Пятница, 19.04.2024, 13:25
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Книги р.Гитика » Учёба первый год » 2. «Общая теория Галута» (Второй курс)
2. «Общая теория Галута»
YaelДата: Среда, 17.04.2013, 16:08 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline




В этом разделе представлены первая глава из второго курса..


2. «Общая теория Галута»
Темы курса:
● Что скрывается за двойственностью сюжета Свитка Эстер?
● Где в Пятикнижии появляются Мордехай, Эстер и ґАман?
● В чем главная проблема галута ?
● В чем смысл высказывания мудрецов «Входит вино – выходит тайна»?

Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
YaelДата: Среда, 17.04.2013, 16:17 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
«ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ГАЛУТА» Часть вторая
Глава первая.
ПИР НА ВЕСЬ МИР ИЛИ
ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА ГАЛУТА


Мы сегодня начинаем новый цикл бесед под общим названием «Общая теория Галута». Назначение этого цикла – попробовать понять ту ситуацию, в которой мы сегодня с вами находимся. Название этой ситуации – Галут. Неправильный перевод этого слова – «рассеяние». Мы, как всегда, читая написанное тогда, попробуем понять происходящее сейчас. Как мы будем действовать? Мы начнем читать то произведение, которое, практически, было написано последним, уже на границе двух эпох. События происходят в конце самого первого еврейского изгнания из страны Израиля –
Вавилонского. И мы начнем с истории.

У великого вавилонского царя Невухаднецара (по-русски он известен как Навуходонасор) сын был последним вавилонским царем. То есть папа создает великую империю, ему удается разрушить Первый Храм, построенный царем Шломо. А его сын – Бельшацар, входит в историю как устроитель знаменитых валтасаровых пиров. Его имя по-русски – Валтасар. И знаменитые валтасаровы пиры – это его рук дело. Почему он попадает в историю? Он весьма легкомысленно относится к затее персов и их союзников-мидийцев, которые пытаются захватить город и власть над империей. В городе находятся несметные богатства, но город защищён непробиваемой стеной. И первейшим развлечением жителей Вавилона во время осады, была прогулка по крепостным стенам и насмешки над армией, которая осаждала город. И когда персы и мидийцы врываются все-таки в город, то, как рассказывает историческая хроника, царь Валтасар пирует. Во время этого пира к нему вбегает гонец с сообщением о том, что персы ворвались в город, а он реагирует на это известие тем, что кидает в гонца полуобглоданной костью. И именно этот его пир, когда забывают обо всем окружающем, и стал нарицательным.

Что происходит дальше? Великий персидский царь Кир повелевает евреям отстраивать Второй Храм. Долгое время историки относились с недоверием к такому повелению, поскольку оно появлялось у евреев в Талмуде и нигде более. Уже в ХХ веке были раскопаны архивы царей Персии, в которых был найден список на арамейском языке, точно, как появляется в Талмуде, в котором действительно персидский царь Кир повелевает евреям отстраивать Второй Храм и дает на это деньги. Он погибает вскорости после этого своего знаменитого указа. Ему наследует совершенно маниакальный сын Камбиз, который продолжает захваты великого отца и овладевает Египетом. Он необычайно жестоко ведет себя по отношению к своим подданным, убивает своего младшего брата и, в конце концов, убит своими приближенными. На полгода воцаряется двойник убитого им брата, пока персидская знать, узнав о том, что он – самозванец, не свергает его с престола. И тогда на престол восходит человек без роду и без племени – Артаксеркс – Ахашверош. По еврейским источникам (и не только по ним) его основная профессия – конюх. Тем не менее, в результате этой смуты он становится царем величайшей империи.

История наша начинается со слов:
הָניִדְמ האֵָמוּ םיִר ְשֶׂעְו עַב ֶשׁ שׁוּכּ-דַעְו וּדֹּ הֵמ ךְֵלֹ מַּה שׁוֹרֵו ְשַׁחֲא אוּה שׁוֹרֵ ו ְשַׁחֲא יֵמיִבּ יִהְיַו א

«И было во времена Ахашвероша, он – Ахашверош, царствующий от Индии и до Куш (Судана) над ста двадцатью семью областями».Слово «Куш» можно переводить по-разному, но имеется в виду страна в Африке... «7 и 20 и 100 провинций было в его царстве».Самое первое, что нам предстоит прокомментировать, это очень странное выражение «И было во времена Ахашвероша, он – Ахашверош». Вроде бы понятно, что если он Ахашверош, то он Ахашверош. Комментарий мудрецов звучит следующим образом. Они предупреждают, что и тогда, когда он будет хорош с евреями, и тогда, когда он будет не очень хорош с евреями, он все время будет самим собой. Он будет все время тем самым Ахашверошем, который озабочен одной единственной проблемой в этом мире – счастьем Ахашвероша. Причем, счастьем любой ценой. А платить ему было чем. Итак, абсолютный монарх, он же – абсолютный эгоист. Такова его первая характеристика – Ахашверош, он Ахашверош всюду и не меняется на протяжении всей
этой истории.Читаем дальше. Что означает «7 и еще 20, и еще 100 провинций»? Ближайшая ассоциация: «И было лет жизни Сары 7 и 20, и 100 лет». Без того, что мы сейчас поднимемся на более высокий уровень комментариев, скажем следующее. Исторический факт: все тогда жившие в мире евреи, проживали на территории Персидской империи. И если рассматривать евреев, как движущую духовную силу этого мира, то мы можем сказать, что число 127 (как и у Сары, означавшую некую полноту) означает некую полноту власти Ахашвероша. Он был абсолютным царем единственной мировой империи, не имевшей, по крайней мере, в тот момент, никаких конкурентов.הָריִבַּה ןַשׁוּשְׁבּ רֶשֲׁא וֹתוּכְלַמ אֵסִּכּ לַע שׁוֹרֵוְשַׁחֲא ךְֶלֶמַּה תֶבֶשְׁכּ םֵהָה םיִמָיַּבּ ב«В те дни, когда восседал царь Ахашверош на престоле царства своего, который в Шушане (Сузах), городе престольном». Кстати, Абера – город, раскопанный археологами, это – знаменитые Сузы – столица царя Ахашвероша. Зачем нам об этом сообщают? Ведь Тора не дает ни исторических, ни географических фактов только лишь для того, чтобы дать нам эти факты. Тогда, когда мудрецы вспоминают о каком-нибудь географическом или историческом факте, следовательно, он имеет некий вневременной смысл. В данном случае, о чем идет речь? Вы, несомненно, слышали о Вавилоне. А про Сузы? Наверно не все. Это куда менее известный город. И только потому известный, что Ахашверош перенес туда столицу из Вавилона. А зачем он это сделал? И что хотят нам сказать мудрецы, показывая, что столица у него была вовсе не Вавилон? Очевидный же претендент, 1500 лет Вавилон – столица мира, не имеющая себе равных в мире, метрополия. И вдруг, на тебе, Сузы! С какой радости? Сейчас мы ответим на этот вопрос, но прежде прочитаем еще одно предложение.ויָנָפְל תוֹניִדְמַּה יֵרָשְׂו םיִמְתְּרַפַּה יַדָמוּ סַרָפּ ליֵח ויָדָבֲעַו ויָרָשׂ-לָכְל הֶתְּשִׁמ הָשָׂע וֹכְלָמְל שׁוֹלָשׁ תַנְשִׁבּ ג«В третий год царствования своего устроил он пир для всех вельмож (министров) своих и рабов (слуг) своих, воинства Персии и Мидии, сановников (сатрапы) и правителей (главы) провинций, которые у него». И почему мы об этом должны знать? Потому что пир был не совсем обычный. В чем было его назначение, и сколько он длился, сообщает нам следующее предложение.םוֹי תאְַמוּ םיִנוֹמְשׁ םיִבַּר םיִמָי וֹתָלּוּדְגּ תֶרֶאְפִתּ רָקְי-תֶאְו וֹתוּכְלַמ דוֹבְכּ רֶשֹׁע-תֶא וֹתֹאְרַהְבּ ד«Показывая богатство славы царства своего и блеск великолепия величия своего в течение многих дней, ста восьмидесяти дней».

То есть по-нашему: показуха. Поскольку мудрецы уже декларировали, что единственное, что заботит Ахашвероша, это – Ахашверош, то единственное назначение пира, в этом смысле, очевидно. Это же – САМОРЕКЛАМА!!! Теперь мы можем дать ответ на вопрос: «А почему раньше, в предыдущем предложении, мудрецы упомянули Сузы, как столицу Ахашвероша»? Да потому что у выскочки есть всего две возможности поведения на троне. Возможность первая – всячески скрывать факт того, что он выскочка, ссылаясь на каких-то мнимых великих предков и, следовательно, неоспоримые права на престол. Это – первый вариант. Но есть еще другой вариант – гордиться тем, что ты сам всего достиг, сам во всем преуспел. Следовательно, твоё величие заслужено твоим успехом. И это – тот путь, который выбирает Ахашверош.Обратите внимание, он переносит вечную столицу в совершенно другой город. И, тем самым, подчеркивает, что это царство не продолжение, это – новое царство, оно все целиком – Ахашверошское. Назначение пира – показать всем сколь велико то, чего он достиг своими усилиями.ןָטָק-דַעְו לוֹדָגִּמְל הָריִבַּה ןַשׁוּשְׁבּ םיִאְצְמִנַּה םָעָה-לָכְל ךְֶלֶמַּה הָשָׂע הֶלֵּאָה םיִמָיַּה תאוֹלְמִבוּ ה ְךֶלֶמַּה ןַתיִבּ תַנִּגּ רַצֲחַבּ םיִמָי תַעְבִשׁ הֶתְּשִׁמ«А по истечении этих дней устроил царь для всего народа, который нашелся в Шушане, городе престольном, от мала до велика, семидневный пир во дворе царского дворца». Ахашверош поступает очень странно. И чтобы понять почему, надо немного знать историю, дабы представить себе, сколь высоко был поднят над народом царь, сколь раболепными были тогдашние подданные абсолютных монархов. И это неслыханная новость! Понимаете, всех, богатых и бедных, победителей – персов и побежденных – вавилонян, всех вместе, без различия пола и возраста, зовут на пир. Никакого различия сословий. Где победители? Где потерпевшие поражение? Позиция Ахашвероша ясна: «Я настолько выше, я настолько всего сам достиг, что по отношению к моему величию все равны». Это – то, что будет названо в XVII - XVIII веках в связи с Луи XIV («Солнце» – «Франция – это я!»), абсолютная монархия. Так вот, Ахашверош однозначно опередил свое время. Он – самый первый абсолютный монарх. Он вводит то, что является равенством всех сословий перед абсолютным монархом. Итак, 7 дней пир для всех жителей новой столицы империи, города Сузы.ךְֶלֶמַּה ןַתיִבּ תַנִּגּ רַצֲחַבּ Благодаря тому, что Сузы были раскопаны, мы сегодня знаем, что мудрецы совершенно точно, хотя и не преследуя этой цели, нарисовали нам, как выглядел дворец персидских царей. Речь идет о круге зданий, внутри которого находился великолепный сад. И внутри этого сада находился маленький садик с личными покоями царя. Нам это нужно будет для сюжета. Так вот, люди из города Сузы были допущены, не скажу в «святая святых», но почти в «святая святых». Это было даже не в самом дворце, это было уже во внутреннем дворе царского дворца, где в великолепном саду были расставлены столы и пиршествовали все граждане города Суз. לַע ףֶסֶכָו בָהָז תוֹטִּמ שֵׁשׁ יֵדוּמַּעְו ףֶסֶכ יֵליִלְגּ-לַע ןָמָגְּראְַו ץוּב-יֵלְבַחְבּ זוּחאָ תֶלֵכְתוּ סַפְּרַכּ רוּח ו .תֶרָחֹסְו רַדְו שֵׁשָׁו-טַהַבּ תַפְצִר .ךְֶלֶמַּה דַיְכּ בָר תוּכְלַמ ןיֵיְו םיִנוֹשׁ םיִלֵכִּמ םיִלֵכְו בָהָז יֵלְכִבּ תוֹקְשַׁהְו זשׁיִאָו-שׁיִא ןוֹצְרִכּ תוֹשֲׂעַל וֹתיֵבּ בַר-לָכּ לַע ךְֶלֶמַּה דַסִּי ןֵכ-יִכּ סֵנֹא ןיֵא תָדַּכ הָיִּתְׁשַּהְו חПиршество было «не слабое», великолепие, не поддающееся описанию: ткани багряные, пурпурные, шелка, кровати из чистого серебра и золота, мраморные колонны. Все, что вы можете себе представить и все то, на что вашей фантазии не хватит, все это было на пиру. Но мало того, пили из сосудов серебряных и золотых, и вино давали ְךֶלֶמַּה דַיְכּ – «ке-яд ґа-мелех», от руки царя, что называется, от пуза. Но самое главное, не путать со всепьянейшим собором Петра Великого, где заставляли пить. Там был такой ученый медведь, который, встречая гостя, давал ему литровую кружку с перцовкой (крепчайшей водкой, настоянной на перце). Если гость почему-то не выпивал все, то медведь начинал немного царапать лицо и т.д. Здесь же сказано, что пили все по закону, т.е. никого не принуждали пить, потому что так приказал царь. שׁיִאָו-שׁיִא ןוֹצְרִכּ תוֹשֲׂעַל«Приказал всем слугам своим, всему дому своему, делать по желанию человека и человека». Надо было сказать как? По желанию любого человека, но сказано человека и человека. И на этом основывается наш очередной комментарий, но прежде – мы сделаем лирическое отступление.Дело в том, что все это вступление, – говорят мудрецы, – имеет назначение объяснить нам, почему евреи, все без исключения, оказались в опасности? Почему все они оказались в ситуации, где им угрожала физическая гибель, всем без исключения, в один день? И именно этому событию, чудесному спасению евреев, посвящена наша с вами книга – Свиток Эстер. Мудрецы дают две причины сложившейся ситуации, что уже настораживает. Потому что обычно, болезнь, даже если она духовная, имеет одну причину. Две причины – это много. И, поскольку мудрецы дают две причины, то я начинаю подозревать, что они намекают на две точки зрения на одно и тоже. Итак, причина первая – потому евреям угрожала опасность полного уничтожения, что поклонились они статуе Навухаднецера – того самого вавилонского великого царя, разрушившего Храм. Коль скоро дело происходит в Персидской империи, то причина несколько запоздавшая. Еще бы сказали статуя Артаксеркса – Ахашвероша, я бы понял, но статуя Навуходнецера, который почил лет за 50 до того, странно…Вторая причина – насладились тем самым пиром, чье описание мы сейчас читаем. И, казалось бы, понятно, насладились пиром, это свининки попробовали, а, может быть, сервисом лишь в загар одетых официанток… Так вот, этот вариант не пройдет, потому что говорят мудрецы, что в нашем свитке словом иш – «ׁשיִא» – «человек», названы всего двое. Одного зовут ґАман – главный отрицательный герой, второй – его оппонент – духовный лидер евреев – Мордехай. И мудрецы говорят, что все вокруг было в соответствии с желаниями ґАмана и Мордехая. То есть ґАман жрал все, что ему хотелось, и мне совершенно не интересно обсуждать это. Но Мордехай и евреи ели исключительно кошерную еду в полном соответствии с еврейскими законами. И никаких соблазнительных девочек-официанток и близко не было. В соседних залах, все, что угодно, но у евреев все было чин чином, исключительно кошерно. Тогда о чем речь? На какую главную проблему пытаются указать мудрецы, называя сразу две причины? Кстати, в чем криминал поклониться статуе Навухаднецара? Это же не идолопоклонство, Навухаднецар был царем.Как сейчас помню, в 1970 году было 100-летие Ильича, и я стоял в пикете у памятника.
Это – не идолопоклонство, это – признание власти, уважение к власти, если на то пошло. У меня есть литературная ассоциация из книги Эфраима Севеллы «Моня Цацкес – знаменосец». Там есть такой момент, где главный герой получает рану. Все люди получают ранения, но Моня Цацкес, с его еврейским счастьем, получает осколок прямо в челюсть. В результате, у него вся нижняя часть лица в гипсе и он должен пить через трубочку, прямо в желудок. Идет тост за товарища Сталина, и Моня Цацкис, ничего плохого не имея в виду, льет из стаканчика в эту трубочку. Но это получается под столом. И тут же в госпитале, как и во всех остальных советских учреждениях, были люди, которые получали зарплату за такие вещи. Кто-то кричит – посмотрите на этого еврея, он не хочет пить за здоровье товарища Сталина, и вылил свою водку. Вопрос здесь, какой? Когда вам предлагают выпить за светлейшего царя, у вас выбора нет. Да не дай Б-г, если вы не выпьете за здоровье царя, то вы просто перестанете жить и никогда не будете иметь возможности кушать и пить. Коль скоро речь идет о спасении жизни, то никакого выбора здесь нет, вы обязаны пить за его здоровье. Другое дело, вы не имеете права чавкать, свинину есть для спасения жизни совершенно обязательно. Чавкать при этом ни в коем случае нельзя.
Есть случаи, когда вы обязаны нарушать Тору, нет выхода. Но нельзя от этого получать наслаждение.

