Четверг, 21.11.2024, 15:46
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: volodintal  
Недельные главы Торы Ваэра 5774
YaelДата: Среда, 25.12.2013, 21:22 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
Дорогие Друзья!


На нашей шабатней страничке вы найдете недельную главу Торы для детей, тематические раскраски для самых маленьких, женскую страничку с мицвот для женщин и рецептами еврейской кухни и многое другое для всей семьи, что поможет вам в создании настоящей шабатней атмосферы вашего дома!

485 Ваэра

"Израиль и чудеса".


«И превратились все воды в реке в кровь»

(Шмот, 7:20)


Наша глава начинает повествование о немыслимых чудесах, легших в основу бытия народа Израиля. И если удары по Египту были, в какой-то мере, необходимы, то ман, колодец-эскорт и облака Славы выглядят явным перебором. Согласитесь, что всемогущество Творца вполне позволяло Ему путь скрытых чудес.
Рав Моше Шапиро (со ссылками на РаМБаНа и Маґараля) следующим образом объясняет базисность чудес, сопровождавших начальный период нашей истории. Идея Израиля – это идея божественного внутри рамок (ограничений, Природы) нашего мира. Существование Израиля относится к разряду скрытых, внутриприродных чудес, т.е. феномена, требующего открытия, приложения интеллектуальных усилий. Именно такого рода чудеса – скрытое питание нашего мира божественной энергией – является залогом выбора. Не случайно, бозон Хигса – «божественная» частица – была открыта лишь сейчас, в преддверии войны. Природность нашего мира, скрытость Вс-вышнего, создают олам – сокрытие (вселенную на языке Пятикнижия), основу человеческого существования.
И вопрос о назначении чудес в основах нашей веры, нашего существования, звучит с большей силой именно вследствие задачи мира – олям – сокрытия. Ответ прост до очевидности – но ведь Цель Творения, чтобы человек выбрал-воцарил Вс-вышнего. И потому начало и, естественно, конец Мира подразумевают раскрытие Создателя, со всеми вытекающими…


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
volodintalДата: Четверг, 26.12.2013, 12:18 | Сообщение # 2
Группа: Проверенные
Сообщений: 244
Награды: 5
Репутация: 2
Статус: Offline
Здравствуйте, дорогие наши читатели и читательницы!

Для начала мысль несколько неожиданная, но часто меня посещающая.
В детстве, когда приставки Денди только появились, я играла в одну игру, которая называлась Пэкмен. Идея проста. Такой себе смайлик с большим ртом должен был бегать по виртуальному лабиринту, чтобы «скушать» некие цели. По дороге к «целям», понятное дело, были «враги», которые пытались «съесть» тебя. Но самое интересное, что на протяжении всего пути, дороги лабиринта были усеяны всякой мелкой всячиной, съев которую ты набирал, допустим 10 очков, вместо заветных 2000, например. При этом, ежели тебя съели по дороге, то единственное, что ты мог заработать и было суммой этих несчастных 10 баллов умноженных на количество «всякой-всячины».

Почему я вспомнила эту детскую игру? На сегодняшний день, я живу в окружении религиозных евреев, слава Б-гу. Не вдаваясь в подробности скажу, что здесь очень принято отправлять детей в школы и садики одних с довольно малых лет. В частности это означает, что дети будут так или иначе переходить дорогу. Хорошо воспитанные детки, ожидают взрослых-прохожих у перекрестка и просят их перевести на другую сторону под их (взрослых) контролем. И вот тут самое главное, ради чего я вспомнила эту детскую игру. Часто, провожая детей в школу-садики, я ловлю себя на мысли, что эта ситуация, когда по дороге ты можешь, так знаете, играючи, идя по дороге, прихватить с собой энное количество деток, с нетерпением ожидающих прохожих- взрослых и тем самым сделать мицвот, очень похожа на игру Пекмэн. Это может многим показаться смешным, но если вдуматься, то переводя ребенка через дорогу вы потенциально спасаете его от, не дай Б-г, смерти. И поэтому кажущаяся легкость не делает эту мицву меньше. Интересно, что в Торе нигде не написано за какие мицвот мы получаем какую награду, а в случае наоборот нам известно наказание, которое понесет человек. Нам на самом деле очень тяжело понять и осознать, как оценят наши поступки Там, на высшем суде, через 120 лет. При всем при том, что у нас есть базисная мерная шкала в лице Торы, если мы выставим все свои хорошие поступки в линию и спросим себя какой из них ценней в глазах Вс-него, ответить на этот вопрос самостоятельно нам будет очень тяжело. Просто чтобы проиллюстрировать, приведу одну историю, которую как-то слышала от рава Ицхака Фангера.

