Воскресенье, 22.12.2024, 08:07
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: volodintal  
Недельная глава Торы Шлах 5773
YaelДата: Вторник, 28.05.2013, 22:27 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
Дорогие Друзья!


На нашей шабатней страничке вы найдете недельную главу Торы для детей, тематические раскраски для самых маленьких, женскую страничку с мицвотдля женщин и рецептами еврейской кухни и многое другое для всей семьи, что поможет вам в создании настоящей шабатней атмосферы вашего дома!

485 Шлах 5773
Удельный вес плодов Страны

«Пришли мы в страну, в которую ты нас послал, и она
действительно текущая молоком и мёдом, и вот плоды её!»

Ба-мидбар, 13:1-2


Не начав «за здравие», тяжеленько будет завершать «за упокой» - именно так РаШИ пытается объяснить сказанное десятью разведчиками в похвалу Земли Обетованной. Но как-то очень уж не вяжется такая удивительная здравица, и в особенности её вещественное доказательство – «плоды её». Несомненно, более логичным было бы начать с устрашения евреев «ибо сильнее он [народ Кнаана] нас», и лишь затем признать замечательность Страны. Добавим к этому совершенно немотивированную (на первый взгляд, естественно) центральность израильских фруктов в определении задачи разведчикам: «И возьмёте из плодов земли этой» (Ба-мидбар, 13:20).

Об удельном весе плодов в разведмиссии свидетельствует РаШИ, говоря о внутреннем значении этих внешних свидетельств плодородия страны:

«Какова страна эта – обильна или бедна, ест в ней деревья или нет, наберитесь сил и возьмите из плодов земли» (Ба-мидбар, 13:20).

«Есть ли в ней деревья или нет» - есть ли среди них [кнаанейцев] порядочный человек, чьи заслуги защитят их.

Для оценки сказанного РаШИ вспомним удивительную особенность этой страны. Её урожаи прямо зависели от духовного уровня и поведения её обитателей.

«Если по законам Моим будете продвигаться и приказы Мои будете сохранять, то даст страна урожай и дерево полевое плоды» (Ва-йикра, 26:3).

Таким образом, плоды Израиля – это лакмусова бумажка духовного уровня её обитателей. А поскольку Авраґаму было обещано: «Четвёртое же поколение возвратится сюда [в страну Израиля], ибо доселе не полна ещё вина Эморейца» (Бе-решит, 15:16) – то возможно, что время для передачи страны Израилю ещё не наступило!

Комментарий рава Зоненфельда позволяет объяснить не только символическое значение израильских фруктов, но и самую миссию, возложенную Моше на разведчиков: отследить, переполнилась ли чаша терпения Всевышнего поведением кнаанейцев?

Становится понятным и заключительный аккорд трагедии разведчиков. Калев и Йеґошуа, обращаясь к народу, используют сильнейший из доводов:
«Страна, которую мы прошли, исследуя её, хороша очень и очень страна эта... А вы не бойтесь народа земли [кнаанейцев], так как на съедение нам он» (Ба-мидбар, 14:8,9).

РаШИ: «Исчезла защита их, праведные среди них умерли».

Всё, выросшее в стране, выросло для нас «на съедение нам», и последние «защитники» (Иов, говорится в мидраше, был тем, смерть которого была концом присутствия Творца через людей земли Кнаан) похоронены. А это значит, что плоды, нами принесённые, выросли не для них, а для нас!

Мораль: не увидев окончание действия, нельзя быть уверенным в его назначении!


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
volodintalДата: Четверг, 30.05.2013, 01:34 | Сообщение # 2
Группа: Проверенные
Сообщений: 244
Награды: 5
Репутация: 2
Статус: Offline
Недельная глава "Шлах" для самых маленьких

История с разведчиками

На второй год странствования евреев по пустыне они очень приблизились ко входу в Эрец Исраэль.



Сказал Моше Рабейну народу Израиля:
- Ашем, благословен Он, дал вам землю Израиля, поднимитесь в нее и завоюйте ее!

Сказал народ Израиля Моше:
- Надо послать людей, чтобы разведали эту землю.

Спросил у них Моше Рабейну:
- Зачем нужно посылать людей, чтобы осмотрели землю?