И мы очень близко подошли к тому, что хотят сказать мудрецы.В чем проблема – «насладились пиром Ахашвероша»? Речь не идет об участии в пире. А о той позиции, которую занял Ахашверош по отношению к евреям. Когда читают Свиток Эстер, как положено, в сам праздник, с благословением, на определенный мотив, то эти слова «ве-келим ме-килим шоним» – «םיִנוֹשׁ םיִלֵכִּמ םיִלֵכְו» читают на мотив плача Иеремии, который читается 9 Ава. А почему на траурный мотив эти слова читают? Мудрецы объясняют: была использована храмовая утварь.Более того, специально для евреев Ахашверош появился на пиру в одежде Первосвященника. В чем символический смысл сказанного? Я добавлю еще одну вещь. У евреев была полнейшая духовная автономия. Мало того, Ахашверош из государственного бюджета субсидировал еврейские йешивы. То есть ситуация, в которой оказались евреи, была чрезвычайно непроста. С одной стороны – никаких процентных норм. Евреи числились среди высочайшего уровня сановников ахашверошского государства. Полное равноправие, полная духовная автономия, за маленьким исключением. «И было на третий год царствования Ахашвероша». То есть третий год – это тот год, когда Ахашверош остановил постройку Храма, которую повелел начать Царь Кир Великий. Почему? Не может быть лучшей власти над евреями, чем моя, ахашверошская власть! Что может быть лучше, дорогие евреи? Антисемитизм запрещен, полная духовная автономия. А чем надо было за это платить? Признанием, что нет, и не может быть власти лучше, чем власть Ахашвероша. И претензия мудрецов: евреи перестали просыпаться по ночам и плакать о разрушенном Храме. Говорят мудрецы, что всякое поколение, не отстроившее Храм, приравнивается к поколению, разрушившему Храм. Но, простите, у них выбора не было. Ответ – да, но они насладились тем, что у них не было выбора. Они насладились тем, что не нужно было им ехать в дикую, окруженную не юдофилами Палестину, и с большими трудностями, как это описывается в Книге Эзры и Нехемии, возводить Храм. Им было прекрасно под Ахашверошем, они приняли на себя власть Ахашвероша с желанием. Они насладились ситуацией, в которой им не нужно было строить Храм, они насладились Галутом. Вот, диагноз, который ставят мудрецы. Вот, в чем ужас положения, в котором оказались евреи. Я поясню это примером. Что может быть хуже, чем идти по краю пропасти? – Ночью идти по краю пропасти, т.е. не знать, что идешь по краю пропасти. Мы с вами увидим, когда будем давать коротенькие характеристики действующим лицам, что имя Эстер, кроме всего прочего, идет и от ивритского корня «скрывать», «сокрытие». Мудрецы говорят, что Эстер, в Пятикнижии появляется в предложении, где сказано «…ґастер астир панай…» – «сокрывая, скрою лицо свое» (Дварим, 31:18). Слово астир написано без юда (י). И его написание алеф (א), самех (ס),тав (ת), рейш (ר), можно прочитать, как Эстер, как имя нашей еврейской царицы персидского царства – главной героини этой повести. Мудрецы намекают на то, что Эстер удалось высочайшее: она смогла раскрыть двойное сокрытие. Двойное сокрытие – это сокрытие, когда скрыт сам факт сокрытия. Это, когда есть диктатура, но эта диктатура скрыта за демократией, т.е. «социализм с человеческим лицом». Здесь идет речь о том, что евреи насладились пиром Ахашвероша несознательно. Как это произошло? Как и любой другой процесс, постепенно. Выбора у евреев не было, Галут в лице Ахашвероша заявил о своих безапелляционных правах, и евреи оказались в той самой ситуации, которую они не выбирали. Но выбор евреев оставался, как относиться к той ситуации, в которой они оказались. И столь благоустроенным оказался этот Галут, и так было в нем комфортно, что евреи перестали просыпаться по ночам и рыдать о разрушенном Храме. Страшнее сокрытия, сокрытие самого факта сокрытия. Двойное сокрытие – вот та проблема, которая, как мы увидим с вами в нашем курсе, является главной проблемой Галута вообще. Задача Галута, задача недостатка, задача темноты – привести к полноте, к совершенству, к свету. Страшнейшая проблема темноты – Галута и недостатка – это, когда средство может, не дай Б-г, превратиться в цель. Мы можем привыкнуть и решить, что так и должно быть. Мудрецы, резюмируя, сказали так: «Кто не ощущает себя в Галуте, не