Суббота, 20.04.2024, 17:50
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

Помощь
МЕНЮ САЙТА
МИНИ-ЧАТ
500
 Каталог статей
Главная » Статьи » Иудаизм. От теории к практике

Ашер Рохбергер "Можно ли мыться в Йом Тов?"

Можно ли мыться в Йом Тов?

В нынешнем 5780\2020 году, праздник Шавуот выпадает на пятницу. Поэтому один из вопросов, который возникает в рамках подготовки к празднику и сразу же наступающему за ним Шабату - можно ли принимать душ в эти дни и если да, то как это правильно сделать. С учетом нашего израильского климата это более чем актуальный вопрос. 

В данном материале я буду касаться лишь тех систем нагрева воды, которые распространены в Израиле, рекомендую читателям в диаспоре проконсультироваться у местных раввинов, знающих работу местных систем обогрева. 

Как по большинству любых галахических вопросов, здесь тоже у нас есть различные мнения. Устрожений придерживается част ашкеназов (М.Б. 118). Те, кто следует мнению «Шульхан Арух»(О.Х. 512,2) (который является галахическим авторитетом в Эрец Исраэль), могут спокойно принимать душ. Большая часть современных галахических авторитетов следуют мнению «Шульхан Арух» и  разрешает принимать душ или ванну в праздник (Йом Тов), при этом вода должна быть нагрета либо до его наступления, либо разрешенным способом в сам праздничный день- солнечный бойлер, или электрический бойлер, поставленный на шаон шабат. (Шмират Шабат Кеилхата 2,7). Нагрев воды при помощи газовой колонки категорически запрещен.

Несмотря на то, что Шабат и Йом Тов почти не отличаются друг от друга, относительно запретов на выполнение большинства видов работ, между этими днями есть некоторые различия. Помимо того, что в Йом Тов разрешено готовить еду на этот день (разрешенным способом), еще один из принципов, отличающих его от Шабата, это то, что можно делать некоторые вещи, которые распространены среди всех людей. Именно поэтому нам можно нагревать воду в Йом Тов разрешенным же способом.  

Использование солнечного бойлера для нагрева воды подпадает под галахическое определение «толдот хама». Но, поскольку вода в солнечном бойлере нагревается в любом случае, будем ли мы ею пользоваться или нет, то есть у нас нету специального намерения её нагревать, а также поскольку этот запрет связан с запретом мудрецов, современные галахические авторитеты разрешают его использование. 

Ранее существовала еще одна проблема, которая исчезла в наше время, так называемое постановление мудрецов еще со времен Талмуда, называемое «постановление о банщиках», которые в прошлом нарушали законы праздника и Шабата и разогревали воду запрещенными способами. Сегодня это потеряло свою актуальность, а кроме того, даже, когда это постановление действовало, можно было омывать тело частями и это именно то, что происходит тогда, когда мы принимаем душ. Рав Шломо Авинер приводит мнение рава Эльяшива о том, что капли воды в душе не текут непрерывной струей и поэтому принятие душа не считается омыванием всего тела одновременно. Рав Мордехай Элиягу так же считал, что предпочтительней принимать душ, чем ванну. 

Еще одной причиной по которой мы можем принимать душ, это то, что в наше время, все мы более чувствительны к вопросам личной гигиены, чем в прошлых поколениях. В наше время, при нашем климате, и при современном оборудовании наших квартир, принятие душа является чем-то обыденным среди всех слоев населения. Эти социальные изменения хорошо видны, например, в обсуждении равом Овадией Йосефом данного вопроса в шестидесятые годы 20 века, когда он писал, что ежедневное мытье всего тела не является общедоступным удовольствием. Но в более поздних изданиях его респонсов это уже разрешается. Это очень хороший пример динамического развития галахи на фоне социально экономических изменений общества.

В случае использования электрического бойлера, поставленного на шаон шабат- нагретая им вода разрешена к использованию (Ялкут Йосеф, праздники, 482)

Принимая душ в Йом Тов важно помнить о запрете выжимать волосы и полотенце, поэтому рекомендуется пользоваться полотенцем из плотной ткани. Кроме того, запрещено пользоваться кусковым мылом, а разрешено только жидким. 

Рав Шломо Авинер приводит слова рава Мордехая Тендлера- внука и секретаря рава Моше Файнштейна, который всегда предупреждал молящихся в синагоге, что в случае, когда выпадали 2 или 3 дня праздника и Шабата, о том, что не только можно принимать душ, но это исполнение заповеди «и возлюби ближнего, как самого себя» (Ваикра 19). 

Еще одним важным галахическим фактором, который необходимо учитывать в данной ситуации, является важность подготовки к Шабату в рамках того, что галахически определено, как «квод Шаббат». Мудрецы постановили, что мы обязаны мыться теплой водой перед шаббатом (Рамбам, «Законы о Шабате» 30,1-2; ШУА О.Х. 260, 1). Основа этого – мы сотворены по образу и подобию Творца (Ваикра Раба 34,3; ВТ Шабат 25,2). Эта заповедь одинаково распространяется как на мужчин, так и на женщин (МБ 260,2). И хотя существует запрет готовить что-либо со дня праздника на другой день, на данный случай этот запрет не распространяется. 

Ашер Рохбергер



Источник: https://shunrasher.livejournal.com/217689.html
Категория: Иудаизм. От теории к практике | Добавил: Yael (26.05.2020)
Просмотров: 751 | Теги: Шабат, йом тов, Шавуот | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Мысли вслух
Путь Торы значительно короче обычного пути Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Далее
Хотите учиться?
INSTAGRAM
Подписывайтесь на меня в Instagram! Имя пользователя: mmgitik
Новости
Литературные иллюстрации идей Торы [42]
Кухня от кутюр до прет-а-порте [14]
Рубрику Ведет Менахем-Михаэль Гитик
Национальный Алеф-Бет [253]
Политика [10]
Уроки Истории [22]
Горячая точка [11]
Только Для Одесситов [25]
Жизнь Общинная [31]
Еврейство [18]
Иудаизм. От теории к практике [157]
Наука о Смысле Жизни [1]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот 17 тамуза храм Смысл жизни поиск истины Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур кабала Тора недельная глава галут Моше израиль Египет Пурим Шабат рига кишинев ашдод Америка душа евреи человек молитва М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон С.-Петербург сука Ноах еврейский Свобода урок жизнь добро и зло Гилель харьков москва Лод недельные главы