Детский лепет
Этот духовный интервал связан с желанием давать, чтобы получать. Забота о ближнем возможна и на «духовном» уровне камня, но там она связана с расчетом на немедленную материальную выгоду (не обязательно сиюминутную, но в обозримом будущем). Как пример – милостыня. Человек оказывает милость (в собственных глазах), испытывая дискомфорт от страданий ближнего. У евреев внешне идентичное действие называется цдака-справедливость. Разница между внутренним побуждением (совестью, желанием избежать отрицательных эмоций или самоутверждением) и обязанностью помогать ближнему очевидна.
Атеист (агностик), имеющий четкую морально-этическую систему и старающийся быть хозяином над своими чувствами, желаниями, словами – раб своих принципов. Во что может вылиться поклонение придуманным человеком идеям иллюстрирует следующая история. Начало июня 2020 года. Манхеттен. Бутик Gucci в Трамп Тауэр. Вернувшимся на работу после карантина работникам вице-президент американского филиала предлагает преклонить колено после минуты молчания в память об убитом полицией чернокожем наркомане. Бывшая москвичка Алена отказывается и ей, противопоставившей себя всему коллективу, предлагают уволиться.
Схема проста. Принцип равноправия. Следствие – исправляющая дискриминация. Следствие – комплекс вины. Следствие – видимая абсурдность человеческой идеи. Любой человеческой идеи. Отрицание ограниченного, относительного, преходящего и есть начало духовного. Выход за жесткие рамки даат-разума, начало духовного роста, исправление промаха эц ґадаат – совета (слушаться) разума.
Уровень растения подразумевает рост, изменения, идущие из абсолютно внешней (независимой от меня) концепции награды и наказания. Эта концепция – начало пути, «вера выше разума» и соответствует уровню желания «давать, чтобы получать». Способность помогать ближнему не оттого, что тебе приятно или это соответствует принципам, которые ты для себя выработал, а в следствие приказа Вс-сильного, означает выход за рамки желания «брать, чтобы брать».
Подобно растению, которому требуется не только место («под солнцем»), но и окружение (солнце, воздух, вода…), человек, вступивший на первую духовную ступеньку, нуждается в социуме (общине, от слова общность). А поскольку окружение нас полностью определяет, то духовный уровень «давать, чтобы получать» лишен индивидуального Воспитания. Аналогия с общим корнем, который, допуская различность ветвей, тем не менее является одним растением, более чем уместна.
Если определить духовный уровень растения с помощью человеческой речи, то четкой характеристикой этого интервала развития человека будет … детский лепет. Несомненно, все маленькие дети вырастут в разных взрослых людей. Но возраст от двух до трех лет делает их речь трогательно одинаковой. «Коротенькие мысли», детские желания превращают этих потенциально божественных индивидуумов в зеленые побеги одного корня. Понятно, что я имею в виду инфантильность (духовную начальность) идеи награды и наказания.
Давать ближнему, чтобы заслужить вечность, близость к Создателю и т.п., подразумевает все то же желание получить, диаметрально противоположное альтруизму Творца. Но подобно совести, делающей «каменных» людей «кораллами» (переходной ступенькой), неудовлетворенность собственными духовными свершениями – признак исчерпанности духовного интервала растения. Выражения, типа: труп мицвы, эгоцентризм проклятый совсем замучил – резко неинфальтивны и пробуждают ассоциацию с эвгленами – растениями, которые обладают зачаточными признаками животных.
Двигаясь против течения[1], мы приобретаем навыки духовной жизни. Говоря непопулярные (не принятые истеблишментом) слова, мы обретаем взрослость, индивидуальность, речь. Но давая без расчета на получение, мы обрекаем себя на отсутствие fееdbаck – обратной связи – интеракции.
[1] Только такое изменение положения, называется движением. Плывя по течению (меняя позицию на более удобную), мы не имеем шансов сменить интервал духовного развития.