Несколько лет назад, в Тель-Авиве умерла пожилая одинокая женщина. Женщина была настолько одинока, что на ее похороны едва смогли собрать миньян (кворум из десяти мужчин необходимый для молитвы, в частности молитвы «Кадиш», которую читают во время похорон за вознесение души умершего. Примечание Т.В.). Во время похорон начало происходить что-то весьма странное. В час, когда похороны должны были двинутся в стороны кладбища, к дому умершей стали слетаться птицы. В какой-то момент птицы заполнили все пространство вокруг дома: на жердочках, крышах близлежащих домов, деревьях и прочих пространствах. В момент, когда машина с телом отъехала от дома, все птицы взвились ввысь и плотной стаей стали сопровождать машину. Такое каждый день не увидишь, поэтому это привлекло внимание очень многих людей вокруг. Когда женщину привезли на кладбище, стая остановилась над могилой, образовав черную тучу. Пока шла церемония захоронения, птицы взволнованно порхали над могилой до тех пор, пока тело не покрыли землей. После этого птицы разлетелись. Все свидетели происходящего были очень взволнованны. Но как понять, что это было?

Спустя некоторое время, сын умершей женщины рассказал, что у его мамы была одна странность. Она была одной из уцелевших узниц концлагеря, и всегда, после любой трапезы, рассказывает сын, говорила нам, детям, что мы в нашем поколении очень избалованны и не понимаем цену крошки хлеба, поэтому все остатки хлеба, до последней крошки собирала и выкладывала на специально оборудованный поддон, для птиц…..

Из этой истории не трудно понять, что птицы, в день похорон, прилетели сказать спасибо своей кормилице за жизнь!

Нам трудно понять настоящую цену наших поступков! Одно ясно, мелочей в этой жизни не бывает!

Оглянитесь вокруг, возможно кому-то нужна ваша помощь, которую вы сможете ему оказать «по дороге». Или просто улыбнитесь тому, кто идет вам на встречу. Может быть произойдет цепная реакция и кто знает, возможно сегодня, благодаря этому небезразличию вы спасете кому-то жизнь! Ведь мы с вами знаем, что результат от нас никак не зависит, мы ответственны только за наши поступки (и мысли).

Дай Б-г нам всем удостоится исполнения «мелких» мицвот с тем же воодушевлением, трепетом и ощущением важности, как и «больших», ведь кто знает, какие из них драгоценней глазах Вс-него!

Таль Володин
YaelДата: Четверг, 26.12.2013, 21:21 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
Цитата volodintal ()
играючи, идя по дороге, прихватить с собой энное количество деток, с нетерпением ожидающих прохожих- взрослых и тем самым сделать мицвот

Таль, мне кажется, что лучше бы о мицво не думать. а просто прихватывать детей, чтоб им помочь, потому как сама мысль о том, что ты исполняешь мицвот, за которые, возможно, будет награда, очень "обесценивает" поступок. Хороший поступок "просто так", без задней мысли о том, что ты такой хороший, сделал мицвот, на мой взгляд, ценнее. Я в подобных ситуациях отслеживаю другое - раз мне так легко удалось кому-нить помочь, значит я иду в нужном направлении . А вот если я хочу кому-нить помочь, а жизнь вставляет палки в колеса, то это серьезный звоночек, что делаю где-то что-то не так, вот и не получаются такие мелкие приятности. И это повод к размышлению.
Цитата volodintal ()
При всем при том, что у нас есть базисная мерная шкала в лице Торы, если мы выставим все свои хорошие поступки в линию и спросим себя какой из них ценней в глазах Вс-него, ответить на этот вопрос самостоятельно нам будет очень тяжело.

