Странная сентенция. Как может вещь, с которой ты расстался, по-прежнему принадлежать тебе? В комментарии «Таргум Йонатан» объясняется, что Тора имеет в виду маасер (от ивритского слова эсер – десять, также от этого корня происходит ивритское слово ашир – богатый!) - отделение десятой части от чистого дохода - древнейшая и благороднейшая традиция нашего народа. Ее корни - в Торе. Тора говорит о нашем праотце Яакове: «От всего, что Ты (Всевышний) дашь мне, обязательно отделю я десятую часть» (Берешит, гл. 28:22).
Эти десятины сохраняются за жертвователем в том смысле, что его расходы всегда будут компенсированы. Поэтому то, что человек выделяет из своего дохода, как будто остается его собственностью. РАШИ объясняет эти слова иначе: если человек не будет отдавать десятины в Храм, то он сам останется с одной десятиной. Бог, выступающий в роли коэна, возьмет у несознательного хозяина не десятую часть его дохода, а девять десятых, а его оставит с десятиной, короче говоря, проявит разорительную щедрость за его счёт. Получится как в известной поговорке: скупой платит дважды. Всевышний будет вынужден лишить человека одной из самых любимых его иллюзий - ощущения владения денежными знаками. И наоборот, тот, кто исправно платит пошлину Творцу (маасер) тому Всевышнему доверяет всё большие суммы чистого дохода.
Мы привыкли верить законам природы и логики. Все, что противоречит здравому смыслу, мы категорически отвергаем. Так нас учили, так нас воспитывали. Мы свято верим, что всякая вещь, которую мы отдаем, безвозвратно потеряна для нас, а что сохраним – то наше. Мудрецы Талмуда учат, что, в отличие от людей, которые наливают жидкость в пустой сосуд, даже не пытаясь налить в полный, Всевышний действует по-другому (для жидкости это правильно, просто духовные законы не всегда идентичны материальным. В духовном не бывает «достаточно»): Он наделяет Своей мудростью, как правило, тех, кто уже и так мудр «по самое горлышко»: дает мудрость мудрым, как сказано в книге «Зоар». То же правило действует и в сфере благотворительности: всякий, кто дает, неизменно выигрывает, причем размер выигрыша прямо пропорционален мере щедрости. Больше того: филантроп получает двойную выгоду в этом мире, поскольку его расходы окупаются сторицей (Тора даже разрешает нам инспектировать Создателя в этом вопросе), и в Мире Грядущем, где его ждет высокая награда за исполненную мицву. Проверено во всех поколениях: самый надежный способ не испытывать нужды и богатеть - отделять маасер.
Как же сегодня исполнить закон Торы об отделении маасера?
Под прибылью, от которой необходимо отделять маасер, сегодня понимают - сумму денег (зарплата, банковские проценты, гонорары и т.п.) которая остается после уплаты налогов. По одному из мнений, в ситуации, когда доход - небольшой, и значительная его часть уходит на выплаты, скажем, ссуды, взятой на приобретение квартиры или дома, эти расходы на скромное жилье можно тоже считать «налогом», и тоже вычитать их из общей суммы. От оставшейся же суммы – отделяют маасер.
Путь Торы значительно короче обычного путиКомментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Далее
Хотите учиться?
INSTAGRAM
Подписывайтесь на меня в Instagram! Имя пользователя: mmgitik