О связи между Тшувой и сменой имени
Иногда люди,
делающие тшуву, изменяют свое имя.
Нужно ли это и
в чем смысл этого действия? В трактате ВТ Рош аШана, 17,2 приводится мнение раби
Ицхака: "Четыре вещи разрывают приговор человека: цдака, крик (молитва), изменение
имени и изменение поведения. " Три из четырех вышеуказанных факторов
понятны и легко объяснимы. Относительно изменения имени у наших мудрецов были
разные подходы.
Изменение имени
- изменение судьбы. Ридба, один из ранних комментаторов пишет в своем
комментарии на трактат Рош-аШана, что человек меняет имя для того, чтобы
показать, что он уже не грешник, и чтобы ему не напоминали о его проступках в
прошлом. А, кроме того, для того, чтобы изменить судьбу, как мы видим в примере
Авраама. Мнение Ридба базируется на обсуждении, приводимом в (Трактате Шабат
156, 1) в котором приводятся различные мнения амораим о том, есть ли заранее
предначертанная судьба у еврейского народа и насколько звезды влияют на евреев.
"Раби Ханина говорит - звезды влияют на мудрость и на богатство, и
еврейский народ подчиняется их влиянию. Раби Йоханан говорит, что еврейский
народ не подчиняется влиянию звезд. Так же рав Йегуда от имени РАВА считал, что
звезды не влияют на еврейский народ и это мнение базируется на известном
мидраше в соответствии с которым наш праотец Авраам сказал Творцу: "По
моему гороскопу я знаю, что я не могу родить сына". На это ему ответил
Творец: "Выйди за рамки твоего гороскопа, поскольку звезды не влияют на
Израиль".
Несмотря на то,
что Творец изменил имена Авраама и Сары, Гмара подчеркивает, что Творец
разъяснил Аврааму, что не изменение имени изменяет его судьбу, а исключительно
воля Творца. Вместе с тем из мнения РИДБА можно было сделать вывод, что есть
связь между изменением имени и выходом за рамки гороскопа и изменением судьбы.
Вероятно, его мнение базируется на не менее известном мидраше, который
приводится в двух источниках - Псикта дерав Каанэ 28,3 и Мидраш Коэлет Раба
5,1: "Сказал рав Йудан от имени Рава Элиэзера - три вещи отменяют плохие
приговоры: молитва, цдака и тшува... Раби Хия и Рабби Йоси - так же изменение
имени и изменение поведения. И есть так же те, кто говорят, что изменение места
жительства... изменение имени мы учим от нашего праотца Авраама, как сказано
"И не будет называться твое имя Аврам и будет твое имя Авраам. Аврам не
мог родить, Авраам может, Сарай не могла родить, Сара рожает". Простое понимание этого мидраша на котором
базировался Ридба, что изменение имени само по себе является фактором, меняющим
судьбу человека. По видимому в его понимании выход за рамки гороскопа, упоминаемый выше в
Гмаре в трактате Шаббат заключается не в прекращении веры в астрологию, а в
изменение гороскопа человека, под влиянием изменения имени.
Изменение имени
- один из путей тшувы. Помимо всего вышесказанного, важно рассмотреть мнение РаМБаМа,
которое он приводит в "Законах о Тшуве 2,4". РаМБаМ фактически
копирует все, что приводится в Гмаре в трактате Рош аШана. Соответственно по
мнению РаМБаМа, изменение имени, это один из этапов духовного и душевного
процесса, который происходит у человека, совершающего тшуву. По мнению одного
из основных комментаторов РаМБаМа Лехем Мишнэ на это место, РаМБаМ считал, что
есть необходимость во всех факторах тшувы, приводимых Гмарой, хотя из самого
текста Гмары можно сделать вывод, что достаточно каждого из этих факторов в
отдельности, чтобы изменить приговор человеку. По-видимому, это связано с тем,
что РаМБаМ видел в этой Гмаре комплексность и считал, что она перечисляет все
необходимые этапы процесса тшувы для человека.
Нужно так же
помнить, что РаМБаМ полностью отрицал идею о влиянии звезд на судьбу человека и
неоднократно об э том упоминал в своих трудах, например в Игерет Тейман, и в
Море Невухим 3:37 и в "Законах об идолопоклонстве" 11:17.
Вслед за РаМБаМом
такого же мнения придерживался еще один из ранних комментаторов, рабейну Нисим
(РАН). В своем комментарии на трактат Рош-аШана, он писал: "изменение
имени способствует человеку сделать тшуву, поскольку он говорит себе - я не
тот человек, который был раньше и я должен исправить свои поступки".
Можно привести
мнение еще одного из более поздних комментаторов рабби Моше Давида Вали, одного из учеников Рамхаля,
который тоже был сторонником мнения РаМБаМа. Он разбирал обычай менять имя
больному, как это указано в Шульхан Арух "Йоре Дэа" 335,10 и мнение
Рамо там. Рав Моше Давид задает вопрос - почему Творец вновь называет праотца
Яакова Исраэлем уже после того, что это сделал ангел? По его мнению, изменение
имени, так же как изменение приговора является исключительной прерогативой
Творца. А как это связанно с изменением имени больному? Он пишет: "Это
может значительно помочь, потому что изменение имени происходит через молитву и
большое смирение и есть надежда, что благодаря молитве, смирению и цдаке - это
будет принято Творцом.
Мы видим, что
по обоим вышеприведенным мнениям, изменение имени может в потенциале повлиять
на изменение нашей судьбы, но важно помнить, что подходить к этому надо
достаточно осторожно и желательно посоветоваться с теми, кто разбирается в этих
достаточно тонких духовных вещах.
Ашер Рохбергер
Источник: http://shunrasher.livejournal.com/146756.html |