Недельные главы Торы Дварим 5773
|
|
Yael | Дата: Вторник, 09.07.2013, 20:46 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
|
Дорогие Друзья!
На нашей шабатней страничке вы найдете недельную главу Торы для детей, тематические раскраски для самых маленьких, женскую страничку с мицвотдля женщин и рецептами еврейской кухни и многое другое для всей семьи, что поможет вам в создании настоящей шабатней атмосферы вашего дома!
Дварим 5773 «Искусство упрека» «Дварим» — последняя книга Хумаша (Пятикнижия Торы) — по сути духовное завещание вождя евреев Моше. Почти сорок лет он вёл их из Мицраима (Египта) в Эрец Исраэль, обещанную Создателем во владение евреям. И вот теперь Моше-рабейну (наш учитель) указывает евреям на характерные ошибки, которые они совершили в пути к Эрец Исраэль.
Для правильного восприятия сказанного важно не только, что человек говорит, но и когда. Моше выбрал момент, когда, с одной стороны, под его руководством были одержаны самые крупные победы над царём эмореев и царём Башана, с другой — должна была наступить его кончина. Велика сила его слов, потому что в тот момент люди с особенной полнотой осознали, что перед ними за человек. Вот он — авторитетный лидер, обращающийся со словами упрёка не ради личной выгоды, но ради их же блага.
Высказывание упрёка для еврея тоже заповедь — мицва тахаха. Она включается в заповедь любить ближнего, как самого себя. Поэтому она предполагает не только стремление высказать упрёк, чтобы удержать человека от дурного поступка, но и особое внимание уделяет выбору времени, чтобы быть услышанным тем, к кому обращён упрёк, чтобы он рассматривал его не как попытку мести, получения выгоды оппонентом, а как помощь себе.
Рассказывают такую историю. Шедшие с войны солдаты-победители повстречали мудреца. И тот сказал им: «Вы думаете, что вы победили, нет — война только начинается.» — Да, внутренняя битва с самим собой — самая жестокая. Нельзя успокаиваться, победив сильного противника. Йецер hа-ра (дурное начало), принимающее форму гордыни, чрезмерной уверенности в своих силах может разрушить связь человека с Создателем, и победа обернётся поражением.
Утром проснулся живой. Разве не повод для счастья? Пусть выпадает не часто, Хватит с лихвой.
|
|
|
| |
volodintal | Дата: Четверг, 11.07.2013, 23:23 | Сообщение # 2 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 244
Награды: 5
Репутация: 2
Статус: Offline
|
Законы шаббата!
Рав Авраам Данциг «Зихру Торат Моше»
Закон об отплывающем на корабле
1. Моря и реки – это кармелит. А тот, кто плывет на корабле, – если полость корпуса корабля составляет в высоту как минимум десять «ладоней», это «частное владение» из Торы. А если так, то запрещено набирать с корабля воду из моря или реки, поскольку при этом вносят из кармелита в «частное владение». И также запрещено бросать что-либо с него в море. Но разрешено вылить воду на бортик корабля, а также положить на бортик то, что надо сбросить, хотя в силу этого оно упадет в море, – ведь это только следствие его действия.
Как же следует сделать, чтобы было разрешено набирать воду? Пусть сделает доску размером четыре «ладони» на четыре «ладони» и проделает в ней отверстие, и набирает через это отверстие.
А если от поверхности воды до борта корабля остается как минимум десять «ладоней», то в таком случае он вынужден, когда наполнит сосуд с водой, поднимать его чуть выше борта корабля, а значит, он переносит с кармелита в «частное владение» или наоборот через «разрешенное место» (меком птур), ведь выше десяти «ладоней» от моря – это пространство «разрешенного места». И поэтому мудрецы облегчили, разрешив выставить за борт в качестве знака лишь небольшой выступ, и тогда разрешено набирать воду рядом с выступом.
2. Два корабля, принадлежащие одному человеку, и между ними есть четыре «ладони», составляющие размер кармелита, – если от воды до борта корабля менее десяти «ладоней», запрещено переносить с одного корабля на другой. И даже если между ними нет четырех «ладоней», запрещено, так как мы опасаемся, как бы они не отдалились друг от друга. Но если между ними нет четырех «ладоней» и они связаны вместе или они выше поверхности воды более, чем на десять «ладоней», – и даже если они принадлежат двум людям, которые «объединились», сделав «объединение дворов» (эрувей хацерот), – разрешено переносить с одного корабля на другой. И также строения, которые есть на корабле, – должны сделать «объединение дворов», а если корабль принадлежит нееврею, то должны арендовать у нееврея его владения.
3. Когда путешествующие на корабле идут по нужде, они должны сесть в покатом месте, не достигающем в высоту десяти «ладоней», – а значит, оно считается «кармелитом», и он «выносит» из кармелита на кармелит.
