Четверг, 13.12.2018, 08:56
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

МЕНЮ САЙТА
Помощь
МИНИ-ЧАТ
500
 Каталог статей
Главная » Статьи » Иудаизм. От теории к практике

Ашер Рохбергер «О кошерности оливкового масла»

О кошерности оливкового масла

Одним из отличительных элементов Хануки, является оливковое масло. Это началось еще со времен Храма, поскольку лишь оно использовалось в семисвечнике –меноре. И, на протяжении всей истории и до сегодняшнего дня, его использование в зажигании ханукии считается исполнением заповеди на наиболее высоком уровне. Помимо этого, маслины являются одним из семи видов растений, которыми славится Земля Израиля как сказано: «Ибо Г-сподь, Б-г твой, ведет тебя в землю хорошую, в землю потоков вод, ключей и источников, истекающих в долинах и в горах. В землю пшеницы и ячменя, и виноградных лоз, и смоковницы, и гранатовых деревьев, в землю масличных деревьев и меда.»(Дварим 8, 7-8). 

Поэтому важен вопрос о кашерности оливкового масла. То есть если на упаковке оливкового масла стоит сертификат кашрута организации, которой можно доверять, то вопросов нет.  

А что делать, если получили в подарок оливковое масло, произведенное вне Израиля? И на нем нету сертификата кашрута? Либо оливковое масло сделанное евреями в Израиле, но по каким-то причинам они не озаботились получением такого сертификата? Либо оливковое масло было произведено нашими арабскими соседями? Давайте разбираться.

С кошерностью оливкового масла во времена Талмуда произошла интересная история. Когда мудрецы рассматривали, какие виды пищи или напитков могут привести к нежелательному сближению с неевреями, они включили в этот список оливковое масло, произведенное неевреями (ВТ «Авода Зара» 35;2). Но в отличии от вина или сыра, постановление о запрете оливкового масла не было принято народом и через какое то время отменено (ВТ «Авода Зара» 36,1), на основании этого примера мудрецы Талмуда вывели галахическое правило, которое действует до сегодняшнего дня, которое гласит, что «не устанавливают ограничений для общества,  кроме тех случаев, когда большая его часть может их соблюдать» . Поэтому Шульхан Арух пишет, что можно пользоваться оливковым маслом, сделанным неевреями ( Й.Д. 114,7).

Вышеуказанное галахическое решение- это еще один пример того, как нельзя слепо полагаться на галахические решения далекого прошлого, без учета изменений произошедших  за сотни лет в обществе, технологиях, и.т.п. Это ни коим образом не говорит о том, что эти решения неправильны. Они правильны, но для своего времени. Например автор комментария «Каф аХаим» писал около 100 лет тому назад, что «известно, что оливковое масло чисто, но если есть опасения, что в нем может быть нечто запрещенное, то я этого не касаюсь, так как все зависит от места и времени» (Й.Д. 114,33).

Какие проблемы могут быть с оливковым маслом? 

Первая из них, это опасение того, что маслины из которых сделано масло подпадают под определение «Орла», как сказано (Ваикра 19,23) «И когда войдете в страну и посадите какое-либо дерево плодоносное, то считайте плоды его за необрезанные; три года да будут они для вас необрезанными, не должно есть их» Законы «Орла» действуют, как запрет Торы на земле Израиля и нету разницы, принадлежат ли деревья евреям или неевреям. Даже в случае если есть сомнения по поводу плодов, являются ли они плодами «орла» или нет, на земле Израиля они запрещены к использованию. Вне Израиля запрет «орла» это постановление мудрецов. В наше время, благодаря изменениям в агрономии и выращиванию плантаций масличных деревьев, существуют реальная возможность того, что маслины из которых сделано масло были плодами «орла». Такое масло нельзя использовать не только в еду, но и для зажигания свечей.

В случае если  речь идет об оливковом масле, не имеющем сертификата кашрута, произведенного в Израиле неевреями, существует так же проблема отделения трумот и маасарот. Естественно, в год шмиты и в год после него, может возникнуть проблема со шмитой. В случае, если это масло произведено неевреями, то этих проблем нет. 

Еще одной проблемой являются энзимы. Если в прошлом масло отжимали самым простым способом, без каких либо добавок, то в наше время пытаются выжать из маслин максимум и даже чуть- чуть больше. Для этого добавляют в процесс изготовления масла энзимы, для того, чтобы выделялось как можно больше масла. Часть из распространенных в промышленности энзимов производится из клеток животных. Эти животные могут относиться к тем, которые нам запрещены в пищу. Несмотря на то, что количество энзима очень невелико, на них не распространяется правило «менее одной шестидесятой», поскольку по своей сущности они определяются как «маамид», то есть то, что производит сам процесс. А в такой ситуации - «маамид» не аннулируется, даже если его меньше одной шестидесятой. 

Несколько лет тому назад в Израиле провели проверку бутылок с оливковым маслом, произведенных разными предприятиями. К большому удивлению проверяющих оказалось, что на рынке оливкового масла практически нету 100% оливкового масла. На первый взгляд это кажется странным: как же можно смешать более дешевое масло, например соевое с оливковым, когда одно всплывет над другим? 

Тут производителям приходит на помощь пищевая технология. Как выяснилось, в масло добавляют определенный вид эмульгаторов(эмульсифаеров), которые связывают между собой разные масла. С помощью этих эмульгаторов можно даже связать молекулы воды и молекулы оливкового масла без того, чтобы это было заметно не вооруженным глазом. Подобная химия приносит очень большой доход производителям. Проблема лишь в том, что источниками эмульгаторов являются различные жиры. И поэтому существует опасность, что если не было надзора за производством масла, то могли использоваться эмульгаторы из животных жиров. Эмульгаторы так же имеют статус «маамид» и не аннулируются. Кроме того, если масло разбавили водой, это еще полбеды, по крайней мере с точки зрения кашрута. А вот если чем-то другим, то тут уже могут быть проблемы. 

Грамотный потребитель оливкового масла смело может утверждать, что разбавленное масло (не важно, другим маслом или водой) не будет выглядеть, как обычное натуральное, и его цвет будет гораздо, гораздо бледнее. Но и тут в помощь производителям приходит технология. Добавляют пищевые красители зеленого или коричневого цвета. Часть подобных красителей имеет растительный источник, но в процессе их производства к ним добавляют так же жировые кислоты, которые могут быть животного происхождения. 

Поэтому для того, чтобы не сталкиваться со всеми вышеописанными проблемами, рекомендуется пользоваться только оливковым маслом с сертификатом кашрута внушающим доверие. Если Вы лично знакомы с производителем масла, не стесняетесь задавать ему вопросы о технологии и доверяете его ответам, то при определенных условиях можно использовать масло без сертификата кошерности. Кроме того, меньше шансов, что применять вышеупомянутые пищевые технологии будут на маленькой давильне, чем на большом заводе. В случае, если у Вас все же оказалось оливковое масло без сертификата кашрута, но произведенное за пределами Израиля, то его можно использовать в качестве масла для зажигания ханукальных свечей и для косметических нужд. В этом случае все вышеуказанные проблемы не являются препятствием к его использованию.

Тем, кто находится в Израиле, я рекомендую помимо этого, покупать то масло, на котором стоит знак, об его  соответствии израильскому стандарту («тав текен исраэли»).

Ашер Рохбергер



Источник: https://shunrasher.livejournal.com/215921.html
Категория: Иудаизм. От теории к практике | Добавил: Yael (02.12.2018)
Просмотров: 47 | Теги: храм, Ханука, земля Израиля, оливковое масло, Кашрут | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2018
Мысли вслух
"Забота о смерти (месте захоронения и т.п.) - проверенное средство для продления жизни" Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Увлекательно! Бесплатно! Далее
Хотите учиться?
Новости
Литературные иллюстрации идей Торы [40]
Кухня от кутюр до прет-а-порте [14]
Рубрику Ведет Менахем-Михаэль Гитик
Национальный Алеф-Бет [189]
Политика [10]
Уроки Истории [22]
Горячая точка [11]
Только Для Одесситов [25]
Жизнь Общинная [31]
Еврейство [18]
Иудаизм. От теории к практике [152]
Наука о Смысле Жизни [1]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Корзина
Ваша корзина пуста
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот храм Смысл жизни поиск истины еврей Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие девятое ава тшува Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур Суккот Ваера кабала Тора недельная глава Моше израиль Пурим Шабат рига кишинев ашдод одесса Америка Иерусалимский зоопарк евреи человек М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон Ноах еврейский Свобода Лимуд 2012 киев жизнь добро и зло харьков москва недельные главы Лод