О посте первенцев накануне Песаха ( Таанит Бхорот)
Существует обычай, по которому в день, накануне Песаха первенцы постятся в память о чуде, которое было сотворено для них Творцом в Египте. Этот пост является более легким, в отличие от обычных общественных постов, которые были установлены мудрецами, статус же этого поста - обычай, который распространен среди многих, но не установлен мудрецами, как обязанность. Следствием этого являются более широкая возможность послаблений, и освобождение от поста. Например, это касается тех, у кого просто головная или глазная боль, даже если он не считается больным и такой человек обязан был бы поститься в другие посты.
От этого поста освобождены так же те, кто опасается, что если будет поститься, то не сможет провести, как положено пасхальный седер. Так же принято, что все, кто обязан участвовать в "сеудат мицва" освобождаются от этого поста. Этот пост не упоминается ни в Вавилонском Талмуде, ни у РаМБаМа, поэтому среди ранних комментаторов были те, кто предполагал, что первенцы вообще не должны поститься в этот день.
Этот обычай распространяется на два вида первенцев, поскольку в Египте погибли все первенцы. С одной стороны, речь идет о первенцах у отца, и это те первенцы, о которых говорит Тора, и которые наследуют двойную долю в наследстве. Эти люди считаются первенцами, даже если у их матери родились дети от другого мужа или было прерывание беременности. И хотя на этих людей не распространяется заповедь выкупа первенцев, в любом случае, они считаются первенцами для своих отцов.
К другой группе первенцев, относятся первенцы у их матерей. На этих людей распространяется заповедь выкупа первенцев и не имеет значение, есть ли у их отца дети от других женщин. Первенец у матери, родившийся при помощи кесарева сечения, не считается первенцем для определения наследования, а так же для заповеди о выкупе первенцев, и он не должен поститься накануне Песаха.
Так же первенцы коэнов и левитов постятся, несмотря на то, что Тора освободила их от заповеди выкупа первенцев.
Женщины первенцы не постятся, даже, несмотря на то, что есть мнение, по которому в Египте погибли так же и женщины первенцы.
Принято, что до тех пор, пока мальчик первенец не достигнет совершеннолетия, его отец постится за него. (Рамо 470, 2).
Принято, что первенцы стараются принять участие в церемонии окончания изучения, какого либо трактата Мишны или Талмуда, или книги из Пророков и Писаний, которую проводят сразу после окончания утренней молитвы. Э то связанно с тем, что во время этой церемонии подают угощение и это считается сеудат мицва. И раз уж они с утра поели, то они свободны от поста в течение всего дня. Относительно участия в этой церемонии для первенцев, мнения галахических авторитетов разделились. Есть те, кто считают, что в ней может участвовать лишь тот, кто сам завершил изучение трактата или книги. Они видят в участии в такой церемонии проблему для тех первенцев, которые течении года не участвуют в подобных мероприятиях. Потому что это выглядит, как желание освободиться от обязанности поститься.
На практике распространено более облегчающее мнение, по которому все участвующие в такой церемонии освобождены от поста, даже если это является единственной целью их участия или если окончание изучения трактата было специально отложено на это время.
Ашер Рохбергер
Источник: http://shunrasher.livejournal.com/165848.html |