Недельные главы Торы Матот-Масей 5773
|
|
Yael | Дата: Вторник, 02.07.2013, 18:53 | Сообщение # 1 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
|
Дорогие Друзья!
На нашей шабатней страничке вы найдете недельную главу Торы для детей, тематические раскраски для самых маленьких, женскую страничку с мицвотдля женщин и рецептами еврейской кухни и многое другое для всей семьи, что поможет вам в создании настоящей шабатней атмосферы вашего дома!
Матот-Масей 5773 «Ради Небес!». «И сказали: если мы нашли милость в глазах твоих,
пусть будет дана земля эта рабам твоим во владение;
не переводи нас через Ярден. И сказал Моше сынам Ґада
и сынам Реувена: неужели братья ваши пойдут на войну,
а вы будете сидеть здесь?... мы первыми вооружимся и пойдем
перед сынами Израиля, доколе не приведем их на место их».
(Бе-мидбар 32:1-7,16)
Если бы Тора ограничилась вышеприведенным отрывком, то мы могли бы, по неопытности решить, что ситуация ясна и понятна. Чего ж не понять?! Себялюбцы, одним словом, которых мудрый вождь увещевает и наставляет. Неправда ли, ужасно? А ведь есть люди, которые именно так и воспринимают!
Мой учитель, рав Бризель, обращает наше внимание на не очень понятный ответ Моше «присягнувшим на верность» ветвям Ґада и Реувена: «И сказал им Моше: если вы сделаете это, если в авангарде пойдете перед Вс-вышним на войну…, то будете чисты перед Вс-вышним и перед Исраэлем, и будет земля эта во владение вам… если не сделаете – преступление перед Вс-вышним» (Бе-мидбар 32:20, 22, 23).
Конечно же, Моше не сомневается в намерениях ветвей и не предупреждает их об ответственности. Но тогда что же?! Ключевые слова почти очевидны – трижды сказано «перед Вс-вышним». И ответ незамедлителен: «Мы пойдем в авангарде перед Вс-вышним» (32:32).
Ветви выучили урок, попробуем сделать это и мы с вами. Всякий раз, выбирая Добро, поступая как следует, мы, несомненно, желаем «как лучше». Вот только результат всегда от Создателя. И если наши побуждения прямо рациональны – помочь своим близким, «крепить ряды», то все хорошо, но… эгоистично. Помните классическое «не корысти ради, а только волею пославшей мя…».
Вера выше разума, т.е. не исчерпывается им! И всякий раз, совершая потребное, следует добавлять: «перед Вс-вышним».
Утром проснулся живой. Разве не повод для счастья? Пусть выпадает не часто, Хватит с лихвой.
|
|
|
| |
volodintal | Дата: Четверг, 04.07.2013, 23:40 | Сообщение # 2 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 244
Награды: 5
Репутация: 2
Статус: Offline
|
Месяц Ав
На пороге самый тяжелый месяц для всего еврейского народа! Уже в воскресенье вечером начинается месяц Ав. Как говорится, когда наступает месяц Ав уменьшают в радости. Поэтому с наступлением нового месяца не строят новый дом и не ремонтируют старый. Не покупают новую одежду и мебель, не вяжут и не шьют. Запрещено одевать новую одежду и обувь. Все это запрещено, потому что эти действия приводят к радости. Кроме того, с начала месяца Ав и до окончания девятого Ава запрещено стирать, гладить, пить вино, есть мясо, за исключением шаббата. Также стараются уменьшить в купании. Не моются горячей водой. Стараются мыть каждую часть тела по отдельности.
Заметка для мам. Что нужно успеть сделать до наступления месяца Ав (то есть в этом году, до захода солнца в воскресенье).
1. Закончить всю стирку. 2. Погладить все необходимое. 3. Дать поносить глаженую одежду своим родным. Нужно пройтись в каждой из одежд, которую вы собираетесь использовать в течении этих девяти дней, четыре амы (где-то 2 метра). 4. Полежать на постельном белье, которое вам нужно на этот период, пару минут или походить ногами, на крайний случай - бросить на пол. 5. Закупиться заранее продуктами без мяса. 6. Купить все необходимые вещи (нижнее белье и прочие мелочи) и успеть их поносить до наступления нового месяца.
|
|
|
| |
volodintal | Дата: Четверг, 04.07.2013, 23:49 | Сообщение # 3 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 244
Награды: 5
Репутация: 2
Статус: Offline
|
Законы шаббата
Рав Авраам Данциг «Зихру Торат Моше» Закон о «занятии делами», которые не являются «работой» 1. Написано: «…Если назовешь Шабат отрадой, почитаемой святыней Г-спода, и почтишь его, не следуя своими (будничными) путями, не занимаясь своими делами и не говоря (будничных) слов» (Йешая 58:13). Имеется в виду, что не следует действовать обычным путем: пусть не ходит в Шабат, как в будни, – т.е. пусть не бегает, а ходит плавно, представляя себе, что идет рядом с царем. Но, во всяком случае, ради дела, связанного с заповедью, разрешено и бегать.
2. «Не занимаясь своими делами» – имеется в виду, что следует почитать Шабат, не делая в этот святой день своих дел. И речь не идет о «работе», которая и так запрещена в числе 39 видов «работ». Но имеется в виду, чтобы человек представил себе, будто все его дела и вся его работа уже сделаны, – и ему не осталось делать никакой работы. И это тоже относится к почитанию Шабата – чтобы он ни о чем не беспокоился и не делал никаких расчетов по своим счетам, и не шел на свое поле посмотреть, что для него необходимо, или в дом нееврея, чтобы посмотреть, как тот занимается ремеслом, и не нанимал бы в Шабат работников. И даже пойти на прогулку в место, где люди обычно не гуляют, чтобы найти лошадь или корабль, или повозку для того, чтобы выехать на них на следующий день, – даже если цель его «прогулки» неразличима – запрещено. Ведь, когда он ищет лошадь или повозку, это в буквальном смысле – занятие своими будничными делами. Но разрешено гулять даже в месте, о котором известно, что там есть возницы и владельцы судов, если там обычно гуляют и те, кому не нужны лошадь или повозка, – а поэтому и ему можно там гулять. Однако ему не следует говорить с ними в Шабат, а разрешено подождать там до темноты.
3. Если нееврей пришел взять свой залог в Шабат, а еврей хочет быть гарантом, – есть законоучителя, говорящие, что это запрещено. А если нееврей оставляет ему другой залог вместо первого или дает ему деньги, – разрешено. И лучше, чтобы еврей не прикасался к залогу, а нееврей взял бы его сам. И в месте, где нет эрува, пусть нееврей, вынося залог, наденет его на себя (если это, например, пальто), чтобы не выглядело так, будто бы еврей попросил его вынести.
И также еврею запрещено давать залог своему товарищу – разве только, если это делается для нужд заповеди, ведь написано: «Не занимаясь своими делами…». Т.е. «своими делами» – запрещено, а делами Небес – разрешено. И пусть не говорит: «Вот залог», а следует просто дать ему предназначенный в залог предмет.
