Среда, 17.10.2018, 21:07
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

МЕНЮ САЙТА
Помощь
МИНИ-ЧАТ
500
 Каталог статей
Главная » Статьи » Иудаизм. От теории к практике

Ашер Рохбергер "Отношение иудаизма к регуляции цен"

Отношение иудаизма к регуляции цен

Уже более трех лет в израильском обществе проходит активное обсуждение социально экономических проблем, причины и следствия дороговизны жизни, по сравнению с другими развитыми странами, в частности странами ОЭСР. Несколько недель тому назад обсуждение этой темы вновь попало на первые места новостной ленты после провокативной кампании в фейсбуке, призывающей иммигрировать в Берлин. Поскольку все э то обсуждение касается еврейского народа и Земли Израиля, стоит проанализировать тему и с точки зрения того, как иудаизм относится к свободному рынку и регуляции цен.

Изначально иудаизм приветствует материальное благополучие. В эти недели, когда мы читаем рассказы о наших праотцах, мы видим, что Тора подчеркивает то, что Авраам, Ицхак и Яаков помимо всего были богатыми людьми. В трактате ВТ Шаббат, лист 92 сказано о том, что «Божественное присутствие пребывает на человеке, который мудр, храбр, богат и имеет представительный вид». Мудрецы учат это на примере Моше Рабейну, в котором сочетались все эти качества. В наших ежедневных молитвах мы дважды просим, чтобы Божественное присутствие распространилось на весь народ и таким образом желаем всему народу материального благословления.

В трактате ВТ Мегила (17;2) мудрецы задают вопрос - почему благословление о дождях и хорошем урожае (не только для нас, но и для всего мира), идет девятым по счету среди благословений. По мнению рабби Александри, это связанно с тем, что это является противовесом тем, кто взвинчивает цену. Как сказано в девятом псалме, когда упоминаются злодеи и их печальный конец по заслугам, то имеются в виду те, кто взвинчивают цены. «Сокруши мышцу нечестивого; а злого искать будешь – не найдешь нечестия его» (Теилим 10, 15). Откуда мы учим, что речь идет именно о них - из самого псалма, который упоминает нищих и убогих, которых хотят обокрасть. А кто же их может обокрасть? Те, кто взвинчивают цены, и наказанием для таких людей будет экономическое благополучие для всех, которое даст Всевышний. Так же и пророк Амос писал, что такие люди являются злодеями в глазах Творца, (глава 8, 7) «Клялся Г-сподь мощью Йаакова: если забуду Я навеки все деяния их»

Вопросы регуляции цен разбираются в основном в трактате ВТ Баба Батра, Мудрецы выясняют, должен ли бейт дин регулировать цены, или только следить, чтобы не было обмана в мерах и весах. По мнению мудреца Шмуэля, бейт дин должен наблюдать только за мерами и весами, а не за ценами - он был сторонник свободного рынка. Другого мнения придерживались мудрецы, считавшие, что нужно регулировать так же цены на продукты питания, чтобы избежать их взвинчивания, или создания картелей - регуляция цен.

А вот пример того, как мудрецы боролись с взвинчиванием цен. Тора велит роженице принести жертву после каждых родов. Изначально это барашек, но если у нее нет достаточно денег, то она может ограничиться птенцом голубя. На каком-то этапе охотники за голубями создали картель и сильно взвинтили цены. Один из мудрецов того поколения - рабби Шимон бен Гамлиэль постановил, что роженица не должна приносить жертвоприношения после каждых родов, а ограничиться одним жертвоприношением после нескольких родов. Таким образом, он резко снизил спрос, и цены упали. В своем стремлении защитить потребителя рабби Шимон бен Гамлиэль позволил себе расширенное толкование заповедей Торы.

Рамбам, в «Законах о продаже», раздел 14, писал, что необходимо предотвращать резкое повышение цен на продукты первой необходимости и бейт дин обязан устанавливать на них цену и следить за тем, чтобы э то соблюдалось. При этом допустимая прибыль для продавца составляет 15%.

Шульхан Арух, Хошен Мишпат (231,20) устанавливает, что бейт дин обязан назначить инспекторов над ценами, поскольку недопустимо, чтобы продавец зарабатывал, сколько хочет на продуктах первой необходимости, таких как вино, масло и крупы. И прибыль продавца не должна превышать 15%. Понятно, что понятие продуктов первой необходимости меняется в зависимости от места и времени и общественных изменений, но принцип ясен.

Интересно, что галаха стремится сократить до минимума цепочку «от производителя до потребителя». Поэтому, если кто-то перекупает у продавца всю партию продукта, с тем, чтобы продать её потом по более высокой цене, то галаха запрещает ему это делать и он не может её продавать по цене выше, чем он купил (Шульхан Арух, Хошен Мишпат 231, 22). То есть галаха не дает такому перекупщику возможность заработать.

По мнению галахических авторитетов есть три уровня регуляции цен. На продукты первой необходимости прибыль не может превышать 15 процентов, на продукты, связанные с продуктами первой необходимости (яйца, приправы, и.т.п), прибыль не может превышать их двойную стоимость, а на товарах не являющиеся продуктами первой необходимости, продавец может заработать столько, сколько может.

Еще одним примером того, как наши мудрецы опасались взвинчивания цен может служить Мишна в трактате Таанит (2,9), которая, разбирает вопрос общественных постов из-за засухи. Вот что говорит Мишна: «Не назначают общественный пост, начиная с четверга, чтобы не взвинтить цены», а первые три общественных поста начинают с понедельника, а лишь последующие три- с четверга». Раши объясняет, что если мудрецы установят общественный пост в четверг. То к его окончанию все будут голодными и купят больше еды (чем обычно покупают в четверг перед шаббатом) на трапезу после окончания поста. Так как это будет первый пост, то продавцы не будут знать причины увеличения продаж в этот день, и могут поднять цены.

Все законы регулирующие ценообразование действуют везде, где есть еврейское большинство, по мнению Шульхан Арух, Хошен Мишпат (231, 25): «Тот, кто взвинчивает цены или накапливает товар на складе в Земле Израиля или в месте, большая часть жителей которого, евреи - подобен ссужающему под процент». Там же он пишет (231, 23-24): «Не собирают на складах товары первой необходимости в Земле Израиля и в месте, где большая часть жителей евреи. О ком идет речь? О перекупщике, но собирать на складе то, что вырастил производитель - можно, а в год засухи нельзя складировать больше, чем необходимо производителю для его семьи на год».

А какое наказание ждет нарушителей вышеуказанной политики регуляции цен? По мнению Шульхан Аруха, Хошен Мишпат (231, 21) «Каждого взвинчивающего цены имеют право побить и наказать, как полагается». Просто и ясно. Контроль над ценами должен быть в пользу потребителей, а не в пользу продавцов.

Все вышесказанное не является неким теоретическим экскурсом, оторванным от жизни. Вышеупоминаемая Гмара в трактате Мегила отмечает, что неслучайно за благословлением о дожде и материальном благополучии следует благословение о собирании евреев из диаспоры. Мудрецы видели связь между этими двумя явлениями, основываясь на стихе «А вы, горы Йисраэйля, ветви свои дадите и плоды свои вознесете народу Моему, Йисраэйлю, ибо скоро придут они» (Йехезкель 36, 8). Это мнение мудрецов основывается на том, что написано в Торе (Ваикра 26,32) «И опустошу Я землю вашу, и изумятся ей враги ваши, поселившиеся на ней». Это же мы встречаем и у пророков Йехезкель (33, 28) «И предам землю эту опустошению и запустению, и, иссякнет гордость могущества их, и опустеют горы Йисраэйля, ибо не будет проходящего» и Ирмиягу (9,9) «Подниму я плач и стон о горах и рыдания – о пастбищах пустыни, ибо опустошены они и никто не проходит там; и не слышно там голоса стад; от птиц небесных и до скота – (все) разбежались, ушли».

В наше время мы видим исполнение пророчества, в соответствии с которым материальное благополучие будет предшествовать приходу Машиаха, как говорит рабби Абба в ВТ, трактат Санхедрин( 99): «Ничто не является лучшим знаком приближения прихода Машиаха, чем то, что сказано у Йехезкеля (36,8) «А вы, горы Йисраэйля, ветви свои дадите и плоды свои вознесете народу Моему, Йисраэйлю, ибо скоро придут они».

Из всего вышесказанного видно, что те выводы, к которым современная экономика пришла за последние 150-200 лет, были хорошо знакомы нашим мудрецам задолго до этого. Хочется надеяться, что то, что понятно и мудрецам Торы и современным экономистам, будет воспринято и осуществлено на практике на государственном уровне, а так же, производителями и торговыми сетями.

Ашер Рохбергер



Источник: http://shunrasher.livejournal.com/181587.html
Категория: Иудаизм. От теории к практике | Добавил: Yael (06.11.2014)
Просмотров: 611 | Теги: РаМБаМ, Талмуд, Хошен Мишпат, регуляция цен, Шульхан Арух, иудаизм | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2018
Мысли вслух
Два сценария прихода Машиаха Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Увлекательно! Бесплатно! Далее
Хотите учиться?
Новости
Литературные иллюстрации идей Торы [40]
Кухня от кутюр до прет-а-порте [14]
Рубрику Ведет Менахем-Михаэль Гитик
Национальный Алеф-Бет [185]
Политика [10]
Уроки Истории [22]
Горячая точка [11]
Только Для Одесситов [25]
Жизнь Общинная [29]
Еврейство [18]
Иудаизм. От теории к практике [148]
Наука о Смысле Жизни [1]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Корзина
Ваша корзина пуста
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот храм Смысл жизни поиск истины еврей Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие девятое ава тшува Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур Суккот Ваера кабала Тора недельная глава Моше израиль Пурим Шабат рига кишинев ашдод Америка Иерусалимский зоопарк евреи человек М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон сука Ноах еврейский Свобода Лимуд 2012 киев жизнь добро и зло харьков москва недельные главы Лод