Буква מ Мэм находится в середине еврейского алфавита, и именно с неё начинается записанная часть Устной Торы. О том, как соотносится середина с началом и концом, а путь Устной Торы с Торой Письменной, вы узнаете, завершив чтение этой книги.
ЕВРЕЙСКАЯ ТОЧКА ЗРЕНИЯ
В основе излагаемого материала лежит аксиома существования абсолютного Всевышнего. Абсолютного, то есть не имеющего недостатков, ограничений ни в каком смысле, а, следовательно, в наших терминах, доброго. (Ведь зло в общепринятом смысле — это то, что противостоит совершенству и счастью, то есть очевидный недостаток).
Цель творения — максимально одарить (любовью, счастьем) сотворённых им. Максимум того, что может дать, чем может одарить Творец — это Самое Себя.
Жизнь — данная сотворённому возможность стать Партнёром Всевышнего, иными словами — серия уроков, дающая сотворённому возможность понять себя. Также осознанная связь с источником жизни. Смысл жизни по-еврейски – самореализация или самопознание (что одно и то же, если учесть, что знать можно только истину, ложь — это незнание).
Эгоизм — по-другому, желание брать. Эгоизм — необходимое условие для реализации цели Творения. Желание получить — это аппетит, без которого нет возможности дать, точнее, предоставить возможность насладиться.
Вера — постоянное физическое ощущение близости к Творцу. Синонимы веры — счастье, любовь.
Любовь — соединённость.
Влюблённость — «высокая болезнь», гамма ощущений, возникающая и исчезающая (как ни жаль) совершенно независимо от самого человека.
Близость — подобие свойств. Синоним — любовь.
Жизнь без Творца — воинствующий атеизм.
ЕСТЬ ТАКОЕ МНЕНИЕ!
— Следующий!
Не анекдот
Глава первая
«ВСЁ ТАК НЕПРОСТО»
«Хотел Всевышний подарить человеку жизнь, потому дал ему смерть».
Эти слова, как и всё произнесённое мудрецами, отличаются той особенной глубиной проникновения, которая превращает обыкновенный человеческий язык в язык наших благословенной памяти мудрецов. И главное, о чём следует помнить при встрече с их формулировками – мудрецы никогда не говорят ничего обыденного, поверхностного. И я беру на себя смелость утверждать априорную неправильность нашего первого восприятия ими произнесённого.
В случае с вышеозначенной фразой проблемы не возникает. Ведь первая попытка осмысления сказанного приводит к абсолютно невозможной трактовке: «Дабы по-настоящему ценить жизнь, необходима смерть. Короче говоря, всё познаётся в сравнении». Эта давно избитая истина (а из битья, как известно, ничего хорошего не происходит) отводит абсолютному Творцу место не очень умного (это ещё мягко сказано) родителя, дающего ребёнку подзатыльник, чтобы больше ценил ласку!
Коль скоро первая мысль очевидно неумна, попробуем начать процесс осмысления утверждения мудрецов со… второй мысли. Я рекомендую это совершенно серьёзно и в доказательство серьёзности своих намерений предлагаю обратить внимание на трудность возникновения этой самой, не первой мысли.
Быть может, нам услужливо подсовывают (кстати, а кто?) плоское объяснение, чтобы мы, не дай Б-г, не начали поиски настоящего?! И осторожная хитрость привычного, точнее, инстинктивного восприятия бережно (чтобы, не дай Б-г, не почувствовали этого!) отстраняет нас от Истины.
Лёгкость получения ответа – прямое лжесвидетельство, коль скоро речь идёт о постижении Творца2. Помните исконно русское: «Без труда не вытащишь и рыбки из пруда»? Оригинальный еврейский нерифмованный вариант:
«Интеллектуально потратился и нашёл — верь! Интеллектуально не потратился и нашёл — не верь!»
И прежде чем ответить на вопрос, что же в таком случае означают слова: «Хотел Всевышний подарить человеку жизнь…», мне бы хотелось проиллюстрировать наши умозаключения о нетривиальности всего сказанного еврейскими мудрецами примером, которому, в силу его важности, мы посвятим следующую главу.
ВОСПИТАНИЕ И ДРЕССИРОВКА
Сейф с двойным дном
Слова мудрейшего из людей царя Шломо:
«Воспитывай юношу в соответствии с его путём, даже состарившись не сойдёт с него» (Мишлей, 22:63) —
на первый взгляд разумны и даже очень…
Любой здравомыслящий человек понимает, что ребёнка следует воспитывать в соответствии с его способностями, характером, одним словом, «в соответствие с его путём».
Самое страшное преступление в деле воспитания ребёнка – это принятие решения о его будущем, исходя только из желания видеть ребёнка счастливым, естественно, по родительскому рецепту счастья. Как в хрестоматийном анекдоте:
Женщина с двумя маленькими мальчиками заходит в купе. Сосед вежливо интересуется:
— Сколько лет ребятишкам?
— Тому, который адвокат, — четыре годика, а тому, который врач, — два, — отвечает (не обязательно еврейская) маман.
Но, признав разумность сказанного царём Шломо, мы попали в ловушку, которую счастливо избежали в главе 1. В ней свежесть восприятия привела к очевидной нелепости. И мы можем теперь сказать, что высказывание мудрецов о жизни и смерти оказалось надёжно защищённым от неподготовленной (первой, инстинктивной) интеллектуальной атаки. К сожалению, большая часть еврейского духовного наследия такой защитой не снабжена. И в случае цитаты из Мишлей интеллектуальный наскок даёт весьма солидные плоды, которые и есть защита потаённого. (Как в сейфе с двумя камерами, где назначение первой: дёшево откупиться от неискушённых взломщиков).
Но неужели же слова мудрейшего(!) из людей содержат лишь ту банальную истину, которая очевидна и для любого разумного человека? Попробуем выйти на более глубокий уровень понимания (вторую мысль!) через разницу в подходе современного западного общества и иудаизма к миру и человеку.
Западная цивилизация видит в воспитании инструмент, средство для превращения ребёнка в гармонично развитого члена общества. Как, например, и трактует Советский энциклопедический словарь4:
«Воспитание — процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки её к производственной, общественной и культурной деятельности. Тесно связан с образованием и обучением целями, содержанием и организацией».
Такое определение в корне противоречит еврейскому взгляду, в соответствие с которым не человек в мире, а мир для человека. То есть, с еврейской точки зрения, и речи быть не может о видении человека как законченной детали в механизме общества. Воспитание, с этой самой еврейской точки зрения, ни в коем случае не является средством (пусть даже главным) для счастливой и полноценной жизни. Всё как раз наоборот. Воспитание — не средство, а цель! Самовоспитание длиною в жизнь и называется полноценной и счастливой жизнью! Жизнь, да и весь мир, только средство для процесса воспитания.
И теперь слова царя Шломо приобретают совсем другой смысл:
«Воспитывай юношу в соответствие с его путём» — воспитание в соответствии с личностью воспитуемого единственно и может стать делом всей его жизни.
«Даже состарившись, — не сойдёт с него» — не откажется от процесса воспитания себя.
«Не сойдёт с него» — с пути воспитания!
Такая трактовка полностью соответствует нашей формулировке смысла жизни по-еврейски5. Ведь процесс воспитания принципиальнейшим образом отличается от дрессировки именно тем, что он является, по сути, реализацией. А определённый нами смысл жизни — самореализация.
Попробуем увидеть вышесказанное через корни слов ;ukht дрессировка и lubhj воспитание. Это подведёт фундамент под наши рассуждения.
;ukht илуф—дрессировка происходит от корня ;kt алеф, чьё не только числовое6 значение — один. Точнее, соединение множества деталей в одно целое (отсюда ;ukt алуф—командующий, то есть соединяющий массу, ;kt элеф—тысяча, в дисциплинарную единицу). А, следовательно, дрессировка, исходя из корня слова, есть полное подчинение и, значит, управление и является вещью чисто внешней, подобно драпировке или гриму.
Принуждение (посредством кнута или пряника — не суть важно) не затрагивает внутреннюю ориентацию человека. Помните: «У тирана нет подданых — только рабы»? Подданство, как и любой другой вид эмоциональной привязанности, есть результат внутреннего выбора.
Значение корня слова lubhj хинух—воспитание — задействовать, реализовать.
Раскрытие внутренних, изначально данных человеку способностей, их развитие и приложение, одним словом, реализация – это и есть, с еврейской точки зрения, цель человеческого существования на Земле. Траты на внешнее, внутри не имеющееся – это дрессировка, ничего, по сути, не добавляющая и заранее обречённая на исчезновение.
Представьте себе ребёнка со скрипкой. Не торопитесь с диагнозом. Абсолютное отсутствие музыкального слуха — значит, дрессировка. Несомненные способности — музыкальное воспитание!
Таким образом, слова мудрейшего из людей содержат главнейшее правило нашей жизни:
Следует воспитывать таким образом, чтобы воспитание себя стало главной задачей человека в его жизни.
ЕЩЁ РАЗ О СВОБОДЕ ВЫБОРА
«Предмет первой необходимости»
Выработав (как автор позволяет себе надеяться) рефлекс недоверия к первому впечатлению от сказанного мудрецами, мы попробуем разобраться в смысле слов:
«Хотел Всевышний подарить человеку жизнь, потому дал ему смерть».
Обсуждая вопрос, о чём в первую очередь следует позаботиться тому, кто желает дать – мы до сих пор удовлетворялись ответом: в первую очередь следует позаботиться о желании объекта нашей щедрости взять нами даваемое. Другими словами, эгоизм человека есть прямое следствие желания Создателя «подарить Себя» человеку7.
Но если вдуматься, то ответ о желании брать, как о предмете первой необходимости для дающего, станет не столь очевидным. Существует условие, без выполнения которого сотворённому отводится слишком уж незавидная роль — объёма для заполнения (более мягко — точки приложения доброты Создателя). Это условие мы сформулируем следующим образом: желая дать, вы, во-первых, должны позаботиться о возможности отказа! Иначе, то есть в случае невозможности отказаться, дающий принуждает берущего взять.
Из еврейской точки зрения, утверждающей желание Творца осчастливить сотворённых Им8, вытекает необходимость свободы выбора сотворённого. Ведь тому, кто не может отказаться, ничего нельзя дать, можно лишь навязать! Сказано в Пятикнижии (Дварим, 30:15,19):
«Смотри, предложил Я тебе сегодня жизнь и добро, смерть и зло... Выбери жизнь».
Тора в данном случае вовсе не говорит о жизни как о «способе существования белковых систем» или, по выражению Рея Бредбери, об «активной протоплазме».
Если мы вспомним, что жизнь — это осознанная связь с Источником жизни9 , а смертью назовём отказ от жизни, то есть от связи, то получится следующее. Всевышний, желая подарить нам свою привязанность, позаботился об альтернативе. Творец создал возможность независимости человека от Создателя. Плата за такое весьма сомнительное удовольствие, оборотная сторона независимости — отрезанность от Него и Его цели. А это и есть самая настоящая (то есть духовная) смерть.
В качестве крайнего примера: абсолютные мерзавцы – люди, сознательно выбравшие путь абсолютной независимости, непринадлежности к Добру, которое есть единственно ощутимая нами составляющая Всевышнего. Существование зла как альтернативы в нашем мире — необходимая компонентаПартнёрских отношений между Создателем и человеком.
А как практически работает система Партнёрства в рамках, порождаемых свободой выбора (не путать со вседозволенностью)?
Ответ на этот вопрос и составит содержание следующих глав.
ВЕРА? ВЕРА?! ВЕРА!!
В кого верит… Всевышний?
В своё время10 мы определили понятие веры как высочайшее из духовных состояний, как цель Творения.
Ни в коей мере не отказываясь от своих слов, мы, тем не менее, позволим себе задать следующий вопрос:
Как может быть вера пиком духовных состояний, ведь её значение на иврите — опора?
Ивритское эмуна vbunt (вера) является производным от корня амана vbnt (опора, опорная колонна в здании). Являясь, судя по этому смыслу, фундаментом, как может она быть вершиной, результатом, целью?
Ответ на этот вопрос, как мы надеемся, позволит пролить свет на работу системы «Творец—человек», в самый корень которой заложено противоречие. Творец дающий — человек получающий, а следовательно — максимально несхожий по свойствам, отдалённый от Создателя. При этом декларированная цель Творения — Близость, то есть Привязанность. Так что ситуация с «верхней» и ордновременно «нижней» верой, как мы увидим, лишь грань изначальной проблемы противостояния альтруизма Создателя эгоизму созданного.
То, что вера является основой, фундаментом человеческой жизни очевидно.11
Расчёт на следующий глоток воздуха, на саму возможность существования мира в следующую секунду предполагает солиднейший запас веры в недрах человеческого сознания. С такой точкой зрения вполне согласуются первые слова, с которых начинается день еврея. Открыв глаза, по еврейской традиции следует сразу же произнести следующую фразу:
«Благодарю тебя, Царь, живой и существующий, за возвращённую в меня с милостью душу, велика Твоя вера в меня»12.
Вера Всевышнего в человека — это то, на чём стоит мир. Говорить о нашей вере в Него, как об основе Бытия, в лучшем случае наивно.
Мидраш13 даёт следующую оценку нашим «заслугам» в деле «укрепления мира»:
«Хотел Всевышний сотворить мир в соответствии с категорией Справедливости [Суда — ihsv ,shn] но, увидев, что не сможет мир просуществовать и одного мгновения [на уровне, где каждому — по его поступкам], добавил к ней категорию Милосердия [ohnjr]».
Для ответа на вопрос, как одно и то же понятие может означать одновременно самое высокое и самое низкое (фундаментальное), нам потребуются довольно непростые изыскания в области устройства человеческой натуры, и не только.
Поэтому начнём с вопроса, ставшего заглавием следующей главы.