И также разрешено пойти к рубежу «субботней границы», чтобы быть готовым отправиться по делам сразу же после окончания Шабата. И также запрещено измерять что-либо – разве только для дела, связанного с выполнением заповеди. Но и такое измерение разрешено только в случае, если оно не совершается в целях купли-продажи, так как это запрещено даже для дела, связанного с выполнением заповеди.
4. Не берут взаймы и не отдают долг в Шабат, и не оценивают вещь в Шабат, сколько она стоит, – и даже для дела, связанного с выполнением заповеди.
5. Не разрешают обетов в Шабат. И только если это делается для нужд Шабата, тогда разрешено – и даже если было время разрешить этот обет в канун Шабата. Но если это не для нужд Шабата, то запрещено, кроме тех случаев, когда это делается ради заповеди: например, поклялся сделать некую вещь, а время исполнения клятвы пришлось на Шабат, – подобный обет можно разрешить.
А мужу в отношении его жены и отцу в отношении его дочери-подростка (до двенадцати с половиной лет) позволяется разрешать обеты в Шабат, даже не для нужд Шабата. Ведь, если он не разрешит в тот же день, он не сможет более отменить этот обет, поскольку это уже не будет «в день, когда он услышал» (Бемидбар 30:6), как разъяснено в законах обетов.
|
|
|
| |
volodintal | Дата: Четверг, 04.07.2013, 23:51 | Сообщение # 4 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 244
Награды: 5
Репутация: 2
Статус: Offline
|
Краткие законы траура по разрушению Храма
Рав Лейб-Нахман Злотник «Если забуду тебя, Йерушалаим...» С новомесячья ав (законы девяти дней)
C наступлением месяца ав вступают в силу дополнительные законы, связанные со скорбью о разрушении Храма, и веселье ещё больше уменьшают. Все тяжбы с неевреем, если это возможно, желательно перенести на время после 9 ава.
1. Законы, касающиеся вина и виноградного сока (в случае, когда их пьют исключительно ради удовольствия, а не во имя заповеди и не во время праздничных трапез).
В будние дни с первого по десятое ава запрещено пить виноградный сок и вино. Данный запрет не распространяется на роженицу в течение тридцати дней после родов и на детей в возрасте до шести лет, (согласно некоторым мнениям – до девяти лет). Согласно некоторым мнениям, запрещено пользоваться вином и для придания блюду более изысканного вкуса, например, подмешивать его в муку для выпечки. Другие раввины считают, что если в готовом блюде не будет чувствоваться вкус вина, – это разрешено. Вино и сок, даже очень сильно разбавленные водой, если чувствуется их вкус, – запрещены. Спиртные напитки, которые в обиходе не называются вином, разрешены, даже те из них, в приготовлении которых используется виноград. Уксус, приготовленный из вина, разрешён. 2. Законы, касающиеся мяса и мясных блюд в будничных трапезах.
С первого по десятое ава запрещено есть мясо и мясные продукты. Этот запрет не распространяется на соевые продукты, даже если они имеют вкус мяса и выглядят в точности, как мясные изделия. Нет запрета варить и жарить в мясной посуде. Некоторые раввины считают, что разрешено использовать даже само мясо для улучшения вкуса какой-либо еды, при условии, что вкус мяса не будет чувствоваться. Согласно некоторым мнениям, детям до возраста бар(бат)-мицвы нет запрета есть мясо до той недели, на которую выпало 9-е ава.
Больному, даже если он болен легко, и роженице в течение тридцати дней после родов мясо не запрещено. Кормящей матери, которая чувствует себя хорошо, нет разрешения есть мясо, даже если она считает, что это было бы полезно для ребёнка.
Хозяину мясного магазина или ресторана разрешено торговать мясом, поскольку в некоторых случаях мясо разрешено: детям, больным, на праздничных трапезах. Продавец не обязан спрашивать, с какой целью покупают или заказывают у него мясо. Когда готовят мясные блюда на шабат или другие трапезы, в которые разрешены мясо и вино, их можно пробовать для того, чтобы знать, хватает ли специй. Те, кто обычно пробует приготовленные для субботы яства в канун субботы в период с первого по десятое ава, должны сделать это как можно ближе к субботе.
3. Разрешение есть мясо и пить вино на трапезах, связанных с выполнением заповеди.
Во время трапез, которые связаны с заповедями: три субботних трапезы, трапезы, которые устраивают в честь обрезания, бар-мицвы, завершения трактата, разрешено есть мясо и пить вино. Тем, кто обычно во времям трапезы «Прощание с царицей» после завершения субботы ест мясо и пьёт вино, согласно некоторым мнениям, разрешено устроить эту трапезу с мясом и вином и в месяце ав. На трапезе, посвящённой бар-мицве, разрешены мясо и вино только в том случае, если именно в этот день мальчику исполняется тринадцать лет. На трапезе, посвящённой завершению трактата, мясо и вино разрешены только при условии хорошего знания материала, в случае, когда завершение трактата пришлось на эти дни по стечению обстоятельств, а не было запланировано специально на эти девять дней, и только если этот человек всегда отмечает завершение трактата мясной трапезой. Под «завершением трактата» подразумевается не только завершение одного из трактатов Талмуда, но и завершение одной из четырёх частей «Шулхан Аруха», одного из шести разделов Мишнаёт, какой-либо книги ТАНАХа, хотя бы с одним комментарием, одной из книг «Зоар» при условии полного понимания.
Разрешение есть мясо и пить вино на трапезах, посвящённых мицве, распространяется на тех, кто непосредственно причастен к заповеди, в честь которой устраиваются трапезы, а также на тех друзей и родственников, которые пришли бы на эту трапезу и в другие дни года. Гостю, который не смог прийти на праздничную трапезу, запрещено посылать мясо и вино с этой трапезы, несмотря на то, что он был в числе причастных к событию, ради которого устраивается трапеза. На такой трапезе, если она приходится на ту неделю, на которую выпадает 9 ава, – мясо и вино разрешены только тем, кто непосредственно причастен к данной заповеди, и ещё десяти гостям. Остальные гости могут участвовать в трапезе, но есть только вегетарианскую пищу и не пить вино.
Хотя запрет пить вино не касается тех случаев, когда его пьют ради исполнения заповеди, а не просто ради удовольствия, у ашкеназских евреев принято виноградный сок, на который читали авдалу или благословение новорожденному после обрезания, дать выпить ребёнку (мальчику), который уже понимает смысл благословения, но ещё не настолько сознателен, чтобы скорбеть о разрушении Храма (примерно с шести до девяти лет). Если такого ребёнка нет, дают мальчику до тринадцати лет, а если нет и такого – пьёт взрослый. У сфарадим тот, кто благословляет, выпивает вино сам. У ашкеназских евреев не принято в эти дни устраивать «зимун» на вино, а у сефардов такого обычая нет, и, нет запрета выпить это вино, поскольку это определено как часть заповеди «зимун». 4. Пение во время праздничных трапез.
