Четверг, 21.11.2024, 16:26
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: volodintal  
Недельная глава Торы Ваякгель - Пкудей 5773
YaelДата: Вторник, 05.03.2013, 18:02 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
Дорогие Друзья!


На нашей шабатней страничке вы найдете недельную главу Торы для детей, тематические раскраски для самых маленьких, женскую страничку с мицвотдля женщин и рецептами еврейской кухни и многое другое для всей семьи, что поможет вам в создании настоящей шабатней атмосферы вашего дома!

485 Ваякhель (И собрал) 5773
Когда мы едины


"И собрал Моше всё общество сынов Израиля,
и сказал им: "Вот, что повелел Всевышний сделать:
шесть дней будет делаться работа, а день седьмой будет
выделенным для вас – шабат"… И сказал Моше обществу сынов Израиля:
"Вот, что повелел Всевышний, сказав: "Возьмите у себя приношения для Всевышнего…
И всякий мудрый сердцем среди вас сделает всё, что повелел Всевышний: Шатёр…"

Шмот, 35:1--2,4--5,10--11


Приказ о сооружении Мишкана - переносного Храма - предваряется законом о Шабате, а объединены они, как и всё сказанное в этой недельной главе заголовком "И собрал".

С шабатом всё относительно просто. Любое занятие - даже самое-самое - должно быть прервано ввиду наступления шабата. Именно так объясняет величайший комментатор Торы Раши причину нахождения закона о субботнем покое перед основным содержанием недельной главы, повествующей о Мишкане и его составляющих.

И ещё одно важнейшее замечание наших мудрецов: любая работа "будет делаться" без наивного ощущения себя причиной достигнутого успеха (результата): не подкармливайте свою гордыню, держите её на голодной диете.

А главнейшим принципом, создающим возможность успеха любого начинания является единство еврейского народа. Отсюда прежде всего:

"И собрал Моше всё общество…"


485 Пкудей (Итоги)


Недельная глава «Пекудей» – Итоги завершает книгу Шмот подведением общих итогов построения мишкана и подытоживанием удельного веса еврейского народа.

Количество евреев есть результат взвешивания (а не пересчёта!) половинок шекеля. Как и полагается в соответствии с запретом пересчитывать евреев. Раши, основываясь на мидраше, указывает на прямую связь между нарушением запрета и счётом евреев, - и «дурным глазом», воцаряющемся в этом случае над нашем народом. Как следствие, эпидемия, косящая стройные еврейские ряды.

Кому мешает стройность переклички «на первый-второй и т.д. рассчитайсь»!

Половинки шекеля, составляющие еврейский вес, подразумевают неразделимость народа на отдельные выдающиеся единицы (подобно килограмму риса, где каждая рисинка сама по себе бессмысленна, но все они вместе создают килограмм).

В недельной главе «Бехукотай», завершающей третью книгу Пятикнижия, рассматривается не кошерный вариант клятво-самовыпячиванием: «Чтоб я так жил» (перевод на одесский оригинального «Эрки алай»). В таком случае исправления ради еврей обязывается принести в Храм корбан хатат на сумму …себЯстоимости. Итак, волнующий вопрос: какова стоимость отдельно взятого еврея? Алахический ответ – 50 «сиклей», чтоб не сглазить. Теперь элементарная пропорция, позволяющая увидеть истинную стоимость «народа разрозненного и разделённого», назначенную премьер министром Аманом. Еврей, как часть народа, - 1/2 шекеля – супротив 5о шекелей (в 100 раз больше половинки), - его же цена при самовыпячивании. Идеальный вес народа, неизменный весь эмбриональный период (40 лет скитаний по пустыне), - 100 кикаров серебра – супротив 10000 (100х100) кикаров жидовской тяжести, непосильным бременем отягчившие жизнь Амана и иже с ним юдоведов.

Ожирение еврейских сердец, не позволяющих нам ощущать себя частью народа, приводит не дай Б-г, к летальному исходу. Духовная диета (3 дня по рецепту Мегилы, или 40 лет по рецепту пустыни, или, в самом тяжёлом случае, 6000 лет), предписанная Всевышним еврейскому народу, – единство, иначе – эпидемия как следствие утучнения.


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
volodintalДата: Четверг, 07.03.2013, 00:15 | Сообщение # 2
Группа: Проверенные
Сообщений: 244
Награды: 5
Репутация: 2
Статус: Offline
Недельная глава "Ваякгель" для самых маленьких

После того, как евреи промахнулись в истории с золотым теленком, поднялся Моше Рабейну на небеса, чтобы попросить Всевышнего простить еврейскому народу. Моше Рабейну очень просил святого, благословен Он, просто умолял его простить им этот ужасный грех. До такой степени сильно просил Моше, что в Йом Кипур сказал Всевышний, что прощает еврейский народ.



На следующий после Йом Кипура день, спустился Моше Рабейну с небес и собрал вокруг себя весь еврейский народ, но не эрев рав, которые вышли вместе с евреями из Египта. Им приказал Моше Рабейну не приходить. Потому что помнил Моше, сколько бед принесли они еврейскому народу. Поэтому собрал только Бней Исроэль, мужчин и женщин, и так сказал им:



- Слушай, народ Израиля, что приказал Ашем. За шесть дней Ашем создал мир, море и сушу, человека и всех животных, а в седьмой день отдыхал Ашем. Это день Он назвал Шаббат - это святой день! И нам тоже, Творец мира приказал работать шесть дней, а в шаббат запрещено делать всякую работу,только пить, есть и учить Тору в честь святого Шаббата.
volodintalДата: Четверг, 07.03.2013, 12:42 | Сообщение # 3
Группа: Проверенные
Сообщений: 244
Награды: 5
Репутация: 2
Статус: Offline
Женская страница

Актуальная тема -ПЕСАХ


Законы уборки на Песах
Краткое пособие, составленное по материалам уроков великого мудреца Торы и руководителя наше-го поколения
рава Хаима Пинхаса Шейнберга



Введение.

В прежние времена были богатые люди и бедные. У богатых, которые жили в больших домах, была постоян-ная прислуга, которая выполняла любые работы. Бедные же, которые не могли позволить себе прислугу, жи-ли в маленьких домах – одна, максимум – две комнаты. Разумеется, в домах богачей подготовкой к Песаху занимались слуги. Бедные все делали сами, но им нужно было убрать лишь одну-две комнаты, не говоря уже о том, что у них было очень мало мебели и минимум посуды и одежды. В те времена уборка была тяжелой работой. Столы были сделаны из необработанного дерева, и поэтому, чтобы быть уверенными, что ни одна крошка не осталась в щелях, их нужно было хорошенько отчищать и скрести, а порой и шлифовать. Деревян-ные или земляные полы тоже требовали основательной уборки и чистки.
Наше же поколение, похоже, попало в ловушку. Обычный современный дом (или квартира) намного просто-рнее, чем раньше. У нас в избытке мебели, посуды, одежды и прочих вещей. Дом в наше время может срав-ниться с богатыми домами прошлого. Вместе с тем, у нас нет в распоряжении гвардии слуг, и, в таком случае, все бремя падает на плечи хозяйки дома. А она ощущает обязанность чистить, скрести и драить так же, как в прежние времена, несмотря на тот факт, что в наше время мебель гладкая – покрытая лаком или формайкой, а пол представляет собой каменную плитку, что делает всю эту тяжелую работу необязательной.
В результате, напряжение и стрессы, сопровождающие работы по уборке на Песах, достигли совершенно из-лишних и ненужных высот. Хозяйка дома превращается буквально в комок нервов, она уже не в состоянии получать удовольствие от праздничного дня – йом-тов Песаха, и с большим трудом участвует в исполнении заповедей Пасхального седера.
Вся семья обязана радоваться празднику Песах, как и другим праздникам Торы, что распространяется и на женщину. Нужно знать, что эта обязанность – из Торы (деорайта), как это объясняется у мудрецов. Женщина должна ждать праздник с радостью, а не с тоской. Это не Девятое ава. Вечером Пасхального седера каждая хозяйка должна быть спокойной и бодрой, чтобы исполнить вместе со своей семьей все обязанности, свя-занные с седером – как заповеди Торы, так и постановления мудрецов (дерабанан). Поэтому очевидно, что нужно рассчитать силы так, чтобы исполнение обязанностей подготовки к Песаху не происходило за счет обязанностей самого Песаха.
Конечно же, уборка на Песах необходима, чтобы уберечься от нарушения запретов Торы и мудрецов по по-воду нахождения хамца в доме. Однако, как мы увидим далее, в этой работе не нужно усердствовать чрез-мерно.
Разумеется, мы не собираемся отменять обычаи, которые переходят в семьях из поколения в поколение. Од-нако есть различные «правила», которые в наше время женщины приняли на себя, и они не являются про-должением традиций и обычаев прошлых поколений. Например, если человек не продает хамец, который есть в его владении, то, разумеется, согласно постановлению мудрецов, которое обязывает нас проверить и уничтожить хамец, он должен проверить всю посуду, отмыть и отчистить весь хамец, который остался на ней, или испортить его – так, чтобы он стал непригодным для еды. Однако если хамец продается, как принято се-годня у многих, то уже не нужно очищать и скрести кастрюли, сковородки и т.п. Ведь их в любом случае скла-дывают в шкафы, которые закрывают и продают. Если же кто-то захочет заупрямиться и устрожить, беря на себя дополнительную работу, то он должен знать, что такое устрожение чревато многочисленными облегче-ниями, а иногда и отменой заповедей, связанных с данным днем, обязанностей из Торы и мудрецов, которые женщины должны исполнять в Песах, точно так же как и мужчины – в особенности, на Пасхальном седере.
Многие женщины любят «наводить чистоту» гораздо больше необходимого минимума – до такой степени, что есть те, кто к необходимой уборке на Песах добавляют и «весеннюю уборку». Нельзя допускать, чтобы женщина потратила на это все силы и потом была не в состоянии исполнять заповеди Песаха, в особенности – Пасхального седера.
Необходимо подчеркнуть, что подготовка к Песаху возложена также и на мужчин, как сказано в Мишне: «То-ра приобретается (выполнением) 48 условий... (одно из них): нести бремя вместе с ближним», не говоря уже о том, что совместная радостная работа укрепляет и сплачивает семью, а заодно дает авреху необходимую пе-редышку от труда над Торой.

Общие замечания:

1. Человек обязан почистить все свое имущество и проверить, что в нем нет хамца, кроме нижеследующих исключений:
2. Если в какое-то место на протяжении года не вносили хамец, это место не требует уборки и проверки хам-ца.
3. Посуда, которой не будут пользоваться в Песах, а хамец, прилипший к ее стенкам, продают: такую посуду не нужно проверять на хамец.
4. Крошки, которые стали несъедобными, не считаются хамцом, поскольку непригодны для еды собаке.
5. Общая обязанность искать и уничтожать крошки не существует, если каждая из этих крошек меньше ке-зайт, и они загрязнены до такой степени, что непригодны в пищу.
6. Перед каждым действием каширования (посуда, конфорки, духовка и т.п.) принято 24 часа не пользоваться кашируемым предметом, чтобы он не был «бен йомо».
7. То, что будет называться ниже «чистящим (моющим) средством» – это любое чистящее средство, которое портит крошки так, что после обработки им они станут непригодными в пищу даже собаке.

Практические действия.

Проверка комнат.

сли слишком трудно проверить все комнаты за один вечер, можно облегчить и сделать проверку в некото-рых местах заранее. В комнату, которая очищена от хамца и проверена в соответствии с алахой, запрещается вносить хамец. Благословение на проверку хамца (аль биур хамец) запрещено говорить раньше вечера 14 нисана. Поэтому нужно оставить хотя бы одно место, где есть хамец, и проверять его именно 14 нисана вече-ром, чтобы иметь возможность сказать благословение и исполнить заповедь о проверке хамца в соответст-вии с законом. Однако даже в случае, когда весь дом уже полностью очищен от хамца еще до 14 нисана, принято, что один из домочадцев прячет в разных местах 10 кусочков хамца, и, таким образом, проверка де-лается по закону.

Пол.

В наших домах нет земляных полов, где могли быть глубокие щели или трещины. Поэтому достаточно под-мести и помыть пол с моющим средством. Нет необходимости проверять мелкие щели, если моющее средст-во проникло в них (см. общие замечания п. 5).

Кухонные шкафчики.

(Если ими не будут пользоваться в Песах, см. общие замечания пункты 3 и 5). В случае, когда ими будут поль-зоваться в Песах: освободите шкафчик от продуктов, помойте его тряпкой, смоченной в чистящем средстве. Убедитесь, что чистящее средство проникло во все щели, так что если там были крошки, они испорчены. По-сле этого принято покрывать полки шкафчика оберточной бумагой.

Холодильник.

Освободите холодильник от продуктов и промойте тряпкой, смоченной в чистящем средстве. Особенно об-ратите внимание на складки резины в дверях – их нужно почистить как можно тщательнее. Есть те, кто по-крывает полки холодильника.

Платяные шкафы.

Если есть допустимая вероятность, что в шкафу может быть хамец, следует проверить его не только на боль-шие куски хамца, но и поискать, есть ли в нем крошки, пригодные для еды. Если же вероятность, что хамец попал в такие места, мала, то можно посоветоваться с раввином, чтобы узнать, в каких случаях нужно прове-рять в таких местах, а в каких – нет. Этот же закон относится к полкам, тумбочкам, подвалам и любым подоб-ным случаям (см. также общее замечание п. 5).

Игрушки.


Если в них есть съедобный хамец, его нужно убрать и все почистить; если его невозможно вытащить, нужно сделать его несъедобным (см. общие замечания, п. 5). Нет необходимости тщательно очищать игрушки, скре-сти и т.п.
Кольца нужно хорошо почистить и надевать только тогда, когда наступило время запрета на хамец в любом количестве.
Телефоны, клавиатура и т.п. тоже требуют основательной чистки либо продажи.

Одежда, одеяла и т.п.

Если вы постирали их со стиральным порошком или отдали в химчистку, их не нужно потом проверять (см. общие замечения п.5). Перед стиркой следует вывернуть карманы. Однако, если их не стирали и есть вероят-ность, что в карманах или в районе швов могут быть крошки, то если эти места невозможно хорошо вытрях-нуть, то нужно протереть их тряпкой, смоченной в чистящем средстве. Конечно же, можно также закрыть на замок в шкафу одежду, которую не будут носить в Песах, и продать находящийся в ней хамец. Тогда ее не нужно вообще проверять (см. пункт по поводу кастрюль).

Окна.

Подготовка к Песаху не включает в себя мытье окон и жалюзей. Однако в нижних полозьях раздвижных окон бывает хамец, поэтому их следует промыть с чистящим средством.

Мусорное ведро, веник, совок и т.п.

Ведро следует хорошо почистить или вылить в него моющее средство, которое портит вкус хамца. Совок дос-таточно хорошо помыть. Веник или метлу – нужно хорошо очистить от крошек хамца, и лучше мыть их в моющем средстве. У некоторых принято покупать на Песах новый веник, а старый – класть в место, которое будет сдано нееврею.

Кашерование раковин.

Почистите раковины (см. общее замечание п. 6), и окатите их кипящей водой со всех сторон (изнутри). Неко-торые выливают горячую воду, смешанную с хлоркой (экономикой), в саму раковину и в дырку слива. В наше время многие покрывают раковины изнутри (например, плотной фольгой и т.п.) или помещают внутрь спе-циальную пластиковую пасхальную раковину. Если это не представляет особой трудности, желательно делать так.

Поверхность стола.

Хорошо помойте его с чистящим средством. После этого принято покрывать стол.

Мраморные (шаеш) или металлические поверхности.

Если на такую поверхность попадал горячий хамец, то нужно хорошо почистить ее (см. общие замечания п. 6), а после этого можно либо окатить кипятком, либо полностью застелить чем-то, чтобы никакой кашерный на Песах продукт не касался ее. У многих принято делать и то, и другое.

Кастрюли, сковородки, тарелки, вилки, ложки, ножи.


Любую вещь, которой не будут пользоваться в Песах, нужно спрятать в закрытом месте, таком, которое на-помнит человеку, что этими вещами нельзя пользоваться. Если в них есть «хашаш хамец» (т.е. мы опасаемся, что хамец прилип к их стенкам), то нужно продать хамец, который содержится в них. (По поводу кашерова-ния посуды на Песах следует спросить у раввина).

Краны.

Достаточно просто почистить, и не нужно дополнительно кашеровать.

Кашерование плиты (верхняя часть).

По возможности следует избежать кашерования плиты, приобретя отдельную плиту на Песах, (ее верхнюю часть – конфорки) и тем самым облегчить себе работу на долгие годы. Если плитой не будут пользоваться, то ее нужно просто хорошо помыть чистящим средством. Если же решили кашеровать, то хорошо помойте всю поверхность плиты, бока и вентили с сильнодействующим чистящим средством («Фантастик» и т.п.). В наше время принято после кашерования покрывать ее плотной фольгой. Если вы хотите пользоваться на Песах той же решеткой (на которую ставят кастрюли), то ее кашеруют так: тщательно чистят, возвращают на место (см. общее замечание п. 6), потом зажигают все конфорки на максимальную мощность и накрывают сверху бле-хом (металлическим листом) или плотной фольгой (в то время, как конфорки горят). Это распределяет тепло по всей поверхности плиты и усиливает температуру нагревания решеток. Конфорки должны гореть таким образом 5-10 минут.

Духовка.


1. Если вы собираетесь пользоваться духовкой в Песах: очистите ее от всех съедобных крошек и промойте тряпкой, смоченной в сильнодействующем чистящем средстве. Если вы считаете, что остались еще какие-то кусочки или крошки хамца, до которых невозможно добраться, почистите плиту со специальным средством для плит (например, «Сано танурим», «Сент-Мориц» и т.п.) После применения такого средства не нужно больше чистить духовку (см. общее замечание №6). После этого духовку нужно включить на самую высокую температуру и оставить гореть около часа (в электрической духовке нужно выяснить, какая температура вы-ше – в обычном режиме или в гриле). Если есть в наличии отдельный блок, который можно вставить, лучше пользоваться им, и тогда не нужно нагревать духовку – достаточно почистить ее, как указано выше. Если в дверце духовки есть стеклянное окно, желательно после кашерования покрыть его изнутри фольгой.
2. Не пользуйтесь в Песах решетками, которыми пользовались для хамца. Если же это необходимо, их можно откашеровать таким же способом, как и саму духовку. Если не пользуются духовкой в Песах. Весь вышеопи-санный процесс не нужен – следует лишь убедиться, что внутри духовки нет настоящего съедобного хамца и заклеить дверцу духовки скотчем.

Миксер, кухонный комбайн.


Нужно спросить у рава.

Посудные полотенца.

Если у вас нет пасхальных полотенец для посуды, то можно пользоваться обычными, при условии, что вы по-стирали их со стиральным порошком и на них не осталось никакой прилипшей еды. Однако все же принято на Песах пользоваться специальными полотенцами.

Пасхальные скатерти.

Можно гладить их тем же утюгом, которым пользуются в течение года.

Сидуры, бирконы, книги.

Книги, которые кладут на обеденный стол, такие, как сидуры, бирконы и т.п., поскольку в них наверняка будут крошки, нужно положить вместе с посудой для хамца. Хамец, содержащийся в них, – продать. Остальные кни-ги, если есть вероятность, что в них есть крошки, стоит проверить. Однако ими можно пользоваться и без проверки – только не класть на стол во время еды или рядом с едой. Если же их проверили, то можно класть их на стол.

Китнийот.

Все виды бобовых, в том числе соя, а также гречка, рис, кунжут, подсолнух, кукуруза и продукты из них мож-но продолжать есть и после того, как дом полностью убран на Песах, но нельзя варить их в пасхальной посу-де. Однако начиная со времени запрета хамца, запрещено также есть китнийот, и, разумеется, не пользовать-ся ими в сам Песах (по ашкеназской традиции).

Чистка зубов.

Если в зубах стоит пломба или коронка из железа, желательно не есть горячий хамец за 24 часа до запрета хамца в канун Песаха. Вставные зубы – если позволяют средства, желательно приобрести отдельный набор специально на время Песаха. Некоторые кипятят их в первом сосуде или держат в течение часа в соленой воде, а затем промывают водой.
Еду, которая упала на стул или на пол в Песах нужно помыть только из гигиенических соображений. Она не становится хамцом, даже если была горячей. Однако есть те, кто устрожает и не ест такую еду.
Последние приготовления, например, подготовку символов для Пасхальной кеары, накрывание на стол и т.п., очень желательно закончить как можно раньше, чтобы была возможность отдохнуть. Будьте готовы на-чать Пасхальный седер сразу же после вечерней молитвы, чтобы быть уверенными, что дети не заснут по-среди седера.
Перевод – Лея Шухман.


Материал взят из еженедельника "Беерот Ицхак", номер 10
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: