Суббота, 20.10.2018, 19:47
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

МЕНЮ САЙТА
Помощь
МИНИ-ЧАТ
500
 Каталог статей
Главная » Статьи » Иудаизм. От теории к практике

Ашер Рохбергер "Об обычае «капарот» перед Йом Киппуром"

Об обычае «капарот» перед Йом Киппуром.

Обычай «капарот» перед Йом Киппуром - это очень древний и распространенный  обычай в большинстве еврейских общин. При этом споры о нем ведутся не одну сотню лет. В наши дни они стали еще более актуальными в связи с кампаниями проводимыми защитниками животных.

Как правило,  этот обычай проводится в день накануне Йом Киппура, хотя можно так же и в дни между Рош аШана и Йом Киппуром. По традиции над головой человека крутят петуха или курицу и декларируют, что птица идет на смерть, а у человека, над головой которого её крутили, будет хорошая жизнь и благополучие. После этого птица передается на шхиту и мясо  раздается неимущим. Принято, что для мужчин используют петуха, а для женщин курицу.  (Тшувот аГаоним 3,93) Среди галахических авторитетов были те, кто считали, что давать такую птицу бедным, это  позорить и унижать их,  и поэтому они рекомендуют давать бедным денежный эквивалент этой птицы (по мнению Маарил).

Во время  проведения обряда принято произносить несколько стихов из  107 мизмора Теилим  (10,14, 17-21) «(10) Сидящие во тьме и мраке, окованные страданием и железом», «(14) Вывел Он их из тьмы и мрака и узы их расторг», «(17) Глупцы страдают из-за грешного пути своего и из-за беззаконий своих. (18) Всякую пищу отвергает душа их, и дошли они до ворот смерти. (19) И воззвали они к Г-споду в бедствии своем, и от нужды их Он избавил их. (20) Послал Он слово Свое, и исцелил их, и спас их от могил. (21) Пусть благодарят они Г-спода за милосердие Его и за чудеса Его – пред сынами человеческими»,   а так же  стихи  из  книги Йова (32,23-24): «Если же есть ангел – предстатель за него – один из тысячи, чтобы возвестить о человеке правоту его, (То) сжалится он над (человеком) и скажет: "Спаси его, чтоб не сошел он в могилу: я нашел искупление (ему)". 

Этот  обычай вызывал и вызывает много споров и дискуссий среди галахических авторитетов. Его сторонниками были РАМО, РОШ и  АРИЗАЛЬ, а противниками РАШБА, РАМБАН, и рав Йосеф Каро. Противники этого обычая используют вместо кур деньги (нет обязательной конкретной суммы, и обычно используются типологические числа [18,26,10 и кратные им], но есть так же те, кто  используют рыбу  или даже овощи. От р.Э.Тальберга, возглавляющего религиозную русскоязычную общину «Ницоц Маханаим» города Кармиэль, я слышал  идею использовать  яйцо.

Нет точных сведений,  когда именно появился данный обычай. Скорее всего, его прообразом являлась одна из  церемоний храмовой службы в Йом – Киппур - отправление в пустыню козла отпущения (сеир леазазель). Общим между церемониями является то, что человеческие грехи перекладываются на животное, которое умерщвляют, и этим оно  искупает грехи человека. Основная разница между церемониями заключается в том, что отсылание козла отпущения являлось  актом общенационального  уровня, и искупал он прегрешения всего народа, в то время, как птица, или её эквиваленты, искупают каждого человека отдельно. Сам порядок церемонии и то, что принято говорить в это время напоминают обычай выкупа первенцев  в период гаонов в Вавилоне (комментарий Рабейну Хананэль на Тору, упоминаемый рабэйну Бхае в главе Шофтим).

Наиболее ранним источником  данного обычая является респонс 7 века  рава Шошана Гаона из Суры, упоминаемого в респонсах РОШ в конце трактата Йома ВТ. Скорее всего данный обычай уже был распространен в Вавилоне в 6 веке в эпоху Савораев, а корни его  уходят  в период Талмуда. В Талмуде есть намеки на существование подобного обычая,  но не упоминается, что это было связанно с искуплением (ВТ, Ктубот 5,1;  ВТ, Хулин 94,2; 110,1). По мнению  рава Шломо Горена  источник обычая упоминается в ВТ, трактат Шаббат (81,2) в комментарии  Раши. В Иерусалимском Талмуде данный обычай не упоминается.

Из респонса Шошана Гаона так же следует, что богатые люди  того времени использовали для этого обряда животных, в частности антилоп. Понятно, что их не крутили над головой,  а возлагали на них руки, подобно храмовым жертвоприношениям. Одно из  объяснений использования именно петухов и куриц связано не только с широкой доступностью этих птиц, но так же и с тем, что они не использовались во время храмовой службы и таким образом исключалось малейшее опасение того, что кто-то попытается принести жертвоприношение вне Храма. Похожий обычай во времена Гаонов совершался накануне Рош аШана.

 Со временем этот обычай распространился из Вавилона в Испанию, Францию, Германию и всю остальную диаспору.