Во время трапез, которые устраиваются в честь заповедей (обрезание, выкуп первенца, завершение трактата), принято петь только те песни и восхваления Всевышнему, которые обычно поют по такому случаю, но не более того, и, конечно, без использования музыкальных инструментов. 5. Посадка деревьев и цветов.
Запрещена посадка деревьев, цветов и других декоративных растений, если это делается для наслаждения и развлечения, например, посадка садов, парков, травянистых площадок и т.д. Уже посаженные парки, сады и аллеи разрешено обрабатывать и орошать. Посадка растения с целью заработка разрешена.
6. Покупка, съём, ремонт жилья.
В эти девять дней запрещено строить дом, расширять комнаты, красить, белить, клеить обои, покупать или снимать квартиру без особой необходимости. Когда существует вероятность подорожания или других денежных потерь, если покупку, съём или ремонт квартиры не произвести срочно, а так же в случае острой необходимости – теснота, ремонт поломок, не терпящих отлагательств – все вышеперечисленные действия разрешены, но желательно по каждому конкретному вопросу проконсультироваться у раввина.
Разрешено переехать со съёмной квартиры в свою, купленную. Разрешено выбирать квартиры с целью съёма или покупки, а съём или покупку осуществить после 9-го ава. Проектирование строений разрешено, даже таких, которые предназначены исключительно для удовольствия и веселья. Разрешено строить синагоги, а по некоторым мнениям, разрешено их даже красить и белить.
7. Покупки.
В эти девять дней необходимо сократить производственную деятельность, посвящая заработку лишь то время, которое необходимо для достижения прожиточного минимума. В эти дне не покупают вещей, связанных с радостью и весельем: обручальных колец, золотых и серебряных предметов и украшений, роскошной мебели и т.п. На вещи, которые могут считаться предметами роскоши, но необходимы в быту, как, например, кондиционер, автомобиль, стиральная или сушильная машина и т.п., данный запрет не распространяется. В том случае, когда предмет будет невозможно приобрести, если не купить его сейчас, или могут подняться цены, или если эта вещь продаётся в удалённом районе или городе, в который не собираются в ближайшее время – в этих и подобных ситуациях разрешено совершать какие угодно покупки, но желательно, чтобы доставка этих вещей произошла уже после 9-го ава, если существует такая возможность. Если эти покупки всё же доставили в эти 9 дней – разрешено их получить. Покупать предмет роскоши в девять дней скорби для того, чтобы потом не тратить на это время, запрещено, т.к. потеря времени – не основание разрешить покупку.
Даже те товары, которые запрещено покупать в этот период, разрешено заказать до начала месяца ав, даже если их изготовлением будут заниматься в первые девять дней ава.
Простые предметы обихода разрешено покупать. Запрет покупки не распространяется на предметы, с помощью которых выполняют заповеди, например: тфиллин, книги, талит. Цициёт можно купить и завязать на талите, если у него нет другого кашерного талита. Разрешено купить резиновую или матерчатую обувь для 9-го ава. Разрешено покупать и дарить подарки на бар-мицву и обрезание. 8. Покупка, пошив, ремонт одежды.
В эти дни запрещено покупать и шить одежду, и даже переделывать старую одежду в новую. Это запрещено, даже если носить эту одежду планируют только после 9-го ава. Разрешено чинить одежду, которую раньше уже надевали: пришить оторвавшуюся пуговицу, подшить, зашить, поставить заплатку. Разрешено приобретать отрез материала, чтобы после 9-го ава пошить из него одежду. 9. Новая и постиранная одежда.
В ашкеназских общинах с начала месяца ав, а у сефардов в ту неделю, на которую приходится 9-е ава, запрещено одевать новую и свежевыстиранную одежду. Запрещено также пользоваться новыми или свежевыстиранными скатертями, полотенцами, постельным бельём. В субботу разрешено надевать постиранную одежду. Глажение в эти дни запрещено, даже в честь субботы. На торжества, посвящённые обрезанию, бар-мицве, выкупу первенца, всем гостям, которые обычно одевают по такому случаю субботнюю одежду, разрешено одеть её и в эти девять дней. По некоторым мнениям, только тем, кто непосредственно причастен к торжеству, разрешено одеть субботнюю одежду. В случае обрезания это родители новорожденного, сандак и моэль; в случае бар-мицвы – юноша, которому отмечают бар-мицву. В шабат-«уфруф» (суббота перед свадьбой) разрешено в синагоге бросать сладости, как это принято. В эти девять дней нет разрешения одевать субботнюю и праздничную одежду для встреч-знакомств с целью женитьбы.
Поскольку практически невозможно проходить целую неделю, не меняя одежды, следует до начала месяца ав подготовить несколько смен одежды, чтобы они не считались свежевыстиранными и в тоже время были достаточно чисты. Для этого необходимо надеть одежду как минимум на полчаса. Тот, кто забыл подготовить сменную одежду до наступления месяца ав, может подготовить её в субботу: надеть в честь субботы вечером постиранную одежду, затем утром после сна одеть другой комплект выстиранной и выглаженной одежды, а после дневного отдыха – третий. Такая подготовка одежды не будет выглядеть как приготовление с субботы на будни. Если нет приготовленной одежды, а ношенная уже очень грязная, разрешено одеть постиранную, но желательно её предварительно немного запачкать (например, положить на несколько минут на пол). Нижнюю одежду и носки разрешено менять и одевать как обычно все эти дни, но было бы хорошо «подготовить» и этот вид одежды заранее.
Тому, кто находится в гостях или в гостинице, нет запрета спать на свежевыстиранном постельном белье и пользоваться чистым полотенцем, но и в этом случае было бы хорошо немного их запачкать. Если это возможно, необходимо попросить персонал гостиницы оставить первоначальный комплект постельного белья и полотенце и не менять их каждый день. Запрещено надевать новый или свежевымытый парик в эти дни. 10. Стирка и глажение одежды.
С новомесячья ав у ашкеназских евреев вступает в силу запрет стирки и глажения одежды, даже если собираются её одевать после 9-го ава. Сефарды не стирают только в ту неделю, на которую приходится 9-ое ава. Химчистка также запрещена. Запрещено стирать, даже без использования моющих средств. Замачивание одежды разрешено. Мытьё париков также подпадает под данный запрет.
Стирка и глажение запрещены, даже если нанять для этой цели нееврея. Если не осталось чистой одежды, разрешено стирать, но только необходимые вещи. Даже если изначально известно, что имеющейся одежды не хватит на все девять дней и обязательно придётся стирать, нет обязанности заранее купить новую одежду в таком количестве, чтобы был необходимый запас и не пришлось стирать.
Те, кто в эти девять дней траура, когда запрещена стирка, уезжает в другое место, согласно некоторым мнениям обязаны взять с собой необходимое количество одежды, чтобы не пришлось стирать. Другие раввины считают, что поскольку везти с собой большое количество багажа очень неудобно, разрешено взять обычное количество сменной одежды, а когда возникнет необходимость, будет разрешено стирать, как это разрешено тем, у кого закончилась чистая одежда.
Поскольку обычно детям до пяти-шести лет очень тяжело сохранить одежду чистой, для них разрешено стирать как обычно, даже в стиральной машине. Одежду взрослых, стирать которую нет разрешения, запрещено постирать «заодно» с детской. Одежду, по которой сразу видно, что она принадлежит ребёнку пяти-шести лет, разрешено повесить сушить прилюдно. Пятно, с которым стыдно выйти «на люди», можно почистить или застирать, если нет другой одежды.
Желательно не запускать стиральную машину перед самым наступлением месяца ав, поскольку стирка будет происходить уже в аве. Сушить постиранное разрешено, даже если уже наступило новомесячье.
Разрешено почистить пиджак или шляпу от пыли. Чистить обувь кремом разрешено, в основном, в канун субботы, в другие дни желательно от этого воздержаться.
11. Купание.
Многие запреты, принятые в эти дни по сефардской традиции, как упоминалось выше, вступают в силу только с начала той недели, на которую выпадает 9-е ава. Если 9-е ава выпало на субботу и пост переносится на воскресенье, неделя, которая предшествует этой субботе, считается неделей, на которую пришлось 9-е ава.
Ашкеназские евреи с наступлением месяца ав, а сефарды в неделю, на которую приходится 9-е ава (а некоторые сефардские общины, как и ашкеназы, – с новомесячья ав), не купаются ради удовольствия до 10 ава. В случае необходимости, например, в жаркие дни или если человек себя плохо чувствует без купания, разрешено купаться, но желательно в прохладной воде, без мыла и шампуня. Если купания в прохладной воде и без мыла недостаточно, можно разрешить тёплую воду и использование моющих средств. Детям до пяти-шести лет, больным, которым купание необходимо по состоянию здоровья, роженицам, женщинам, у которых приближается срок родов, разрешено купаться, как в обычные дни.
Купание в честь субботы необходимо совершить с изменениями – не мыть всё тело одновременно, а по частям и без мыла. Кому мытья без мыла недостаточно, можно воспользоваться мылом и шампунем. Тому, кто обычно окунается в микву в канун субботы, разрешено в эти дни окунуться в честь субботы, но не задерживаться в воде больше, чем это необходимо. Тому, кто посещает бассейн постоянно и, если сделает перерыв на эти девять дней, может повредить здоровью – разрешено продолжать плавать. Если возможно найти «безводную» замену на эти дни, следует воздержаться от бассейна. Пользование влажными салфетками в эти дни разрешено. 12. Стрижка ногтей.
Стрижка ногтей до той недели, на которую приходится 9-е ава разрешена. В неделю, на которую выпадает 9-е ава, стрижка ногтей разрешена только в канун субботы. Женщине, которая должна идти в микву, и моэлю для нужд обрезания разрешено стричь и подправлять ногти как обычно.
Желательно в эти дни полностью отказаться от легкомыслия, пустословия, чрезмерного наслаждения едой и питьём. В служении Творцу, наоборот, следует увеличить радость и веселье, ведь эти дни особенно благоприятны для приближения к Торе и к Всевышнему. Поскольку Второй Храм был разрушен из-за беспричинной ненависти между людьми, ради исправления этого великого греха, следует больше проявлять любовь, дружбу, братство, помогать ближнему.
|
|
|
| |
volodintal | Дата: Пятница, 05.07.2013, 00:04 | Сообщение # 5 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 244
Награды: 5
Репутация: 2
Статус: Offline
|
О праведнике
Год назад, 28 тамуза, покинул этот мир величайший праведник не нашего поколения, которому мы удостоились быть современниками, рав Йосеф - Шалом Элияшив, да будет память праведника благословенна. Мы предлагаем вам статью, которая может дать пунктиром намеченную зарисовку о величии этого человека. Он родился и рос слабым и больным ребенком – настолько, что долгое время не мог выйти из дома. Еще в детстве его любимым занятием стало изучение святых книг, которых у них в доме было множество. Со временем детский интерес превратился в постоянное и практически единственное занятие – изучение Торы в компании отца и деда, великих мудрецов своего поколения. Эта учеба была настолько интенсивной и вдумчивой, что его отцу приходилось нанимать ему «друзей», чтобы те, разговаривая с сыном, не давали ему окончательно оторваться от мирской реальности. Его семья покинула Европу – они ехали в землю Израиля, и это путешествие было долгим. В ходе поездки семья остановилась на две недели в красивом портовом городе, который не мог не заинтересовать любого подростка. Однако все эти две недели он провел в бейт-мидраше, не обращая внимания на красоту города. В земле Израиля его семья поселилась в Иерусалиме. Это было тяжелое время, семье не хватало даже самого необходимого, но юноша продолжал упорно учиться – несмотря на голод и лишения. Все годы своей молодости он страдал от различных болезней, и его матери приходилось постоянно заботиться о нем. Были случаи, когда никто вокруг (ни доктора, ни, тем более, родители), не мог сказать, что будет дальше, и будет ли мальчик жить. Но даже это не могло помешать – он продолжал учиться, даже будучи прикованным к кровати. Он пережил страшную войну, унесшую жизни миллионов евреев Европы. Он стал свидетелем всех войн, которые происходили на Святой земле за последние 70 лет (в ходе двух из них он находился практически на линии фронта), и одна из них унесла жизнь его дочери. Он говорил, что пролитая еврейская кровь не давала ему покоя, и душа его страдала от боли. Но, несмотря на все это – он продолжал изучать Тору. Когда на святой Земле было основано государство, многим оно показалось спасением и триумфом нашего народа. А он продолжал учиться, не замечая ликования вокруг. На протяжении всей его жизни родные и близкие, для которых его величие в Торе было совершенно очевидно, всеми силами поддерживали его. Мать не пускала гостей семьи в комнату, где он учился. Его тесть (великий праведник) всячески поощрял общение своей дочери с подругами – чтобы та не отвлекала мужа от учебы. Его жена, праведная и мудрая женщина, всю свою жизнь оберегала его от лишнего беспокойства и назойливости многочисленных посетителей. Его дети и внуки знали, что когда их отец и дед встречает их из школы или готовит им еду, нельзя отнять ни одной лишней драгоценной минуты его учения. Когда свет его мудрости и величия в Торе стал очевиден для всего мира, поток посетителей его более чем скромного дома дополнили важные персоны: чиновники и бизнесмены, послы иностранных государств. Но даже для них он закрывал книгу ровно на то время, что требуется для беседы, не больше. Его посетители не были в обиде, ведь они хотели