Перед вами не совсем обычная книга. Ее авторы принадлежат к разным мирам – светскому и религиозному, а это значит: на многие вещи у них диаметрально противоположные взгляды. Тем не менее не думаю, что по прочтении наших диалогов у вас останется впечатление, будто разделяющие нас противоречия непримиримы. В самом главном – мы единомышленники. А главное это, как мне кажется, – уважение к человеческому духу, к морали, к нашей миссии на земле.
...Кто мы? Откуда пришли? Куда идем? Кем заведен вселенский механизм, обеспечивающий порядок, которого неукоснительно придерживается все сущее: человек, дерево, звезды? Есть ли смысл в нашем приходе в мир? Или мы – одинокие светлячки, неведомо зачем вспыхнувшие в кромешной мгле и бесследно погасшие? Мысль человеческая в тысячелетних своих поисках истины пришла к двум альтернативным ответам: к идее Божественной сущности мироздания и к значительно более молодой концепции, отрицающей высшую гармонию. С материалистической точкой зрения мы хорошо знакомы, мы воспитаны на ней, нас научили использовать ее – и только ее – инструменты познания. И хотя эта версия бытия в глазах многих из нас всегда была недостаточной, уязвимой, хотя в ответственный момент перед пытливым сознанием она ставила стенку, за которой нет ответов, – концепция Божественной сути представлялась вне здравого смысла. Светский человек априори не принимал иного объяснения, кроме того, к которому привык.
Но здесь, в Израиле, где даже воздух и камни несут на себе печать невероятной духовной энергетики, "вечные вопросы" встают перед каждым по-новому и с особой пронзительностью...
Что мы знаем об еврейской традиции, о вере, о моральной шкале, которую иудеи принесли в мир? Возможно ли наведение мостов между секулярным лагерем и религиозным? Неужели исключены компромиссы, и сознание наше необратимо разведено по разные стороны осмысления?
Несколько лет назад Международная организация по преподаванию еврейских моральных ценностей "Эш ха-Тора" основала движение "Авив" – движение за нравственное обновление Израиля. На базе их совместной деятельности возник уникальный эксперимент: религиозно-светский диалог. В процессе, многочисленных бесед светский человек обнаруживал свое мировоззрение, свои сомнения, неприятие каких-то сторон религиозных догматов. Ефим Свирский, в свою очередь, объяснял еврейский традиционный взгляд на мир, на жизнь, на уход, на мораль...
Ефим не навязывает позицию – он предлагает информацию. Принять ее или нет – выбор за каждым из нас. Свирский обращается к секулярному человеку: узнай то, чего не знаешь, задумайся над тем, о чем не имел возможности задуматься... Ведь даже отрицая, неплохо понимать, что именно отрицаешь...
Путь честных вопросов и честных ответов, думается, более естественный способ светско- религиозного сосуществования, чем затаенная взаимная неприязнь и холодная отстраненность.
Мне очень хочется надеяться, что книга "Вне диалога – пропасть" не оставит вас, читателей равнодушными, вызовет желание включиться – в обмен мнениями, в дискуссии, а значит – послужит духовному взаимообогашению.
Инна Стессель
Книгу можно скачать нажав сюда !