Мне кажется, что просто невозможно 342


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
volodintalДата: Пятница, 27.12.2013, 01:22 | Сообщение # 4
Группа: Проверенные
Сообщений: 244
Награды: 5
Репутация: 2
Статус: Offline
Яэль, во-первых, спасибо за реакцию на мой пост. А во-вторых, вы просто не представляете какое количество тем вы подняли одним своим постом. Разберемся по очереди.

Цитата

Таль, мне кажется, что лучше бы о мицво не думать
Яэль, Рамбам (то есть рав Моше бен Маймон) "думает" иначе. У него есть фундаментальный труд, который называется "Книга заповедей" в которой он перечисляет ТОЛЬКО заповеди деорайта, то есть из Торы. Цитирую (в данном случае у меня под рукой русское издание Швут Ами, стр. 40):
"3-я заповедь — повеление любить Его, да будет Он превознесен. Т.е., размышляя над Его заповедями, Его речениями и Его деяниями и вдумываясь в них, постигать Его и наслаждаться этим постижением. Это высшее наслаждение и есть любовь, которая нам заповедована. Ведь говорится в Сифри (Ваэтханан): «Поскольку сказано: «И люби Ашема, своего Б- га» (Дварим 6:5), а я не знаю, как любить Всевышнего, то Тора объясняет: «И будут эти слова, которые Я заповедую тебе сегодня, на твоем сердце» (там же 6:6). Таким образом ты познаешь Творца Вселенной. И уже указано, что размышление приведет тебя к верному постижению и наслаждению, — и любовь придет непременно.

И сказано было нашими мудрецами, что в эту заповедь включена и обязанность призывать и приводить всех людей к служению Ему, да будет Он превознесен, и к вере в Него. Ведь, когда ты любишь какого-нибудь человека, ты все время думаешь о нем, расхваливаешь его и желаешь, чтобы все полюбили его. И подобно этому, если ты действительно полюбишь Б-га — по мере того, как ты будешь познавать Его истинность, — ты, без сомнения, будешь призывать и добиваться, чтобы отступники и невежды также познали истину, которая известна тебе. И говорится в Сифри (там же): «И люби Ашема» — передавай свою любовь к Нему людям, подобно твоему отцу Аврааму, как сказано (Берешит 12:5): «И души, которые они создали в Харане» (т.е. люди, которых Авраам и Сара привели к служению Ашему — как бы заново «создали» их души). И как Авраам в силу своей любви к Ашему, о которой свидетельствует Писание: «Авраам, любящий Меня» (Йешая 41:8), приводил людей к вере — в силу любви, соответствующей его великому постижению, — так и ты полюби Его настолько, что сам будешь привлекать к Нему людей."

Иными словами, думать о том, что ты делаешь заповедь - заповедь. В тот момент, когда мы делаем поступки просто потому, что хотим быть хорошими - мы ничего не делаем, потому что когда я сама выбираю что делать - это гордыня и в каком то смысле отрицание Вс-него. Хотя на этом этапе мы сталкиваемся со спором мудрецов Талмуда нуждаются ли заповеди в каване, то есть в направленности сердца или не нуждаются. Их вывод приблизительно следующий. Заповеди требующие физического действия - засчитываются, заповеди, требующие мысли (а их не мало, подчеркиваю, ЗАПОВЕДЕЙ, САМА СУТЬ КОТОРЫХ ЭТО РАЗМЫШЛЕНИЕ) - не засчитывается, а наивысший уровень - это заповедь сделанная таки с каваной!!!!!

Далее, есть три уровня исполнения заповедей это:
1.из-за того, что человек боится наказания
2. из-за желания получить награду
3. ле шем шамаим, то есть только и ради Вс-вышнего.
На русском это трудно выразить, но уже в первом случае человек называется праведником!!!!

"Обесценить" (я бы даже сказала не обесценить, а облегчить, засчитанную заповедь, причем даже физическую), может только раскаяние в ее совершении.