получить настоящее мнение Торы, благословение подлинного мудреца и праведника, и своими глазами видели человека, жизнь которого была полностью посвящена служению Всевышнему. Большую часть жизни он провел, сидя в ближайшем к дому бейт-мидраше, погруженный в учебу. Он не возглавлял ешиву, не выступал публично, изредка принимая участие в съездах раввинов и семейных торжествах. Многие годы о его уникальном величии в Торе знал лишь очень небольшой круг близких людей. Сам он говорил, что безвестность – большая удача для мудреца Торы. Когда в последние дни жизни он тяжело заболел, за него молились миллионы евреев по всему миру, а когда его святая душа была призвана в Небесную Ешиву, проводить его пришло около полумиллиона человек со всех концов земли Израиля… Для большинства людей нашего поколения это покажется невозможным: разве мог считаться величайшим мудрецом и главой поколения человек, который большую часть своей жизни провел в затворничестве? Разве способен человек, ведущий такой образ жизни, отвечать на вопросы по темам, о которых он просто не мог знать: о современных технологиях, политике? Ведь он не слушал радио, не читал газет?! И не просто отвечать, но и во многих случаях быть последней инстанцией и единственной надеждой на истинный ответ! Как могло его мнение значить больше мнения экспертов с университетскими дипломами? Ответ в том, что постижение окружающего мира великим мудрецом Торы выше того, чему учат в университетах. Погружаясь в Тору и максимально отрешаясь от материального мира, человек способен открыть многие тайны мироздания, недоступные формальным наукам. Более того – служение Всевышнему и изучение Торы дает человеку уникальное истинное понимание даже в тех вопросах, которые (для непосвященного человека) кажутся неразрешимыми. Они открывают истинную картину происходящего и формируют правильный взгляд на вещи. И важно понять, что дело здесь не в советниках и окружении – великий мудрец Торы даже в полном одиночестве способен разрешить сложнейший вопрос. Помощь Свыше и глубочайшее постижение Торы в конечном итоге дают ему возможность отвечать на вопросы, недоступные для научных экспертов. Все сказанное выше касается одного человека, нашего с вами современника – великого мудреца Торы и главы нашего поколения, рава Йосефа-Шалома Эльяшива. Этот человек жил в одно время с нами, и при этом в совершенном отрыве от нашего поколения. Да, он был совершенно «другой», не похожий на современников. Он жил Торой настолько глубоко, что нам трудно поверить в то, что такое возможно в нашем поколении. Свет его праведности озарял наш народ, а глубочайшие знания в Торе помогали найти верную дорогу и установить закон для нескольких поколений сыновей Израиля. В преддверии первой годовщины смерти этого выдающегося человека, предлагаем вашему вниманию небольшой очерк о его долгой жизни, посвященной настоящему служению Всевышнему и Его Торе.
Детство и юность Отец рава Йосефа-Шалома, рав Авраам, был одним из лучших студентов ешивы Поневеж под руководством рава Ицхака Рабиновича (рав Ицеле Поневежер), а затем учился у великого Хафец Хаима. Впоследствии, после получения должности раввина в белорусском городе Гомель, его прозвали Гомелер Ров (рав из Гомеля). Кроме этого, он являлся автором книги «Бикурей Авраам», первая часть которой вышла, когда ее автору еще не было 18 лет. Мать рава Эльяшива, ребецн Хая-Муша, была дочерью величайшего мудреца Торы и каббалиста последних поколений – рава Шломо Эльяшива, прозванного «Бааль а-Лешем» (по названию его основного труда – «Лешем Шево ве-Ахлама»). Рав Йосеф-Шалом Эльяшив родился в рош-ходеш нисан 5670 (1910) года. Он был единственным ребенком в семье (у его родителей была дочь, но она умерла задолго до его рождения). Как уже говорилось, он рос довольно слабым и болезненным ребенком, который практически не выходил из дому. Это, однако, не мешало юному Йосефу-Шалому демонстрировать невероятную сообразительность и память – то, что он слышал, он мгновенно запоминал и был в состоянии точно пересказать даже спустя долгое время, а также сделать логический вывод из изученного. В семье рано поняли, какие способности в мальчике стоит развивать прежде всего, и отец, рав Авраам, стал первой хаврутой и наставником сына. Он часто сажал сына рядом с собой, когда принимал людей с различными алахическими вопросами, и периодически обращал внимание юного Йосефа-Шалома на логику того или иного вынесенного решения. Когда отца не было дома, ребецн Хая-Муша, наоборот, пересаживала болезненного ребенка учиться подальше от посетителей и гостей, которые могли его заразить. Великий дед – Лешем – также принимал непосредственное участие в воспитании внука. Когда у Йосефа-Шалома в учебе возникал трудный вопрос, он «берег» его именно для деда. Кроме того, у Лешема была обширная библиотека, и внук был ее постоянным читателем. Когда раву Эльяшиву было 11 лет, семья переехала в Эрец-Исраэль. В процессе путешествия им пришлось в течение двух недель задержаться в Одессе – красивом и современном городе того времени. Однако все время, что семья пробыла в Одессе, юный Йосеф-Шалом провел в синагоге, где учился с утра и до позднего вечера. У ворот Иерусалима семью Эльяшив встречала группа выдающихся мудрецов Торы святого города – о прибытии великого каббалиста, рава Шломо Эльяшива, было объявлено заранее. Многие выдающиеся мудрецы Торы из Иерусалима стали близкими учениками Лешема. У рава Йосефа-Шалома были особые отношения с великим дедом. Он был единственным внуком Лешема, которому было позволено помогать и участвовать в учебе каббалиста. Лешем отдавал должное способностям внука, тогда двенадцатилетнего мальчика, он называл его «ребенком, обладающим пониманием взрослого», и не раз подчеркивал, что его дочь, ребецн Хая-Муша, удостоилась великого сына. Святой город Иерусалим тех лет был в гораздо большей степени богат духовно, чем материально. Множество выдающихся мудрецов Торы украшали город, большинство еврейских жителей которого жили очень бедно. Отец рава Йосефа-Шалома несколько раз посылал своего сына учиться в ешивы. Это были прославленные ешивы святого города… но юному Йосефу-Шалому не удавалось задерживаться в них надолго. Его «постоянными партнерами» в учебе были только книги, к тому же уровень его познаний в Торе уже тогда был выше, чем у большинства учеников ешив. В конце концов, рав Авраам стал нанимать сыну «друзей» – мальчиков из ешив, которые должны были «общаться» с Йосефом-Шаломом. Они приходили к нему домой и пытались восполнить недостаток общения, однако новости «улицы» рава Эльяшива не интересовали, а потому «общение» сводилось к тому, что нанятые «друзья» устраняли за счет Йосефа-Шалома пробелы в собственной учебе. В конце концов, стремясь уединиться и спокойно заниматься Торой, рав Йосеф-Шалом нашел себе постоянное место учебы – бейт-мидраш «Оэль Сара», недалеко от их дома в квартале Меа Шеарим. Это место стало для него вторым домом на многие десятилетия его долгой жизни.
Его учеба Многие думают, что родиться в семье мудрецов Торы уже достаточно для того, чтобы ребенок сам стал мудрецом Торы. Отчасти это правда – в доме, наполненном Торой, ребенок способен многое усвоить. Однако это совсем не гарантия того, что он вырастет талмид-хахамом. Без усилий со стороны самого ребенка (даже если его отец – величайший мудрец Торы) ничего не получится. Тора – тяжелый труд, но тот, кто трудится, всегда в выигрыше, ибо его усилия многократно окупаются. Говоря о раве Йосефе-Шаломе, многие прежде всего выделяют его неповторимое постоянство в учебе. Это справедливо – с юности и до очень преклонных лет он учился не менее 16-18 часов в день. Уединенно, окруженный книгами, иногда запираясь и отворачиваясь от окон, дабы никто не мог ему помешать. Однако не менее важно рассказать и о том, как он учился: нараспев, в полный голос, придавая диалогам из Гемары характерные интонации. Его учеба напоминала красивую песню, и было очевидно, что она доставляла ему невероятную и ни с чем несравнимую радость. Один хасид из Меа Шеарим рассказывал, как в годы своей юности «шпионил» за равом Эльяшивом – ему было интересно посмотреть на юношу, который не учится в ешиве и при этом обладает репутацией незаурядного знатока Торы. Он спрятался в укромном месте в бейт-мидраше «Оэль Сара» и начал наблюдать. Рав Эльяшив учился, как всегда, нараспев и с выразительной интонацией, переходя от Гемары и комментаторов к книгам ришоним, а затем ахроним. Так продолжалось несколько часов. Внезапно спокойное выражение его лица сменилось тревожным. Что-то пошло не так: рав Эльяшив принес очередную порцию книг, и, быстро просмотрев их, очевидно, остался не удовлетворен. Какой-то вопрос тяготил его, и он не мог найти решение. Прошло еще несколько часов, и за это время рав Эльяшив прошел вопрос снова – начиная с Гемары, и далее – по книгам ришоним и ахроним. В конце концов, с совершенно измученным видом, он встал, подошел к арон а-кодешу, и, припав лицом к занавеси, заплакал… Вторая история связана с великим мудрецом Торы нашего поколения, равом Азриэлем Ойербахом (сыном великого рава Шломо-Залмана Ойербаха). После его помолвки с ребецн Леей, дочерью рава Йосефа-Шалома Эльяшива, он должен был отправиться на встречу с отцом своей невесты. Будучи хорошо осведомленным об обычаях рава Йосефа-Шалома, он в назначенные 5 часов вечера стоял рядом с «Оэль Сара». Однако, услышав внутри бейт-мидраша голоса, оживленно обсуждавшие какой-то талмудический вопрос, он постеснялся зайти, дабы не прерывать учебу. Таким образом, ему пришлось простоять до позднего вечера, ожидая, когда рав Йосеф-Шалом закончит учебу. Каково же было удивление рава Азриэля, когда он увидел рава Йосефа-Шалома, в одиночестве выходящего из бейт-мидраша, и выключающего за собой свет. Рав Эльяшив увидел растерянного юношу и спросил: «Вы сын рава Шломо-Залмана?» Рав Азриэль робко ответил: «Да». «Но почему же вы не вошли в назначенное время?» Юноша ответил: «Я услышал голоса внутри бейт-мидраша, вероятно вы с кем-то учились, и я не хотел прерывать учебу». «Голоса» внутри бейт-мидраша принадлежали раву Эльяшиву. Его манера учебы – с интонацией, четко произносить слова изучаемого текста ввели в заблуждение будущего зятя.
Защитник его Торы Когда великий праведник рав Арье Левин искал пару для своей дочери Шейны-Хаи, он не испытывал недостатка в кандидатах: лучшие ученики прославленных ешив, из наполненных Торой и святостью семей, вряд ли отказались бы от такой партии. Однако все несомненные достоинства этих молодых людей меркли в сравнении с одним очень замкнутым и мало кому известным юношей. Рав Арье Левин был одним из первых и ближайших учеников великого Лешема в Иерусалиме, и любимый внук каббалиста был хорошо ему знаком. Рав Эльяшив, при всех своих великих достоинствах, не был желанным женихом. Не учившийся в ешиве, замкнутый, почти не общающийся с окружающими юноша вызывал скорее сочувствие, чем симпатию. Но его будущую жену, ребецн Шейну-Хаю, это не испугало. Она доверяла своему отцу, а тот говорил, что рав Йосеф-Шалом – это не муж, а огромное сокровище, которое достается далеко не каждой женщине. Их свадьба состоялась, и ребецн Шейна-Хая в полном смысле стала хранителем Торы своего мужа. Она оберегала его, как свое самое ценное сокровище. При всех талантах, величие рава Эльяшива в Торе было бы просто немыслимо без его мудрой и праведной жены, заслугу которой трудно переоценить. Многим будет совершенно непонятно – в чем достоинства человека, который 17 часов в день учит Тору, и, соответственно, очень мало времени выделяет на домашние дела. Для ребецн Шейны-Хаи этого вопроса просто не существовало. Святость ее мужа для нее была сравнима со святостью свитка Торы, который надлежит оберегать и относиться к нему уважительно. Их соседи вспоминали, как рав Йосеф-Шалом неоднократно пытался помочь своей жене в домашних делах, но в ответ слышал мягкое и непреклонное: «Йосеф-Шалом, ты идешь в “Оэль Сара”». Его учеба была для нее важнее помощи. Если он задерживался на обед, она брала еду и шла в бейт-мидраш, где они вместе обедали. Это время было свято: бывали случаи, когда рав Йосеф-Шалом вынужден был прерывать учебу, но общению с супругой, особенно во время совместных трапез, никто не мог помешать. Большой мудрец Торы, рав Моше Мордехай Шульзингер, вспоминал, как однажды пришел с важным и тяжелым вопросом к раву Эльяшиву, но не застал его дома – тот уже ушел учиться. Ребецн, поняв, что рав Шульзингер сейчас пойдет в бейт-мидраш, где учится ее муж, стала его отговаривать: «Поймите, ему очень важно учиться. Он отворачивается от окна и даже запирает дверь, чтобы никто не смог ему помешать». Рав Шульзингер объяснил, что его вопрос касается сложного и принципиально важного места в Талмуде, и никакого прекращения учебы не случится, но ребецн была непреклонна: «Он должен учиться. В последнее время к нему часто приходят люди с вопросами, и он опасается, что даст неправильный ответ. Потерпите, пожалуйста, ему очень нужно учиться в спокойствии». Говоря о ребецн Шейне-Хае, невозможно не упомянуть ее безграничный хесед (доброта). Причем это качество она проявляла не только внутри семьи. В наше время сложно поверить, но когда-то