Воскресенье, 22.12.2024, 11:59
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: volodintal  
Недельные главы Торы Вайишлах 5774
YaelДата: Вторник, 12.11.2013, 14:24 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
Дорогие Друзья!


На нашей шабатней страничке вы найдете недельную главу Торы для детей, тематические раскраски для самых маленьких, женскую страничку с мицвот для женщин и рецептами еврейской кухни и многое другое для всей семьи, что поможет вам в создании настоящей шабатней атмосферы вашего дома!

485 Вайишлах

"Имена ангелов".


«И спросил Яаков: скажи, пожалуйста,
имя твое? И ответил: зачем ты спрашиваешь
имя мое? И благословил его там»

(Бе-рейшит, 32:30)


Раби Менахем Мендл из Косова вполне резонно замечает странность данного отрывка. Ведь имя любого ангела – это его функция! В аналогично непонятном месте о рождении Шимшона, которое предвещает ангел Маноаху, звучит вопрос будущего отца: «И сказал Маноах ангелу Вс-вышнего: кто имя твое?... и сказал ему ангел: зачем ты спрашиваешь об имени моем, а оно пильи» (Книга Шофтим 13:17, 18).

Раби из Косова предлагает увидеть в словах «а оно пильи» ответ ангела о его имени – Пильи! Раби ссылается на Пятикнижие: «мужчина или женщина, если яфле (выделит, обособит) обещать обет назира» (Бе-мидбар, 6:2). Очевидной задачей ангела, посланного к жене Маноаха, было предупреждение ее о том, что «назиром Вс-вышнего будет этот ребенок от чрева» (Шофтим, 13:4) со всеми вытекающими.

А функцией ангела Эйсава было (мидраш) подчинение Яакову – в конце концов, выяснится, что все, что совершал Эйсав, шло на пользу Израилю. Потому раби Менахем Мендл предлагает увидеть в словах: «и благословил его там» конечную задачу ангела, т.е. его имя. Имя ангела Эйсава – браха (благословение) Израиля!!


"Женская слабость мужей Израиля"


«Потому не будут есть сыны Израиля
жилу женскую[1], которая на суставе бедра»

(Бе-рейшит 32:33).


Раби Нахум из Чернобыля начинает свой комментарий с замечания об однотипности устройства трех измерений нашего бытия. АШаН – олам, шана, нефеш – мир, год, душа – могут быть рассмотрены как состоящие из 248 органов и 365 жил. Такие понятия как «пуп земли», «клоака мира», «рот земли» имеют и вполне пространственный (географический) смысл. Но перенесенная во время концепция 365 жил, параллельных дням года, дает весомейший результат – книга Зоґар интерпретирует слова «не будут есть сыны Израиля», как запрет на еду и питье Девятого Ава! И добавляет, что всякий кушающий Девятого Ава, подобен употребляющему в пищу женскую жилу (гид ґа наше).

Попробуем с помощью Чернобыльского ребе разобраться в связи между запретом есть жилу и самым трагичным днем еврейского года. По мнению раби Нахума этот день относится к оборотной стороне – ситра ахра – ведомству Амалека. Именно «подведомственность» этого дня ненавистнейшему внуку Эйсава и сделала Девятое Ава ареной самых страшных событий нашей истории.

Но настоящую глубину связи между «загадочным запретом» о поедании жилы и Амалеком (вариантно – ангелом Эйсава) мы откроем, если вспомним о «двуликости» функции Амалека. Его задача – уничтожение Израиля – реализуется, как известно, двумя способами: через ненависть и через… любовь. И если первый из них многократно апробирован (последний, дай Б-г, раз – семьдесят два года тому назад), то второй принял эстафету первенства лишь недавно (в масштабах истории).

Ассимиляция широких масс лишь в Северной Америке за последние полвека дала восемь[2] миллионов(!) жертв. Это и есть пресловутая женская жила – мужская слабость сыновей Израиля, чьи дети уже никакие не евреи.

__________________________________________________________
[1] Этот перевод – прямая отсылка к соответствующему комментарию «Временная (пространственная) слабость» из «Путешествие по недельным главам» Iчасть

[2] В США в 1946 году проживало шесть с половиной миллионов евреев. Добавьте к ним еще полтора миллиона, приехавших из СССР. Минимальное число евреев при среднеамериканском приросте населения должно было быть свыше 14000000. Отсюда, значительно более 8000000 жертв ассимиляции. Гитлер может позавидовать.


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
volodintalДата: Среда, 13.11.2013, 22:06 | Сообщение # 2
Группа: Проверенные
Сообщений: 244
Награды: 5
Репутация: 2
Статус: Offline
Царица Суббота

СУББОТА – ЗАЩИТНИЦА

«Драгоценный подарок есть у Меня в сокровищнице, имя ему – Шаббат».
Рассказывают наши мудрецы: пришла Суббота к Творцу, пригорюнившись: «У всех дней недели есть пары: у воскресенья есть понедельник, у вторника – среда, у четверга – пятница. А у меня?» «Не огорчайся, – от-ветил ей Всевышний, – у тебя тоже будет пара, даже еще какая: еврейский народ! Он будет твоим жени-хом, а ты будешь его невестой».
Шаббат назван также «Царицей» – Царицей Субботой. Это зеница ока Творца, это корона, это брилли-ант, равных которому нет. Это канал всех благ, соединяющий нас, находящихся в низменном, матери-альном мире, с высочайшими, чистейшими духовными мирами, из которых мы получаем все блага, все добро и милосердие. Это воистину драгоценный подарок, которым Всевышний одарил нас по Своей ве-ликой милости.
Мы действительно стараемся почитать Субботу, насколько можем, готовимся к ее встрече, как готовятся к встрече важного гостя: приводим в порядок дом и себя, готовим вкусные блюда, купаем детей... А по-том стоим в молитве и приглашаем нашу небесную Невесту: «Бои, кала, бои, кала!» («Приди, невеста!»)
Но действительно ли мы понимаем, насколько важна царица Суббота? Ведь порой бывает, что мы встречаем ее, еле успев приготовить все необходимое, не говоря об отдыхе и душевной подготовке! А ведь сказано, что в канун Субботы каждый человек должен постараться выделить хотя бы несколько минут, чтобы сделать хешбон нефеш: подвести итог прошедшей недели, вспомнить все свои провалы и удачи, и постараться понять, как исправить ошибки и закрепить успехи.
Более того, широко известен мидраш о том, что Геином (Ад) в Шаббат не работает. Выходной. Несчастная душа, всю неделю испытывавшая страшные муки, может один день вздохнуть спокойно. А вы знаете, когда именно начинается этот выходной? Думаете, с гудком, оповещающим о начале Субботы? Великий Хафец Хаим раскрывает нам тайну: нет, гораздо раньше! В тот момент, когда человек обычно на протяжении своей жизни начинал готовиться к Субботе. То есть, тот, кто начинал рано утром в пятницу – уже с утра вешает замок на «камеру», где томилась его душа, и идет отдыхать. Ну, а тот, кто еле-еле успевал начать в полдень – смотрит на первого с тоской и завистью...
Однако нужно знать, что заслуга этой величайшей заповеди – подготовки к Субботе – может послужить челове-ку не только в будущем мире, но и в этом. Свидетельством этому является удивительная история.
Рав Яаков Давид Виловский (РиДБаЗ) был одним из величайших мудрецов Торы своего времени. Одна-жды, будучи уже в преклонном возрасте (в то время он занимал должность раввина г. Слуцка и главы ешивы), он тяжело заболел.
Лежа в постели и страдая от тяжкой болезни, раввин вдруг увидел, как его душа поднимается ввысь. Там, Наверху, его ждали судьи.
– Приговор был однозначным, – рассказывал рав Виловский, – я должен был умереть и вернуть свою душу в высшие миры. Однако мне разрешили выступить в свою защиту. Я сказал судьям: «В данное время я тружусь над комментарием к Иерусалимскому Талмуду. Как известно Вашей чести, к этому Талмуду написано совсем мало комментариев, так что это важнейший вклад в мир Торы».
«Нет, – отмахнулись судьи, – есть немало мудрецов Торы, которые смогут завершить твой монументаль-ный труд, несмотря на всю его необходимость. Это недостаточная причина продлить тебе жизнь».
– Тогда, – продолжает РиДБаЗ, – я попробовал защитить себя с другой стороны: «Я всю свою жизнь жертвую деньги, чтобы помогать вдовам и сиротам. А ведь милосердию нет цены!»
Члены Небесного Суда сурово ответили: «Это тоже недостаточная причина для продления жизни. Всегда можно найти очень порядочных и преданных делу габаев (сборщиков пожертвований), которые будут заботиться о вдовах и сиротах не хуже тебя! Таких праведников нам хватает!»
В те секунды, которые длились, как вечность, РиДБаЗ ощутил себя совершенно беспомощным. Он хотел жить, он знал, что может еще многое сделать для этого мира, но не находил для себя никакой заслуги, которая изменила бы положение весов. И вдруг он вспомнил!
«Уважаемые Судьи, – сказал рав, – прежде, чем вы вынесете окончательный приговор, я хотел бы сооб-щить вам, что мы с женой встречаем царицу Субботу уже в начале пятницы (т. е. в четверг вечером – прим. пер.)! В это время дом уже полностью убран и чист, на столе лежит белоснежная скатерть, сереб-ряные подсвечники сверкают на подносе, в их стаканчиках переливается янтарным блеском оливковое масло, субботние блюда приготовлены от души, и в воздухе витает аромат Субботы. А в саму пятницу я обдумываю, что еще можно добавить в честь наступающего Шаббата. Мне кажется, что нет больше в мире еврея, который добавляет к Субботе столько, сколько я».
Судьи молчали. Это был решающий аргумент. На это им нечего было возразить. Небесный Суд постано-вил продлить жизнь РиДБаЗу еще на 20 лет.
За эти годы рав Виловский успел закончить свой знаменитый комментарий на Иерусалимский Талмуд, приехать в Землю Израиля, поселиться в Цфате и основать замечательную ешиву, насчитывавшую (в то время!) 150 учеников.
Подготовила Л. Шухман по мотивам рассказа Коби Леви «Суббота-защитница». Из журнала "Беерот Ицхак". Номер 37
volodintalДата: Четверг, 14.11.2013, 00:26 | Сообщение # 3
Группа: Проверенные
Сообщений: 244
Награды: 5
Репутация: 2
Статус: Offline
Молитва для женщины перед началом приготовления пищи для Шаббата или праздника
Владыка мира!
Вот, я стою перед Тобой, и готова начать великую и святую работу: приготовить мясо, рыбу и прочие яства в честь Святой Субботы (праздника), исполнить сказанное: «и приготовили то, что принесли». Прошу Тебя, пошли благословение Свыше на весь мой труд, и в каждое блюдо добавь, пожалуйста, чудесную приправу, которая называется Шаббат, и которую нельзя добыть в нашем мире ни за какие богатства, а лишь только тем, что я полностью возложу свои надежды на Тебя в своей молитве, Властелин мира.
Прежде, чем начать свой труд, возьму в руки монету, чтобы дать цдаку, как Ты указал нам: «Раскрой свою ладонь...»
Зажги, Господин мой, радость в моем сердце, ведь вновь приходит Царица Суббота (праздник), которую Ты даровал нам с любовью. И с любовью и большим желанием, со здоровым телом и душой, я приготовлю каждое блюдо. Охрани и обереги меня, чтобы через меня не пришла никакая оплошность, чтобы все было кашерно и правильно, как Ты указал нам. И пусть мысли о блюдах не мешают мне в тот час, что я стою и молюсь Тебе по сидуру, а, наоборот, в час, когда я готовлю, пусть мои губы шепчут молитву Тебе – молитву из глубины сердца.
Благодарю Тебя, что Ты дал нам на этой неделе все необходимое для Шаббата (праздника)! Даруй нам блага сегодня и каждый день, всегда только из Твоей полной, раскрытой и широкой руки, а не через создания из плоти и крови.
Пусть пища, над приготовлением которой я так трудилась ради Шаббата (праздника), будет угодна Тебе, как будто я принесла ее Тебе в жертву, Б-г милосердный и милостивый, как сказали наши мудрецы: «В то время, что существал Храм, жертвенник искупал человека, а теперь, когда Храма нет – стол человека искупает его». Да будем мы есть в радости, потому что угодны Б-гу наши дела.
Да будут все яства приятны и вкусны моему мужу, моим домочадцам, и всем тем из народа Израиля, кто будет за нашим столом, как Ты заповедал нам: «Люби ближнего, как самого себя».
Еще я молю Тебя, Б-г мой, чтобы вся пища, поданная на наш стол, напоминала мне, что все – от Тебя, Отец милосердный, что все это – даровано Тобой, и чтобы не появились в моем сердце мысли, противные Тебе, в частности – гордости и высокомерия.
Да будем мы, и наши потомки, учить Твою Тору ради нее самой, хорошо знать все законы Шульхан Аруха и законы готовки в Шаббат и праздники, со всеми их деталями и подробностями.
С чистыми намерениями сердца, мы будем благословлять и благодарить Твое великое Имя, Оплот наш, с Чьего стола мы ели, мы будем прославлять и восхвалять Тебя вечно!

Перевод – Л. Г. Шухман. Беерот Ицхак 36
volodintalДата: Четверг, 14.11.2013, 00:50 | Сообщение # 4
Группа: Проверенные
Сообщений: 244
Награды: 5
Репутация: 2
Статус: Offline
ВСЕ, ЧТО ВЫ ХОТЕЛИ ЗНАТЬ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ, И НЕ ПОСТЕСНЯЛИСЬ СПРОСИТЬ

По материалам уроков рава Баруха Фрухтера
Часть 2

Мы представляем вашему вниманию заключительный урок рава Баруха Фрухтера на тему воспитания детей. Этот урок не был посвящен определенной теме: все желающие могли задать любой интересующий их вопрос и получить на него исчерпывающий ответ. Надеемся, что среди ответов каждый из наших читателей найдет что-то полезное для своей семьи.

Вопрос 5. Что делать с ребенком, который сказал, что им не задали никакого домашнего задания, и пошел гулять, а назавтра выяснилось, что учитель поставил ему двойку за невыполненное домашнее задание?

Ответ. В таком проступке есть сразу два аспекта: первый – это сам факт лжи. Второй аспект – это невыполненное домашнее задание, которое, как правило, является не одноразовой проблемой, а влияет на общую успеваемость ребенка. Поэтому такой ребенок, в идеале, должен понять, что он сделал сразу два нехороших дела: солгал, что повредило его душе глобально, и не выполнил домашнее задание, что повредило его успеваемости и общей успешности в жизни. И, соответственно, за оба эти проступка должны быть два отдельных наказания – на ваше усмотрение. (Если, конечно, не выяснится, что он просто забыл о задании – в таком случае не стоит торопиться повесить на него ярлык лгуна – прим. ред.)

Вопрос 6. У многих из нас есть нерелигиозные родственники, с которыми пересекаемся как мы, так и наши религиозные от рождения дети. Как правильно общаться с такими родственниками? Что говорить детям – почему они не такие, как мы?

Ответ. Во-первых, любимая бабушка остается любимой бабушкой, даже если она не одевается так же, как и мама, и не соблюдает настолько строго кашрут у себя в доме. Разделим условно нерелигиозных родственников на две категории: первая – агрессивно настроенные, стремящиеся «вырвать несчастных детей из их мракобесного окружения» и показать им «счастливое детство». С такими людьми лучше, как это ни прискорбно, вообще не общаться, кроме как по телефону. Если живое общение все же состоялось – лишь под неусыпным контролем родителей. Помните о том, что любая картинка, увиденная в детстве, любое услышанное слово надолго запоминаются неподготовленному ребенку и впоследствии могут проявиться самым неожиданным образом.
Если же родственники ваши – «сочувствующие», если они уважают ваш образ жизни и стараются подстраиваться под него в моменты общения – все намного проще. Безусловно, у детей все равно возникают вопросы, почему они «не такие», и нужно быть очень осторожными, чтобы избежать лашон а-ра и ненароком не сказать ничего неприятного про таких людей. Ведь они не виноваты, что выросли в таком окружении – вот и скажите об этом своим детям! Обратите их внимание на то, какие они счастливые, что у них есть соблюдающие мама и папа, как им повезло, что папа может помочь в учебе Торы, а мама – лучший советчик по выбору красивого кашерного наряда. Обратите внимание на все те вкусности, которые готовит мама на Шаббат, да и сам Шаббат, Суккот, другие праздники – огромное счастье и привилегия! Всего этого не соблюдающие законы Торы родственники были лишены в детстве, и именно по-этому они с такой радостью навещают вас. Таким образом, если все будет сделано правильно – дети не только не будут стремиться к «запретным удовольствиям», которые таит в себе нерелигиозная жизнь, но, напротив, постараются приблизить ваших родственников, насколько это в их силах, к вашему образу жизни, и научить их.
Вывод: семья есть семья, и родственники, которые пока что нерелигиозные, не виноваты в этом, и надо постараться показать им нашу жизнь такой, чтобы они тоже захотели приблизиться.

Вопрос 7. Что делать с нежелательными друзьями? Как объяснить ребенку, что то, что он видит в гостях у друзей, ему не подходит?

Ответ. Как бы мы ни старались, сколько бы квартир не сменили, общество не может быть абсолютно однородным. Ни в школе, ни в классе не может быть так, чтобы абсолютно все ученики идеально подходили вашему ребенку в качестве друзей. И даже если это так, то, скорее всего, ваш ребенок подходит не всем. Что делать в такой ситуации? В первую очередь, не переживать, потому что это – совершенно нормально и бывает со всеми семьями. Во-вторых, определитесь, что именно вам не нравится в новом друге вашего ребенка, и подумайте, нельзя ли поговорить с его родителями на эту тему. Например, если у них в доме принято разрешать детям играть в компьютерные игры – попросите проследить за тем, чтобы, когда ваш ребенок у них в гостях, компьютер не включали. Или же, если в их доме не принято говорить биркат а-мазон после бутерброда, но, в принципе, ребенок знает благословение – когда он у вас в гостях, проследите за тем, чтобы все дети благословили.
Что делать, если ребенок хочет перенять стиль нового друга во всем – в одежде, в поведении, в играх? Если вы против – поговорите с ребенком об особом стиле вашей семьи. Обратите внимание на традиции, которые существуют в вашей семье, на правила, принятые в вашем доме. Делайте акцент на том, что вы – все вместе, одна семья, одна команда. Если у кого-то другого принято ложиться спать в десять вечера, то к вашей семье это не имеет никакого отношения. Если новая подружка ходит в юбке длиной до пола – это дело ее родителей, в вашей семье принята длина до щиколотки, и тому подобное.
Вывод: у каждой семьи свой стиль, в том числе и у вашей, и не стоит пытаться быть похожим сразу на все семьи одновременно.

Вопрос 8. Как воспитать в детях уважение к родителям и старшим братьям и сестрам?

Ответ. Самое главное – чтобы сами родители и старшие братья и сестры стремились поддерживать образ взрослых уважаемых людей. Начнем с детей. Вы как родители должны, прежде всего, сами расставить акценты в семье: это – старший брат, он больше учится и помогает по дому, он практически взрослый человек и на него нужно равняться. При этом постарайтесь четко разграничить, где заканчивается авторитет старших братьев и сестер и начинается автономия родителей – в основном, это касается наказаний. Но, если старший брат не может удержаться от того, чтобы пнуть младшего ногой под столом – нет смысла говорить об авторитете. Если старшая сестра буквально бьется в истерике из-за то-го, что они не поделили с младшей сестрой место в шкафу – то и авторитет, конечно, сильно снижается.
Уважение к родителям – одна из основополагающих заповедей в Торе. Хорошо, если папа и мама отвечают требованиям, принятым в вашем обществе, и уважение, которое им полагается, и которое им оказывают – совершенно естественное и заслуженное. А что же делать в случае, если, например, ребе в хедере говорит о важности изучения Торы, а папа работает с утра до вечера, и вся его учеба состоит из часового урока в Шаббат? Что делать семьям, в которых родители, не дай Б-г, разведены, и один из них не так строго соблюдает законы Торы? А если мама не столь идеальная хозяйка, как мама подружки – неужели она менее достойна уважения? Конечно же, нет! На все эти вопросы и разные ситуации ответ один: папа – это папа, и мама – это мама, и их надо уважать просто за то, что они – ваши родители, просто потому, что это – большая заповедь Торы. И не стоит приписывать им мнимых достоинств: если папа работает, а не учится три седера в колеле, не надо говорить, что он талмид хахам: папа работает, чтобы обеспечить семью, и старается учиться в любую свободную минуту, при этом он обладает многими прекрасными душевными качествами. Все это помогает детям уважать родителей, но сама обязанность уважения ни от каких субъективных качеств не зависит.

Подготовила А. Швальб.
ямДата: Четверг, 14.11.2013, 19:55 | Сообщение # 5
Группа: Проверенные
Сообщений: 267
Награды: 4
Репутация: 4
Статус: Offline
Спасибо,о воспитании мудро говорит.
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: