Yael | Дата: Среда, 17.04.2013, 16:57 | Сообщение # 2 |
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
|
«МЕГИЛАТ РУТ» Часть седьмая Глава первая СЮЖЕТНАЯ ЛИНИЯ ИСТОРИИ РУТ КАК РЕЗУЛЬТАТ ДУХОВНОЙ ДИСТИЛЛЯЦИИ: ОТ БЕЗГРАНИЧНОГО ХЕСЕДА – К ЦАРСТВЕННОСТИ
Эта тема является пересечением двух циклов бесед, которые ей предшествуют. С одной стороны она является темой царственности, венчающей «Щит Давида», с другой – она сюжетно предшествует завершению «Тёмных мест Торы». Мы же будем читать «Мегилат Рут» как Мегилат ґа-мидот – Свиток качеств. И заново (в этом – наша главная цель) увидим, что есть Царственность. Но в начале – несколько слов о сюжете и о том, почему эта история, совершенно заслуженно, должна была попасть в цикл «Темные места Торы».Эта история происходит на закате Эпохи Судей с одним из последних судей – Ивцаном (см. Шофтим, 12:9-11). А начинается она с дезертирства – ухода одного из духовных лидеров поколения – Элимелеха, который в тяжелую годину бросает евреев. Гибнет он, гибнут его сыновья, его жена возвращается с нееврейской невесткой-моавитянкой назад в Иудею, в Бейт-Лехем. В результате не совсем обычных событий, которые вызывают очевидно параллель с историей Йеґуды и Тамар. Мы увидим, почему Небеса желают брака между судьей поколения, который носит в этой истории имя Боаз, и моавитянкой. Мудрецы говорят, что речь идет об одном из последних судей Израиля Ивцане. И происходит невероятное: Боаз женится на моавитянке Рут. Дальнейшее достаточно трагично. И мудрецы говорят, что эта история также тяжела, как и история Йова. Если с историей Йова все более-менее понятно, потому что представить себе более тяжелые испытания, чем те, которые выпали на долю Йова просто невозможно, то немного странно, почему такая, в общем-то, пасторальная история относится мудрецами к двум самым тяжелым историям ТаНаХа. Это можно понять, если сравнивать продолжение этой истории в «Мегилат Рут». Боаз умирает наутро после свадьбы. Всеми людьми это расценивается как простое следствие мезальянса, когда духовный лидер поколения женится на моавитянке. Будет там еще и ґалахическая проблема: мог ли он вообще на ней жениться? Помните, мы учили историю Ишая, который был внуком Рут, и который, несмотря на то, что был праведнейшим человеком своего поколения, одним из тех четырёх, кто вообще не должен был бы умирать, если бы не было смерти для рода человеческого, так вот он всё еще вслед себе слышал: «Моавитянин!» И Рут проживет очень непростую жизнь. Но тем и отличаются ее страдания от страданий Йова, что она увидит осуществившуюся цель, то из-за чего и ради чего она страдает. Написано, что она дожила и увидела воцарение царя Шломо. И царь Шломо в признание ее заслуг здесь, в этом мире, поставил рядом с царским креслом «престол для матери царства». «Мать царства» – причина царственности вообще. И потому вся длинная-предлинная жизнь Рут увенчалась замечательным результатом, она стала матерью царства, она стала матерью Машиаха. Но, как и всегда, большое видится на расстоянии, и ее личная судьба была чрезвычайно тяжелой. Признание пришло к ней в самом конце ее жизни.
Эту историю к «Темным местам Торы» относит несколько моментов. Помните, что характерно для любой истории с «Темными местами Торы»? Две вещи. Первая: замечательно важный результат присутствует налицо. Действительно, в результате брака между Боазом и Рут рождается Овед, у которого рождается Ишай, сыном которого является царь Давид. Т.е. это – еще одно звено в цепочке Машиаха.
С другой стороны, присутствует еще один фактор, который является общим для всех этих историй: это – совершенно непонятный сценарий, на первый взгляд, даже противоестественный. К очень пожилому Боазу Наоми ночью, на поле подсылает Рут. Шаг, который мы будем еще объяснять, и который однозначно вызывает очень большой вопрос. Он, в основном, и явился причиной того, что в учебниках по мировой литературе эта история Рут и Боаза называется первой Love History (любовной историей).