Почему у этого обычая были и есть противники? По мнению Рамбана этот обычай является обычаем, источником которого является либо идолопоклонство, либо суеверие, имеющее  нееврейское происхождение (Респонсы РАШБА 391). Были те, кто противились этому обычаю, так как он напоминал храмовые жертвоприношения.  Рамбам  не упоминал этот обычай в «Мишнэ Тора» и других своих трудах и поэтому он не принят среди йеменских евреев. Рав Йосеф Каро в своем галахическом кодексе «Шульхан Арух» (Орах Хаим, 505) утверждал, что нужно отменить этот обычай и в первом издании еще при его жизни данный раздел шел под заголовком «Обычай «каппарот» накануне Йом Киппура - это глупый обычай». В более поздних изданиях, слова «глупый обычай» были удалены. Еще одной причиной противодействия данному обычаю было  опасение, что из-за спешки велика вероятность нарушения законов шхиты и затрефления  птиц. Еще одной важной причиной является опасение того, что участники данного обычая могут полагаться на него вместо того, чтобы стремиться исправить собственные недостатки.

Еще одним серьезным фактором против данного обычая является опасение, что будет нарушен  запрет Торы на жестокое обращение с животными (цаар баалей хаим [ВТ Баба Мециа 32, Шаббат 154, Шульхан Арух, Хошен Мишпат 272]). Многие раввины в прошлом, особенно в сефардских общинах придерживались подобного мнения еще задолго до появления современных  организаций за права животных. Нередко  между   тем, что птицу доставляют с птицефабрик в места проведения данного обычая проходит много часов, а иногда даже дней  и все это время птица находится в страшной тесноте в клетках и лишена еды и воды.

В наше время к наиболее известным противникам этого обычая можно отнести рава Хаима Давида а Леви («Асе Леха Рав» часть 3, стр. 57,) рав Пинхас Завихи (он исходит из того, что у этого обычая нет  явных источников в Мишне и Талмуде [АтеретПаз, часть 1, том 2]),рав Шломо Авинер (глава йешивы «Атерет Коаним» и рав поселения Бейт-Эль), рав Йуваль Шерло, глава йешивы «Орот Шауль», по мнению которого «неправильно проявлять жестокость по отношению к животным и сам я не исполняю этот  обычай таким образом». По мнению рава Фрумана «Исполнение обычая «каппарот» при помощи денег …соответствует ожиданиям рава Кука.

Среди раввинов прошлого поколения можно назвать  наиболее известного каббалиста рава Ихака Кадури, заявившего в 2002 году, что предпочтительнее дать деньги бедным, и не связываться накануне Йом Киппура  с опасностью нарушить запрет Торы о жестоком обращении с животными. Про рава Шломо Залмана Ойербаха известно, что в начале он делал обряд на птицу, потом перешел на рыбу, а в последние годы жизни на деньги, которые передавал бедным. Так же рав Овадия Йосеф использовал только деньги. Нынешний Главный Рав Израиля, рав Давид Лау призывает быть осторожными с соблюдением  этого обычая и подчеркивает, что не может соблюдаться обычай, через нарушение заповеди  Торы.

В последнее время противники этого обычая появились так же в среде харедим в рамках организации «Бехемла» (аббревиатура: Харедим Митнадвим Лемаан Хайот - харедимные волонтеры в защиту животных). По мнению главы организации Йегуды Шайна, «использование птицы для «каппарот» является осквернением имени Творца, которое не прощается в Йом Киппур. Не может быть,  чтобы богобоязненные евреи способствовали тому, чтобы издевались над курами и морили их голодом в страшной тесноте».

Сторонниками обычая были РАМО, который  базировался на традиции ашкеназских евреев идущей от РОШ. Так  же АРИЗАЛЬ был сторонником этого обычая. Рав Шнеур Залман из Ляд в своем комментарии «Шульхан Арух аРав» (505,2)писал, что обычай сам по себе правильный а вот  искать именно птицу белого цвета, это суеверие.

При всей важности заботы о животных, важно так же помнить о пропорциях. Их страдания должны нас волновать не только в дни между Рош аШана и Йом Киппуром. Хочется надеяться, что организации, борющиеся за права животных, делают это искренне, а не как некий антирелигиозный шаг. К сожалению, я не припоминаю каких либо общественных акций направленных против некошерных ресторанов, предлагающих «дары моря», в которых, например раков и ракообразных варят живьем (а они тоже живые существа)

Дай Бог, чтобы все мы удостоились совершить такую духовную работу, которая позволит нам успешно пройти Йом-Киппур.

Ашер Рохбергер

Категория: Иудаизм. От теории к практике | Добавил: Yael (01.10.2014)
Просмотров: 535 | Теги: Рош Ашана, Йом Киппур, капарот | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2018
Мысли вслух
Два сценария прихода Машиаха Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Увлекательно! Бесплатно! Далее
Хотите учиться?
Новости
Литературные иллюстрации идей Торы [40]
Кухня от кутюр до прет-а-порте [14]
Рубрику Ведет Менахем-Михаэль Гитик
Национальный Алеф-Бет [185]
Политика [10]
Уроки Истории [22]
Горячая точка [11]
Только Для Одесситов [25]
Жизнь Общинная [29]
Еврейство [18]
Иудаизм. От теории к практике [148]
Наука о Смысле Жизни [1]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Корзина
Ваша корзина пуста
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот храм Смысл жизни поиск истины еврей Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие девятое ава тшува Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур Суккот Ваера кабала Тора недельная глава Моше израиль Пурим Шабат рига кишинев ашдод Америка Иерусалимский зоопарк евреи человек М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон сука Ноах еврейский Свобода Лимуд 2012 киев жизнь добро и зло харьков москва недельные главы Лод