Как можно искупить свои неправильные поступки
В эти дни многие из нас делают, или хотя бы пытаются сделать хешбон
нефеш. При этом оказывается, что у каждого из нас есть некоторое
количество поступков, которое лучше бы мы не совершали. Возникает вопрос: можно
ли и если да, то как искупить те или иные вещи. Да, у нас есть знаменитые
четыре правила, которые дал нам РаМБаМ, для того, чтобы совершить процесс
Тшувы. Но всегда ли это может искупить то, что мы натворили?
В наших источниках можно найти разные подходы к этому вопросу,
впрочем, как и к любым другим. В том числе, и то, что есть некоторые виды
проступков, которые нельзя полностью искупить, кроме как (не про нас будь
сказано) страданиями или даже смертью.
Что же делать нам сегодня здесь и сейчас? Главное - не отчаиваться.
Во-вторых, помнить, что для каждого поколения существуют свои стандарты.
Поэтому те советы, которые были даны нашими мудрецами от времен Талмуда и до
последних столетий, на наше поколение (к сожалению\к счастью) уже не
распространяются. Поколения мельчают. Чтобы не быть голословным приведу пример
одного из крупнейших, если не самого крупного кабалиста второй половины
девятнадцатого века, рабби Йосефа Хаима из Багдада, известного так же как Бен
Иш Хай. В книге "Лашон Хахамим" Бен Иш Хай описал пути исправления
тех или иных поступков. Так вот уже в то время он сильно облегчал в том, что
человеку надо делать, чтобы искупить свою вину, по сравнению с требованиями
каббалистов прошлых поколений, как например Элиягу ди Видаш. Со времен
Бен Иш Хая поколения еще более измельчали, поэтом даже то, что было приемлемо
для него или для людей, живших в середине прошлого века, таких как,
например, Баба Сали, сегодня уже нет.
Понимая это, один из Иерусалимских праведников первой половины
прошлого века, рабби Ицхак Альфия, составил то, что называется Таанит
Дибур. Его идея заключается в том, что в течение целого дня (от восхода до
заката) человек не говорит ни о каких будничных обыденных вещах, а лишь только
слова Торы, молитвы, теґилим, и.т.п. Он утверждал, что каждый такой таанит дибур заменяет
несколько десятков обычных постов и очень способствует искуплению проступков.
Но есть еще лучший способ - изучение Торы, как известно, изучение Торы
спасает от страданий. Сказано в ВТ Брахот 5: «каждый, кто
занимается Торой, страдания отдаляются от него». И это касается
даже тех, у кого очень много проступков, но на каком то этапе они оставили прошлое и сделали или делают
тшуву. И для этих людей занятия Торой искупают их прошлое.
Известно, что к раву Овадии Йосефу неоднократно обращались с
вопросом об исправлении и искуплении поступков из прошлого и он неоднократно
рекомендовал таким людям учить те разделы Торы, которые связаны с тем или иным
поступком, например, тот, кто нарушал шаббат должен серьезно учить законы о
Шаббате.
Все вышесказанное относится к тем случаям, когда человек совершил
тот или иной поступок сознательно. Важно помнить, что в наше время, слава Богу,
есть много людей, которые в начале получили светское воспитание, а потом
сделали тшуву (или, по крайней мере, на это надеются). Такие люди не
рассматриваются как сознательные грешники, и относительно их приняты очень
большие облегчения во всем, что касается вопросов тшувы и искупления за то, что
они делали в прошлом.
Источник: http://shunrasher.livejournal.com/147220.html |