такая обыденная вещь, как холодильник, была редкостью и дорогой роскошью. В доме семьи Эльяшив он впервые появился вообще чудом – один из сыновей выиграл деньги в лотерею, и решил помочь всей семье, купив холодильник. Первое, что сделала ребецн Шейна-Хая, когда в доме появился холодильник, – разослала соседям, которым все еще не была доступна подобная роскошь, записки о том, что отныне они могут хранить свои продукты у них. Когда ребецн тяжело заболела, это было ударом для рава Йосефа-Шалома. Привычная учеба нараспев и с выражением сменилась… тишиной. Когда ребецн была в больнице, рав постоянно прерывал учебу и спрашивал у домочадцев, есть ли новости из больницы. После семи дней траура по любимой супруге, рав Эльяшив настоятельно попросил детей и старших внуков покинуть его дом и вернуться к семьям: отец хорошо знал своих детей, и понимал, что те постараются компенсировать ему ту «защиту», которую обеспечивала ребецн. Однако эта опека могла стоить им отношений со своими семьями и времени изучения Торы. Такую цену рав Эльяшив не готов был заплатить за собственное спокойствие, предпочтя остаться практически в одиночестве (старшие внуки приходили и помогали ему по дому). Смерть супруги наложила отпечаток на рава Эльяшива. И даже его учеба уже была не такой, как прежде. Нет, постоянство и самоотдача были при нем… но голос его Торы потерял радость. Слова мудрецов (Йевамот, 62б): «Тот, кто живет без жены – живет без радости» приобрели зримое очертание. Человек, для которого Тора наполняла всю жизнь, просто не мог вести себя иначе…
Выдающийся законоучитель В наше время, когда портреты рава Эльяшива украшают многие еврейские дома, а на полках магазинов есть множество книг, опирающихся на его алахические постановления, трудно поверить, что когда-то мало кто знал его лично, а о его истинном величии в Торе догадывались только самые близкие люди. Тем не менее, большую часть его жизни именно так и было. Несмотря на это, невозможно не упомянуть и то время, когда рав Эльяшив из мудреца Торы, который учился в одиночестве и взаперти, превратился в выдающегося законоучителя, главу поколения и весьма заметную общественную фигуру. Описывать величие рава Эльяшива в Торе можно бесконечно. Его знания, казалось, не имели границ. Очень многие свидетели описывали одну и ту же ситуацию: рав Эльяшив разбирал тяжелый вопрос, приводя все новые и новые доводы из различных мест в Талмуде и книгах законоучителей, и при этом не имел перед собой даже одной книги из тех, что упоминал. Его память была феноменальна, а выводы редко оставляли место для возражений. При этом, однажды, когда один рав из-за границы хотел взять у рава Эльяшива номер телефона (рав консультировал раввинов и судей бейт-динов по всему миру), тот не смог вспомнить нескольких цифр номера и обратился за помощью к ребецн. Уникальная память, хранившая многие тысячи листов сложнейших книг, отказывалась удержать номер телефона… Воистину – Тора заполняла все естество этого уникального человека!
Величие и скромность Несмотря на величие в Торе и огромную известность по всему миру, рав Эльяшив продолжал жить очень скромно. Уйдя с поста судьи Высшего раввинского суда Израиля, он отказался принимать какие-либо новые высокие должности. Он занимал формальный пост рава небольшого бейт-мидраша «Тиферет Бахурим» в Меа Шеарим, который унаследовал от своего отца, и вел там свои регулярные уроки. Впрочем, эта должность была более чем скромной, если учесть все предлагавшиеся раву посты. Однажды рава Эльяшива, присутствовавшего на каком-то важном собрании, спросили, нравится ли ему посещать подобные события. Рав честно ответил: «Для устроителей этого мероприятия было бы лучше, если бы я провел это время за учебой». К собственной известности он относился как к неизбежному злу, и терпел его не больше необходимого времени, стремясь как можно скорее вернуться к учебе. Один богатый американский еврей стремился всеми силами помочь раву Эльяшиву. Поняв, что скромность рава перевесит все его старания, он решил помочь бейт-мидрашу «Тиферет Бахурим», в котором рав давал свои уроки. Он попросил габаев посоветоваться с равом Эльяшивом и составить ему смету необходимых работ. Через некоторое время он получил смету… на 50 долларов. В письме от габаев было сказано, что эти деньги нужны на покупку новых часов для бейт-мидраша: они должны были быть достаточно большими, чтобы пожилые посетители урока и сам рав Эльяшив могли лучше рассмотреть время на них. Меценат выписал чек на требуемую сумму. А через несколько дней получил письмо, в котором была стошекелевая купюра и записка от габаев о том, что им удалось найти требуемое по более низкой цене. Рав Эльяшив не брал денег за ответы на вопросы. Многие обращались к нему за благословением и при этом хотели взамен помочь раву деньгами – благословения рав давал, но деньги оставались у их владельцев. Одна крупная благотворительная организация каждый год фотографировала рава Эльяшива (и других больших мудрецов Торы) на исходе Йом-Кипура для своей кампании по сбору пожертвований. Эти люди помогали (и помогают) тысячам в земле Израиля, и рав Эльяшив уделял им время для фотографирования. Фотограф, увидев, что стол перед равом Эльяшивом пуст (на нем не было привычных книг – рав сделал Авдалу, но еще не начал учиться), предложил положить хотя бы одну раскрытую Гемару. На эту идею рав Эльяшив ответил: «Вы полагаете, что после Неилы (последняя молитва святого дня Йом-Кипур) – это самое подходящее время, чтобы обманывать?» Однажды в доме рава Эльяшива потребовалось сделать сложный ремонт, связанный с заменой и наладкой электропроводки. Помочь раву вызвался один из постоянных посетителей его урока в «Тиферет Бахурим», и по совместительству – профессиональный электрик. (Хочется особенно обратить внимание молодого поколения – нет никакого противоречия в том, чтобы быть квалифицированным электриком и при этом посещать уроки Торы высочайшего уровня.) Предвидя желание ученика помочь, рав Эльяшив заранее выяснил через одного из старших внуков стоимость подобных работ, и пока электрик не согласился получить за свои услуги реальную рыночную оплату (без всяких скидок для любимого наставника), рав не заключил с ним договор.
Непоколебимая вера Рассказ о великом мудреце Торы и нашем современнике, главе и наставнике нашего поколения – раве Йосефе-Шаломе Эльяшиве, можно продолжать бесконечно долго, ведь людей, лично знавших его, великое множество. Свидетелями жизни этого великого человека так или иначе были все, кто читают эти строки. Он жил в наше время, это человек нашего поколения, хотя и совсем не похожий на него. Разгар Шестидневной войны, когда Иерусалим был линией фронта… Разрывы бомб и снарядов сбивали пыль с потолка убежища и заставляли дрожать его толстые стены. Когда дрожь стен и разрывы ощущались особенно близко, люди в убежище начинали читать Теилим. В остальное время они сидели подавленные, пытаясь расслышать в окружавшем гуле войны голоса из портативного радиоприемника. Когда удавалось что-то расслышать, они начинали обсуждать услышанные новости. И так – до следующего мощного обстрела, когда снова принимались за Теилим и попытки успокоить плачущих от страха детей. Спертый жаркий воздух и пыль лишь усугубляли обстановку. Лишь один человек не обсуждал новости, и даже не интересовался ими. Он сидел в дальнем углу убежища рядом с небольшой лампочкой и спокойно изучал том Талмуда. Этим человеком был рав Йосеф-Шалом Эльяшив. Он вел себя совершенно спокойно. Его лицо не выражало никакого волнения. Создавалось впечатление, что он уверен: с людьми в убежище ничего не произойдет. Более того, равнодушие к новостям наводило на мысль о том, что исход войны ему также известен. Когда в приемнике прозвучала новость об освобождении Котеля (Западной стены), один из соседей по убежищу решился подойти к раву – для рава Эльяшива Стена Плача была особенным местом. Он говорил, что тот, кто хотя бы раз в месяц не посещает Котель, подобен тому, кто не навещает престарелую мать. Человек сообщил раву радостную новость. Рав Йосеф-Шалом внимательно выслушал его, прервавшись, а затем… вернулся, как ни в чем не бывало, к своему прежнему занятию. Это трудно понять – как можно оставаться равнодушным в такой момент?! Как можно не замечать ликования вокруг, как можно не замечать войну?! Для рава Йосефа-Шалома Эльяшива были очевидными совсем другие расчеты. Человек, живущий Торой, полностью убежден в милости Всевышнего и в том, что именно Его Тора защищает наш народ. Он не прервал своей учебы в момент всеобщего ликования – ведь война не закончилась и еврейская кровь продолжала литься. Он не ликовал со всеми – ведь человеку, строящему свою жизнь на абсолютной преданности Творцу, очевидно, что Храм будет отстроен, а захват Котеля – лишь временный успех, но не окончательная победа. Этот великий человек покинул наш мир 28 тамуза, в дни великой скорби нашего народа – дни бейн а-мецарим. Но вся его жизнь – это образец того, как можно исправить грехи прошлого и настоящего, и привести наш народ к его истинному величию – через непоколебимую веру во Всевышнего и постоянное изучение Торы. Подготовил рав Арье Кац
Опубликовано в журнале "Беерот Ицхак", номер 24
|
|
|
| |
volodintal | Дата: Пятница, 05.07.2013, 01:35 | Сообщение # 6 |
Группа: Проверенные
Сообщений: 244
Награды: 5
Репутация: 2
Статус: Offline
|
Одна удивительная история
В жизни иногда случаются удивительные "совпадения", про которые люди "с опытом" уже знают, что вовсе они не совпадения. Когда я только готовила этот выпуск, то просто в качестве приятного чтива, взяла в руки книгу, которая рассказывает о жизни и добрых делах рабанит Бат-Шевы Эстер Каневской, да будет память праведницы благословенна. Рабанит, кстати говоря, являлась не только женой ныне здравствующего (да продлятся его дни) главы поколения, рава Хаима Каневского, но и дочерью рава Йосефа Шалома Элияшива, о котором речь шла в предыдущей статье. Так вот, история, которую вы прочитаете ниже, связана с ней и ее отцом. С рабанит, потому что она любила приводить ее в качестве примера непоколебимой веры в Творца и мудрецов, а с ее отцом, поскольку он был ее непосредственным участником. Вообщем, оказалось, что не зря я решила взять в руки эту книгу.К слову замечу, что рав Элияшив, зацаль, также как и его зять, рав Хаим Каневский, принимал у себя десятки тысяч евреев со всего мира, с их бедам и несчастьями, с их важными алахическими вопросами и просьбами о благословении. Эта история одного еврея, который пришел за советом к раву.
В кабинет к раву Элияшиву, да будет память праведника благословенна, вошел абсолютно подавленный еврей. На его лице читалась скорбь и необходимость в совете. Разбитым, тихим голосом он начал свой рассказ. Спустя десять лет после свадьбы, они с его супругой так и не удостоились иметь детей. С болью в сердце у обоих, они решились на развод. Спустя очень короткое время после развода, к огромному их удивлению выяснилось, что у них, с Б-жьей помощью, в скором времени должен появится ребенок. Радости нашего еврея не было предела, но только на первых порах. Когда его эмоции чуть подъостыли, он вдруг понял, что к нему вместе с радостью пришло несчастье. Все дело в том, что он был родом из знатной семьи коэнов. Но, как известно, запрещено коэну брать в жены разведенную женщину!!! Рав Элияшив с участием выслушал рассказ посетителя, и сказал ему, чтобы тот ехал к котелю (Стене Плача). - К котелю? - подумал про себя еврей, - какая связь между этой историей и котелем? Неужели Котель сможет разрешить коэну разведенную? - но, будучи богобоязненным евреем, уважающим мнение мудрецов, вслух этого не произнес. По велению рава еврей поспешил отправится к Котелю. Стоя, у стены разрушенного Храма, у мужчины потекли слезы рекой. Он не мог совладать с собою. В течении часа он изливал свое горе, плача как младенец на груди у папы. Вдруг он почувствовал прикосновение руки к его плечу. - Что за горе у тебя? Почему ты так убиваешься? - обратился к нему небезраличный еврей, с тревожным лицом, - может быть я могу помочь тебе? - Спасибо, что поинтересовался, но ты не сможешь мне помочь, - ответил евреи с напряжением. Но сочувствующий еврей не унимался: - Может ты все же расскажешь мне, что тебя так тяготит? Знаешь, ведь если человек делит свою проблему с кем-то еще, то постепенно, он может прийти к ее разрешению. После продолжительного сопротивления, решился наш еврей рассказать в нескольких фразах суть своего горя. - Я тебе советую бросить все твои дела и навестить отца, - выпалил еврей неожиданный совет. - Отца? - удивился он, - он очень долгое время госпитализирован в доме престарелых в Америке. Чем он сможет мне помочь? Но советчик не унывал. Он снова и снова убеждал удрученного еврея осавить все и поехать к отцу в Америку, пока тот не сдался и не пообещал в полголоса, что сделает это. Прибыв в Америку, наш еврей незамедлительно приехал в дом престарелых, где находился его отец. - Ой, как же все таки хорошо, что ты приехал! - с нескрываемой радостью встретил его отец, - я чувствую, что дни мои сочтены, и я должен рассказать тебе секрет твоей жизни, перед тем как покину этот мир. - Секрет моей жизни, - тут же промелькнуло в голове у еврея, - О чем это он? - Дорогой мой сын, знай, что ты не мой настоящий сын, - голос отца дрогнул, - Когда ты был совсем еще младенцем, нам предложили тебя усыновить. Пришло время тебе об этом узнать. Весь мир вертелся в его голове. Если он приемный сын, это означает, что он не коэн и святость сынов Аарона к нему не имеет отношения, а это означает, что он может женится на разведенной. Спустя очень короткое время после возвращения еврея в Землю Израиля, он вновь женился на своей первой жене. Перевод Таль Володин, из книги "Рабанит"
|
|
|
| |