Недельные главы Торы Ва-йеце 5774
|
|
Yael | Дата: Среда, 06.11.2013, 22:23 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
|
Дорогие Друзья!
На нашей шабатней страничке вы найдете недельную главу Торы для детей, тематические раскраски для самых маленьких, женскую страничку с мицвот для женщин и рецептами еврейской кухни и многое другое для всей семьи, что поможет вам в создании настоящей шабатней атмосферы вашего дома! Ва-йеце "Плач праведников". «Ва-йишак Яаков Рахели и поднял голос свой, и заплакал» (Бе-рейшит,29:11)
Поцелуй Яакова, а затем его слезы вызывают недоумение вот уже четыре тысячи лет. Я, вслед за польским цадиком девятнадцатого столетия, автором «Аводат Иссахар», хочу снять ореол романтики с тогда произошедшего. Слово «ва-йишак» может быть переведено как… «уравнялся», - подобно машик – касательная, леґашик – состыковывать, уравнивать (спускать до уровня потребителей – ґашакат муцар). Если мы переводим текст как «и уравнялся Яаков к Рахели», то становится понятно и продолжение – «и поднял голос свой, и заплакал».
Увидеть в духовной клоаке мира – Харане человека, чей духовный уровень не уступает его собственному.… А ведь его уровень – результат десятков лет беспрестанных усилий его и величайших Учителей – Авраґама Ицхака и Эвера. Окружение же Рахели – пробы ставить негде. И тем не менее… Плач праведников. Вспомним плач Ребе, увидевшего результат тшувы Элиэзера бен Дурдан. Если величайший духовный уровень возможно достичь без длительных усилий, то имеющееся у праведников, очевидно, недостаточно. За долгие годы Яаков мог бы (так ему казалось) достичь значительно большего. Оттого «и заплакал» Яаков.
"К слову о воспитании".
«И назвала имя его Реувен, так как сказала, что увидел Вс-вышний бедствие мое» (Бе-рейшит, 29:32).
Имена всех детей Яакова «дело рук» его жен. Исключение – Беньямин, «не считается» по понятной причине. И вопрос уже прозвучал. Ответ совершенно не очевиден. Наши мамы – Рахель, Леа, Бильґа, Зильпа взяли на себя определение основных черт характера двенадцати ветвей Израиля.
Реувен получил в качестве сильнейшей из черт характера «увидел… бедствие». Отсюда, из молитвы и воспитания Леи, его забота о бедствии Йосефа, о маминой беде – «дудаим» и даже о местоположении «штаб-квартиры» Яакова в шатре мамы Леи. Шимон получил экстра способность слышать чужие цурес – именно он услышал крики Дины, попавшей в лапы Шхема. Леви получил способность «присоединяться» ко всему хорошему. Отсюда его соединение с Шимоном и присоединение к зову Моше «ми лашем ко мне». А Йеґуда – отец «сладчайшего псалмопевца», величайшего из восхвалителей деяний Творца. Способности удивительного взаимодействия Звулуна и Иссахара, способности Дана удерживать границу для отставших, и Йосефа – добавлять сверх обычное, Гада – расширять границы и т.д., все это души мам еврейского народа, отданные собственным детям!
Их беспримерный подвиг оценен мудрецами высшей оценкой. В мидраше наш праотец Авраґам заявляет, что он, прошедший одиннадцать испытаний, просто не смог бы совершить сделанное Леей, Рахелью, Зильпой и Бильґой!
Утром проснулся живой. Разве не повод для счастья? Пусть выпадает не часто, Хватит с лихвой.
|
|
|
| |
volodintal | Дата: Среда, 06.11.2013, 22:55 | Сообщение # 2 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 244
Награды: 5
Репутация: 2
Статус: Offline
|
Каждый ребенок - единственный!
Люди, выросшие в постмодернистской семье (папа, мама, ребенок и собачка) относятся к многодетным семьям подозрительно, иногда почти с брезгливостью: "Люди так не размножаются, не плодятся десятками!"
Интересно, что публикации в оксфордском "Журнале семейной психологии" утверждают, что отнюдь не числом детей определяется качество воспитания. Решающим фактором оказывается изначальный подход родителей к детям. Благополучными оказываются те семьи, где с раннего возраста к каждому ребенку относятся как к неповторимой и самостоятельной личности. Но нужно ли выписывать академические журналы, чтобы узнать об этой простой закономерности?
В талмуде приводятся слова рабби Эльазара, сына рабби Шимона бар Йохая: "Легче вырастить мириад (лигъен) оливковых деревьев в Галилее, чем вырастить одного ребенка в Земле Израиля". И, чтобы не было сомнений в понимании этого высказывания, комментарий "Яфат-тоар" добавляет: "Даже если пропитание в изобилии". Да, не в пропитании тут дело. Растить детей трудно, мы знаем это из слов Всевышнего, обращенных к Хаве: "В муках будешь рожать детей". Как известно, мудрецы видят здесь намек не только на родовые муки, но и на тяготы воспитания.
Так что же может добавить к этому рабби Эльазар? По известному правилу экзегезы, слова Торы не получат нового толкования, если достаточно уже существующего. Что же нового говорит нам сравнение детей с оливковыми деревьями, сравнение шокирующее и, кажется, нелестное для самих детей?
Слово лигьен (от легион) означает не просто великое множество, но множество тождественных, строго упорядоченных безликих "единиц". Слово "один" в устах рабби Эльазара - это не количественное числительное, оно подчеркивает уникальность, единичность каждой личности. И еще: он говорит о великой задаче - вырастить "одного ребенка" означает вырастить ребенка, душа которого едина, цельного человека. Вслушаемся в эти слова. Мы не растим детей легионами, тут нет протоптанной колеи, нет незыблемых правил.
Мудрецы говорят, что первым таким был Яаков, одинаково уверенно чувствовавший себя и в степи со стадами, и в шатре учения. Красивая метафора говорит о таком гармоничном еврее "неукротимо-рыжий с кроткими глазами". Не случайно именно Яаков, "один ребенок из Земли Израиля", благословляя своих детей, дает каждому из них особое, только ему предназначенное благословение.
В главе Торы "Вайеце" мы читаем об их рождении. Начинается история не только большой семьи ("семьдесят душ"), но и великого народа Сыновья Яакова пройдут долгий путь, пока не встретятся вновь в Египте. Будет в их жизни много странного, неприятного, будут и вражда, и примирение, и раскаяние. Какие они разные, как выпукло описаны характеры!
Многие путают единство с единообразием. Мы хорошо знакомы с обществом, успешно стиравшим грани между городом и деревней, между мужчиной и женщиной, между человеком и скотиной. Немногим там удалось сохранить индивидуальность, да и само это государство не простояло долго. Один из секретов еврейского воспитания - уважение автономии ребенка, его неповторимости. Вырастить такого ребенка труднее, чем тонну оливок, но труды эти дадут великий результат - он вырастет человеком. А. Фейгин
|
|
|
| |
volodintal | Дата: Среда, 06.11.2013, 23:13 | Сообщение # 3 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 244
Награды: 5
Репутация: 2
Статус: Offline
|
Про Хануку, которая внутри нас
У моего мужа есть друг, Ицхак. Он не русский, кстати. Приехал в Израиль с семьей совсем мальчишкой. семья была религиозной, а государство нет. И государство шантажировало семьи, и их, в том числе, с тем, чтобы оторвать детей от родителей и отправить их в киббуц. Так Ицхак попал в киббуц. Там его сразу накормили свининой. На его робкую попытку сказать что-то о свинине и запрете Торы ответили:"это наша Израильская свинина". Короче, вышел из киббуца Ицхак ненавистником Торы, сказав, что в Иерусалим только вперед ногами. Женился, развелся. У жены были братья, у братьев был бизнес где-то в диких местах за границей Израиля. Ицхак человек исключительно хороший, братья и после развода его продолжали любить и отправили его в те дикие места представителем бизнеса. Жил он там в свое удовольствие. Дружил с местной колдуньей. Настоящей, он видел ее в работе). Колдунья ему сказала-тебе, Ицхак, не место с нами. Твоя душа из другого места, ей здесь плохо, уезжай. И он вернулся домой. И вот однажды недалеко от Иерусалима, в который он заклялся только вперед ногами, с ним случилась дикая история. Он упал и почувствовал страшную боль, "как будто тысячи ржавых ножей резали ему кожу". Но самым ужасным был страшный шум, совершенно необыкновенный, ужасный и пугающий. через некоторое время боль прошла, и шум затих, и он увидел себя, лежащим на дороге, вокруг него были люди, он все видел и слышал. И он догадался, что он умер. "Я не испытал страха и даже огорчения", сказал он, "Я сделал круг над собой, и вдруг что-то, похожее на ветер, с силой подняло меня и втянуло в трубу. Я полетел по трубе и в конце концов полет закончился, и я оказался в каком-то "месте", где меня встречали все родственники. Впереди была бабушка". А бабушка Ицхака была человеком религиозным и необыкновенным. Например, там, где они жили до алии, у них в саду жила змея. А в доме стоял кувшин с водой. Однажды змея заползла в дом, подползла к кувшину и вплюнула в него яд. А бабушка сказала змее-тебе не о чем беспокоиться. Я отнесла твоих детей на крышу, чтобы их здесь не раздавили. Змея поднялась на крышу, спустилась, обвила кувшин и раздавила его своим телом. Вода вылилась. Так вот, Ицхак кинулся к бабушке, чтобы обнять ее, но бабушка его остановила, сказав-"Не прикасайся ко мне, а то ты действительно умрешь. Возвращайся назад, делай тшуву, учи Тору." И он вернулся. Врачи "спасли" его. Он сделал тшуву. Учит Тору. Это какой-то необыкновенно светлый человек. Светлый, цельный, всегда - ну просто при всех обстоятельствах- радостный. Находиться около него одно удовольствие. Да, он женился, давно уже. Его жена -наша, русская. Они бывают у нас в Суккот, потому что у них нет сукки. Удивительная история об удивительном человеке.О том, как он освятил Храм своей души и несет свет внутри себя, свет, видимый невооруженным глазом.
ПС. забыла-в Иерусалим тогда он таки вперед ногами попал)) Автор Двора Кордовер. Имя героя истории изменено по просьбе автора
|
|
|
| |
ям | Дата: Среда, 06.11.2013, 23:25 | Сообщение # 4 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 267
Награды: 4
Репутация: 4
Статус: Offline
|
"Под шумок" и для промывки мозгов, я понимаю, любое определение сойдет, но что значит "между человеком и скотиной"?За слова надо отвечать, хоть в Израиле, например, это не очень принято. "К примеру", как говорят у Зощенко, мне, прожившему там ооо...чень много, это совсем не понятно (это выражаясь мягко). А вообще это общая тема, и вот какая- какую долю из нашего багажа (культурно-литературного) мы должны оставить, вернее, использовать его для духовных целей? А то ведь люди и от друзей отрекаются (особенно если те неевреи), на пути в еврейство. Хотя даже для "смешанных пар" нет однозначного решения (нет, понятно, что для большинства равинов оно-то, как раз, очень однозначное, но я не о них...). Просто всегда хочется сказать-говорить или правду или ничего. Мне так кажется, что "скотин" воспитывают в израильских школах ( уважая "автономию ребенка"),и прививают соответствующее отношение к еврейской традиции. Вопросов тут много, приглашаю обсудить. Нас, "скотин", по словам автора, в той стране, например учили трепетно относится к правде изложения. Добавлено (06.11.2013, 23:25) --------------------------------------------- Надо же, пока писал свой пост, уважаемый модератор к нему сделал логичное дополнение. Мы не договаривались.
|
|
|
| |
volodintal | Дата: Среда, 06.11.2013, 23:47 | Сообщение # 5 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 244
Награды: 5
Репутация: 2
Статус: Offline
|
ВСЕ, ЧТО ВЫ ХОТЕЛИ ЗНАТЬ ПРО ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ, И НЕ ПОСТЕСНЯЛИСЬ СПРОСИТЬ
По материалам уроков рава Баруха Фрухтера
ЧАСТЬ 1
Мы предлагаем вашему вниманию заключительный урок рава Баруха Фрухтера на тему воспитания детей. Этот урок не был посвящен определенной теме: все желающие могли задать любой интересующий их вопрос и получить на него исчерпывающий ответ. Надеемся, что среди ответов каждый из наших читателей найдет что-то полезное для своей семьи.
Вопрос 1. Насколько возможно в семье, где есть маленькие дети с разницей в возрасте около двух лет, организовать совместные игры и занятия?
Ответ. Чем младше дети, тем более ощутима разница в возрасте, пусть даже в несколько месяцев. Так, ребенку в шесть месяцев и ребенку в полтора года просто нечего делать вместе в игровой, единственный способ их взаимодействия – если старший подаст младшему игрушку или принесет маме подгузник для малыша. Соответственно, о совместных играх речь может идти лишь начиная с того возраста, когда младший из детей становится в принципе готовым для социального взаимодействия в игре. Так, дети трех и пяти лет уже вполне могут сами занять себя игрой на долгое время, но это тоже не будет равноправным распределением ролей. Не удивляйтесь, если ваш старший ребенок не захочет играть с младшим братом – ему неинтересно! Попытайтесь как-то его заинтересовать, например, предложите помочь младшему брату в игре: помочь собрать пазл, построить железную дорогу. Даже в разрушении башни иногда без помощи старшего брата не обойтись! Также для детей разного возраста хороши ролевые игры: в семью, в доктора и так далее – каждый найдет себе роль по душе и сможет раскрыться, независимо от возраста. Итак, главное правило: игры детей разных возрастов должны носить характер помощи старших младшим.
Вопрос 2. Что делать с детской ревностью и завистью?
Ответ. Ревность и зависть – совершенно естественные чувства эмоционально незрелого человека, каким и является любой ребенок. Разница выражается только в величине проявления этих, безусловно, негативных чувств. В семье, где у ребенка есть крепкая эмоциональная связь с родителями и уверенность в их любви, зависть и ревность будут носить характер кратковременной вспышки, зачастую даже без всяких внешних проявлений. Нам как родителям изначально следует быть предельно осторожными и внимательными, чтобы не спровоцировать большое количество таких вспышек, и чтобы они не переросли, не дай Б-г, в постоянное явление. Зависть и ревность всегда идут вместе, корень их – чувство, что кто-то другой может забрать что-то дорогое тебе. Нельзя не заметить тот факт, что мертвым не завидуют, и к мертвым, как правило, не ревнуют – причина, очевидно, в том, что мы написали выше. Стоит оговориться, что даже единственный и любимый ребенок в семье испытывает зависть и ревность – к одноклассникам, соседям, племянникам и так далее. Что же говорить о детях в одной семье, которые видят и чувствуют «конкуренцию» каждый день, в течение всего дня? Вы, конечно, возразите, что «мама одна, и она устала», но, тем не менее, даже самая уставшая мама должна продумать свой день и неделю так, чтобы постараться уделить «чистое» время каждому из детей. Сами дети тоже бывают разными, да-же внутри одной семьи: кому-то достаточно, чтобы мама подержала его за руку пять минут перед сном и спела колыбельную, а кому-то для получения доказательства любви необходима долгая прогулка; кто-то будет счастлив собрать всех детей и попросить маму почитать интересную книгу, а для кого-то важно рассказать маме, что он выучил в школе – только ей, чтобы больше никто даже не слышал. Роль мамы в поддержании здорового баланса – увидеть и понять нужды каждого ребенка и постараться удовлетворить их. (Важное примечание – сказанное выше относится в равной степени как к мамам, так и к папам; как к девочкам, так и к мальчикам; как к малышам, так и к подросткам.) Вспомните, что мы писали о корне любви: чем больше человек дает, тем больше привязывается к предмету заботы. Поэтому – если в вашей семье участились вспышки ревности, возьмите ревнующего ребенка с собой в магазин, чтобы он сам выбрал подарок для того, к кому он ревнует (и конечно, не за-был про себя). Если один из детей завидует другому – попросите его помочь организовать празднование дня рождения предмету зависти! Если один из детей считает, что его обделяют при раздаче сладостей – предложите ему самому в следующий раз поделить все по справедливости. И не удивляйтесь, что еще вчера скандаливший за каждую крошку ребенок постарается никого не обидеть. И останется в результате с самым маленьким кусочком – но уверенным в том, что все справедливо! Особый вид ревности – ревность старших детей к новорожденному малышу. Еще бы: в их глазах это – розовый комочек, который все время плачет, ест и пачкает памперс; он не умеет ни говорить, ни ходить, ни даже толком улыбнуться. И, тем не менее, все им восхищаются, носят на руках и, что хуже всего – мама по первому плачу бежит к малышу и может заниматься им часами! Чтобы избежать страшной мести старших братьев и сестер – превратите их в своих союзников! Вместо того чтобы сочувствовать им в том, что им совсем не достается внимания – порадуйтесь вместе с ними тому, что у них появился младший брат или сестричка! Старайтесь делать как можно больше вещей вместе: еще до рождения обсуждайте, как будет славно иметь в доме малыша, вместе приготовьте ему кроватку, ванночку; лично позвоните из больницы поздравить новоиспеченного старшего брата или сестру! Если у вас достаточно взаимопонимания с друзьями и родственниками, попросите их заменить часть подарков ново-рожденному на подарки старшим братьям и сестрам – ведь малышу не так важно, сколько у него погремушек, а внимание, проявленное к старшим детям, как правило, окупится многократно. Итак, детскую ревность и зависть можно свести к минимуму, если дать каждому ребенку ощущение собственной уникальности и родительской любви.
Вопрос 3. Что делать с детским плачем в общественном месте? Мы все знаем, что плач – это такой способ детского «терроризма», и не стоит идти у ребенка на поводу. Однако бывают случаи – в гостях, в общественном транспорте, – когда это очень мешает окружающим. Как себя вести в такой ситуации?
Ответ. Самое главное правило, которым надо руководствоваться в этом вопросе – нельзя воспитывать своих детей за счет страданий окружающих людей. Если вы летите в самолете, или ваши гости пошли отдыхать, а ребенок решил во что бы то ни стало получить свое – возможно, стоит постараться его успокоить, даже уступить его просьбе, но спустя какое-то время вернуться к его поведению и обсудить его. Опять же, нельзя любые слезы и требования воспринимать как каприз: дети, к сожалению, болеют, бывают напуганы чем-то, и в таких случаях пытаться обвинять их в чем-то и занимать принципиальную позицию «нет» – равносильно предательству! Если же вы заметили за своим ребенком привычку становиться особенно капризным и требовательным в присутствии «публики», то в действие вступает второе правило: ребенок, который достаточно эмоционально созрел для того, чтобы оценивать ситуацию с точки зрения легкости получения желаемого, достаточно взрослый и для обратного. Такому ребенку может очень помочь «прийти в се-бя» обещание наказания – после того, как гости уйдут, или сразу после того, как вы вернетесь домой. Не стоит недооценивать талант детей как психологов. Итак, во всех случаях важно выяснить причину слез, и, в зависимости от ситуации, отреагировать либо помощью и утешением, либо пригрозить наказанием – позже.
Вопрос 4. Какие существуют правила при установлении наказаний? Стоит ли наказывать ребенка «раз и навсегда», или возможны послабления? Должно ли наказание приводиться в действие немедленно, или же возможна отсрочка? Можно ли наказывать лишением материальных ценностей?
Ответ. В вопросе наказания нет для нас ничего лучше, как приблизиться к образу Всевышнего: как Он не наказывает сразу, давая возможность сделать тшуву и раскаяться, так и мы должны поступать; как Он не гневается, так и мы не должны давать волю гневу и хвататься за ремень в приступе возмущения. Поэтому, если ребенок, например, в течение дня отвратительно себя ведет, то можно пообещать ему, что наказание откладывается до вечера, когда вернется папа , и тогда родители вместе решат, что делать с провинившимся – и, очевидно, наказание последует незамедлительно. Скорее всего, оценив тяжесть последствий, ребенок исправится и изменит поведение. Ведь мы, как любящие родители, хотим, прежде всего, не наказать, а наградить – так дайте своему ребенку заслужить награду! Если речь идет о том, что ребенок нанес материальный ущерб: разбил вазу, прожег скатерть, сломал стул, то с маленького ребенка спрос минимальный, а вот с детьми постарше имеет смысл разговаривать, как с взрослыми. Тора учит нас, что любой ущерб должен возмещаться соответственно: разбитая лампа – новой, сломанный стул – оплаченным ремонтом, и так далее. Поэтому, вы можете предоставить под-росшему ребенку выбор: или он оплачивает возмещение ущерба из своих карманных денег (или денег, которые ему подарили родственники), или он лишается подарков на ближайшее время – до тех пор, по-ка ущерб не будет возмещен. Важное правило для нас: у детей нельзя отбирать подаренное или купленное! Дети особенно трепетно относятся к своим личным вещам, особенно если это что-то, о чем они долго мечтали, поэтому лишить их этого равносильно сильнейшей обиде и унижению. Мы ведь не хотим, чтобы наши дети перестали нам доверять и «закрылись»! Поэтому – даже если наказание неизбежно – старайтесь общаться с максимальным сохранением уважения! Подготовила А. Швальб.
|
|
|
| |
volodintal | Дата: Четверг, 07.11.2013, 01:01 | Сообщение # 6 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 244
Награды: 5
Репутация: 2
Статус: Offline
|
ям, Для начала, позвольте вас поприветствовать у нас на странице и поблагодарить за столь внимательное и серьезное к нам отношение.
Кто вам сказал, что в Израиле не принято отвечать за свои слова, вот я , например, живу в Израиле, статью не писала, но коль скоро я ответственная за все здесь публикации, то "за базар" отвечать буду именно я.
1. Ни "под шумок", ни под каким-либо другим соусом мы здесь не занимаемся промывкой мозгов.
2. В последнем абзаце, на который вы ссылаетесь, речь идет о социо-явлениях, которые мы можем наблюдать в наши дни воочию. Цитирую абзац, чтобы дорогим читателя было понятно о чем речь: Цитата Многие путают единство с единообразием. Мы хорошо знакомы с обществом, успешно стиравшим грани между городом и деревней, между мужчиной и женщиной, между человеком и скотиной. Немногим там удалось сохранить индивидуальность, да и само это государство не простояло долго. Один из секретов еврейского воспитания - уважение автономии ребенка, его неповторимости. Вырастить такого ребенка труднее, чем тонну оливок, но труды эти дадут великий результат - он вырастет человеком.
так вот, где конкретно, уважаемый, Ям, вы обнаружили сколько-нибудь оскорбительное указание на то, что хоть один из читателей, не дай Б-г, "скотина"? можно узнать? или я вас не правильно поняла? надеюсь, что не правильно. такой вывод я сделала из вашей фразы "нас скотин".
Цитата и вот какая- какую долю из нашего багажа (культурно-литературного) мы должны оставить, вернее, использовать его для духовных целей? А то ведь люди и от друзей отрекаются (особенно если те неевреи), на пути в еврейство.
это вообще тема для отдельного разговора. Если хотите можем обсудить на следующей неделе, просто чтобы не смешивать.
Цитата Мне так кажется, что "скотин" воспитывают в израильских школах ( уважая "автономию ребенка"),и прививают соответствующее отношение к еврейской традиции. Это вы тут про какие школы пишите? Светские или религиозные?
Теперь, если по теме, то, лично для меня (опять же, предупрежу вас заранее,что я не претендую здесь на истину в последней инстанции) стирание границ между человеком и животным (синоним скотины) в обществе это:
1. Повсеместная пропаганда сиюминутного физического наслаждения, которую в нееврейской среде вы находите везде: в рекламе по телевизору, на плакатах, в газетах, на радио...
2. профанация идеи красоты. И вообще, сам факт, что кто-то может устанавливать что есть красиво, а что нет. Например, эталоном красоты может стать хорошо загримерованная "она".
3. Полное развенчание идеи брака.
4. Уничижение самого высокого уровня человеческих отношений, до уровня действительно животного (Надеюсь вы понимаете о чем я).
Все, мною перечисленное и многое не перечисленное это действительно не про нас. Человек действительно не создан, чтобы часами на пролет сидеть возле голубых экранов, чтобы искать отношений с противоположным полом не для создания брака. Я думаю, что именно это имел ввиду автор. Далее, воспитать ребенка с правильными духовными и моральными ценностями, особенно в наш век, это действительно очень и очень не просто, особенно, когда вокруг ребенок видит совсем не то, чему учат его родители. Этот принцип, о котором здесь идет речь. называется иначе: воспитывать ребенка в соответствии с Его путем. Надеюсь, я хоть немного ответила на ваше возмущение.
|
|
|
| |
ям | Дата: Четверг, 07.11.2013, 09:44 | Сообщение # 7 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 267
Награды: 4
Репутация: 4
Статус: Offline
|
Извините, но вы не поняли меня совсем. А тема больная, тем не менее.... Написанное относится к тексту и тем, что за ним, но не к вам. Под "промывкой мозгов" я подразумеваю то, как подается молодежи история (в том числе взаимоотношений людей). Направлено это, конечно на благо "религиозного воспитания". Все о чем я пишу относится именно к Израилю, к тому, как подается отношение к русским евреям (и неевреям, лявдиль). Я говорю только о религиозных школах, о других и говорить нечего... Конечно, я согласен с вашим определением человека как "скотины". Но я говорил об узкой теме, о том, что мы (совесткие евреи и неевреи,лявдиль) не только не "скотина", но и не воспитывались так. Вы не можете сказать что в отношении к нам тут не ошибаются.Во многих вопросах воспитания я "за СССР". Но это большая тема... И, самое главное, то, как смотрят на этот вопрос в нашей среде и это, увы для сегодняшнего Израиля правильно. А именно, что такая иногда грубая "промывка мозгов"( во многих ее аспектах) необходима для уменьшения угрозы смешения с тумой, цветущей здесь, для предотвращения нежелательных браков, для воспитания у молодежи невосприимчивости к современным соблазнам и т.д. И это еще одна тема. Уверен что теперь вы меня поняли.Добавлено (07.11.2013, 09:44) --------------------------------------------- Это тут случай, когда мозг, увы, не властвует над сердцем полностью. Понимаю, что позиция в воспитании детей, принятая у нас ( а это проявляется через книги, фильмы и т.д, , то есть ведется целенаправленно) единственно возможная, пока гос-во у нас такое как есть, но сердце...увы. Вы понимаете?
|
|
|
| |
volodintal | Дата: Четверг, 07.11.2013, 16:21 | Сообщение # 8 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 244
Награды: 5
Репутация: 2
Статус: Offline
|
ям, не могу с вами согласиться в том, что Цитата позиция в воспитании детей, принятая у нас ( а это проявляется через книги, фильмы и т.д, , то есть ведется целенаправленно) единственно возможная, пока гос-во у нас такое как есть
потому что воспитывает не государство а семья!!! (если речь не идет о социальных случаях). Яркий тому пример семья рава Зильбера, благословенна память праведника, который в советском идеологическом аду вырастил настоящих гигантов Торы.
Вот это: Цитата И, самое главное, то, как смотрят на этот вопрос в нашей среде и это, увы для сегодняшнего Израиля правильно. А именно, что такая иногда грубая "промывка мозгов"( во многих ее аспектах) необходима для уменьшения угрозы смешения с тумой, цветущей здесь, для предотвращения нежелательных браков, для воспитания у молодежи невосприимчивости к современным соблазнам и т.д. И это еще одна тема. Уверен что теперь вы меня поняли. Поняла. и как обещала выше постараюсь обсудить на следующей неделе, бли недер, просто чтобы не смешивать.
Возвращаясь к теме воспитания. Извините, что с конца, но:
Цитата Во многих вопросах воспитания я "за СССР". 252
Давайте разделим нашу с вами любовь к советскому на две части:
1. Как любая ложная идеология, в том числе советская, по всем критериям жанра, обязана была включать в себя часть истины. А добавив сюда советское усердие мы получаем неповторимый результат. Я назову его условно "Дерех Эрец". Мне, как и вам, очень не хватает в современной молодежи того, чтобы привито нам с молоком матери (заранее оговорюсь, что мой взгляд на советское еврейство, а не вообще на советское): абсолютного авторитета старших и уважительного к ним отношение оприори, вежливости и внимательности к другим людям, а также многого другого, что отличает маломальски воспитанного и интеллигентного человека от остальных. Поверьте, я общаюсь с подростками 14-18 лет, которые приехали в Израиль на учебу, и мне невероятно больно. Хотя есть приятные исключения и это значит, что не все потеряно. Кроме того, не забывайте, что подсознательно, волей или не волей, понятие "советское" ассоциируется у нас с чем-то светлым только потому что в этот период прошли лучшие годы нашей жизни - детство, юность, молодость и это нельзя снимать со счетов, пускаясь в рассуждения "О былом:за и против".
2. Теперь ложка дегтя во весь этот "гламур". "Дерех Эрец кадма ле Тора". Условно это можно перевести, как: достойное поведение предшествует Торе. То есть, если перефразировать, то получается, что Дерех Эрец служит фундаментальной основой, на которую могут лечь и хорошо прижиться слова Торы. А вот тут у Советов большой пробел, потому что мало того, что пропагандировалась очевидная чушь, но под страхом смерти запрещалось не просто соблюдать еврейские законы, но вообще, делать любые действия, хоть как-то могущие ассоциироваться с национальной еврейской идентификацией. Рассуждать на эту тему и приводить мириады примеров можно до прихода Машиаха. Я с большим удовольствием отсылаю вас к книге Кармелы Райз "Прыжок через пропасть". Там она подробно описывает то, с чем приходилось сталкиваться советским евреям повсеместно, а в особенности ярко она описывает жизнь отказников того периода, а их семья была особым случаем. Понятное дело, что книг на эту тему не одна. В ней Кармела в очередной раз утверждает идею о том, что трудности делают нас сильнее. На этом фоне разворачивается по истине фантастическая история зарождения и становления движения тшувы 80х начала 90х. Вообщем, почитайте, если будет возможность, не пожалеете.
|
|
|
| |
volodintal | Дата: Четверг, 07.11.2013, 16:39 | Сообщение # 9 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 244
Награды: 5
Репутация: 2
Статус: Offline
|
Забыла отреагировать на это
Цитата Извините, но вы не поняли меня совсем. А тема больная, тем не менее....
Ям, я ведь сразу предупредила сама себя и понадеялась, что поняла вас не правильно.
Цитата надеюсь, что не правильно. такой вывод я сделала из вашей фразы "нас скотин".
все мои вопросы были заданы только для того, чтобы вас понять!!!
Мне очень важно услышать и понять вашу позицию, с уважением Таль Володин
|
|
|
| |
ям | Дата: Четверг, 07.11.2013, 19:19 | Сообщение # 10 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 267
Награды: 4
Репутация: 4
Статус: Offline
|
Примеры цадиков не совсем подходят. Мы же не будем приводить, не дай Б-г, примеры поведения евреев в аду концлагерей. Это недопустимый прием. Так мы не научимся. Надо ближе к нам. По всему остальному у нас с вами немного, подчеркиваю, немного различная позиция. Взгляд на одни и те же вещи. Может быть из-за различного опыта... Во всяком случае, вопрос глубже чем "запрет Советов на еврейскую жизнь". Да вот, когда я уезжал, в синагоге (речь о Питере) лежали стопки никому не нужных сидуров ( которые здесь стоят 50 ш.) и был один миньян и 15 чел. колель...на около 100 тыс. евреев. А в 60- годы их (миньянов) было несколько. Отсылаю вас (при желании вышлю координаты) к беседе Ребе с равом Москвы Левиным ( ему тогда удалось оторваться от слежки, так говорят) в 1966-м году. Но давайте это в отдельную тему. Мой машпиа говорит, что прежде "еврейской" должна быть общечеловеческая самоидентификация. Но вот здесь, мне почему-то кажется, наши позиции расходятся.
|
|
|
| |
volodintal | Дата: Четверг, 07.11.2013, 21:26 | Сообщение # 11 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 244
Награды: 5
Репутация: 2
Статус: Offline
|
Дело в том, что рав Зильбер там был соблюдающим не одним, просто на таком уровне как он были не все, а в целом...
Ям, вы знаете, евреи не были бы евреями, если бы у всех нас было одно и тоже мнение. Это прекрасно, что их у нас есть и их у нас разные, в этом наша уникальность - жить в сообществе с разнодумающими, а цель - жить при этом еще и мирно!!!!
Спасибо вам огромное!
|
|
|
| |