Суббота, 15.12.2018, 23:11
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

МЕНЮ САЙТА
Помощь
МИНИ-ЧАТ
500
 Каталог статей
Главная » Статьи » Иудаизм. От теории к практике

Ашер Рохбергер "Готовимся к Йом Кипуру"
Когда не помогает Йом Киппур

Как известно, Йом Киппур может помочь искупить те наши неправильные поступки, которые мы совершили как по отношению к Творцу, так и по отношению к людям.

Трактат Йома ВТ лист 86 перечисляет 4 различных вида искупления за различные виды проступков. Однако существует один вид проступков, о котором Гмара говорит "...нету силы ни у тшувы, ни у Йом Киппура, ни у страданий искупить и очистить человека, и лишь только смерть может его очистить". Речь идет о ХИЛУЛЬ АШЕМ. Ниже Гмара приводит один из примеров того, что может попасть под определение ХИЛУЛЬ АШЕМ: "но тот, кто учил и находился среди мудрецов, но не ведет себя честно в торговле и не говорит приветливо с окружающими, что говорят о нем люди? Горе этому человеку, который учил Тору, горе отцу этого человека, который учил его Торе, горе тому раву, который учил его Торе, этот человек учил Тору и посмотрите, насколько испорчены его поступки и его поведение".

Религиозные люди всегда должны помнить, что в глазах окружающих они представляют иудаизм и мир Торы. И это обязывает нас следить за своим поведением во всех областях жизни, чтобы не дай Бог не способствовать осквернению имени Творца и чести Торы - действия, которые даже Йом Киппур не может искупить.


Беременные, кормящие или роженицы в Йом Киппур

Тема эта не простая и в Гмаре, а так же потом у ранних, да и некоторых поздних комментаторов существовали  на эту тему разные мнения. Поэтому я лишь приведу основные, наиболее распространенные сегодня, но они не единственные.
Шульхан Арух 617, 1 постановляет, что беременные и кормящие женщины постятся. как обычно в Йом Киппур. Относительно роженицы, 617, 4 он постановляет так же, как и Рамбан, что в первые 3 дня после родов она не постится, а в промежутке между 3 и 7 днями после родов она постится, если она говорит, что она не должна есть.

В наше время есть галахические авторитеты  не принимающие данную галаху. Например, рав И.Фишер в его рецензии на книгу "Пней Барух" привел мнение в соответствии с которым в наше время женщины более слабы, чем были в прошлом. Это проявляется, в том числе и в большом количестве выкидышей, как следствие поста, и поэтому беременные должны есть в Йом Киппур, но меньше чем "шиур". Надо отметить, что многие галахические авторитеты не согласились с этим утверждением. Например, Циц Элиэзер считал, что беременные должны поститься и лишь в случае слабости или другой проблемы, нужно решать, может ли она продолжать поститься.

Относительно кормящих рав Невенцаль (Микраэй Кодеш, часть 9), постановил, что в наше время есть опасность, что в результате поста может пропасть молоко, поэтому для такой женщины, даже если она лишь частично кормит ребенка, следует пить в Йом Киппур "лешиурин", кроме тех случаев, когда она точно уверена, что пост не повлияет на её молоко.


О посте в Йом Киппур для детей

С одной стороны, принято приучать детей еще не достигших возраста бар или бат мицвы к соблюдению заповедей с целью их воспитания и правильного поведения в будущем. когда они уже дойдут до возраста, когда будут обязаны их соблюдать. С другой стороны заповедь  соблюдения поста в Йом Киппур отличается от других заповедей тем, что детский организм еще не в состоянии выполнить эту заповедь. Поэтому наши мудрецы установили специальные критерии для соблюдения этой заповеди детьми в зависимости от их возраста: обязанность поститься по постановлению мудрецов (дерабанан) с приближением возраста бар или бат мицвы, и обязанность поститься в течение нескольких часов в течение нескольких лет перед этим.

Мишна в трактате ВТ Йома, лист 82 говорит, что нужно приучать маленьких детей поститься в течение нескольких часов перед достижением ими возраста заповедей "за год или 2 до этого". При этом разбирая этот вопрос, мудрецы разделяют не только между мальчиками и девочками (разница в возрасте заповедей) но и между больными и здоровыми.

На практике Шульхан Арух 617,2 постановил вслед за РаМБаМом "Законы Йом Киппура 2,10-11" что нету разницы между мальчиком и девочкой и приучают детей поститься в течение нескольких часов с 9 или 10 лет. И приучают держать пост полностью после 11 лет. Рамо объясняет, что разница между 9 и 10 лет имеется ввиду здоровый или больной ребенок. Но и тот и другой обязаны поститься полностью, начиная с 11 лет.

По мнению Мишна Брура в наше время (в смысле в его, а относительно нас это еще более актуально)поколения более слабые. чем были раньше, поэтому он постановляет, что полностью соблюдать пост нужно лишь с 12 лети даже приводит мнение Элиа Раба, что в наше время вообще нету обязанности поститься полный пост до наступления возраста бар или бат Мицвы.


Об обычае посещения кладбищ накануне Йом Киппура

Есть обычай ходить на кладбища накануне Йом Киппура и давать при этом цдаку больше чем обычно. Так же есть мнение, что ходить не просто на кладбища (посещать могилы близких), а ходить  на могилы праведников.  В любом случае нужно помнить. что молитвы и просьбы нужно обращать к Творцу. а ни в коем случае не к покойным, и просить Творца о милосердии за заслуги праведников. а так же  можно просить чтобы покойные молились за этого человека в духовных мирах  и просили для него милосердия.

Не молятся на кладбище обычные постоянные молитвы (Пещера Праотцев и Могила Рахели и некоторые другие могилы праведников типа Рашби, является исключениями).

По мнению РаМБаМа в "Законах о раскаянии" и далее это установилось как галаха: тот, кто обидел или нанес ущерб другому человеку и пострадавший умер до того, как обидчик попросил у него прощения, тот должен идти на его могилу и в присутствии миньяна произнести: "Согрешил я по отношению к Богу Израиля и к этому человеку", и рассказать про этот поступок.

Присутствующий миньян отвечают ему трижды: прощено тебе. В случае, если могила покойного далеко, или обидчик коэн, или болен или слаб и не может добраться до могилы того, кого он обидел, то он может  послать вместо себя другого человека.
И так, есть несколько причин для посещения могил накануне Йом-Киппура:

1). Этот обычай напоминает человеку, о дне смерти и это способствует тому, что он может сделать тшуву и будет просить милосердие у Творца.

2). Человек может просить милосердие Творца в заслугу праведников.

3). Можно просить прощение у человека, которому нанесена обида.

4). По мнению рава Авраама Йосефа, рава города Холон, при посещении  могил нужно просить у Творца милосердие для душ покойных, поскольку они тоже нуждаются в искуплении.

 

Я благодарен Аврааму Цейтлину за идею изучить истоки этого обычая.


Ашер Рохбергер


Источник: http://shunrasher.livejournal.com/149078.html
Категория: Иудаизм. От теории к практике | Добавил: Yael (15.09.2013)
Просмотров: 692 | Теги: галаха, Йом Киппур, тшува | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2018
Мысли вслух
"Забота о смерти (месте захоронения и т.п.) - проверенное средство для продления жизни" Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Увлекательно! Бесплатно! Далее
Хотите учиться?
Новости
Литературные иллюстрации идей Торы [40]
Кухня от кутюр до прет-а-порте [14]
Рубрику Ведет Менахем-Михаэль Гитик
Национальный Алеф-Бет [189]
Политика [10]
Уроки Истории [22]
Горячая точка [11]
Только Для Одесситов [25]
Жизнь Общинная [31]
Еврейство [18]
Иудаизм. От теории к практике [152]
Наука о Смысле Жизни [1]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
Корзина
Ваша корзина пуста
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот храм Смысл жизни поиск истины еврей Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие девятое ава тшува Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур Суккот Ваера кабала Тора недельная глава Моше израиль Пурим Шабат рига кишинев ашдод одесса Америка Иерусалимский зоопарк евреи человек М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон Ноах еврейский Свобода Лимуд 2012 киев жизнь добро и зло харьков москва недельные главы Лод