Приход Машиаха: благодаря еврейскому народу или Творцу?
В течение всего года,
но в особенности в эти дни, последние дни месяца Элуль, мы соприкасаемся с
двумя базисными понятиями нашего еврейского мировоззрения: Тшува и Геула.
Связаны ли эти понятия между собой, и если да, то как? Насколько поведение
каждого из нас как индивидуума, а также всего еврейского народа в целом,
приближает, или наоборот, отдаляет Геулу?
РаМБаМ в Законах о
Тшуве (7, 5) пишет одно из наиболее известных своих галахических постановлений:
"Все пророки без исключения заповедовали о Тшуве, и Израиль не удостоится
окончательного освобождения, кроме как совершив Тшуву. И Тора уже обещала, что,
в конце концов, Израиль совершит Тшуву в конце периода их Изгнания, и
немедленно наступит их полное освобождение" (перевод мой). В этом
постановлении можно выделить 4 принципа.
1.
Тшува является одной из основных тем у всех без
исключения пророков.
2.
Машиах придет только если Израиль сделает Тшуву.
3.
Израиль, в конце концов, сделает Тшуву.
4.
Когда Израиль сделает Тшуву - немедленно придет
Машиах.
(РаМБаМ употребляет
понятие Израиль, имея в виду весь еврейский народ, то, что называется клаль
исраэль).
На основании чего
РаМБаМ постановляет именно так, а не иначе? Его постановления базируются на
том, что он принимает мнение одной из сторон в споре между рабби Элиэзером и Раби
Йошуа в трактате Санґедрин ВТ, лист 97: Раби Элиэзер говорит, что если Израиль сделают Тшуву,
наступит избавление, а если нет, то не наступит избавление. «Сказал ему рабби Йошуа: "Если не
сделают Тшуву не наступит избавление? Тогда Творец поставит над ними царя, постановления которого будут
тяжелее, чем постановления Амана, и Израиль совершит Тшуву, и вернутся на путь истинный"». На первый взгляд кажется, что оба
этих мнения похожи и указывают на то, что окончательное избавление наступит,
как результат Тшувы.
По мнению рава
Соловейчика, в книге "О раскаянии", РаМБаМ придерживается мнения Раби
Элиэзера. Если мы внимательно вчитаемся в определение РаМБаМа. то увидим, что
второй принцип в его постановлении говорит не о том, что Машиах придет, ТОЛЬКО
ЕСЛИ Израиль сделают Тшуву, а о том, что Машиах придет лишь благодаря Тшуве Израиля. По мнению рабби Элиэзера,
окончательное избавление полностью базируется на факторе Тшувы. В то же время,
по мнению рабби Йошуа, Тшува безусловно является важным фактором, но, в конце концов, Творец – это тот, кто решает о
приходе Машиаха, а Тшува не является фактором его прихода.
А вот сейчас мы
сталкиваемся с новой и очень серьезной мировоззренческой проблемой. Если мы
принимаем комментарий рава Соловейчика, что РаМБаМ базирует свое постановление на мнении Раби
Элиэзера (а вторая часть его мнения говорит о том, что если Израиль не
совершает Тшуву, то не произойдет окончательного освобождения), то тогда это
противоречит (по крайней мере, на первый взгляд) последнему из 13 принципов веры того же РаМБаМа, который
говорит о том, что каждый из нас верит в приход Машиаха. Как же может быть, что
тот же самый РаМБаМ, который придерживается мнения рабби Элиэзера о том, что
если Израиль не делает Тшуву, то Машиах не придет, устанавливает, что мы
обязаны верить в приход Машиаха?
Рав Соловейчик
объясняет вышеуказанное противоречие: "наша вера в приход Машиаха зависит
от нашей веры в еврейский народ". Что рав Соловейчик хотел этим сказать?
По мнению рава Соловейчика, для того, чтобы разрешить данное противоречие
у РаМБаМа, нам нужно заново рассмотреть и понять третий из четырех принципов,
которые были приведены выше, и который говорит о том, что Израиль, в конце
концов, совершит Тшуву. Основным моментом в этом принципе является не то, что,
в конце концов, Израиль совершит Тшуву, а то, что Израиль сможет существовать
до тех пор, пока ему удастся сделать Тшуву. Таким образом, разрешается
противоречие между второй частью мнения раби Элиэзера и тринадцатым
принципом РаМБаМа про приход Машиаха.
Действительно, если
(не дай Бог) Израиль не совершит Тшуву, Машиах не придет. Вместе с тем, так же
можно верить, без всякой тени сомнения, что Машиах безусловно придет,
поскольку мы верим, что Творец даст еврейскому народу достаточно времени для
того, чтобы процесс Тшувы для всего народа стал необратимым.
Эта идея рава
Соловейчика дает совсем новое понимание спору между раби Элиэзером и раби
Йошуа. По мнению рабби Йошуа мы ожидаем, что Творец приведет нам Мошиаха,
и на практике нет никакого значения, что мы будем или не будем делать,
поскольку Творец является ультимативным фактором в приходе Машиаха. По мнению
же рабби Элиэзера и соответственно РаМБаМа, не мы ожидаем активности от Творца,
а наоборот Творец ожидает нашей активности. И Творец будет продолжать ждать
нашей активности до тех пор, пока она не проявится. Наша Тшува и только наша
Тшува способна привести Машиаха.
Ашер
Рохбергер
Источник: http://shunrasher.livejournal.com/147949.html |