Вторник, 20.11.2018, 15:59
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

МЕНЮ САЙТА
Помощь
МИНИ-ЧАТ
500
 Каталог статей
Главная » Статьи » Иудаизм. От теории к практике

Ашер Рохбергер "Яблоки, мед и Рош аШана"

Яблоки, мед и Рош аШана

Об обычае кушать яблоко в меду в Рош аШана знают даже евреи, очень далекие от еврейской традиции. Мы знаем, что не бывает случайных обычаев и за каждым ритуалом скрывается глубокий смысл. В чем же смысл этого обычая и что он символизирует? Чаще всего есть более одного объяснения каждого из обычаев. Это касается так же и обычая есть яблоко в меду.

Каждый закон и обычай еврейского народа имеет корни, уходящие как в открытую, так и в скрытую части иудаизма. Самое простое символическое значение поедания яблока в меду- надежды и пожелания на сладость наступающего года. Первое упоминание о том, что у символов в Рош аШана есть свое значение этого обычая, мы встречаем в Талмуде, трактат Орайот (12, 1). Об этом же пишет и Мишна Брура в своем комментарии на Шульхан Арух, Орах Хаим(583, 5).

И яблоки, и мед сладкие, но их сладость разная. Яблоко- это фрукт, растущий на дереве и в его сладости нет ничего удивительного. Мед же является продуктом жизнедеятельности пчел, которые запрещены нам в пищу и, кроме того, они еще и жалят. При этом продукт, производимый жалящей пчелой, это сладкий мед, который слаще яблока.

В нашей жизни случаются два вида событий. Первый из них, это всякие радостные события в семье, успехи на работе, и.т.п. их можно сравнить со сладостью яблока. Второй вид – то, чего мы добиваемся, пройдя через трудности, боль, утраты. Это можно сравнить с укусом пчел. Как известно, мед очень тяжело собирать из улья. Когда же все-таки после всего мы добиваемся результата, когда мы справляемся с трудностями, когда раскрываются новые качества нашей личности, это можно сравнить со сладостью меда.

А почему мы желаем, чтобы год был не только хорошим, но и сладким? Творец всегда дает каждому из нас только самое лучшее для него. Но мы на своем уровне воспринимаем это по-разному. Это можно сравнить с двумя видами лекарств, обладающих одинаковым действием, но одно горькое, а другое сладкое. Конечно же, мы предпочтем сладкое лекарство. Поэтому мы и просим Творца, чтобы наступающий год был не только хорошим, но и был для нас сладким.

А вот что пишет Бен Иш Хай про этот обычай: «Я считаю, что обычай есть яблоко в Рош-аШана связан с тем, что с ним связано тройное наслаждение- вкус, вид и запах, поэтому оно является символом наших просьб об изобилии, в том, что касается всех наших материальных потребностей на весь год. Кроме того, в соответствии с тем, что написано в книге Зоар на недельную главу Шмини (лист 40): «Яблоко выводит вино» и имеется в виду, что оно нейтрализует вредное действие вина, и это описано в книгах. Современная натуропатия подтверждает тот факт, что яблоки нейтрализуют симптомы алкогольного опьянения и разрушают ядовитые вещества. Известно, что вино относится к мере суда, поэтому в Рош аШана мы стремимся смягчить меру суда и поэтому едим яблоки». (Бен Иш Хай, первый год, глава Ницавим, раздел 4)

Яблоки смягчают меру суда, поскольку еврейский народ сравнивается с яблоком (ВТ Шабат 88,1): «Сказал рабби Хама от имени рабби Ханина: «Почему еврейский народ сравнивается с яблоком?» Так же, как плоды яблок предшествуют листьям, так же еврейский народ (во время дарования Торы) декларировали сначала «сделаем» (то есть исполним заповеди) а потом «услышим» (то есть изучим и поймем)».

Еще одно объяснение этому обычаю приводится от имени известного духовного наставника, рава Аарона Тойсига. Общеизвестно, что свойством любого яблока является то, что через некоторое время после того, что мы очищаем его от кожуры, оно начинает чернеть. Этого можно избежать, если смазать яблоко медом, который сохранит его внешний вид. Поэтому мы берем в Рош-аШана именно яблоко в меду, говоря этим Творцу: «Наш еврейский народ подобен яблоку, и он прошел и проходит через такое количество бед и несчастий, что иногда из-за этого мы совершаем действия против Твоей воли и очерняем себя до неузнаваемости. Но Творец, смажь и окуни нас в мед и ты увидишь, как мы приобретаем свой истинный облик и стремимся быть все лучше и лучше. Поэтому удостой нас хорошего и сладкого года.

Какое благословление нужно читать на яблоко в меду? Яблоко, как известно - фрукт и ему соответствует благословление «Творящий плод дерева». К меду же относится благословение «Все созданное по слову его». Все галахические авторитеты придерживаются по этому вопросу одного мнения. Поскольку мы окунаем яблоко в мед, то основным продуктом считается яблоко а мед - второстепенным и поэтому мы произносим только благословление на яблоко (Маген Авраам 583, 1) и Мишна Брура (583,3). Так же если мы разберем этот вопрос с точки зрения, в чем цель этого обычая, то придем к выводу, что целью является поедание яблока, а мед второстепенен.

А что нам известно о питательных свойствах яблок и меда? И каково их место в еврейской традиции?

О пользе яблок и их роли в иудаизме

Яблоко состоит большей частью из воды и 22 грамм фруктозы, среднее яблоко весит около 150 грамм и содержит около 75 калорий (около 54 калорий на 100грамм). В яблоке много клетчатки, полезной для пищеварительной системы, в основном пектин, находящийся в яблочной кожуре. В яблоке содержатся витамины групп A, B и C. Кроме того, в яблоке содержится железо, кальций и калий. Яблоко содержит 82% воды, 15 процентов углеводов, 3% питательных волокон и менее 0.5% белка и жиров.

Существует распространенное мнение, что зеленые или кислые яблоки содержат меньше сахара, чем красные. Однако это не так и все виды яблок содержат одинаковое количество сахара, которое зависит от величины фрукта. Полезнее есть яблоки чем пить яблочный сок, потому что в стакане яблочного сока содержится около 110 калорий в основном благодаря сахару и практически отсутствуют витамины и минералы.

Есть мнение, что яблоки предотвращают развитие канцерогенных клеток в организме. Яблоки понижают уровень холестерина в крови и являются антиоксидантами. Яблоки рекомендуют страдающим астмой и проблемами с памятью, а так же для очищения желчного пузыря и печени и укрепляют сердце. Есть рациональность во включении яблока в обильную праздничную трапезу, содержащую большое количество калорий. Пектин, питательное волокно, содержащееся в яблочной кожуре - улучшает соотношение «плохого»LDL и «хорошего» HDL холестерина в крови.

Поскольку яблоко считается кисловатым фруктом, по мнению определенных натуропатических школ, оно хорошо сочетается со сладкими продуктами, и таким образом яблоко и мед хорошо сочетаются вместе. Яблоко и мед влияют на пищеварительную систему и, по мнению РаМБаМа их полезно есть перед трапезой. Специалисты по китайской медицине рекомендуют яблоки при утренней тошноте, депрессиях, воспалительных процессах кишечника, гипогликемии, нервном напряжении, расстройствах желудка и дурном запахе изо рта.

В Танахе яблоки упоминаются 10 раз, из них 5 раз как название населенного пункта. Например       (Йеошуа 12,17) «Царь Тапуаха 1 и царь Хефера 1» и (Йеошуа 17, 8) «Менаше получил землю Тапуах и Тапуах на границе (надела) Менаше для сынов Эфраима». Так же это использовалось как имя человека (Диврей аЯмим 1,2-43). «И сыновья Хэврона: Корах и Таппуах, и Рэкэм, и Шэма.»

Помимо этого яблоки упоминаются у пророка (Йоэля 1,12) «Виноградная лоза засохла и смоковница завяла; гранатовое дерево, пальма и яблоня – все деревья в поле иссохли, ибо исчезла радость у сынов человеческих». В Песне Песней яблоко служит образом различных положительных качеств, как например (7,9)«…и запах (от) носа твоего, как от яблок…», (2,5) «Подкрепите меня пастилою, освежите меня яблоками, ибо я больна любовью», (8,5) «Кто та, что всходит из пустыни, опираясь на возлюбленного своего?! Под яблоней пробудила я тебя; там родила тебя мать твоя, там родила родительница твоя».

Еще одно упоминание яблок, как символа любви Творца к еврейскому народу, можно встретить в стихе (2,3) «Как яблоня меж лесных деревьев, так любимый мой меж юношей! В тени его сидела я и наслаждалась, и плод его сладок был небу моему». Из этого стиха можно сделать вывод, что яблоки, упоминаемые в Танахе, росли на диких деревьях в лесах. Царь Шломо в своих притчах видит в яблоке символ красоты и совершенства (25,11) «Золотые яблоки с серебряными украшениями – слово, сказанное разумно». Существует мнение, как среди комментаторов Танаха, так и среди ботаников, что яблоки, упоминаемые в Танахе возможно вовсе и не современные фрукты, которые мы называем яблоками, а возможно это этрог, персик и даже боярышник. (Зоар Амар «Растения Танаха», стр. 122-123)

Поскольку речь идет про Рош аШана, а в соответствии с нашей традицией в этот день был совершен промах первого человека, Адама, я хочу разбить некую стигму, широко известную в западном обществе. Ни Адам, ни его жена Хава (Ева) не ели яблоко. Что же они ели, и откуда появилась подобная версия? Начнем с того, что в тексте Торы не указывается, каким было дерево познания добра и зла. Наши мудрецы в Мидраше Брейшит Раба 15,7 отмечают, что Творец специально не указал вид этого дерева. Чтобы мы не могли указать на него и сказать, вот то дерево, из- за которого пострадали Адам и Хава. Так что же они ели?

В наших источниках приводятся разные мнения по этому поводу: пшеницу (ВТ Брахот 40,1) и Санхедрин (70,2), виноград или вино. По мнению, указанному в книге Зоар (1,73) после выхода из ковчега Ноах посадил виноградник, чтобы искупить проступок дерева познания добра и зла. Еще одним претендентом является фиговое дерево (инжир), поскольку его упоминание мы встречаем практически сразу же, после описанных событий, т.к. Адам и Хава используют его листья, чтобы прикрыть свою наготу. Так же этрог может подходить для этого дерева, т.к. не только его плоды пригодны к еде, но и сама древесина, а в тексте Торы сказано «… И увидела женщина, что хорошо дерево для еды…». В молитвеннике рава Амрама Гаона упоминается так же орех, как возможный вариант этого дерева.

Откуда же все-таки появилось яблоко? Считается, что это лингвистический курьез, поскольку в латинском языке слова, обозначающие яблоко и зло - похожи. Еще одно объяснение утверждает, что европейские художники не особенно представляли себе, как выглядят фиги, этрог и.т.п., зато очень хорошо знали, как выглядят яблоки, поэтому и рисовали то, что проще.

Если мы возьмем любое яблоко, вне зависимости от его сорта и разрежем его пополам, то обнаружим очень интересную вещь. В нем будет шесть ложбинок для 6 семечек и 5 точек между семечками на мякоти. Это символизирует ни больше, ни меньше, чем одно из имен Творца, если мы сложим вместе обе половинки яблока. Это намекает нам на то, что нашими действиями мы влияем на проявление Творца в нашем мире.

О пользе мёда и его роли в иудаизме

Мед- цвет и вкус меда зависят от химического состава растения, из которого он произведен. Мед бывает нескольких видов - жидкий мед наиболее распространенный и предназначается для еды и для готовки, медовые соты, которые тоже употребляются в пищу и густой, кристаллизованный мед . 100 грамм меда содержит 304 калории а в чайной ложке меда 64 калории. В Израиле с 1970 года существуют стандарты меда в том, что касается содержания в нем химических элементов, количества сахара, кислотно-щелочной баланс, процент содержания воды (не более 20%).

Контроль над производством меда осуществляется советом по производству и маркетингу меда и объединением пасечников Израиля. Рынок меда один из наиболее монополизированных -63% приходится на долю пасек кибуца Яд Мордехай, принадлежащих концерну «Штраус Элит», 25% рынка – это бренд «Эмек Хефер», а оставшиеся 12% делятся между десятками мелких производителей. Ежегодно в Израиле потребляется около 3500 тонн меда, при этом лишь 2000 тонн отечественного производства, а 1500 тон импортные. По непонятной причине, на импортере не лежит обязанность указывать на товаре, что речь идет об импорте.

Особенностью меда является то, что он побочный продукт основной деятельности пчел – опыления цветов. Поэтому количество и качество пчел имеет важное экономическое значение для сельского хозяйства. Если экономическая ценность меда равна около 100 миллионов шекелей в год, то экономическая ценность опыления оценивается в около 2.5 миллиардов шекелей.

Мед состоит на 70% из сахаров, среди которых фруктоза, глюкоза, мальтоза, белый сахар и вода. Употребление натурального меда гораздо меньше повышает уровень сахара и триглицеридов в крови по сравнению с обычным белым сахаром. В меде содержатся антиоксиданты, которые предотвращают сердечные заболевания и рак. В нем содержатся так же энзимы, способствующие обмену веществ. Мед обладает антибактериальными, антисептическими свойствами.

Мед так же обладает многими лечебными свойствами: помогает при кашле, болях в горле, головной боли, язве желудка, при лечение ран, при заболеваниях кожи, при запорах, при анемии, при заболеваниях печени и желчного пузыря, но при этом он не подходит для больных диабетом и для младенцев. Кроме того, мед очень полезен для страдающих сердечными заболеваниями. Мед благоприятно действует на нервную систему и вызывает аппетит, поэтому не нужно волноваться, что поедание яблока с медом перебьет аппетит. При этом для медицинских целей нужно пользоваться медом, который не прошел термическую обработку, т.к. она разрушает его. Чем более темный мед, тем он лучше для медицинских целей, т.к. включает в себя больше минералов и антиоксидантов.

Специалисты по китайской медицине рекомендуют мед, как средство от истерик, повышенного давления, болей живота, ожогов, болезней печени и сердца, синуситов, нервного напряжения, хрипоты, сухого кашля, ранок во рту.

Мед обладает уникальной особенностью- с одной стороны он производится пчелами, которые не кошерны, а с другой стороны он сам по себе кошерен. В Танахе мед упоминается 54 раза, из них 21 упоминание при описании Эрец-Исраэль, как земли, текущей молоком и медом (16 раз в Торе и 5 раз в других книгах Танаха). Наиболее яркий пример этому это описание Эрец-Исраэль в Дварим (8,8) «В землю пшеницы и ячменя, и виноградных лоз, и смоковницы, и гранатовых деревьев, в землю масличных деревьев и меда» В большинстве случаев упоминания меда, речь идет не о пчелином меде, а о меде финиковом (на иврите «силан») или инжирном. Так же запрет воскурения меда на жертвеннике Храма (Ваикра 2,11) относится к такому меду. Но, по мнению рабби Акивы в Мехильта деРашби (13,5), упоминаемый здесь мед, э то обычный мед и он приводит в подтверждение своих слов стих из первой книги Шмуэля (14, 26) «И вошел народ в лес; и вот, струя меду…». Так же Онкелус в своем переводе Торы на арамейский, переводя это выражение, придерживается мнения рабби Акивы.

Дикие пчелы считались врагами земледелия (Йешаягу 7, 18-19) «И будет в тот день: кликнет        Г-сподь муху, которая в устье рек Египетских, и пчелу, которая в земле Ашшура. И придут, и расположатся все они в опустевших долинах, и в расселинах скал, и на всяком колючем кустарнике, и на всяком тернии». Те пчелы, которые были известны нашим предкам во времена Танаха, были дикие израильские пчелы, которые селились между камнями и свидетельством этому являются упоминания в Танахе (Дварим 32, 13) «Вознес Он его на высоты земли, и ел тот плоды полей; и питал его медом из скалы и елеем из кремнистого утеса», и Теилим (81,17) «А его (Йисраэйль) кормил бы Он туком пшеницы – и медом из скалы насыщал бы Я тебя». Нашим предкам были так же известны повадки пчел и как с ними правильно себя вести (Дварим 1, 44): «И выступили Эморийцы, жившие на горе той, против вас, и преследовали вас, как делают пчелы, и поражали вас на Сэире до Хормы», и Теилим (118, 12): «Окружили меня, как пчелы, (но) угасли, как огонь (в) колючках, – именем Г-сподним я уничтожу их».

Мед, вместе с маслом, манной крупой и оливковым маслом был одним из основных продуктов питания во времена Танаха (Иешайагу 7,22) «И будет, из-за обилия молока сделает он и будет есть масло; ибо маслом и медом питаться будет каждый, оставшийся в этой стране» и Ирмиягу (41,8): «Но были среди них десять человек, которые сказали Йишмаэйлу: не убивай нас, ибо есть у нас в поле тайные запасы пшеницы, и ячменя, и (оливкового) масла, и меда; и оставил он и не убил их, как братьев их».

Поскольку мед был важным продуктом питания, то торговля им была хорошо развита в библейский период (Йехезкель 27, 17) «Йеуда и страна Йисраэйля – они соторговцы твои; пшеницу Миннита и Паннага, и мед, и елей, и бальзам отдавали в обмен на товары твои». В те времена мед считался ценным высококачественным продуктом Йехезкель (16,13) «И украсилась ты золотом и серебром, и одежда твоя – виссон, и шелка, и узорчатая ткань, и (хлеб) из тонкой пшеничной муки, мед и елей ела ты, и стала красива чрезвычайно, стала ты достойна царства».

Из источников конца периода Второго Храма известно, что царь Ирод держал труп своей жены Мирьям в меду в течение двух лет, перед тем, что похоронил. Филон Александрийский упоминает, что среди членов секты ессеев в Иудейской пустыне, были пчеловоды.

Чтобы пчелы не причиняли вред людям, ульи должны были быть отдалены от населенного пункта на расстояние не меньше чем 50 локтей (25 метров) (Тосефта на трактат Мишны «Баба Батра» 1,9)

Наиболее известное упоминание пчелиного меда связанно с историей о Шимшоне (Шофтим 14, 8-9) «И спустя несколько дней возвратился он взять ее; и свернул он посмотреть на труп льва, и вот, рой пчел в трупе льва и мед. И вынул он его себе на ладони, и шел, и ел дорогою; и пришел он к отцу своему и к матери своей, и дал им, и они ели; но не сказал он им, что из трупа льва вынул он этот мед». Еще одна история связанна с войной Йонатана, сына Шауля с филистимлянами в Михмаше -Шмуэль (1, 14,27) «Йонатан же не слышал, как отец его заклинал народ, и протянул конец палки, которая в руке его, и обмакнул его в медовые соты, и поднес руку к устам своим, и прояснились глаза его.»

В Мишне, в трактате Бхорот (5,2) устанавливается галахическое правило: «То, что исходит от ритуально нечистого - ритуально нечисто, а то, что исходит от ритуально чистого - ритуально чисто». Поэтому молоко ритуально нечистого животного так же запрещено, как и само животное. Это же правило приводит РаМБаМ в «Законах о запрещенной пище (3,1)». Как же тогда мед кошерен?

Мишна в трактате Бхорот (1,5) и (7,2) а так же РаМБаМ в «Законах о запрещенной пище» (3,3) объясняют, что пчелы не вырабатывают его из тела. Дело в том, что мед  не является продуктом животного происхождения. Его основу составляет цветочный нектар - кошерный продукт, идущий от Земли Израиля. Пчелы, являясь проводниками, лишь перерабатывают его, и из нектара получается кошерный, полезный и вкусный продукт - мед.

Такова же точка зрения, к примеру, и в отношении прополиса - незаменимого продукта пчеловодства, нашедшего широкое применение в медицине. Это также не продукт животного происхождения. Специальные наблюдения показали, что прополис, образуясь в пчелиных сотах, является в первую очередь веществом растительного происхождения. А значит - кошерным с точки зрения Торы.

Важно, чтобы пчеловоды хорошо процеживали мед, т.к. иногда в нем могут находиться пчелиные лапки или части тел пчел. При этом даже если они находятся в меде, они его не делают не кошерным, и он пригоден к употреблению, как постановил Шульхан Арух, «Йоре Деа 81,8». Из этого следует, что натуральный мед можно есть везде и он не требует сертификата о кашруте. Почему же тогда мы встречаем подобный сертификат на банках с медом? Подобный сертификат гарантирует нам, что в мед не были добавлены кислоты или какие либо консерванты. А если и да, то они кошерны.

Да будет на то воля Творца, чтобы мы успешно прошли Суд в Рош аШана и все полезные свойства яблок и меда приносили нам блага в духовном и материальном

Ашер Рохбергер



Источник: http://shunrasher.livejournal.com/179165.html
Категория: Иудаизм. От теории к практике | Добавил: Yael (18.09.2014)
Просмотров: 1101 | Теги: Танах, иудаизм, яблоки, мед, Рош Ашана | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2018
Мысли вслух
Два сценария прихода Машиаха Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Увлекательно! Бесплатно! Далее
Хотите учиться?
Новости
Литературные иллюстрации идей Торы [40]
Кухня от кутюр до прет-а-порте [14]
Рубрику Ведет Менахем-Михаэль Гитик
Национальный Алеф-Бет [186]
Политика [10]
Уроки Истории [22]
Горячая точка [11]
Только Для Одесситов [25]
Жизнь Общинная [31]
Еврейство [18]
Иудаизм. От теории к практике [150]
Наука о Смысле Жизни [1]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Корзина
Ваша корзина пуста
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот храм Смысл жизни поиск истины еврей Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие девятое ава тшува Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур Суккот Ваера кабала Тора недельная глава Моше израиль Пурим Шабат рига кишинев ашдод одесса Америка Иерусалимский зоопарк евреи человек М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон Ноах еврейский Свобода Лимуд 2012 киев жизнь добро и зло харьков москва недельные главы Лод