Пятница, 19.04.2024, 22:01
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

Помощь
МЕНЮ САЙТА
МИНИ-ЧАТ
500
 Каталог статей
Главная » Статьи » Горячая точка

Ашер Рохбергер "Допустимо ли наносить ущерб гражданскому населению во время военных действий"

Допустимо ли наносить ущерб гражданскому населению во время военных действий

Нынешняя военная операция «Нерушимая Скала» вновь сделала актуальной тему допустимости нанесения  ущерба гражданскому населению противника во время военных действий. Это является одной из наиболее сложных и тяжелых моральных дилемм во время военных действий.  Эта тема, безусловно, касается норм военного и международного права, вместе с тем, мы знаем высказывание наших мудрецов из трактата «Поучения отцов» о том, что все находится в Торе.  Поэтому, давайте проверим, что же говорит нам Тора (в самом широком смысле этого слова) на эту тему.

Данная тема не относится к особо разработанным с точки зрения, как мировоззрения, так и еврейского закона. К сожалению, так уж исторически сложилось, что в последние 2000 лет обсуждение этих вопросов было не актуальным для жизни еврейских общин и единственным вариантом, с которым им приходилось сталкиваться, это когда они сами становились жертвами со стороны окружающих народов. Лишь в последние несколько десятков лет эта тема стала обсуждаться среди еврейских религиозных авторитетов.

Впервые мы встречаемся с данной ситуацией в Книге Брейшит в 34 разделе, где описывается наказание жителей города Шхем за похищение и изнасилование Дины, дочери праотца Яакова. Содержание истории очень известно, поэтому не буду его повторять. Всю проблематичность ситуации лучше всего выразил РаМБаН, написав в своем комментарии: «и многие спросят: как же могли поступить так праведные сыны Яакова пролив невинную кровь?». РаМБаМ объясняет поведение Шимона и Леви в «Законах о Царях» (9,14) тем, что жители Шхема нарушили одну из 7 заповедей данных потомкам Ноаха (Ноя). Речь идет о заповеди создания эффективной судебной системы. Наказанием за нарушение любой из этих семи заповедей является смерть.

РаМБаН не принимает данное мнение РаМБаМа. По его мнению,  причиной убийства жителей Шхема являлось то, что они «были злодеи … и послушны указам царя, и то обрезание, которое они сделали, им было не важно, а сделали только чтобы удовлетворить пожелание господина».

Как мы знаем, праотец  Яаков очень сурово отнесся к поступку своих сыновей и определил его как «Проклят их гнев, ибо могуч, и их ярость, ибо жестока она» (Брейшит 49,7). По мнению РаМБаНа, Яаков говорит эти слова, потому что Шимон и Леви «убили жителей Шхема ни за что и те не сделали им ничего плохого». В другом месте РаМБаМ продолжает эту тему: «Яаков  не хотел, чтобы говорили, что это было сделано по его совету и таким образом могло бы произойти осквернение имени Творца».

Одним из основных авторов, разбиравших в прошлом эту тему, является Махараль. В своем комментарии  «Гур Арье» на  Брейшит  (34, 13) он касается вопроса наказания жителей Шхема. Он отвергает мнение РаМБаМа, поскольку, по его мнению, жители Шхема не могли судить сына главы города, т.к. боялись его, поэтому, несмотря на то, что были обязаны совершать правосудие, в данном случае на них это не распространялось.  Махараль дает свое объяснение ситуации: « Не похожи два народа, сыны Израиля и ханаанцы… и поэтому они имели право с ними воевать, подобно тому, как один народ идет воевать против другого и это разрешено Торой». Далее Махараль объясняет, что перед выходом на войну, евреи обязаны призвать к миру, но лишь,  в случае если противоположная сторона не сделала ничего против Израиля, но в случае если было сделано что-то против Израиля, подобно тому, как это было в Шхеме, и даже если это сделал только  «один из них, так как является частью народа», то у евреев есть право им мстить, подобно тому, как это было во время войны с мидианитами и во всех других войнах.

Мы видим, что Махараль делает важное различие между конфликтом на личном уровне между людьми и конфликтом на национальном уровне.  Во втором случае, когда война идет между народами, нет необходимости разделять между виновными и невинными. Сама принадлежность жителей Шхема к тому же народу, что и те, кто напрямую был виновен  в похищении Дины, делает их, по мнению Махараля соучастниками преступления и соответственно легитимной жертвой.

Важно еще раз отметить, что данное мнение Махараля является мировоззренческим, а не галахическим. А как же относятся другие комментаторы к мнению Махараля? По мнению гораздо более позднего комментатора Нацива, во время войны нет необходимости различать между правыми и виноватыми (Ээмек Давар на Брейшит 9,5; Дварим 20,8). Более того, он приводит еще одно доказательство, исходя из казни первенцев, когда не было различия между первенцами.

Мнение Махараля приводилось и как практический закон, например равом Залманом Сороцкиным («Ознаим леТора» Брейшит 34, 25) а так же равом Ашером Вайсом, в книге «Минхат Ашер», на Дварим, (стр. 117-122). Рав Вайс приводит мнение Радака в комментарии на первую книгу Диврей аЯмим (22,8). Комментарий касается причин, по которым царь Давид не мог участвовать в строительстве Храма. Радак объясняет, что хотя царь Давид убивал во время войны и невинных граждан, с этим нет никакой проблемы: «Возможно, что среди них были хорошие, праведные люди, но, не смотря на это, он не был наказан из-за них, поскольку его целью было уничтожить злодеев и спастись самому, когда был у филистимлян».

Радак приводит еще подобные примеры. Царь Шауль предупреждает кинийцев о том, что они должны оставить свои дома, иначе могут быть убиты во время войны с амалеком (Шмуэль 1, 15,6). Еще один пример, э то преследование военачальником Давида. Йоавом бен Цруйа человека по имени Шева бен Бахри, в рамках которого был окружен город Маака, и жители были предупреждены, что город будет уничтожен, если они его не выдадут. (Мишна Трумот, 7,23).

Еще одним, дополнительным свидетельством в пользу мнения Махараля, является тот факт, что у нас нет источников, по которым нужно остерегаться убивать невинных граждан во время войны. Это подчеркивает рав Шауль Исраэли в сборнике респонсов «Амуд аЯмини», (раздел 16): «Мы не находим обязанность различать между кровью и кровью во время войны».

Если сравнивать международное право с мнением Махараля, то мы найдем много общего. По мнению профессора Алана Дершовича: «Хотя коллективное наказание запрещено международным правом, нет сомнения, что это принято во всем мире, включая наиболее демократические и либеральные страны. Ни одна система международного сдерживания не может функционировать без использования коллективного наказания. Во всех случаях, когда один народ отвечает на агрессию своего соседа, он осуществляет коллективное наказание граждан соседа. Примером этого является бомбардировка немецких городов американцами и англичанами…бомбардировка военных целей всегда приводит к гибели граждан».(The Case for Israel, 167).

Давайте обратимся к пунктам 51 и 54 первого протокола к Женевской Конвенции 1977 года. Там идет речь о защите граждан во время войны. Запрещается атаковать граждан без разбора, а так же уничтожать продовольствие,  воду и другие жизненно важные продукты. В рамках этого запрещено использование оружия массового поражения, включая атомное и химическое. Тотальная война, не разбирающая между солдатами и гражданским населением, признается военным преступлением.

Вместе с тем, важно понимать, что не все пункты протокола практически исполняемы.  Например, 56 пункт запрещает атаковать  культовые места, но всегда ли можно соблюдать этот запрет, когда враг использует мечети для хранения оружия, а больницы и школы используются в качестве штабов и мест запуска ракет.

Соблюдение международного законодательства имеет определенное галахическое значение, хотя и не подпадает под определение «закон царя- закон», но в этом есть элементы освящения или, не дай Б-г, осквернения имени Творца, особенно учитывая, что любое действие сегодня становится известным сразу во всем мире.

Все вышесказанное не отменяет  того факта, что наши враги тоже люди. Мы знаем, что Тора обязывает нас проявлять милосердие даже к врагам. Например, по мнению РаМБаНа, базирующемуся на Сифри, когда окружают город,  нужно оставить открытой одну сторону, чтобы дать возможность врагу спастись.

Даже Высший Суд Справедливости Израиля  признал в определенной степени право на нанесение ущерба невинным гражданам  во время военных действий. Это проявилось в решениях, которые были даны по апелляциям относительно строительства разделительного забора в Иудее и Самарии и связанного с этим отчуждения земель. Этот суд отклонил эти апелляции, утверждая, что «мы можем лишь надеяться, что речь идет о временной потребности», когда параллельно с необходимостью борьбы с террором, к большому сожалению, наносится ущерб невинному гражданскому населению, при этом отсюда, до принятия утверждений апелляций очень далеко» (БаГаЦ 9961\03).

По мнению президента организации раввинов «Цоар» и рава города Рамат-Ган, Яакова Ариэля «Так же и во время войны продолжает действовать запрет НЕ УБИЙ». По мнению рава Ариэля нельзя наносить преднамеренный ущерб мирному населению, несмотря на войну. Из-за того, что идет речь  о войне между двумя этносами, есть необходимость  поражения противника и невозможно ограничиваться точечными ударами только по террористам, и таким образом может быть нанесен непреднамеренный ущерб мирному населению. Если мирный житель погибает в результате таких непреднамеренных действий, это его ответственность. Кровь наших детей в Сдероте не менее красна, чем кровь детей Газы. К сожалению, если террорист находится в детском саду, мы обязаны его уничтожить, даже ценой поражения невинных. На войне солдаты находятся в бою, и тот, кто стреляет первым остается в живых».

Когда еврейский народ вынужден выйти на войну, он не делает это только для того, чтобы уничтожить  врага. Мы знаем, что идя в бой, наши солдаты несут с собой так же идеи Божественной универсальности, которые включает в себя пророчество  Йешайагу 2,(1-4): «Вот слово (о том), что видел Йешайау, сын Амоца, о Йеудее и Йерушалаиме: И будет, в последствии дней утвердится гора дома Г-сподня как вершина (всех) гор, и возвысится над холмами, и устремятся к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут: "давайте взойдем на гору Г-сподню, в дом Б-га Йаакова, чтобы Он научил нас путям Своим и чтобы пошли мы стезями Его". Ибо из Цийона выйдет Тора и из Йерушалаима – слово Г-сподне. И рассудит Он народы, и даст поучение многим народам; и перекуют они мечи свои на орала, и копья свои – на садовые ножницы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» .

Государство Израиль делает все, что возможно, чтобы нанести наименьший ущерб мирному населению, даже в тех случаях, когда террористы сознательно используют его в качестве своего щита, нарушая этим международное право.  По мнению многих военных обозревателей, другие армии не проявляют такую заботу о предотвращении потерь среди мирного населения врага. Мы можем гордиться  теми высокими моральными стандартами, которыми обладает наша армия, несмотря на то, что это не всегда соответствует  требованиям Торы. Будем надеяться,  что Творец убережет всех наших солдат и вернет их домой целыми и невредимыми.

Ашер Рохбергер

 

 

Категория: Горячая точка | Добавил: Yael (08.08.2014)
Просмотров: 1538 | Теги: еврейский, Население, нерушимая скала, израиль | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Мысли вслух
Путь Торы значительно короче обычного пути Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Далее
Хотите учиться?
INSTAGRAM
Подписывайтесь на меня в Instagram! Имя пользователя: mmgitik
Новости
Литературные иллюстрации идей Торы [42]
Кухня от кутюр до прет-а-порте [14]
Рубрику Ведет Менахем-Михаэль Гитик
Национальный Алеф-Бет [253]
Политика [10]
Уроки Истории [22]
Горячая точка [11]
Только Для Одесситов [25]
Жизнь Общинная [31]
Еврейство [18]
Иудаизм. От теории к практике [157]
Наука о Смысле Жизни [1]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Логин:
Пароль:
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот 17 тамуза храм Смысл жизни поиск истины Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур кабала Тора недельная глава галут Моше израиль Египет Пурим Шабат рига кишинев ашдод Америка душа евреи человек молитва М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон С.-Петербург сука Ноах еврейский Свобода урок жизнь добро и зло Гилель харьков москва Лод недельные главы