удостоится Геулы». Не то что ее, не дай Б-г, не будет, но для того, кто растворился в Галуте, для того, кто не чувствует, что может быть еще лучше, нет возможности налить полный стакан. Если для вас недостаток Галута – это верх совершенства, то нет возможности дать вам больше. И потому задача каждого еврея в галуте, как бы ему материально и духовно не было хорошо, помнить, что это – всего лишь Галут. Есть такой интересный еврейский закон: вселяясь в новый дом, отдирать свежевыложенную штукатурку на самом видном месте. Для чего? В память о разрушенном Храме. Смысл? Не может быть в мире совершенства, пока в мире царит Галут. И даже самый красивый, за большие деньги выстроенный вами дом, он не полон, он не может быть закончен. И то, что должно быть видно сразу любому гостю, заходящему в дом – это еврейский дом, незаконченный дом. Вернемся к сюжету. .שׁוֹרֵוְשַׁחֲא ךְֶלֶמַּל רֶשֲׁא תוּכְלַמַּה תיֵבּ םיִשָׁנ הֵתְּשִׁמ הָתְשָׂע הָכְּלַמַּה יִתְּשַׁו םַּג סַכְּרַכְו רַתֵז אָתְגַבֲאַו אָתְגִבּ אָנוֹבְרַח אָתְזִּבּ ןָמוּהְמִל רַמאָ ןִיָיַּבּ ךְֶלֶמַּה-בֵל בוֹטְכּ יִעיִבְׁשַּה םוֹיַּבּ י .שׁוֹרֵוְשַׁחֲא ךְֶלֶמַּה יֵנְפּ-תֶא םיִתְרָשְׁמַה םיִסיִרָסַּה תַעְבִשׁ -יִכּ הָּיְפָי-תֶא םיִרָׂשַּהְו םיִמַּעָה תוֹאְרַהְל תוּכְלַמ רֶתֶכְבּ ךְֶלֶמַּה יֵנְפִל הָכְּלַמַּה יִתְּשַׁו-תֶא איִבָהְל איאיִה הֶאְרַמ תַבוֹט«И был отдельный пир для женщин в царском дворце, который устроила царица Вашти. И было на седьмой день, когда стало хорошо на сердце у царя от вина, он сказал (имена ближайших слуг) семерым евнухам… чтобы привели они Вашти-царицу, перед царем, в царской короне, чтобы показать народам и министрам, ее красоту, потому что хороша она собою». Имеется в виду без каких-либо других видов одежды, кроме царской короны. Для чего? Смысл этой акции? И снова вспомним, для чего были 180 дней? – Чтобы были 7 дней. Для чего 7 дней? – Чтобы был седьмой день. Ахашверош хочет показать всему миру, сколь велик царь Ахашверош, как много он достиг, благодаря своим талантам. И нисколечко он не стесняется своего низкого происхождения, потому что он достиг всего – его царство непоколебимо, богато и великолепно. Причем здесь царица Вашти? Ее родословная ведет нас к Белшацару, она – его дочь, и, естественно, к отцу Белшацара. Она была внучкой знаменитому царю Навухаднецару. Так что эта царица была-таки царица! И что? А то, что задачей Ахашвероша было показать всем, что царица она не потому что она внучка и дочка, а потому что она красивая баба, вот и взял он ее за себя замуж. И ничего больше. И потому я и говорю, что это – апофеоз. Что дальше? А дальше происходит то, что произошло в начале 80-х годов с компанией «Пепси-кола», которая имеет извечного врага «Кока-колу». «Кока-кола» появилась в Америке, в начале XIX века, это и был символ Америки. «Пепси-кола» появилась значительно позже. И что они сделали в 80-е годы? Была блестящая рекламная компания, на которую были потрачены сумасшедшие деньги, которая показывала одну простую вещь – «Пепси-кола» вкуснее «Кока-колы». Как это делалось? Ставились запечатанные стаканы, на которых, естественно, не было написано, что это, и вновь и вновь разным людям давали дегустировать. Их задача была сказать, где вкуснее. И громадный процент дегустаторов в один голос утверждал, что пепси вкуснее. И это продолжалось месяц за месяцем, пока «Кока-кола» не стала на уши и до сегодняшнего дня мы не знаем, был ли это рекламный трюк, или это получилось само собой: «Кока-кола» признает,что действительно пепси-кола слаще и вкусней, и мы собираемся выпустить на рынок новую кока-колу. После этого началось то, что в страшных ночных кошмарах не снилось директорам пепси-колы. В США, которая очень традиционная страна, начались демонстрации в пользу классической кока-колы. Это не анекдот. Это же символ Америки, как же ее поменять? Это все равно, что взять и поменять саму Америку, саму конституцию Америки, только еще больше. Результат превзошел ожидания. Все сумасшедшие деньги, которые были потрачены компанией «Пепси-кола», чтобы дискредитировать своего конкурента, оказались потраченными для рекламы их конкурентов. Она царит в Америке до сих пор. Более удачной компании, которая была у «Кока-колы» благодаря деньгам «Пепси-колы» представить себе нельзя.

Теперь слушайте дальше: «нет ничего нового под солнцем». Ситуация, которая в результате своего замечательного рекламного трюка оказывается Ахашверош, очень напоминает ситуацию, в которой оказалась Пепси-кола. О чем идет речь? 180 дней идет пир, аж на весь мир, чтобы все «прогрессивное человечество» признало замечательные таланты замечательного самодержца. Еще 7 дней – беспрецедентная вещь, все без различия сословия, жители столицы, новой столицы, ахашверошской столицы приглашаются на семидневный пир, в конце которого, самый главный рекламный трюк: должна предстать перед всем честным народом голенькая Вашти-царица, и показать всем, что она просто красивая баба. Но Вашти оказывается первой феминисткой. Очень важный момент, приглашена была Вашти ґа-малька, Вашти-царица. Кто отказывается прийти? וֹב הָרֲעָבּ וֹתָמֲחַו דֹאְמ ךְֶלֶמַּה ףֹצְקִיַּו םיִסיִרָסַּה דַיְבּ רֶשֲׁא ךְֶלֶמַּה רַבְדִבּ אוֹבָל יִתְּשַׁו הָכְּלַמַּה ןֵאָמְתַּו בי «Но отказалась царица Вашти прийти». Все понятно? Перестановка слагаемых принципиально меняет конечную сумму. Одно дело – Вашти-царица, совсем другое – царица Вашти. Так она, во-первых, Вашти, – утверждал Ахашверош, – просто «красотка кабаре», за что и стала царицей. Но позиция первой «феминистки», во-первых, царица, поскольку через папу и через дедушку, а уж, во-вторых, красавица народная.Вы себе представляете, в какой ситуации оказывается Ахашверош? Все, им потраченные деньги, оказывается, были потрачены на антирекламу, ведь теперь по всем уголкам империи начнется тихий хохот: вы слышали, что отколола нашему конюху царица? Молодец-девка, показала ему, кто он на самом деле! И никакими деньгами, никакими строжайшими мерами не поможешь. Это именно та самая позиция, в которой оказалась «Пепси-кола» в результате своей рекламной компании против «Кока-колы». Только понимаете, у «Пепси-кола» не нашлось своего ґАмана.И тут начинается история этого вовсе небесталанного человека, который, очевидным образом, был гением. Вы можете представить себе выход из этой совершенно безвыходной ситуации? Поймите, никакие запреты не помогут. Вспомните советское время, чем строже были законы, тем больше рассказывались анекдоты. Да, их рассказывали тихо, да, только близким знакомым, но тем злее были анекдоты, тем забавнее они были. Недаром в сегодняшней России нет таких злых анекдотов, потому что чем сильнее нажим диктатора, тем важнее внутренняя свобода человека, которую нельзя отобрать. Тем самым, ситуация безвыходная для обычных людей. Но на сцене появляется гениальный ґАман.ֹוב הָרֲעָבּ וֹתָמֲחַו דֹאְמ ךְֶלֶמַּה ףֹצְקִיַּו«И разгневался царь очень сильно, и гнев полыхал в нем». То, что царь Ахашверош был холерик, это уже очевидно, но он был умный холерик, он был, во-первых, Ахашверош. И прежде чем делать что-либо, он выверял, принесет ли это пользу Ахашверошу или не принесет. И потому, несмотря на то, что он был очевидный холерик, и он разгневался, и все это дело в нем кипело, он вовсе не совершает никаких опрометчивых поступков. Он собирает совет. ןיִדָו תָדּ יֵעְדֹי-לָכּ יֵנְפִל ךְֶלֶמַּה רַבְדּ ןֵכ-יִכּ םיִתִּעָה יֵעְדֹי םיִמָכֲחַל ךְֶלֶמַּה רֶמאֹיַּו גי«И обратился царь к мудрецам, знающим времена, имеющих богатый житейский опыт, потому что таково было желание царя перед всеми знающими и могущими посоветовать».יֵאֹר יַדָמוּ סַרָפּ יֵרָשׂ תַעְבִשׁ ןָכוּמְמ אָנְסְרַמ סֶרֶמ שׁיִשְׁרַת אָתָמְדאַ רָתֵשׁ אָנְשְׁרַכּ ויָלֵא בֹרָקַּהְו די תוּכְלַמַּבּ הָנֹשׁאִר םיִבְשֹׁיַּה ךְֶלֶמַּה יֵנְפּОн не поступал, как ему хотелось, а сначала думал, т.к. понимал в чем польза царя Ахашвероша. Далее снова идут непроизносимые имена 7 ближайших советников. Одно из этих имет Мемухан.


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
YaelДата: Среда, 17.04.2013, 16:21 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
Общая теория галута (продолжение)


Он занимал самое последнее место и был самым низко находящимся советником царя Ахашвероша. Имя это можно перевести, как «специалист». И мудрецы утверждают, что это был специалист по злу, известный нам под именем ґАман, потомок знаменитого последнего царя амалекитян, Агага. Так вот, Мемухан и придумывает гениальнейшую штуку, которая позволяет превратить совершенно безнадежное положение в победу. Как он это делает? Для этого надо быть гением. Итак, были вызваны все, занимавшие высшие должности в королевстве, в надежде, что что-нибудь посоветуют в этой совершенно безнадежной позиции, что следует делать с царицей Вашти, которая не выполнила приказа царя, переданного через слуг. .םיִסיִרָסַּה דַיְבּ שׁוֹרֵוְשַׁחֲא ךְֶלֶמַּה רַמֲאַמ-תֶא הָתְשָׂע-אלֹ רֶשֲׁא לַע יִתְּשַׁו הָכְּלַמַּבּ תוֹשֲׂעַלּ-הַמ תָדְכּ -לַע יִכּ הָכְּלַמַּה יִתְּשַׁו הָתְוָע וֹדַּבְל ךְֶלֶמַּה-לַע אלֹ םיִרָׂשַּהְו ךְֶלֶמַּה יֵנְפִל )(ןָכוּמְמ() ןכמומ רֶמאֹיַּו זטשׁוֹרֵוְשַׁחֲא ךְֶלֶמַּה תוֹניִדְמ-לָכְבּ רֶשֲׁא םיִמַּעָה-לָכּ-לַעְו םיִרָׂשַּה-לָכּ«И сказал Мемухан, перед царем и его министрами: «Не одного лишь только царя

оскорбила Вашти». То есть два человека – это уже организация. Это – уже политический заговор. Это – уже не личное оскорбление. Это – не плевок в твое светлейшее лико, дорогой царь, это – плевок в лицо всей империи. Потому, что на семье стоит любое общество. А что же будет, если жены начнут плевать в лицо своим мужьям? Умнейший человек, такое придумать! Это то, что сделал товарищ Сталин в 1935/36-х годах. Например, ловили ткачиху, которая выносила катушку ниток, и так как было неудобно писать «катушка ниток», то писали «400 метров пошивочного материала». Звучит? Именно это придумал ґАман. Смотрите, как излагает: «…но всех князей и народы, которые во всех областях царя Ахашвероша». А это подкоп под главный авторитет. Мало того, что еще? А где же мужская солидарность? Вот же, что придумал, мерзавец: «И распространится это неуважение царицы, и все женщины перестанут уважать своих мужей». Как жить дальше? Если все жены будут говорить: «Вот царь Ахашверош приказал, а царица его не послушалась, почему я должна слушаться моего мужа?», то общество развалится, поскольку на семье все держится. И что оказывается? Две вещи. Во-первых, это, оказывается, политический заговор, а, во-вторых, это же оплеуха всем мужьям королевства!!! А дальше все просто: -אלֹ רֶשֲׁא רוֹבֲעַי אלְֹו יַדָמוּ-סַרָפ יֵתָדְבּ בֵתָכִּיְו ויָנָפְלִּמ תוּכְלַמ-רַבְד אֵצֵי בוֹט ךְֶלֶמַּה-לַע-םִא טיהָנֶּמִּמ הָבוֹטַּה הָּתוּעְרִל ךְֶלֶמַּה ןֵתִּי הָּתוּכְלַמוּ שׁוֹרֵוְשַׁחֲא ךְֶלֶמַּה יֵנְפִל יִתְּשַׁו אוֹבָתПродолжает ґАман: «если угодно будет царю, то пусть выйдет царский указ и будет написан в законы Персии и Мидии…, чтоб не приходила Вашти перед лицо царя Ахашвероша…». То есть будет отобрано царство у Вашти, отказавшейся выполнить приказ царя. И самое пикантное, такая вишенка: «…и вместо нее будет выбрана девушка, которая лучше нее». Обратите внимание, не царица, а девушка, которая будет лучше нее. Это сколько же зайцев сразу смог убить этот мерзавец?! Первое – политический заговор, подкоп под авторитет, второе – это подкоп под ячейку, на которой держится все общество, это – обращение к мужской солидарности. Но, чтобы женщины не остались недовольными, – объявим конкурс красоты. Опять же, может, были и раньше, но это первый документированный конкурс красоты, где каждая может стать царицей, лишь бы понравилась царю. Вот вам гений: абсолютное поражение превратил в абсолютную победу! Это не каждый может. Цель царя была достигнута. Имидж Ахашвероша не то, что не пострадал, а был преображен в светлый, сияющий облик всеми любимого самодержца.ןֶהיֵלְעַבְל רָקְי וּנְתִּי םיִשָׁנַּה-לָכְו איִה הָבַּר יִכּ וֹתוּכְלַמ-לָכְבּ הֶשֲׂעַי-רֶשֲׁא ךְֶלֶמַּה םָגְתִפּ עַמְשִׁנְו כ ןָטָק-דַעְו לוֹדָגִּמְל «И будет услышано решение царя во всем царстве, и жены будут уважать своих мужей».

