Нужно ли женщинам возлежать во время Седера
Как известно, женщины обязаны исполнить все заповеди пасхального
седера, как написано в (Шульхан Арух, Орех Хаим 472, 14). Относительно пасхальной
жертвы ( во времена Храма), мацы, 4 бокалов вина, горькой зелени,
рассказа об исходе и галеля, среди галахических авторитетов возникали
споры лишь по поводу того, являются ли те или иные из вышеуказанных
заповедей для женщин обязательными из Торы, или по постановлению
мудрецов. Но есть одна заповедь, установленная мудрецами. Относительно
которой существует сомнение- обязательна ли она для женщин вообще, и
заповедь эта- возлежание во время седера – асава. Этот вопрос поднимется еще в гмаре, в трактате Псахим ( 108,1)- там устанавливается, что лишь важные женщины обязаны это делать. В
последующих поколениях пытались выяснить, какие же женщины важные, пока
не пришли к выводу, что все женщины важные (установлено было
мужчинами). В результате, давайте посмотрим, что же нам предлагает Шульхан Арух и Рамо в Орах Хаим 472,4: «Женщина
не должна полулежать, кроме как если она важная». Рамо: «Все наши
женщины считаются важными, но не принято полулежать, поскольку
полагаются на мнения РААБИЯ, который писал, что в наше время не нужно
возлежать». Из вышеприведенного текста следует, что уже во времена Рамо,
так же как и в наши дни, Значительная часть женщин не возлежала, и это
не умаляет их важности.
Рамо приводит мнение более раннего галахического авторитета Раабия, в соответствии с которым, уже в то время (и в наше тоже), вообще
никто не должен возлежать. Раабия использовал исторический подход,
исходя из того, что во времена мудрецов Мишны и Талмуда. Возлежание было
признаком определенного социального статуса, а в наше время (уже в его а
тем более в наше, таковым не является). Рамо утверждал, что на практике
женщины так себя не ведут (не возлежат), не смотря на то, что они
важны. В комментарии на данный раздел
Шульхан Аруха, Виленский Гаон упоминает то, что еще поколение мудрецов
Талмуда освободило женщин от возлежания, поскольку это не было у них
принято в течении всего года. Поскольку и в период, когда писались
вышеуказанные комментарии и в наше время, так же непринято в течение
года, чтобы женщины возлежали, то поэтому они не должны это делать во время пасхального седера. В
этом вопросе есть разница между мужчинами и женщин и на мужчин это
освобождение от возлежания не распространяется, так как, по мнению
большинства галахических авторитетов, кроме вышеуказанного РААБИЯ, это
постановление мудрецов не зависит от обычая (а жаль). Относительно же
женщин, изначально было установлено, что их возлежание или не возлежание
во время пасхального седера напрямую связанно с обычаями времени и
места в каждом поколении. На практике, у большинства женщин в наше
время нету обычая возлежать во время пасхального седера, но в этом
вопросе существуют различные обычаи в тех или иных общинах. В любом
случае, женщина, которая не возлежит во время седера, ничего не нарушат и
ей ненужно повторно пить вино или есть мацу. А нам мужчинам, остается
завидовать развитию феминизма, со времен Талмуда и до наших дней. Ашер Рохбергер
Источник: http://shunrasher.livejournal.com/141788.html |