Цитата
Я в подобных ситуациях отслеживаю другое - раз мне так легко удалось кому-нить помочь, значит я иду в нужном направлении . А вот если я хочу кому-нить помочь, а жизнь вставляет палки в колеса, то это серьезный звоночек, что делаю где-то что-то не так, вот и не получаются такие мелкие приятности. И это повод к размышлению.

Известная идиома рава Гитика. С первым размышлением согласна на 100%, поскольку это соответствует принципу награда за заповедь - возможность исполнить другую заповедь. Во втором случае, есть дополнительные опции. Известно, что чем больше заповедь, тем больше ецер а ра, то есть сопротивление и преграда на пути ее исполнения. Вопрос в том сколько усилий мы прикладываем для того, чтобы побороться за эту заповедь. Кроме того, если у меня реально не получилось, то я он нее свободна. Иногда так бывает, что она была предназначена другому человеку, вот и всё тут.

Цитата
Мне кажется, что просто невозможно


Я бы сказала, что не совсем невозможно, а почти, поскольку таки есть один критерий. Если я знаю, что при выполнении именно этой заповеди мне было особенно тяжело и я справилась со своим ецером и таки ее выполнила как надо - то именно здесь меня ждет ОЧЕНЬ большой приз. Несгораемый! Вечный!
volodintalДата: Пятница, 27.12.2013, 02:28 | Сообщение # 5
Группа: Проверенные
Сообщений: 244
Награды: 5
Репутация: 2
Статус: Offline
Цитата
Хороший поступок "просто так", без задней мысли о том, что ты такой хороший, сделал мицвот, на мой взгляд, ценнее.
ценить себя и любить себя мы обязаны по Торе! А вот думать, после того, что сделал заповедь, что теперь то ты лучше других - гордыня! Эту разницу нужно понимать.
YaelДата: Пятница, 27.12.2013, 11:40 | Сообщение # 6
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
Цитата volodintal ()
ценить себя и любить себя мы обязаны по Торе! А вот думать, после того, что сделал заповедь, что теперь то ты лучше других - гордыня! Эту разницу нужно понимать.

+100
Вот только грань эта очень тонкая 257 И никакой ограды вокруг 291
Цитата volodintal ()
В тот момент, когда мы делаем поступки просто потому, что хотим быть хорошими

Не потому, чтоб быть хорошими, а просто делаем и все.
Цитата volodintal ()
потому что когда я сама выбираю что делать - это гордыня и в каком то смысле отрицание Вс-него.

По-моему, это перебор. Во-первых, гордыня слишком сильное чувство, чтобы испытывать его, например, собирая малышню по дороге в школу или садик. А, во-вторых, как быть со свободой выбора? Ведь именно я должна выбрать по какой дороге идти, в сторону мерзавцев или праведников. Где же тут отрицание Вс-вышнего?

Хочу привести пример. Есть мицвот - посещение болящих.
Когда я болею, видеть никого не могу и, тем более, не хочу. Только самых близких, в крайнем случае друзей ( но лучше не надо). И вот ко мне приходит проведать человек, с которым мы знакомы шапошно или чуть ближе, но я точно знаю, что он пришел не ко мне и мучает меня своим присутствием не из-за беспокойства обо мне, а чтобы сделать себе мицву. Формально он в своем праве, но по сути, как мне кажется, мицва была бы больше 271 если бы он вообще не приходил.

Это пример гипотетический. Иллюстрирует, что охота за мицвот не всегда мицвот. 37


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
volodintalДата: Воскресенье, 29.12.2013, 13:00 | Сообщение # 7
Группа: Проверенные
Сообщений: 244
Награды: 5
Репутация: 2
Статус: Offline
Цитата
+100
Вот только грань эта очень тонкая 257 И никакой ограды вокруг 291


Почему же нет? Если человек осознает, что каждый из людей его окружающих может превосходить его по многим параметрам, о которых он и не догадывается, то как же он может себе сказать после этого, что он луче других. Также в обратную сторону, если человек сделал что-то хорошее, то он большой молодец!!! действительно, молодец! Но кто кому сказал, что он лучше всех?

Цитата
По-моему, это перебор. Во-первых, гордыня слишком сильное чувство, чтобы испытывать его, например, собирая малышню по дороге в школу или садик. А, во-вторых, как быть со свободой выбора? Ведь именно я должна выбрать по какой дороге идти, в сторону мерзавцев или праведников. Где же тут отрицание Вс-вышнего?