Мы увидим с вами по ходу разбора текста, насколько далека эта история от всего того, что называется дешевой романтикой. Там есть романтика, но она совершенно иного уровня. Это – первое. И вопросы – здесь те же самые, и ответы – те же самые – связанные с «темнотой». Самый сильный свет требуется в Галуте, где он не может раскрыться из-за очень толстого слоя темноты. И я хотел бы коснуться определения этого света. Боаз, Рут, Элимелех, Наоми – мы позже коснемся смысла этих имен.
Дело в том, что имена в этой истории нарицательные. Это – не псевдонимы. По еврейской традиции считается, что ее записал пророк Шмуэль, обозначая главных героев именами-характеристиками. Боаз и его участие в этой истории не вызывает никаких вопросов, поскольку он седьмой в династии, это – седьмое поколение от Переца, сына Йеґуды и Тамар, т.е. он князь в семи поколениях. А появление в цепочке Машиаха моавитянки вызывает немалое удивление.
И я хочу показать вам замечательный мидраш, он отправляет нас в четвертую главу Первой Книги Пятикнижия, в недельную главу «Ва-йера». Там происходит история Сдома и Аморы (Бе-рейшит, 19). Лот спасается из Сдома с двумя дочерьми, а жена его становится соляным столбом. И звучат очень интересные слова, когда Лот медлит, он не хочет уходить из города, а ангелы, в буквальном смысле слова, торопят его, и говорят: «Возьми с тобой двух дочерей, находящихся тут» (Бе-рейшит, 19:15).У него были еще и замужние дочери, которые погибли.
И мидраш говорит так: ґа-нимцаот – «תאצמנה» следует читать мециот – «תואיצמ». Меция – «האיצמ» – это «находка». То есть, обращаясь к Лоту, звучит: возьми дочерей, которые тут рядом, которых ты сможешь спасти, а те уже не подлежат спасению. То есть двух дочерей, которые – находки.
Дальнейшая история весьма своеобразна. Убежав в горы, Лот и две его дочери находят себе убежище в пещере. И дочери решают, что они – последние на Земле люди, и что произошла катастрофа не местного значения, а затронувшая весь мир. И тогда происходит то, что с точки зрения каваны – мысленаправленности – с точки зрения цели, является замечательно альтруистичным. А с точки зрения средства – более грязной истории и представить нельзя!
Они решают переспать с собственным отцом с тем, чтобы родить человечество заново. Цель очень альтруистическая, средство – невозможно грязное! И говорят наши мудрецы (поскольку мы формулировали «Закон сохранения Добра»), что Добро не может исчезнуть. Другое дело, что оно может оказаться в такой большой куче дерьма, что для того, чтобы оно проявилось, требуется много-много-много поколений, которые будут дистиллировать и дистиллировать, чтобы Добро могло проявиться.
В данном случае – идет речь о двух народах, которые рождаются в результате этой противоестественной связи между двумя дочерьми и отцом, народы эти называются Моав и Аммон.
Первая из дочерей была достаточно откровенна (тому были причины, как то беспорочное зачатие!) и назвала своего сына, родившегося от отца, Моав – «От отца». Вторая была чуть поскромнее, и «назвала своего сына Бен-Ами – он родоначальник сынов Аммона» (см. Бе-рейшит, 19:36-38). Они были двумя крупицами высочайшего Добра в этом противоестественном поступке, крупицами высочайшего проявления альтруизма или хеседа. Здесь был безудержный, безграничный хесед, но мы с вами учили в курсе «Щит Давида», что безудержный и безграничный хесед чреват.
В данном же случае потребовалось множество поколений, чтобы в результате, в народе, который называется Моав, родилась Рут как квинтэссенция Добра высочайшего уровня, которая присутствовала в противоестественном поступке дочери Лота. А в Амоне – родилась Наама, которая менее известна, но, в принципе, сделала тот же самый подвиг – достижение высочайшего духовного уровня, что и Рут.
Мы с вами говорили о демократичности Торы, о том, что Синайское Откровение и Тора существуют всегда и для всех в любом поколении. И потому Тора была дана в пустыне, что в каждом поколении «всякий желающий придет и берет». Здесь слово литоль – «לוטיל» на иврите означает «брать свое». Она для того, кто ее хочет. Но два народа Моав и Амон были страшными исключениями из общего правила. Не то, чтобы они не могли стать евреями, могли, но они были, однозначно, в первом поколении поражены в правах. «И не войдет аммонитянин и моавитянин в общество Вс-вышнего…» (Дварим, 23:4): םָלוֹע-דַע הָוהְי לַהְקִבּ םֶהָל אֹבָי-אלֹ יִריִשֲׂע רוֹדּ םַגּ הָוהְי לַהְקִבּ יִבאָוֹמוּ יִנוֹמַּע אֹבָי-אלֹЭто значит, что аммонитянин и моавитянин (но не амонитянка и не моавитянка, поскольку было сделано исключение для женщин) могли стать евреями. Но в этом случае они не могли жениться на обычных еврейках, а только на тех, кто принял иудаизм – на герах или на мамзерах, то есть на тех, кто так или иначе тоже были поражены в правах. Только не подумайте, что они в очереди стояли принимать иудаизм. Насколько это так, что мы увидим в «Мегилат Рут», что когда Рут захотела стать еврейкой, это был первый случай, это был прецедент. Все эти законы, которые ни разу не применялись, были прочно забыты, и пришлось созывать высочайшего уровня Санґедрин, который постановил, что речь идет о поражении в правах только моавитянина, но не моавитянки. И говорят мудрецы, что этот закон был дан в Торе изначально для того, чтобы позволить этим нижайшим народам дать нам Рут и Нааму. И это – исключение для женщин моавитянок и амонитянок. По нашим традиционным свидетельствам, речь идет только о двух женщинах, желавших когда-либо из этих народов, стать еврейками. Одной была Рут-моавитянка, другой была та жена царя Шломо, которая родила следующего царя – следующее звено в цепочке Машиаха. Она была мамой Реховама, при котором был осуществлен раздел на два царства – Иудею и Израиль. Тем самым, и Рут, и Наама являются теми, от кого произойдет Машиах. И они есть результат, как мы сказали, духовной дистилляции и являются квинтэссенцией того изначального Добра, которое присутствует в очень большой кучи грязи поступка дочерей Лота. И снова, мы видим ту идею, которая была профилирующей в цикле бесед «Темные места Торы». Очень сильный свет скрыт очень густой тьмой, потому что – Галут, потому что – иначе не будет выбора. Но есть еще один очень важный факт, о котором мы сказали. Необычность сценария этих историй привлекает наше внимание и не дает спокойно к ним относиться, заставляет искать и находить тот след, который в них присутствует. И здесь присутствует главная идея Галута: чтобы обнаружить в Галуте Геулу, искать ее надо через темноту. Помните, мы приводили пример арбуза? Не ищите тот арбуз, который красный, а ищите тот, который зеленый, потому что есть внешняя оболочка, а есть внутреннее содержание. И коль скоро речь идет о Галуте, то оболочка должна быть темной. И чем гуще темная оболочка, тем больше света она может в себе удержать, не мешая Галуту существовать. И в этом для нас был главный урок: чтобы обнаружить свет в конце туннеля, не нужно бояться темноты. И эти истории, кроме всего прочего, так сделаны, что они привлекают внимание, не дают людям оставаться равнодушными, не дают пройти мимо, потому что в них – главная идея о том, что есть Геула по отношению к Галуту, о том, что этот мир в его нормальном состоянии и есть наше светлое будущее. А этот мир находится в состоянии беременности и, глядя на него, не надо спешить с выводами. Так же, как и глядя на себя, тоже не надо спешить с выводами, потому что речь идет только о промежуточном состоянии.
Утром проснулся живой. Разве не повод для счастья? Пусть выпадает не часто, Хватит с лихвой.
|
|
|
| |