4. Отплывающий на корабле и взошедший на него в канун Шабата, как будет объяснено далее, в пункте 9, – если он вообще не сходил с корабля и корабль отплыл в Шабат, – достигнув суши, приобретает там «швиту» (т.е. определенные «субботние границы») даже в сам Шабат. Ведь в сумерках на корабле он не приобрел «швиту», поскольку выше десяти «ладоней» от земли нет «субботних границ». А если один раз на пути корабля попалось место, где вода не достигала глубины в десять «ладоней» от днища, находящийся на корабле приобрел в этом месте «швиту». И если он затем вышел вместе с кораблем за «субботние границы», то, поскольку он попал на корабль в канун Шабата, он вышел за «субботние границы» как бы неумышленно. И поэтому, если корабль прибыл в порт или в место, окруженное стенами, – или ему необходимо сойти с корабля по нужде или из-за дождя, или из-за жары, или ему нужно войти в город, или неевреи затащили его в город, – поскольку это место окружено стенами, ему разрешено ходить по всему городу. И таков же закон, если неевреи поместили его на другой корабль, – он может ходить по всему тому кораблю.
И даже если он вошел только в часть, присоединенную к городу (ибура шель ир), он как будто уже в городе.
И принято не выходить с корабля самому, но другой еврей говорит нееврею, чтобы тот вынес его (т.е. первого еврея) в город или на берег моря, в место высотой в десять «ладоней». А есть законоучителя, говорящие, что глубина гавани – это «перегородка».
5. Если он еще не отдалился на две тысячи «локтей» от места, где было менее десяти «ладоней» между дном моря и днищем корабля, и вошел в город, он подобен тому, кто шел внутри «субботних границ» и встретил город. Т.е. в таком случае есть разница, закончилось ли разрешенное для него расстояние в середине города или в конце города.
6. И если один раз сошел с корабля в Шабат, а значит, уже приобрел «швиту» в том месте, а затем возвратился и взошел на корабль, чтобы находиться на нем, но, не имея в виду отплыть, а капитан отплыл в Шабат, – он считается вышедшим за «субботние границы» неумышленно. Но если он взошел на корабль, имея в виду отплыть, считается, что он вышел за «субботние границы» умышленно, так как изначально запрещено отплывать в Шабат. Но, во всяком случае, ему разрешено, чтобы «опорожниться», зайти на маленькую лодку, прикрепленную к кораблю, а затем вернуться на большой корабль.
7. И независимо от того, сошел ли он один раз или нет, – поскольку он находился при наступлении Шабата на борту корабля, ему разрешено ходить по всему этому кораблю, даже когда тот стоит. Но только если средняя высота бортов корабля десять «ладоней» – несмотря на то, что в носовой части из-за наклона палубы нет десяти «ладоней».
Однако, если борта корабля ниже десяти «ладоней» или он ходит по плоту, на котором нет «перегородок», – тогда, пока он плывет по воде, разрешено ходить по всему пространству корабля или плота, так как он все время оказывается на других «четырех локтях» (ведь корабль постоянно переносит его с одного места на другое, и он нигде не приобретает определенных «четырех локтей»). Но когда корабль или плот стоит, можно пройти по нему только четыре «локтя».
8. Согласно закону, не отплывают на корабле в море менее, чем за три дня до Шабата, т.е. со среды и далее. Ведь в первые три дня обычно страдают от морской болезни, как написано: «Кружатся и качаются они, словно пьяные» (Теилим, 107:27), – и получается, что они упускают выполнение заповеди наслаждаться Шабатом. Если же он плывет ради дела, связанного с выполнением заповеди, разрешено отплыть даже перед Шабатом, так как занятый выполнением заповеди, освобожден от другой заповеди. Но, во всяком случае, даже отплывающий ради дела, связанного с выполнением заповеди, пусть договорится с неевреем, чтобы плавание прервалось на Шабат. Однако если невозможно с ним договориться, следует положиться на законоучителей, разрешающих отплывать на корабле и без этого условия.
А поскольку люди считают любое дело связанным с выполнением заповеди, – кроме разве только развлекательной поездки, – принято отправляться в плавание даже в Шабат. И хотя они выходят за «субботние границы» – согласно закону, нет «субботних границ» в воде, на высоте более десяти «ладоней» от дна, так как это пространство не подобно стану в пустыне Синай, как я разъясняю в книге «Жизнь человека» (Хаей Адам), а также в следующем пункте этой главы.
Но на реках, где не бывает морской болезни, разрешено отплывать даже в канун Шабата. И даже если сомневаются, достигает ли глубина воды десяти «ладоней», – а если так, то, возможно, есть запрет, связанный с «субботними границами», – и в таком случае разрешено. Ведь «субботние границы» – установление мудрецов, и при сомнении облегчают. И даже если скот тянет корабль, разрешено, поскольку в данном случае нет опасения, как бы он не сорвал ветку, чтобы погонять скот – ведь животные идут далеко от него.
Однако, когда он знает наверняка, что вода не достигает в глубину десяти «ладоней» или корабль погружен в воду так, что от его днища до дна реки менее десяти «ладоней», – а значит, есть запрет, связанный с «субботними границами», – или известно, что еврею придется выполнять работу в Шабат, тогда запрещено отплывать со среды и далее, поскольку со среды называется «перед Шабатом». Ведь, когда он отплывает «перед Шабатом», получается, что он отплывает как бы на условии, что осквернит Шабат. Но во вторник разрешено, так как это называется «после Шабата», а значит, он начинает плавание разрешенным образом. И если для сохранения жизни он будет вынужден совершать работу в Шабат, это подобно любой ситуации, когда существует сомнение, связанное с угрозой жизни (сфек нефашот), и это разрешено.
И когда достигают места, где глубина менее десяти «ладоней», – если возможно выйти, то следует устрожить и выйти.
9. В тех случаях, когда разрешено отплыть в канун Шабата, тем не менее, существует запрет «плавать на судне». Но поскольку он вошел на корабль в канун Шабата и не выходил оттуда, разрешено отплывать даже в Шабат, так как это – как его дом.
А если он хочет ночевать в своем доме, то принято заходить на корабль в канун Шабата и сидеть там до темноты, и сделать там кидуш, и немного поесть, чтобы быть там при наступлении Шабата и чтобы корабль рассматривался в качестве его дома. Но это не помогает приобрести «швиту» в отношении «субботних границ», поскольку корабль выше десяти «ладоней» от дна.
И все же, даже когда он и не сделал там кидуш, отплывать разрешено, если только он сидел там до темноты. Ему можно возвратиться домой, и поскольку он был на корабле в сумерках при наступлении Шабата, корабль считается как бы его домом – а значит, ему разрешено отплыть даже в Шабат.
Но если он не был там до темноты, запрещено заходить на корабль в Шабат. И даже если он приобрел «швиту» на одном корабле, запрещено заходить на другой корабль.
Опубликовано в журнале "Беерот Ицхак", номер 25
|
|
|
| |
volodintal | Дата: Четверг, 11.07.2013, 23:35 | Сообщение # 3 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 244
Награды: 5
Репутация: 2
Статус: Offline
|
КРАТКИЕ ЗАКОНЫ ТРАУРА ПО РАЗРУШЕНИЮ ХРАМА
Рав Лейб-Нахман Злотник «Если забуду тебя, Йерушалаим...» Канун 9 ава
1. Разделы Письменной и Устной Торы, которые разрешено изучать в канун 9-го ава (и в сам день поста). Со второй половины 8-го ава – кануна поста – и до завершения поста принято изучать только те разделы Письменной и Устной Торы, которые повествуют о разрушении Храма и побуждают к раскаянию и исправлению грехов, из-за которых были разрушены наши святыни. Разрешено учить книгу Йова, разделы из книги Йирмиягу, повествующие о бедах еврейского народа, «Свиток Эйха», мидраш «Эйха», главу «Элу мегалхин» из трактата «Моэд Катан» Вавилонского Талмуда, истории о разрушении Храма из главы «Аназикин» трактата «Гитин» (с 55 листа и далее), разрешено читать книгу Йосефа Флавия «Иудейская война». Если канун поста приходится на субботу, согласно некоторым мнениям разрешено изучать любые разделы Торы, поскольку шабат – не время скорби. Другие раввины считают, что и в субботу после полудня разрешено изучать только перечисленные выше разделы Торы; даже трактат «Поучения отцов», который принято учить в летние субботы, в эту субботу не учат. Несмотря на то, что изучение Торы 9-го ава запрещено (кроме разрешённых отрывков), не следует отвлекаться от скорби по Храму, читая светские книги и газеты. 2. «Разделительная трапеза».
