Об особенностях исхода 9 ава и 10 ава
После выхода звезд на исходе 9 ава можно есть и пить. Принято перед этим молиться вечернюю молитву и делать кидуш лавана. Некоторые предпочитают поменять обувь на кожаную, и умыть лицо и руки перед кидуш лавана.
Есть обычай делать омовение рук после исхода поста 9 ава подобно тому, как это делают каждое утро, т.к. утром мы это делали на минимальном уровне, омывая только фаланги пальцев. Делают это без благословения.
В трактате ВТ Таанит лист 29 написано что 7 ава римляне вошли в Храм а 9 ава ближе к концу дня подожгли его и он горел весь день, т.е. 10 ава. По мнению раби Йоханана нужно было бы установить пост не 9 а 10 ава, т.к. большая часть Храма сгорела именно тогда. Мудрецы же установили пост 9 ава, т.к. считали, что отмечать его нужно именно в день, когда началось сожжение Храма. В Иерусалимском Талмуде приводится свидетельство про одного из мудрецов по имени Авун, который постился в течение двух дней- 9 и 10 ава. Мудрецы не постановили поститься 2 дня, т.к. понимали, что это будет крайне тяжело для людей.
Все вышесказанное не просто исторический экскурс в прошлое. Оно имеет практическое значение для нас сегодня в некоторых вопросах, связанных с переходом от поста к нормальному функционированию, которое происходит у нас в течение дня 10-го ава.
Принято не есть мясо и не пить вино в ночь 10 ава, а днем окончание запрета зависит от принадлежности к ашкеназским или сефардским галахическим традициям. Те, кто придерживаются ашкеназской традиции, могут начинать есть мясо и пить вино после полудня (в Израиле примерно после 12.45). Те же, кто следует сефардской традиции, продолжают не есть мясо и не пить вино в течение всего дня до захода солнца.
Стрижка, бритье и стирка одежды: ашкеназы устрожают в этих вопросах в течение всего 10 ава а сефардам можно сразу после исхода поста.
Дай Б-г, чтобы эти законы мы применяли на практике в этом году последний раз.
Ашер Рохбергер
Источник: http://shunrasher.livejournal.com/173987.html |