Народ Израиля ответил ему:
- Ашем пообещал нам, что когда мы в нее войдем, то обнаружим там все блага, много серебра и золота, но когда неевреи, живущие на этой земле услышат, что мы идем забирать у них их землю, то спрячут все золото и серебро и мы ничего не найдем. Поэтому стоит послать разведчиков, чтобы те увидели, куда эти люди спрячут свои деньги, когда мы войдем в эту страну. И так мы буем знать, где искать золото и серебро, которое они попытаются спрятать.

Когда услышал Моше Рабейну эти слова, то согласился, что стоит послать разведчиков, но сказал, что сперва нужно спросить у Всевышнего согласен он или нет.

Сказал Всевышний Моше Рабейну:
- Моше, это тебя они могут запутать, потому что ты плоть и кровь и не знаешь, о чем они думают, но я знаю, что то, почему они они хотят послать разведчиков - вовсе не из-за серебра и золота, а лишь потому, что они не верят мне, а хотят удостоверится, что земля, которую я вам дал, действительно хорошая. Поэтому пошли по одному человеку от колена, чтобы они увидели до какой степени эта земля прекрасна и хороша. Но они сами не смогут в нее войти, потому что не поверили мне, а только их сыновья удостоятся этого.

Среди людей выбранных Моше Рабейну осмотреть страну, был его ученик Хошеа бин Нун. Когда расставался с ним Моше Рабейну,перед походом разведчиков, то сказал ему, что отныне его будут звать не Хошеа, а Йегошуа и пожелал ему, чтобы Всевышний спас его, даже если остальные разведчики согрешат.

Обратился Моше Рабейну к разведчиками и сказал:
- Сначала пойдите в город Хеврон, потому что это место самое ужасное в Эрец Исраэль и увидите, что он в семь раз лучше города Цоан - лучшего города Египта.

Когда подходили разведчики к городу Хеврон, то пошел Калев бен Йефуне из колена Йегуды в пещеру меарат а махпела, что в Хевроне и молился там и просил у святых праотцев Авраама, Ицхака и Яакова, которые похоронены там:
- Отцы мира, попросите для меня милости, чтобы не пошел я вслед за остальными разведчиками говорить об этой земле плохое.

В Хевроне видеои разведчики трех великанов: Ахимана, Шешая и Талмая. Эти люди были так высоки, что тем, кто проходил мимо них они заслоняли свет солнца.



Разведчики почувствовали себя муравьями по сравнению с этими великанами. На них напал страх и ужас, когда они их увидели, но великаны их не тронули даже пальцем, потому что были заняты захоронением мертвых. Ашем послал на народы этой земли эпидемию, чтобы те были заняты похоронами и не заметили еврейских разведчиков.

Из Хеврона пошли разведчики к реке Эшколь и срезали там одну гроздь винограда. Но эта гроздь, взрощенная на земле Израиля, была столь велика, что ее несли восемь разведчиков и им все еще было тяжело.


volodintalДата: Четверг, 30.05.2013, 12:42 | Сообщение # 3
Группа: Проверенные
Сообщений: 244
Награды: 5
Репутация: 2
Статус: Offline
Законы шаббата

Работа веять (зорэ)

Тот, кто веет в Шабат, – т.е. отделяет зерно от мякины и сора, подбрасывая его на ветру, – ответственен по закону Торы. И в связи с этим запрещено плевать на ветру так, чтобы ветер рассеивал слюну [этого остере-гаться не принято, и это не похоже на провеивание зерна на ветру (Мишна Брура, 319:67)]. И также запреще-но бросать на ветер всякое сыпучее вещество, которое ветер развеет по сторонам.

Из книги «Зихру Торат Моше», издательство «Тора Лишма».
volodintalДата: Четверг, 30.05.2013, 12:52 | Сообщение # 4
Группа: Проверенные
Сообщений: 244
Награды: 5
Репутация: 2
Статус: Offline
Женская страница

Воспитание подростков

Часть 2


Краткое содержание предыдущей части

В прошлой статье мы обозначили основные параметры, по которым мы можем отнести ребенка к подростковой группе: по возрасту (11-16 лет) и по поведению (конфликт «я»-ребенка и «я»-взрослого). Эти дети могут вести совершенно серьезную беседу и спустя несколько минут не поделить с младшим братом пакетик сладостей. Агрессивность приходит на смену депрессии, вызывающее поведение сменяется приступами замкнутости – все это многообразие чувств и эмоций заключается в одном человеке – нашем взрослеющем ребенке. Наша задача – помочь ему удачно пройти через трудности взросления и сформироваться как взрослой цельной личности.