В те годы, когда канун 9-го ава не приходится на субботу, на исходе дня 8-го ава принято устраивать «разделительную трапезу», которая устанавливает границу между временем, когда разрешено есть и пить, и постом. Завершить данную трапезу необходимо до захода солнца. Трапезу эту проводят, сидя на полу или низком стульчике (ниже 30 см.). Едят не больше одного вида варёного блюда. Даже если продукт можно есть сырым, а его сварили, он считается варёным блюдом. Несколько продуктов, которые обычно варят вместе как одно блюдо, считаются одним видом варёной еды. Во время разделительной трапезы не стоит есть рыбу. Желательно воздержаться во время этой трапезы от продуктов, вызывающих удовольствие: солений, приправ, спиртных напитков и т.д. Принято устраивать обычную трапезу за некоторое время до минхи, а разделительную трапезу делать после минхи – с хлебом и варёным яйцом, которое обмакивают в пепел. Перед разделительной трапезой следует сказать: «Это – трапеза 9-го ава». Принято приобщать детей хотя бы за два-три года до бар-мицвы к разделительной трапезе. 9-е ава
1. Обувь. 9-го ава запрещено ходить в кожаной обуви. Пользуются резиновой или матерчатой обувью (прикоснувшийся рукой к такой обуви, как и к кожаной, должен сделать омовение рук без благословения). Тот, кто надевает резиновую или матерчатую обувь, утром, как всегда, произносит «Благословен ты и т.д. – который создал для меня всё необходимое». Принято приучать детей не носить кожаную обувь в этот день с четырёх-пяти лет. 2. Дети. С девятилетнего возраста принято приучать детей к нескольким часам поста. Мальчикам до тринадцати лет и девочкам до двенадцати не принято поститься целые сутки. Кормя детей в этот день, следует ограничиться простыми продуктами, не давать им сладостей и деликатесов. Взрослые, которые по состоянию здоровья обязаны есть и пить, также должны воздержаться от деликатесов.
3. Вечернее чтение Свитка. После вечерней молитвы принято читать «Свиток Эйха» и, если он написан на пергаменте по всем правилам, принято произносить благословение «… Который освятил нас заповедями и обязал читать свиток».
4. Сон. Принято уменьшать удовольствие от сна, изменяя привычный порядок: например, спать без подушки, без простыни и т.п.
5. Супружеские отношения. 9-го ава запрещены интимные отношения между супругами. Супругам желательно воздержаться от проявления знаков внимания интимного характера, таких, как легкомысленные беседы, поцелуи, объятия и т.п. Ночью 9-го ава супругам не следует спать в одной кровати. Когда женщина должна идти в микву в ночь на 9-е ава, окунание переносится на ночь после поста. По истечении поста женщина должна тщательно искупаться, вымыть голову и окунуться в микву. Даже в те годы, когда 9-е ава выпадает на субботу и пост переносится, все вышеперечисленные законы остаются в силе, несмотря на то, что Шаббат – не время скорби. В случае, когда окунание в микву приходится на Субботу – 9-е ава, согласно мнению многих раввинов, супружеская близость разрешена.
6. Умывание. 9-го ава запрещено умываться. При омовении рук утром и после туалета воду следует лить только на пальцы. Коэн, благословляющий народ во время минхи, а также те, кто по состоянию здоровья обязан есть хлеб, омывают кисти рук полностью, как обычно. Тот, кто испытывает страдания, если не умоется, может влажными после омовения руками протереть глаза и лицо, а если этого недостаточно, помыть лицо и глаза, как обычно. 7. Чистка зубов. Принято в этот день не чистить зубы, т.к. это создаёт приятное ощущение во рту, а также из-за опасения, что во время чистки зубов человек выпьет немного воды, что категорически запрещено делать в пост. Тот, кто испытывает страдания, если не почистит зубы, может сполоснуть рот или даже почистить зубы обычным способом, строго следя за тем, чтобы при этом не выпить ни капли воды.
8. Дезодорант и косметика. Разрешено пользоваться дезодорантом. Пользоваться духами, кремами и косметикой запрещено.
9. Порядок молитв 9-го ава. Ашкеназские евреи в вечерней и утренней молитве не говорят вставки «Нахем» и «Анейну», а в минху говорят обе. Сефарды вставляют оба отрывка во все три молитвы 9-го ава. «Нахем» говорят в благословении о Иерусалиме, а если забыл сказать там, должен вставить его без упоминания имени Всевышнего в благословении о возвращении храмового служения, а если и там забыл – в конце молитвы, там где просят о том, чтобы Творец хранил уста от злых речений. Если в этом месте не сказал – нет больше возможности сказать эту вставку, но молиться заново из-за этого обязанности нет. В утренней молитве также читают «Свиток Эйха», но уже без благословений. Принято до полудня сидеть на полу или на низких стульях и читать «Кинот» –«Плачи» по разрушенным святыням. Во время утренней молитвы не накладывают тфилин и не надевают талит гадоль. (В определённых местах молитвы «Шма» принято целовать нити цицит большого талита. В это утро большой талит не надевают, а нити малого талита не принято целовать вместо нити большого). 9-го ава в утренней молитве не говорят «песнь дня», которую пели Левиты во времена Храма. Не говорят молитву «Авину малкену», в это утро коэны не благословляют народ, хазан также не читает благословение коэнов, не говорят «Таханун». В минху – дневную молитву – накладывают тфилин и облачаются в талит гадоль (когда благословляют на большой талит, нужно иметь в виду, что благословение относится и к малому талиту, на который не благословили утром). В минху восполняют «песнь дня», затем говорят «счастливы пребывающие в доме Твоём», читают фрагменты из Торы, установленные для дней общественных постов, и Афтару – отрывки из Пророков. Как упоминалось выше, отрывок «Нахем» говорится в благословении об Иерусалиме, а вставка «Анейну» – в «Слышащем молитву». Как и во все общественные посты, говорят «Сим шалом», вместо «Шалом рав». Хазан говорит вставку «Анейну» между благословением о «Вызволении из изгнания» и благословением об «Излечении». В случае, если Минху молятся близко к заходу солнца, коэны благословляют общину так же, как они обычно делают это в Шахарит. Не говорят «Авину малкейну» и «Таханун». 10. Чтение «Псалмов царя Давида». Тем, кто каждый день читает «Псалмы царя Давида», 9-го ава желательно перенести их чтение как можно ближе к Минхе. 11. Приветствия. 9-го ава не принято приветствовать друг друга словом «Шалом». Однако сказать «Мазаль Тов», «здравствуйте», «до свидания», «привет», «пока», – не возбраняется.
12. Ремонт, мытьё посуды и т.п. Принято не работать, не заниматься домашними делами, ремонтом до полудня 9-го ава, а если есть возможность, то в течение всего поста. Если есть вероятность появления неприятного запаха или насекомых, – разрешено помыть посуду, вынести мусор и т.д.
13. Приготовление пищи. Не следует готовить еду до полудня. Когда готовят после полудня, при мытье продуктов и посуды желательно не пользоваться горячей водой.
14. Курение. Запрещено курить. Тем, кому очень трудно воздержаться от курения, может покурить после полудня в укромном месте.
15. Благовония. Желательно в этот день не наслаждаться запахом благовоний. 16. Больные. Желательно, чтобы тот, кому по состоянию здоровья необходимо есть 9-го ава, ел продукты, которые не требуют «омовения рук», поскольку мытьё в этот день запрещено. Если всё же он ест хлеб, – обязан омыть полностью кисти рук. Тот, кто ест 9-го ава хлеб, согласно некоторым мнениям в той части благословения после еды, где говорится об Иерусалиме, говорит вставку «Нахем». Того, кто по состоянию здоровья не мог поститься, разрешено во время утренней молитвы вызвать к Торе. С того момента, когда больной почувствовал себя хорошо и голодание больше не может ему повредить, он должен начать поститься. 17. По окончании поста. После окончания поста желательно сделать омовение рук как следует. После вечерней молитвы принято читать «Благословение луны», но до этого желательно переобуться и немного перекусить.
10-е ава Период скорби по разрушенным святыням частично продолжается и 10-го ава. В первую половину этого дня принято не купаться, не стричься, не бриться и не стирать. Что касается запрета не есть мяса и не пить вина, то здесь существуют различия между обычаями ашкеназских и сефардских евреев. У ашкеназских евреев принято не есть мяса и не пить вина до полудня, а у сефардов – в течение всего этого дня. 10-го ава не благословляют «Шеэхэяну». Если 10-е ава приходится на канун субботы, тем, кому не хватит времени для подготовки к шабату, если начать стрижку, бритьё, купание и стирку после полудня, разрешено это сделать в первую половину дня, а при необходимости – даже сразу после окончания поста. Да будет угодно Всевышнему, чтобы поскорее был построен Храм и дни скорби сменились радостными и весёлыми праздниками!
|
|
|
| |
volodintal | Дата: Четверг, 11.07.2013, 23:48 | Сообщение # 4 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 244
Награды: 5
Репутация: 2
Статус: Offline
|
Женская страница
УСТАНОВЛЕНИЕ МИРА МЕЖДУ МУЖЕМ И ЖЕНОЙ Рассказы о ребецен Батшеве-Эстер Каневской Не только молитва
Когда дело доходило до вопросов шлом байта (мира в семье), Ребецен не только молилась и раздавала благословения, но при этом выступала примиряющей стороной в разрешении конфликта. Благодаря своему обаянию и мудрости, ей удалось решить многие проблемы. Она часто повторяла женщинам, что их роль – предоставить мужу возможность учить Тору. Жена также должна приложить все усилия для создания гармонии в доме. Мужчины по своей сути, повторяла Ребецен, не менее чувствительны, чем женщины, и очень важным для них является сохранить чувство собственного достоинства. Поэтому женщине следует чаще подчеркивать положительные стороны своего мужа, – для того чтобы поощрять и направлять его в учебе Торы, и ни в коем случае не обижать его, так как это может задеть его чувства. Супруги должны относиться друг к другу с особым вниманием, поскольку они ищут эмоциональную поддержку и ободрение один у другого, и не стоит им обижать друг друга.
Совет женщинам с проблемами в шлом байте
Многим женщинам, которые приходили к ней за советами в области шлом байта, она обычно говорила следующее: После греха Хавы два наказания спустились в этот мир: «в страданиях будете рожать» и «он будет властвовать над тобой». Несмотря на то, что рожать в последнее время стало немного проще благодаря эпидуральной анестезии, все равно боль и неудобства, связанные с беременностью и родами, все еще существуют, и их никак нельзя избежать. Также и вторую часть наказания стоит брать в расчет. Совершенно естественно желание мужа – чувствовать себя выше жены. Иметь дело с уверенностью мужа в том, что он лучше и выше – испытание для женщины, с которым ей приходится справляться. Самый легкий способ для жены это сделать – дать мужу чувство уважения и уверенности в том, что именно ему принадлежит ведущая роль в семье. Как только муж перестает чувствовать угрозу своему лидерству со стороны жены, все становится на свои места. Если жена обращается с мужем, как с царем, она добьется того, что и к ней будут относиться, как к царице. Ребецен часто повторяла историю пары, которая училась в Израиле, но вынуждена была вернуться домой (заграницу). Муж был из Англии, а жена из Франции, и оба они хотели жить каждый рядом со своими родителями. Где же им надлежало обосноваться? Не уверенная в том, что же им следует ответить, Ребецен пошла посоветоваться с равом Хаимом, и он немедленно ответил, что им следует оставаться в Земле Израиля. Однако пара объяснила Ребецен, что, по многим причинам, жить в Израиле для них не представляется возможным, и ей пришлось возвращаться за новым советом к раву Хаиму. В этот раз он ответил, что они должны обосноваться там, где решит муж, поскольку Гемара в трактате Недарим (66б) говорит о том, что жена, которая слушается мужа, даже если ей сложно исполнить то, что он говорит, удостаивается детей – мудрецов Торы. Возвышенная душа
Некая женщина жаловалась на то, как муж все время унижает ее. Ребецен пришлось с особой тщательностью выбирать слова поддержки. «У меня бывает много посетителей, – сказала она, – и за долгое время я научилась выделять людей, благословленных возвышенной душой. Я должна сказать тебе, что твоя душа – совершенно особенная. Если человек может выслушивать оскорбления и не оскорблять в ответ, это лишь укрепляет силу души». «Неужели я и правда удостоилась такой уникальной души?» – спросила женщина. «Абсолютно точно! – ответила Ребецен. – Я вижу, сколь возвышенна твоя душа, и должна тебе сказать, что я редко встречаю людей, стоящих на таком высоком уровне!» После этого Ребецен обратилась к посетителям, ожидающим своей очереди, с тем, что если они хотят получить благословение от большой праведницы, им следует поторопиться и попросить его вот у этой праведной женщины. Незамедлительно вокруг женщины образовалась очередь желающих, и все они просили благословить их. Некоторое время спустя, женщина вновь подошла к Ребецен и призналась ей, что после того, как она давала свои собственные искренние благословения всем желающим, она смогла почувствовать правоту Ребецен о том, что у нее действительно высокая душа. Вот так, несколькими мудрыми словами ободрения, Ребецен смогла вернуть женщине самоуважение и помогла ей осознать свою исключительную значимость, даже несмотря на все унижения, полученные от мужа. Письмо
Иногда, в случае проблем в семейной жизни, один из супругов более открыт к диалогу, чем другой. Одна из посетительниц поделилась с Ребецен своими переживаниями: несмотря на объективные проблемы в их семейной жизни, она боится, что ее муж не согласится на консультацию у специалиста, который мог бы им помочь. Ребецен нашла решение – написала пространное письмо «мужу», полное восхвалений и брахот. В конце письма она добавила: «Ваша жена, с которой я имела удовольствие познакомиться в своем доме, поделилась со мной множеством приятных воспоминаний о времени, которое вы проводили вместе в прошлом. Я надеюсь, что и в будущем вы вдвоем испытаете много счастливых моментов».
Совет мужчинам с проблемами в шлом байте
Когда мужья приходили с вопросами по шлом байту, Ребецен любила повторять историю о своем дедушке, великом праведнике, раве Арье Левине. Однажды к раву Арье пришла пара с разногласиями касательно семейной жизни. После того, как они выслушали советы рава, муж положил на стол немалую сумму денег. «Пожалуйста, заберите свои деньги, они мне не нужны, – сказал рав Арье. – Лучше пойдите с женой в магазин и выберите ей подарок по душе, который она заслуживает. Это по-настоящему укрепит ваш шлом байт». Кроме того, Ребецен не уставала напоминать, как важно для пары говорить друг другу о своей признательности. Признательность и благодарность часто могут заставить исчезнуть неприятные чувства. Она также рассказывала, как великий машгиах (духовный наставник) ешив Мир и Поневеж, рав Йехезкель Левинштейн, время от времени покупал своей жене дорогой шоколад, что считалось роскошью. Он приносил подарок домой и говорил жене, что купил этот шоколад как знак признательности за ее самопожертвование, поскольку, как машгиаху, ему приходится много времени проводить в ешиве за счет семейного общения. Ребецен подчеркивала: «Если такой праведный и отдающий делу всего себя человек, как рав Левинштейн, не считал, что чувства его жены – это нечто само собой разумеющееся, и не стеснялся демонстрировать свою благодарность – несмотря на то, что все его время было отдано воспитанию сотен учеников, и этого времени всегда не хватало, – тем более каждый муж должен следовать его примеру и выказывать признательность своей жене, в том числе, покупая ей вещи, которые доставляют радость».
Тем парам, которые боятся, что они не подходят друг другу
Ребецен часто говорила с молодоженами, которые думали, что они не подходят друг другу. Она находила всевозможные аргументы в пользу того, чтобы они постарались сохранить свой брак, а развод рассматривала как крайнее средство, применения которого следует избегать во что бы то ни стало. Привыкать к семейной жизни было непросто ни ей, ни ее матери, – признавалась Ребецен. Будучи единственной дочерью, ее мать, Шейна Хая, была очень открытой, общительной девушкой, могла без устали танцевать на свадьбах, и всегда с радостью исполняла мицву веселить невесту. После того, как она вышла замуж за рава Эльяшива, ей пришлось перестроить себя под более закрытый и замкнутый характер мужа и его родителей. Ребецен Шейна Хая и рав Йосеф Шалом за счет взаимных уступок, смогли построить прекрасную семью. Говоря о себе, Ребецен не скрывала, что всегда мечтала о высоком женихе, таком же, как ее отец – но ее муж оказался низкого роста. И также как и ее родители, Ребецен и рав Хаим имели абсолютно разные темпераменты, но они смогли понять друг друга и подстроиться друг под друга. Были и другие уступки: переезд из Иерусалима в маленький Бней Брак; отсутствие связи с родителями и другими членами семьи иногда в течение месяцев. Иногда она чувствовала себя совершенно одинокой и подавленной. Однако она говорила молодоженам, что если работать над преодолением трудностей и улучшать свое отношение к жизни, принимать то, что посылает Всевышний, с радостью, и, что самое главное – вкладывать в семейные отношения, – все получится!
Реальная помощь – не только советом, но и делом
Дочь Ребецен, Браха Брейверман, рассказывала, что когда ее мать была моложе, она услышала о проблемах, которые негативно отражались на шлом байте, в большой семье, жившей по соседству. Муж все время обвинял жену в том, что их дети неухожены. Когда Ребецен об этом услышала, то немедленно решила помочь. На протяжении полугода, несколько раз в неделю, она приходила в их дом и собственноручно купала детей, тем самым снимая напряжение в семье и поддерживая эмоциональный баланс в доме.
В поисках мира
Одна женщина из Рамат Гана пришла к соблюдению заповедей после прослушивания записей лекций рава Амнона Ицхака. К сожалению, муж не разделил ее порыва к вере отцов, и они начали часто ссориться, причем не только по поводу соблюдения заповедей. Женщина пришла к Ребецен и рассказала ей о том, как она пришла к соблюдению законов иудаизма без всякой поддержки со стороны мужа, и подробно описала ситуацию. Ребецен посоветовала ей делать три вещи: 1. Не пытайся заставить своего мужа быть человеком, которым он не является. 2. Уважай своего мужа. 3. Слушайся своего мужа и поступай так, как он тебе скажет, даже если ты с этим не согласна (важно отметить, что это не относится к нарушению заповедей). Ребецен сказала ей, что если она будет следовать этим трем пунктам, муж начнет ее ценить и также вернется к жизни по Торе. Вначале муж был шокирован новым отношением к нему жены и непривычным почетом, которым она его окружила. В ответ она получила от мужа особое уважение, поскольку он стал возвращать ей полученные любовь и внимание. И как результат – точно в соответствии со словами Ребецен – он разделил любовь своей жены к заповедям и стал полноценным бааль тшува.
Ребецен спасает семью
Одна женщина была очень несчастна в семейной жизни. Пара консультировалась с несколькими специалистами по семейным отношениям, психологами, психиатрами и другими специалистами, но никто из них не смог помочь. Как последняя попытка, семья этой женщины согласилась сопровождать ее в Бней Брак, чтобы поговорить с Ребецен (которой на тот момент было около 70 лет). В тот день, когда они приехали, Ребецен чувствовала себя настолько слабой, что не могла никого принимать. Рав семьи позвонил в Бней Брак из Америки, чтобы поговорить с Моше Смотни (помощником семьи Каневских), обсудить с ним ситуацию и умолять его организовать прием. После того, как Ребецен услышала историю от Моше, она пригласила женщину прийти к ней в полночь, в надежде на то, что отдых с 10:30 до 12 восстановит ее силы. Молодая женщина пришла в дом Ребецен в оговоренное время, сопровождаемая своими родителями, но Ребецен попросила ее переговорить с ней наедине. Когда они закончили разговор, женщина сообщила родителям, ожидавшим в другой комнате вместе с Моше Смотни: «Ребецен убедила меня. Я возвращаюсь домой, к своему мужу». Родители были шокированы, но у них появилась надежда. Слава Б-гу, мир восстановился в их доме, и с тех пор они родили нескольких детей. Несмотря на то, что Ребецен встречалась с множеством посетителей ежедневно, весь месяц после визита этой женщины она спрашивала у Моше Смотни о судьбе этой пары, и посылала письма этой женщине, приободряя ее и вдохновляя прикладывать все усилия для того, чтобы сохранить семью и работать над супружеским счастьем.
Могло быть и хуже…
В одну из ночей, когда было уже очень поздно, две женщины пришли поговорить с Ребецен. Г-жа А., которая была первой в очереди, сказала г-же Б., которая была за ней, чтобы она прошла первой, потому что г-жа А. знала, что ей предстоит с Ребецен долгий разговор. Г-жа Б., зайдя первой, рассказала Ребецен, что ее муж пережил стресс и находится в настолько тяжелом состоянии, что ему придется пробыть в больнице в течение шести месяцев. Как ей объяснить ситуацию их семерым детям, включая старших подростков? После того, как она получила совет Ребецен по поводу того, что и как говорить каждому из детей, г-жа Б. задала много других вопросов о том, как справляться с ситуацией, когда муж болен и находится вдалеке от дома. Перед тем, как уйти, г-жа Б. получила ясные руководства от Ребецен, в дополнение к множеству благословений для себя, мужа и всей семьи. После этого г-жа А. вошла в комнату. Она призналась, что у них с мужем назрели серьезные проблемы в шлом байте, и этим вечером она пришла, чтобы обсудить возможность развода. Однако, несмотря на то, что она не собиралась подслушивать, она слышала все несчастья, о которых рассказала г-жа Б. Как результат, г-жа А. решила, что, кроме проблем со шлом байтом, в жизни могут быть многие другие, намного худшие проблемы. Она попросила у Ребецен только лишь благословение, поскольку она только что изменила свои намерения и решила не разводиться. Ребецен от всего сердца согласилась с г-жой А., поскольку она была глубоко убеждена в том, что развод – это крайнее средство. Многие женщины, которые настояли на получении развода, впоследствии вернулись к Ребецен, когда увидели многие негативные последствия для себя и детей. Часто они приходили к выводу о том, что после развода их жизнь ничуть не улучшилась, и сожалели о своем решении.
Перевод – А. Швальб. Опубликовано в журнале "Беерот Ицхак", номер 25
|
|
|
| |
volodintal | Дата: Пятница, 12.07.2013, 00:34 | Сообщение # 5 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 244
Награды: 5
Репутация: 2
Статус: Offline
|
Эту страницу мы бы хотели посвятить скорейшему выздоровлению Хаима Даниэля бен Элишева. Малышу 1 год, в тяжелом состоянии в больнице в Беларуси. Семья собирается переезжать в Израиль на лечение сына и на данный момент ждет документов для репатриации. Нужна помощь: 1. Молитвой
Что могут делать женщины:
- упомянуть имя при зажигании свечей, - при отделении халы, - на могилах праведников, - в молитве амида есть специальная вставка, там тоже можно его имя упомянуть, - взять на себя чтение "Перек шира" в течении 40 дней непрерывно за его выздоровление, - могут читать второй псалом за выздоровление, - молится и просить у Всевышнего помощи для малыша в личных молитвах своими словами. Мужчины:
- молящиеся в миньяне, могут попросить габая синагоги прочитать имя в молитве "Мишеберах", - те из мужчин, кто могут взять на себя дополнительное время учебы Торы на постоянной основе, будут благословлены и очень помогут малышу.
2. Финансово. Те, кто могут помочь деньгами - обращайтесь, мы постараемся найти возможность передать. Или сообщим куда и кому передать в Израиле.
|
|
|
| |