В данном случае я не имела ввиду конкретный пример с детишками, а перевела это в общую плоскость вопроса. Я имела ввиду в принципе выбор человека. Обычно те, кто пытаются соотносить свои поступки с общим стремлением к добру, заложенному например, воспитанием, обычно, не желают соотносить оные с желанием Творца, мол не учите меня жить, я сам могу решить, что ДЛЯ МЕНЯ добро, а что зло,лучше помогите материально. В момент, когда человек решает, что хочет идти путями праведников, это автоматически означает, что он обязывает себя идти путями Вс-него, то есть соотносить все свои действия, поступки, мысли и желания, с Его волей. Подчеркиваю ВСЕ!!!! А если человек решает, что он сам в праве решать, что ему в этой жизни делать, то автоматически он отрицает и самого Творца. Надеюсь, я себя достаточно объяснила. Просто ты сконцентрировалась на конкретном примере, а мне было важно показать общую картинку, пример с детьми,я взяла не дай Б-г, не для саморекламы, а показать, что мелочей не бывает!!!! вообще не бывает!

Цитата
Хочу привести пример. Есть мицвот - посещение болящих.
Когда я болею, видеть никого не могу и, тем более, не хочу. Только самых близких, в крайнем случае друзей ( но лучше не надо). И вот ко мне приходит проведать человек, с которым мы знакомы шапошно или чуть ближе, но я точно знаю, что он пришел не ко мне и мучает меня своим присутствием не из-за беспокойства обо мне, а чтобы сделать себе мицву. Формально он в своем праве, но по сути, как мне кажется, мицва была бы больше 271 если бы он вообще не приходил.

Это пример гипотетический. Иллюстрирует, что охота за мицвот не всегда мицвот. 37


Пример хороший. Человек действительно не лулав, чтобы его трясти. Поэтому если бы пример был практическим, то такому человеку можно пожелать только одно: сесть и проучить основательно все законы, которые связаны с этой мицвой. Там все очень четко описано. Такого рода ошибки (надеюсь, что только по незнанию, а не по злому умыслу (ведь мы о людях должны думать всегда хорошо)) встречаются и у тех, кто утешает скорбящих.
YaelДата: Воскресенье, 29.12.2013, 13:13 | Сообщение # 8
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
Цитата volodintal ()
ценить себя и любить себя мы обязаны по Торе! А вот думать, после того, что сделал заповедь ... - гордыня!


Цитата volodintal ()
Иными словами, думать о том, что ты делаешь заповедь - заповедь.

Очень тонкая грань
Цитата volodintal ()
В данном случае я не имела ввиду конкретный пример с детишками,

Я тоже. Это пример мелких мицвот в целом. И здесь все что я написала, остается в силе. Трудно представить, чтобы человек делая мелкие хорошие дела испытывал от них гордыню.

Цитата volodintal ()
Обычно те, кто пытаются соотносить свои поступки с общим стремлением к добру, заложенному например, воспитанием, обычно, не желают соотносить оные с желанием Творца, мол не учите меня жить, я сам могу решить, что ДЛЯ МЕНЯ добро, а что зло,лучше помогите материально. В момент, когда человек решает, что хочет идти путями праведников, это автоматически означает, что он обязывает себя идти путями Вс-него, то есть соотносить все свои действия, поступки, мысли и желания, с Его волей. Подчеркиваю ВСЕ!!!! А если человек решает, что он сам в праве решать, что ему в этой жизни делать, то автоматически он отрицает и самого Творца. Надеюсь, я себя достаточно объяснила. Просто ты сконцентрировалась на конкретном примере, а мне было важно показать общую картинку, пример с детьми,я взяла не дай Б-г, не для саморекламы, а показать, что мелочей не бывает!!!! вообще не бывает!

согласна


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
volodintalДата: Воскресенье, 29.12.2013, 13:37 | Сообщение # 9
Группа: Проверенные
Сообщений: 244
Награды: 5
Репутация: 2
Статус: Offline
Вот и чудненько!
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: