Воскресенье, 22.12.2024, 18:53
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

Помощь
МЕНЮ САЙТА
МИНИ-ЧАТ
500
 Каталог статей
Главная » Статьи » Иудаизм. От теории к практике

Ашер Рохбергер "О чем просить, за очень тяжелого больного"
О чем просить, за очень тяжелого больного

Слабонервным лучше этот материал не читать. Вместе с тем, для тех, кто считает, что галаха рассматривает все стороны человеческой жизни, данный материал поможет познакомиться с еще одной такой стороной, хотя и не самой приятной. При этом, как в любом другом галахическо вопросе, и в этом существуют разные мнения и предлагаемое ниже, не является единственным.
В последние дни произошло резкое ухудшение здоровья рава Овадии Йосефа - духовного руководителя партии ШАС и одного из последних крупных галахических авторитетов нашего поколения.

Во всех социальных сетях, и не только там, можно прочитать множество призывов молиться за его полное и скорейшее выздоровление. Вместе с тем, по той информации, которую сообщают его лечащие врачи, речь идет о том, что в его организме отказали несколько жизненно важных систем и это явилось причиной того, что его ввели в состояние искусственной комы. Год с небольшим тому назад похожая ситуация была в последние дни жизни рава Эльяшива. На самом деле подобная ситуация может случиться к сожалению и с менее известными, но не менее близкими для нас людьми. Вопрос, который возникает в такой ситуации: можно ли, нужно ли молиться за полное выздоровление, даже, когда с точки зрения современной медицины это абсолютно невозможно, или же уместнее просить, чтобы человек был как можно быстрее избавлен от мучений, которые он переживает. Понятно, что это, прежде всего, морально-этическая дилемма, однако она нашла свое отражение в галахических постановлениях.

Первое упоминание о подобной ситуации можно встретить в трактате ВТ Ктубот 104 лист, там описываются последние часы жизни раби Йуда а Наси, когда его ученики непрерывно молились о том, чтобы он не умер, а ангелы уже ждали, чтобы забрать из нашего мира его душу. Его рабыня (достаточно известная личность, неоднократно упоминаемая в Талмуде, благодаря своей мудрости и учености), видя мучения раби Йегуды пошла на хитрость. Она поднялась на крышу дома и сбросила что-то на землю. Возникший шум отвлек на короткое время учеников раби Йегуды, они перестали молиться и этого было достаточно, для того, чтобы его душа могла покинуть наш мир.

В своем комментарии на трактат ВТ Недарим, РАН, один из ранних комментаторов, пишет, что в некоторых случаях нужно просить милосердия Творца о больном, чтобы он умер в случае если этот больной очень сильно страдает от своей болезни и нет возможности его излечить. Этого же мнения придерживались автор комментария "Тифэрет Исраэль" на Мишну-трактат Йома 8,7 и рав Эпштейн и его комментарии на Шульхан Арух "Арух аШульхан" (Йоре Деа 335,3).Из вышесказанного можно сделать вывод, что в случае если больной очень сильно страдает, то можно молиться за его смерть (Шевет Йеуда, Йоре Деа 339,3). Это же мнение мы встречаем так же в галахических респонсах рава аХай Гаон.

Ялкут Шимони не является галахическим трудом, но там приводятся еще один пример отношения наших мудрецов к подобной ситуации на недельную главу ЭКЭВ раздел 871. Одна очень древняя старушка пришла к раби Йосеф бен Халафта и сказала, что она уже не в состоянии ни есть, ни пить, и жизнь уже не жизнь. И она хотела бы уже уйти из этого мира. Раби Йоси спросил её, есть ли какая-то заповедь, которую она выполняет. Она ответила, что каждое утро она ходит в синагогу. Раби Йоси порекомендовал ей не ходить в синагогу в течение трех дней подряд. Она послушалась его совета и на третий день заболела и умерла.

Сам рав Овадия Йосеф в своей книге Маор Исраэль приводит вышеуказанное мнение РАНа но при этом задает вопрос, как это сочетается с известным высказыванием из трактата (ВТ Брахот, лист 10) о том, что если даже острый меч находится у горла человека, он не должен прекращать молиться о спасении. Рав Овадия объясняет, что нужно разделить между двумя видами болезней: естественные болезни, при которых можно молиться о том, чтобы такой тяжелый больной быстрее умер и неестественными болезнями, вроде той, которая была у царя Хизкиягу, и в таком случае нельзя просить Творца, чтобы такой больной побыстрее умер. Так же в галахической серии Ялкут Йосеф. Под редакцией сына рава Овадии Йосефа, нынешнего Ришон Лецион рава Ицхака Йосефа, в разделе о посещении больных и о скорби (10,34),  приводится галахическое постановление о том, что можно молиться о том, чтобы тяжелый больной умер, но нужно посоветоваться с галахическим авторитетом.

По мнению рава Моше Файнштейна, в его сборнике респонсов Игрот Моше на раздел Шульхан Арух Хошен Мишпат, часть 2, раздел (74, 4), можно молиться о том, чтбы такой больной умер, только лишь людям, находящемся на очень высоком духовном уровне, чьи молитвы всегда принимаются. Но он не считает возможным молиться любому человеку, лишь бы избавить больного и его окружающих от страданий. Подобного мнения придерживался так же автор Шевет аЛеви часть 10, 26.

Рав Шломо Залман Ойербах в сборнике респонсов Минхат Шломо, часть первая, раздел 91, соглашается с мнением РАНА но при этом подчеркивает, что в то же время, что такой человек молится, чтобы больной поскорее умер, он обязан делать все, для спасения его жизни, даже если нужно нарушать запреты шабата. В конце рав Ойербах пишет просьбу-молитву, чтобы Творец избавил нас от таких испытаний.

Рав Вальденберг в сборнике респонсов Циц Элиэзер, часть 5 выступает против подобных молитв и поскольку его ответ достаточно длинен, нет возможности привести его полностью, в то же время он разделяет между близкими больного, которые, по его мнению, не могут молиться за его смерть, и посторонними людьми, которые могут это делать.

Да будет воля Творца, чтобы все больные и страждущие исцелились как можно быстрее а все те, кому, к сожалению, современная медицина уже не может помочь, избавились как можно быстрее от своих страданий, а мы были избавлены от необходимостью вбирать между молитвой за выздоровление и молитвой за избавление от мук.

Ашер Рохбергер



Источник: http://shunrasher.livejournal.com/150823.html
Категория: Иудаизм. От теории к практике | Добавил: Yael (25.09.2013)
Просмотров: 1710 | Теги: Рав Моше Файнштейн, тяжело больные, Рав Овадия Йосеф, рав Ойербах, Рав Вальденберг, Молитва за выздоровление | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Мысли вслух
Путь Торы значительно короче обычного пути Комментарий
JEWNIVERSITY
Программа дистанционного обучения приглашает всех, интересующихся смыслом своей (и не только) жизни, к партнерству, в поиске сокровищ еврейской цивилизации. Далее
Хотите учиться?
INSTAGRAM
Подписывайтесь на меня в Instagram! Имя пользователя: mmgitik
Новости
Литературные иллюстрации идей Торы [42]
Кухня от кутюр до прет-а-порте [14]
Рубрику Ведет Менахем-Михаэль Гитик
Национальный Алеф-Бет [255]
Политика [10]
Уроки Истории [22]
Горячая точка [11]
Только Для Одесситов [25]
Жизнь Общинная [31]
Еврейство [18]
Иудаизм. От теории к практике [157]
Наука о Смысле Жизни [1]
Рассылка
Чтобы получать рассылку на e-mail, пишите на secretary@jewniversity.org
Форма входа
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 43
Гостей: 42
Пользователей: 1
LeoniDDT
Облако тегов
еврейский календарь Песах Шавуот 17 тамуза храм Смысл жизни поиск истины Ханука иудаизм радость Иврит Пятикнижие Иерусалим 9 ава сукот Йом Кипур кабала Тора недельная глава галут Геула Моше израиль Египет Пурим Шабат рига ашдод Америка душа евреи человек молитва М.М.Гитик любовь Машиах Шабатон С.-Петербург сука Ноах еврейский Свобода урок жизнь добро и зло Гилель харьков москва Лод недельные главы