Недельная глава Бо. О запрете обирания нееврев (гезель гой)
Как известно, перед выходом из Египта евреи "одолжили" у
своих нееврейских соседей (египтян) серебро и золото. Мировоззренческое
объяснение этого повеления Творца можно прочитать здесь. Что же говорит по
этому поводу галаха?
Существует запрет Торы красть или обирать что-либо у еврея. Во всей Устной Торе
не делается различие в этих вопросах между евреями и другими народами и, с
точки зрения мудрецов Мишны и Талмуда, нет в этих вопросах разницы между национальной
принадлежностью пострадавшего.
Так же, по мнению РаМБаМа, запрет обирания неевреев является однозначным
запретом Торы. И нет в этом разницы между евреем и неевреем. Помимо РаМБаМа
этого же мнения придерживались автор "Сефер Мицвот аГадоль" и автор
галахического сборника "Тур", а так же Шульхан Арух и подавляющее
большинство как ранних, так и поздних галахических авторитетов. Об этом пишет
один из наиболее известных и популярных комментаторов Шульхан Аруха, Сифтей
Коэн (ШАХ) в своем комментарии на Хошен Мишпат, раздел 348. Это так же
фигурирует в "Алихот Олам" р. Овадии Йосефа (часть 2,страница 212).
В то же время ссылка на Шульхан Арух требует определенного уточнения. В его
последней части "Эвен аЭзер", раздел 28 написано, что человек не
может совершить кидушин, при помощи предмета, который не принадлежит ему. РЕМО
в своем комментарии на этот раздел пишет что тот, кто использовал предмет,
самовольно взятый им у нееврея, для того, чтобы совершить кидушин - с
галахической точки зрения, кидушин обладают силой. Из этого следует, что, по
мнению Рамо, запрет обирать нееврея является запретом мудрецов, а не запретом
Торы.
Как уже было сказано это тот случай, когда мнение РАМО противоречит
подавляющему большинству других галахических авторитетов. Кроме того,
были комментаторы, которые объяснили, что же РАМО имел в виду. По мнению автора
"Эцей Аразим" Рамо тоже признает, что сам запрет обирать нееврея это
запрет из Торы. Но при этом считает, что обязанность возврата нееврею того, что
было у него отобрано, является постановлением мудрецов. Этого мнения
придерживается так же автор "Сефера Йеръим". Хатам Софер не принял
это предположение и в своем комментарии на ВТ Сукка, лист 30, писал,
опираясь на мнение РаМБаМа, что и обязанность возвратить отобранное у нееврея.
это обязанность из Торы.
Несмотря на споры наших галахических авторитетов в этих вопросах, все они, безусловно,
согласны в том, что касается практической стороны этого вопроса, что,
безусловно запрещено обирать или отбирать что-либо у нееврея и есть
обязанность вернуть ему отобранное. То, что часть этой обязанности может быть
постановлением мудрецов, ничуть не умаляет её значимость, поскольку, как
известно очень многие повседневные вещи, ставшие интегральной частью галахи,
тоже являются постановлениями мудрецов.
Помимо всего вышесказанного, тут есть еще один фактор, о котором всегда надо
помнить - хилуль ашем (осквернение имени Творца, которое сопровождает подобные
неблаговидные поступки). Ашер Рохбергер
Источник: http://shunrasher.livejournal.com/159123.html |