Окружение определяет все


Повторимся, что для подростка на первом месте стоит одобрение и признание сверстников. Поэтому если мы хотим, чтобы ребенок развивался в определенном направлении, то ни в коем случае нельзя упускать контроль над выбором компании. При выборе места учебы (ешивы), различных кружков – никогда не будет лишним приложить дополнительные усилия, чтобы выяснить, дети из каких семей их посещают, что происходит не только в школе, но и в домах у друзей вашего ребенка, насколько можно доверять преподавателям в плане привития детям истинных ценностей и тому подобное.

Предположим, вы определились с местом учебы, получив наилучшие рекомендации, и вашего ребенка туда зачислили – разве можно расслабиться и оставить дальнейшее на откуп преподавателям и друзьям? Это будет огромной ошибкой – борьба только начинается! Важно помнить, что любое общество не может быть однородным: школа делится на параллели, параллели делятся на классы, а в каждом классе есть несколько маленьких групп по 4-5 человек, в зависимости от интересов. И вот такие «кружки по интересам» уже оказывают непосредственное влияние на ребенка и определяют его ценности (на данный момент) и круг интересов. Группы отличников, модников, велосипедистов, группы по стране исхода – перечислять можно до бесконечности. Важнее всего для нас то, какое влияние такая группа будет оказывать на ребенка: хорошее или негативное, будет ли это способствовать его гармоничному развитию или, наоборот, уводить в сторону от наших идеалов?

С одной стороны, ничего нового в том, что мы сказали, нет: во все времена существовала такая ситуация, в любом кружке или школе; однако в системе религиозного образования есть одна особенность, которая подчеркивает, насколько важно изначально выбрать правильное место обучения для ребенка. Для нашего общества характерно восприятие человека в целом. Это означает прямоту взглядов на плохое и хорошее и отсутствие двойных стандартов. Если находится какой-то ученик, негативно влияющий на остальных – с таким ребенком, как правило, мало кто будет дружить. Учебное заведение стремится повлиять на него – помочь ему исправиться или, в крайне редких случаях, когда негативное влияние на других становится критичным, – отчислить такого ученика. Важно отметить, что процент таких детей в наших школах и ешивах крайне низкий. Что же касается общегосударственной системы образования, то достаточно изучить статистику, чтобы понять, сколько подростков в ней подвержено различного рода отклонениям в поведении. Эта статистика любого родителя повергнет в шок. Логично пред-положить, что при таком количестве отклонений неблагополучные подростки просто не могут быть отвергнуты, так как они составляют достаточно большую группу в общем количестве учеников. И даже если их дурное влияние не подвергается сомнению, они чувствуют себя полноправными членами общества, и не видят необходимости в том, чтобы как-то исправить свое поведение. Да и сама система нерелигиозного образования не стремится к этому и не проявляет никакой заинтересованности в исправлении ситуации.

Битва за одежду – битва за индивидуальность


Виленский Гаон приводит интересную трактовку слову «одежда»: по его мнению, везде в святых книгах, где встречается слово «одежда», имеются в виду не изделия из кожи, шелка и шерсти, а духовная одежда – мидот – душевные качества человека. Отсюда становится понятно, почему в иудаизме такое большое значение придается скромной аккуратной одежде, отражающей статус и внутреннее наполнение человека.

И наоборот, если мы хотим отнять индивидуальность у человека и привести его к послушанию – необходимо забрать у него одежду и выдать вместо нее нечто однообразное и форменное. Яркий тому пример – это армия, где все солдаты получают форменное обмундирование, и лишь командирский состав обладает знаками отличия, которые предполагают послушание со стороны простых солдат. В тюрьме все заключенные также одеты одинаково, и запрещены любые личные вещи. Это сделано для подавления личности, для того, чтобы добиться полного и беспрекословного подчинения тюремным правилам. Пример из повседневной жизни – больничная пижама. Если важный директор, управляющий сотнями и даже тысячами людей, попадет в больницу и снимет с себя дорогой костюм – то он тут же превратится в послушного пациента, исполняющего указания медсестры-практикантки.

Теперь становится немного понятней, почему большинство подростков так отчаянно отстаивают свое право на индивидуальность – именно с помощью одежды. Если вы (или учительница) не в восторге от выбранного вашей 14-летней дочерью стиля – слова «нескромно», «некрасиво» или «неопрятно», скорее всего, не будут услышаны. Вместо ожидаемого согласия (с безусловно логичными аргументами) в ответ вы услышите: «Вы отнимаете мое право на индивидуальность!»
В одежде ли тут дело? Нет: на самом деле, определенного вида одежда является всего лишь «входным билетом» в компанию. Тут верна пословица «встречают по одежке»: еще до того, как внутренние достоинства человека становятся видны окружающим, его внешний вид может сказать о многом. Или же наоборот – скрыть какие-то черты, по крайней мере, при первом впечатлении. Поэтому если нам действительно важен внешний вид подростка – нужно уметь увидеть прямую связь с компанией, иначе битва окажется проигранной.

Для успокоения родителей скажем, что не только отрицательный пример является притягательным. История знает много случаев, когда как раз компания самых успешных в учебе и поведении детей становилась самой популярной, и вот один из таких примеров.

Как известно, в каждой ешиве юношей распределяют по комнатам, по нескольку человек в каждой. И вот в некую ешиву пришел юноша из очень хорошей семьи, обладающий многими достоинствами, в том числе – безусловными лидерскими качествами. Этот юноша пришел к руководству ешивы и попросил выделить ему и его товарищам отдельную квартиру на 15 человек, в которой они желают установить собственные правила, а именно: все жители комнаты берут на себя обязательства приходить на молитву с точностью до минуты, соблюдать учебный график, выучивать определенное количество листов Талмуда еженедельно, не иметь доступа к мобильной связи и компьютеру, быть всегда опрятно одетыми и еще несколько правил в том же духе. Безусловно, все эти правила способствуют укреплению в учебе и духов-ному росту. Администрация пошла навстречу эксперименту, и что произошло с этой компанией? Не прошло и месяца, как к «программе цадиков» присоединились еще несколько учеников, а еще через не-которое время больше сотни учащихся ешивы вошли в компанию и сами приняли на себя соблюдение всех этих правил! Этот пример лишь доказывает на практике, что на первом месте для подростка стоит не чем заниматься, а с кем. Это доказывает силу компании и общественного мнения.

Сохранить достоинство – любой ценой


Одна из типичных ошибок родителей – думать, что с помощью компании они могут повлиять на собственных детей. Наоборот! Самое ужасное, что может испытать подросток (да и, пожалуй, любой человек независимо от возраста) – это когда родители его укоряют в присутствии сверстников или других важных для него людей. Например, взрослая дочь говорит с подругой по телефону, а на заднем фоне ее мама кричит о том, что она лентяйка и совсем не помогает по дому – станет ли такая девочка лучшей помощницей? Напротив, в следующий раз она предпочтет или вообще не появляться дома, или выбрать для разговора с подругой более благоприятное место вдали от родительской критики.

Или, к примеру, молодой человек, находясь на каникулах или на Шаббат дома, учится меньше, чем этого бы хотелось его родителям, или опаздывает на молитву. Если информация об этом дойдет до его наставников в ешиве, и будет точно известно, что источник жалоб – родители, ни о каком доверии речи уже не будет. Не стоит удивляться таким родителям, что сын перестал приезжать в гости, а предпочитает проводить больше времени или в ешиве, или у родителей друзей. Не стоит забывать о том, что это уже не ребенок, а практически сформировавшийся человек, который обладает большой свободой в принятии решений.

Не можете помочь – проявите понимание

Как бы то ни было, время от времени даже самый замкнутый и независимый подросток вынужден обращаться за помощью к собственным родителям, будь то просьба о материальной помощи или о моральной поддержке. И тут важно – проявить максимум понимания и сочувствия, не оттолкнуть от себя ребенка нотациями и безапелляционными отказами. Во-первых, придется приложить максимум усилий для того, чтобы просьбу выполнить, какой бы дикой она вам не казалась. Во-вторых, если помочь ну никак не получается, вместо «нет» скажите: «ты прав, мы тебя полностью поддерживаем, но, к сожалению, не всегда Всевышний дает нам все, о чем мы его просим». Хороший вариант – предложить подростку самому найти способ, как его просьба может осуществиться.

Приведем пример: у всех соседей по общежитию есть определенного вида пижамы, скажем, в голубую полоску на пяти пуговицах. А у вашего сына, как назло, пижама другого типа. Смешно обращать на такие мелочи внимание? Однако ваш сын так не думает; напротив, ему кажется, что именно из-за этой пижамы на него как-то странно смотрят и не хотят с ним дружить. Надо заметить, что логика на стороне родителей: пижама прекрасного качества, вы купили ее недавно специально для сына, и, более того, он сам себе ее выбрал, да и стоила она совсем недешево. Новая же пижама будет стоить еще дороже, а в семье как раз совершенно нет лишних денег на такие необязательные обновки.

И вот тут мы приходим к предложенным выше трем возможным вариантам: во-первых, пойти по пути наименьшего сопротивления – найти необходимую сумму и приобрести заветную пижаму «как у всех», при достижении договоренности, что на этом неожиданности в плане одежды закончатся. Во-вторых, поговорить с сыном о финансовом положении в семье; вспомнить случаи, когда вам самим чего-то очень хотелось, но вы не смогли себе этого позволить, и пообещать, что как только появятся средства, и если вопрос пижамы все еще будет оставаться актуальным, непременно ее приобрести. И наконец, предложить подростку самому по-думать и найти решение, какую статью бюджета можно сократить в пользу той самой пижамы.

Безусловно, пример с пижамой важен нам лишь для иллюстрации; в жизни встречается намного больше как исходных ситуаций, так и путей выхода из них. Главное – показать генеральную линию поведения родителей: мы – вместе, мы чувствуем все то же, что и ты, нам важно все то же, что и тебе, давай сотрудничать и вместе искать выход. Таким образом, даже если вы не сможете фактически помочь ребенку, вы его не потеряете. На-против, он лишний раз убедится в том, как ему повезло с чуткими и понимающими родителями.

Доверие к подростку – ответственность родителей

На каком-то этапе взросления ребенка родителям приходится делать непростой выбор: доверять или не доверять? Повзрослел ли мой ребенок достаточно для того, чтобы мы разрешили ему то, о чем он просит? Это очень непростой вопрос, и невозможно однозначно на него ответить. Однако от того, каким будет ваш ответ ребенку, во многом зависят ваши дальнейшие отношения.

Дочка собирается прийти из школы позже, потому что идет заниматься к подруге – отпустить или нет? Сын идет с друзьями в бассейн – достаточно ли он взрослый, не наделают ли они с друзьями глупостей? А если речь идет не о нескольких часах отсутствия, а о двухдневном походе без учителей и вожатых? В теории вы уже несколько лет не ленитесь при каждом удобном случае подчеркнуть, какой ваш сын (или дочка) взрослый и самостоятельный, а вот как насчет практики? Выбор, как мы уже сказали, за вами, но будет лучше по-степенно расширять границы ответственности, при этом ни в коем случае не пуская все на самотек. Если ребенок идет к кому-то в гости – не поленитесь узнать все про эту семью и про то, чем они действительно там занимаются. Ребенок увлекся какой-то секцией – узнайте, кто из детей ваших знакомых туда ходит, и насколько они довольны. Что же касается примера с длительной поездкой – в любой группе присутствует старший товарищ, более ответственный и проверенный, – попросите его присмотреть за вашим ребенком!

Еще раз повторимся, что кредит доверия, отпущенный вами подростку, много раз окупится его доверием к вам, когда дело будет касаться по-настоящему важных (для вас) вещей.

«Трудности перевода»

Даже у супругов, много лет живущих вместе, встречаются расхождения в понимании фразы. Муж сказал одно, а жена услышала и поняла совсем другое. Что же говорить о подростке, который весь мир воспринимает через призму собственных переживаний! Не стоит удивляться, что каждую фразу вам придется повторять по нескольку раз: радуйтесь, если смысл фразы дойдет до вашего ребенка неискаженным, хотя бы с третьей попытки! В большинстве же случаев (поскольку окружающий мир для подрастающего поколения разделяется исключительно на черное и белое) что бы вы ни говорили, будет воспринято либо как доказательство их правоты, либо как жестокая критика.

Возможно, вы замечали, что в средних и старших классах практически не встречается «обычных» учителей – учитель в глазах подростка, как правило, либо потрясающий, либо совершенно негодный. На практике это может означать, что учитель либо требовательно взыскивает за каждый пропуск и ненаписанный экзамен, либо нашел особый подход к ученику, и беспрерывно подчеркивает его достоинства. В любом случае, не стоит принимать на веру любую информацию, исходящую от подростка, лучше все лично проверить: так ли обстоят дела на самом деле. Ведь общение – вещь двусторонняя, и стоит на какое-то время выучить особенный для этого возраста язык эмоций.

Время от времени вы не в восторге от поведения ребенка, и у вас не хватает терпения не замечать некоторые его действия (или бездействия), и вы решаетесь прямо ему об этом сказать. Остановитесь! Вспомните, что из всей вашей продуманной речи, с множеством логичных доказательств, он услышит лишь «ты плохой», и никакого исправления не будет. Вместо этого, попробуйте поговорить с ним, как с взрослым, на отвлеченную тему, можно с цитатами из Торы и комментариями мудрецов.

Например, если ребенок вечно опаздывает, просыпает, не следит за временем, – поговорите с ним о времени в общем! Что такое время, почему нам важно жить в неких временных рамках, какая роль отведена времени в иудаизме. Такая беседа положительно скажется сразу в нескольких направлениях: во-первых, укрепит вашу связь с ребенком, во-вторых, возможно, он сможет вынести для себя много полезного и сделать правильные выводы.

То же верно и относительно неподходящей, на ваш взгляд, компании. Подумайте, что именно в этой компании вам не нравится? Почему вы не хотите, чтобы ваш ребенок был ее частью? Например, это какая-то особенность поведения, отличающая участников группы. Как пример можно привести лейцанут – насмешничество (пренебрежение к истинным ценностям). С одной стороны, такой легкий подход к жизни выглядит очень привлекательно, приятно общаться с человеком, если улыбка не сходит с его лица, и он всегда готов развлечь товарищей хорошей шуткой. Однако когда вся жизнь превращается в шутку, и не остается ничего, что бы имело вес и ценность – вот тут уже мы имеем дело с проблемой. Наши мудрецы отмечали особую опасность насмешничества. Виленский Гаон, например, считал лейцанут качеством, абсолютно несовместным с Торой. Насмешничество приносит туму (нечистоту) в этот мир, так как делает из святых вещей будничные, из серьезных – несерьезные, и не оставляет у человека никакого страха перед Небесами. И понятно, что меньше все-го вы хотите, чтобы ваш ребенок «сидел в компании насмешников», как предостерегает царь Давид (Теилим, 1:1).

Один из вариантов исправления такой ситуации – попросить совета, спросить, какая компания, по мнению ребенка, является наиболее опасной, например, для сына вашей подруги – и среди стандартного набора (хулиганы, наглецы и т. д.) перечислить и насмешников. Рассмотрите с подростком подробно опасности каждой из групп (в наших силах заранее запастись достаточным количеством аргументов и цитат), чтобы показать опасность именно интересующей нас группы, И тогда, с Б-жьей помощью, нам удастся подобрать правильные слова, чтобы донести до ребенка мысль о том, что с такой компанией лучше не иметь дела.

Последнее, но не менее эффективное, средство

Что же делать, если кружки-компании уже сложились, и ребенок прибился не к лучшей из них, а в желаемую вами компанию его так просто не принимают? Один из проверенных способов (как бы ни парадоксально, на первый взгляд, это звучало) – подкуп участников группы. Самые популярные подростки из «хороших» групп, как правило, еще и одни из самых умных – в разговоре с ними вы можете рассчитывать на понимание и здравый ум. Объясните им, какую важную заповедь они могут выполнить, если помогут вашему ребенку стать лучше, какими ценными союзниками для вас они являются, и не постесняйтесь предложить им материальное вознаграждение – естественно, на условии полной конфиденциальности. Практика показывает, что если несколько самых популярных детей «вдруг» становятся друзьями не самого популярного подростка (хотя бы на несколько недель или месяцев) – далее он сам уже будет тянуться за ними и стараться оправдать свой новый образ.

Как мы говорили в начале статьи, одной из отличительных особенностей нашего общества является прямота взглядов на хорошее и плохое и отсутствие двойных стандартов. Хорошие дети для нас – действительно самые лучшие, обладающие положительными качествами характера, творящие добро и стремящиеся помочь окружающим. Именно такими мы хотим видеть наших детей, да и наши дети подсознательно стремятся именно в хорошую компанию. Если по каким-то причинам у них сразу не получается – не спешите ругать и обвинять. Подумайте, что можно сделать, как можно помочь ребенку исправиться. И не забывайте о силе молитвы – ведь Всевышний участвует не только в создании ребенка, Он – наш партнер в его воспитании! Дай нам всем Б-г иметь много еврейского нахаса!


Подготовила А. Швальб по материалам уроков рава Б. Фрухтера. Опубликовано в журнале "Беерот Ицхак" номер 19
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: