Понедельник, 15.10.2018, 19:48
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

МЕНЮ САЙТА
Помощь
МИНИ-ЧАТ
500
 Каталог статей
Главная » Статьи » Иудаизм. От теории к практике

Ашер Рохбергер "О чем просить, за очень тяжелого больного"
О чем просить, за очень тяжелого больного

Слабонервным лучше этот материал не читать. Вместе с тем, для тех, кто считает, что галаха рассматривает все стороны человеческой жизни, данный материал поможет познакомиться с еще одной такой стороной, хотя и не самой приятной. При этом, как в любом другом галахическо вопросе, и в этом существуют разные мнения и предлагаемое ниже, не является единственным.
В последние дни произошло резкое ухудшение здоровья рава Овадии Йосефа - духовного руководителя партии ШАС и одного из последних крупных галахических авторитетов нашего поколения.

Во всех социальных сетях, и не только там, можно прочитать множество призывов молиться за его полное и скорейшее выздоровление. Вместе с тем, по той информации, которую сообщают его лечащие врачи, речь идет о том, что в его организме отказали несколько жизненно важных систем и это явилось причиной того, что его ввели в состояние искусственной комы. Год с небольшим тому назад похожая ситуация была в последние дни жизни рава Эльяшива. На самом деле подобная ситуация может случиться к сожалению и с менее известными, но не менее близкими для нас людьми. Вопрос, который возникает в такой ситуации: можно ли, нужно ли молиться за полное выздоровление, даже, когда с точки зрения современной медицины это абсолютно невозможно, или же уместнее просить, чтобы человек был как можно быстрее избавлен от мучений, которые он переживает. Понятно, что это, прежде всего, морально-этическая дилемма, однако она нашла свое отражение в галахических постановлениях.

Первое упоминание о подобной ситуации можно встретить в трактате ВТ Ктубот 104 лист, там описываются последние часы жизни раби Йуда а Наси, когда его ученики непрерывно молились о том, чтобы он не умер, а ангелы уже ждали, чтобы забрать из нашего мира его душу. Его рабыня (достаточно известная личность, неоднократно упоминаемая в Талмуде, благодаря своей мудрости и учености), видя мучения раби Йегуды пошла на хитрость. Она поднялась на крышу дома и сбросила что-то на землю. Возникший шум отвлек на короткое время учеников раби Йегуды, они перестали молиться и этого было достаточно, для того, чтобы его душа могла покинуть наш мир.

В своем комментарии на трактат ВТ Недарим, РАН, один из ранних комментаторов, пишет, что в некоторых случаях нужно просить милосердия Творца о больном, чтобы он умер в случае если этот больной очень сильно страдает от своей болезни и нет возможности его излечить. Этого же мнения придерживались автор комментария "Тифэрет Исраэль" на Мишну-трактат Йома 8,7 и рав Эпштейн и его комментарии на Шульхан Арух "Арух аШульхан" (Йоре Деа 335,3).Из вышесказанного можно сделать вывод, что в случае если больной очень сильно страдает, то можно молиться за его смерть (Шевет Йеуда, Йоре Деа 339,3). Это же мнение мы встречаем так же в галахических респонсах рава аХай Гаон.

Ялкут Шимони не является галахическим трудом, но там приводятся еще один пример отношения наших мудрецов к подобной ситуации на недельную главу ЭКЭВ раздел 871. Одна очень древняя старушка пришла к раби Йосеф бен Халафта и сказала, что она уже не в состоянии ни есть, ни пить, и жизнь уже не жизнь. И она хотела бы уже уйти из этого мира. Раби Йоси спросил её, есть ли какая-то заповедь, которую она выполняет. Она ответила, что каждое утро она ходит в синагогу. Раби Йоси порекомендовал ей не ходить в синагогу в течение трех дней подряд. Она послушалась его совета и на третий день заболела и умерла.

Сам рав Овадия Йосеф в своей книге Маор Исраэль приводит вышеуказанное мнение РАНа но при этом задает вопрос, как это сочетается с известным высказыванием из трактата (ВТ Брахот, лист 10) о том, что если даже острый меч находится у горла человека, он не должен прекращать молиться о спасении. Рав Овадия объясняет, что нужно разделить между двумя видами болезней: естественные болезни, при которых можно молиться о том, чтобы такой тяжелый больной быстрее умер и неестественными болезнями, вроде той, которая была у царя Хизкиягу, и в таком случае нельзя просить Творца, чтобы такой больной побыстрее умер. Так же в галахической серии Ялкут Йосеф. Под редакцией сына рава Овадии Йосефа, нынешнего Ришон Лецион рава Ицхака Йосефа, в разделе о посещении больных и о скорби (10,34),  приводится галахическое постановление о том, что можно молиться о том, чтобы тяжелый больной умер, но нужно посоветоваться с галахическим авторитетом.

По мнению рава Моше Файнштейна, в его сборнике респонсов Игрот Моше на раздел Шульхан Арух Хошен Мишпат, часть 2, раздел (74, 4), можно молиться о том, чтбы такой больной умер, только лишь людям, находящемся на очень высоком духовном уровне, чьи молитвы всегда принимаются. Но он не считает возможным молиться любому человеку, лишь бы избавить больного и его окружающих от страданий. Подобного мнения придерживался так же автор Шевет аЛеви часть 10, 26.

Рав Шломо Залман Ойербах в сборнике респонсов Минхат Шломо, часть первая, раздел 91, соглашается с мнением РАНА но при этом подчеркивает, что в то же время, что такой человек молится, чтобы больной поскорее умер, он обязан делать все, для спасения его жизни, даже если нужно нарушать запреты шабата. В конце рав Ойербах пишет просьбу-молитву, чтобы Творец избавил нас от таких испытаний.

Рав Вальденберг в сборнике респонсов Циц Элиэзер, часть 5 выступает против подобных молитв и поскольку его ответ достаточно длинен, нет возможности привести его полностью, в то же время он разделяет между близкими больного, которые, по его мнению, не могут молиться за его смерть, и посторонними людьми, которые могут это делать.

Да будет воля Творца, чтобы все больные и страждущие исцелились как можно быстрее а все те, кому, к сожалению, современная медицина уже не может помочь, избавились как можно быстрее от своих страданий, а мы были избавлены от необходимостью вбирать между молитвой за выздоровление и молитвой за избавление от мук.

Ашер Рохбергер



Источник: http://shunrasher.livejournal.com/150823.html
Категория: Иудаизм. От теории к практике | Добавил: Yael (25.09.2013)
Просмотров: 835 | Теги: Рав Моше Файнштейн, тяжело больные, Рав Овадия Йосеф, рав Ойербах, Рав Вальденберг, Молитва за выздоровление | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2018
Мысли вслух
Два сценария прихода Машиаха Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Увлекательно! Бесплатно! Далее
Хотите учиться?
Новости
Литературные иллюстрации идей Торы [40]
Кухня от кутюр до прет-а-порте [14]
Рубрику Ведет Менахем-Михаэль Гитик
Национальный Алеф-Бет [185]
Политика [10]
Уроки Истории [22]
Горячая точка [11]
Только Для Одесситов [25]
Жизнь Общинная [29]
Еврейство [18]
Иудаизм. От теории к практике [148]
Наука о Смысле Жизни [1]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 41
Гостей: 41
Пользователей: 0
Корзина
Ваша корзина пуста
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот храм Смысл жизни поиск истины еврей Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие девятое ава тшува Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур Суккот Ваера кабала Тора недельная глава Моше израиль Пурим Шабат рига кишинев ашдод Америка Иерусалимский зоопарк евреи человек М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон сука Ноах еврейский Свобода Лимуд 2012 киев жизнь добро и зло харьков москва недельные главы Лод