Вторник, 20.11.2018, 16:21
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

МЕНЮ САЙТА
Помощь
МИНИ-ЧАТ
500
 Каталог статей
Главная » Статьи » Иудаизм. От теории к практике

Ашер Рохбергер "С новым снегом! С новым морозцем!"

С новым снегом! С новым морозцем!

 

Вот и наступила суровая израильская зима. В ближайшие дни нас ожидают снег и суровые морозы. Помимо всего прочего, поскольку речь идет о приближающемся шабате, это ставит перед нами немало галахических вопросов. Попробуем разобраться хотя бы с  частью.

Снег на Земле Израиля это не новое явление. Например, в трактате Йома (35,2) упоминается, как  Гилель слушал урок Шмайи и Автальона через окно на крыше, было это зимой и его занесло снегом. Важно так же помнить, что  все, что связано со снегом, отключениями электричества и тому подобными вещами, или напрямую определяется как пикуах нефеш, или близко к подобному определению.

Одним из наиболее распространенных явлений при подобных климатических катаклизмах являются сбои в работе электричества.  При этом возникает несколько вопросов:

1)Можно ли позвонить в электрическую компанию, чтобы сообщить о неполадке с электричеством (в шабат)?

2)Можно ли пользоваться электроприборами, такими как плата, мехам, обогреватель, после того, что неполадка с электричеством была исправлена?

3)Можно ли отключать или включать электроприборы пока не устранили неполадку, и нет электричества?

Обычно электрическая компания сама определяет существование неполадок и исправляет их, в том числе и в шабат. Иногда конечно бывают ситуации, когда сама электрическая компания не может обнаружить существование неполадки. Поэтому, если видны попытки включения электричества даже на короткое время, это говорит о том, что о поломке известно и нет необходимости звонить, чтобы сообщить о ней. Но если в течение получаса не видно никаких признаков попытки исправить неполадку, то нужно сообщать.

Все мы являемся потребителями электричества и без него сегодня невозможно обойтись.  Во многих домах есть маленькие дети или пожилые люди, или больные и для них использование электроприборов жизненно необходимо. Поэтому при всяком отключении электричества возникает опасность пикуах нефеш. Именно поэтому работникам электрической компании можно чинить поломки в шабат.  Тут действует галахический принцип, упоминаемый в Шульхан Арух, раздел (318, 2)в соответствии с которым можно производить кошерный забой животного (шхита) в шабат, если это необходимо больному. При этом и здоровому человеку можно пользоваться результатами такой шхиты. А в нашем случае получать какую либо пользу от исправленного электричества.

Во время отсутствия электричества можно выключать электроприборы. Если кому-то необходимо, можно даже вставлять неработающие электроприборы в розетку или просто включать их. Связанно это с тем, что неясно, будет ли работать электричество. В случае если да, то таким прибором можно пользоваться.

Что можно или нельзя делать со снегом в шабат?

Снег, подобно дождевой воде не является мукце и им можно пользоваться в шабат (Орах Хаим, 320, 11, Шмират Шабат Кеилхата 15, 36), но есть и противоположное мнение (Игрот Моше, Орех Хаим 5, 22)Если хотят его растопить, это стоит делать в сосуде с водой. Запрещено в Шабат лепить снежных баб, поскольку это подобно строительству  нельзя  лепить снежки по той же причине. Но есть мнение, которое разрешает лепить  в снежки. По мнению рава Хаима Каневского, в  этом нет запрета из Торы.  Но можно просто взять горсть снега и бросить. Нет проблемы ходить по снегу. Можно легко встряхивать одежду, на которой есть снег.

Если кто-то захочет поесть снег (о вкусах не спорят), то перед этим он должен произнести благословление шеаколь, а после не должен благословлять, поскольку не едят необходимого количества и едят медленно.

Не нужно произносить кого-либо специального благословения, если видишь снег.  Рав Хаим Каневски объясняет это тем, что э то не отдельное природное явление, а просто замерзшая вода.

В случае отключения электричества важно позаботиться о том, чтобы маленькие дети или пожилые люди не переохладились.

Относительно приготовления или разогревания пищи - в случае если нет электричества, то единственная возможность разогреть пищу это на обычном газе. Для этого необходимо перед наступлением Шабата поставить полностью готовую еду на открытый огонь и поскольку она полностью готова, то нет опасений, что кто-либо захочет усилить огонь, но в сам шабат нам запрещено ставить едуна, открытый огонь, даже если она полностью готова, поскольку это напоминает процесс приготовления. Для того чтобы мы могли поставить или снять полностью приготовленную еду с огня, то нужно его покрыть листом железа.

Есть мнения, по которым фонарики с ЛЕДами это мукце,  поэтому его нельзя переносить.  Есть мнение, по которому такой фонарик не является мукцэ и поскольку в случае прекращения подачи электричества возникает большая необходимость, граничащая с опасностью получить травму, можно включить перед шабатом подобный фонарь и пользоваться им при необходимости.

Главные раввины Иерусалима Рав Штерн и рав Амар призвали проявлять осторожность при ходьбе по скользким местам и, по их мнению, стоит взвесить отказ от молитвы в миньяне. В то же время, по мнению рава Шломо Авинера, можно молиться в миньяне, если время ходьбы  от дома до синагоги не больше 20 минут. По мнению Рамо (Орах Хаим 135, 2) если по какой-то причине в шабат не было общественного чтения недельной главы Торы, то в следующий Шабат читают и пропущенную недельную главу и недельную главу того шабата.

Стоит так же обратить внимание и удостовериться в том, что не поврежден ирув вокруг населенного пункта.

Хочу пожелать всем, чтобы все вышеприведенные советы и галахические решения остались невостребованными.

Ашер Рохбергер



Источник: http://shunrasher.livejournal.com/184433.html
Категория: Иудаизм. От теории к практике | Добавил: Yael (16.01.2015)
Просмотров: 607 | Теги: галаха, Шаббат, снег, пикуах нефеш | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2018
Мысли вслух
Два сценария прихода Машиаха Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Увлекательно! Бесплатно! Далее
Хотите учиться?
Новости
Литературные иллюстрации идей Торы [40]
Кухня от кутюр до прет-а-порте [14]
Рубрику Ведет Менахем-Михаэль Гитик
Национальный Алеф-Бет [186]
Политика [10]
Уроки Истории [22]
Горячая точка [11]
Только Для Одесситов [25]
Жизнь Общинная [31]
Еврейство [18]
Иудаизм. От теории к практике [150]
Наука о Смысле Жизни [1]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Корзина
Ваша корзина пуста
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот храм Смысл жизни поиск истины еврей Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие девятое ава тшува Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур Суккот Ваера кабала Тора недельная глава Моше израиль Пурим Шабат рига кишинев ашдод одесса Америка Иерусалимский зоопарк евреи человек М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон Ноах еврейский Свобода Лимуд 2012 киев жизнь добро и зло харьков москва недельные главы Лод