм. От теории к практике [150]
Наука о Смысле Жизни [1]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
Корзина
Ваша корзина пуста
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот храм Смысл жизни поиск истины еврей Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие девятое ава тшува Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур Суккот Ваера кабала Тора недельная глава Моше израиль Пурим Шабат рига кишинев ашдод одесса Америка Иерусалимский зоопарк евреи человек М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон Ноах еврейский Свобода Лимуд 2012 киев жизнь добро и зло харьков москва недельные главы Лод