А где жены уважают мужей, там дети уважают родителей и крепко стоит царская власть. .ןָכוּמְמ רַבְדִכּ ךְֶלֶמַּה שַׂעַיַּו םיִרָׂשַּהְו ךְֶלֶמַּה יֵניֵעְבּ רָבָדַּה בַטיִיַּו אכ תוֹיְהִל וֹנוֹשְׁלִכּ םָעָו םַע-לֶאְו הָּבָתְכִכּ הָניִדְמוּ הָניִדְמ-לֶא ךְֶלֶמַּה תוֹניִדְמ-לָכּ-לֶא םיִרָפְס חַלְשִׁיַּו בכ ֹומַּע ןוֹשְׁלִכּ רֵבַּדְמוּ וֹתיֵבְבּ רֵרֹשׂ שׁיִא-לָכּ«И сделал царь, по словам Мемухана. И послал во все провинции царские послания, в каждую провинцию по ее языку». Еще одно замечательное свойство того царства. Мы знаем из истории, что в античном мире победители занимали положение господ, побежденные – в лучшем случае, слуг, в худшем

случае – рабов. Граждане второго сорта. Здесь же что мы видим? Нет даже государственного языка. Персидский язык, родной язык уважаемого Ахашвероша не стал государственным языком. Почему? Да потому что та вершина, на которую вознесся Ахашверош, сделала всех одинаково маленькими, и было равенство всех перед царем. И, поскольку, ахашверошского языка не существовало в природе, то все языки были равны. И каждый, включая евреев, пользовались полной духовной автономией. Могло ли быть лучше царство, чем царство Ахашвероша? Напоминаю две замечательно важные вещи – первое, мы выяснили причину, из-за которой евреи оказались в духовной патовой ситуации, они были на краю духовной пропасти и не ощущали этого. Они насладились галутом. Второе – чисто сюжетный поворот, гибель царицы Вашти и замечательный совет ґАмана, который выдвинул его в первую шеренгу ближайших советников. -רֶשֲׁא תֵאְו הָתָשָׂע-רֶשֲׁא תֵאְו יִתְּשַׁו-תֶא רַכָז שׁוֹרֵוְשַׁחֲא ךְֶלֶמַּה תַמֲח ךְֹשְׁכּ הֶלֵּאָה םיִרָבְדַּה רַחאַ אָהיֶלָע רַזְגִנ«После этих событий, когда утих гнев царя Ахашвероша, вспомнил он все, что делала Вашти и о том, что было решено о ней». Приговор был приведен в исполнение: укорачивание ее тела на высоту головы. Слуги царя, пытаясь заглушить грусть по безвременно почившей царице, стали приводить ему всяческих девушек, хорошего вида. Дело было поставлено на широкую ногу. .הֶאְרַמ תוֹבוֹט תוֹלוּתְבּ תוֹרָעְנ ךְֶלֶמַּל וּשְׁקַבְי ויָתְרָשְׁמ ךְֶלֶמַּה-יֵרֲעַנ וּרְמאֹיַּו ב -לֶא הֶאְרַמ תַבוֹט הָלוּתְב-הָרֲעַנ-לָכּ-תֶא וּצְבְּקִיְו וֹתוּכְלַמ תוֹניִדְמ-לָכְבּ םיִדיִקְפּ ךְֶלֶמַּה דֵקְפַיְו גןֶהיֵקֻרְמַתּ ןוֹתָנְו םיִשָׁנַּה רֵמֹשׁ ךְֶלֶמַּה סיִרְס אֶגֵה דַי-לֶא םיִשָׁנַּה תיֵבּ-לֶא הָריִבַּה ןַשׁוּשׁ«И сказали слуги царя… назначил царь специальных чиновников во всех провинциях своего царства, и собирали они со всего королевства девушек, хороших видом в Сузы, в дом жен, в гарем, в руки Ґeгa, царского евнуха, который был стражем, директором гарема и давал им всякие благовония». Самое главное в этом конкурсе красоты было: ןֵכּ שַׂעַיַּו ךְֶלֶמַּה יֵניֵעְבּ רָבָדַּה בַטיִיַּו יִתְּשַׁו תַחַתּ ךְלְֹמִתּ ךְֶלֶמַּה יֵניֵעְבּ בַטיִתּ רֶשֲׁא הָרֲעַנַּהְו ד«И та девушка, которая понравится царю будет царствовать вместо Вашти». Смысл? Нет лучше власти, чем власть царя Ахашвероша. Каждая, подчеркнуто, каждая может стать царицей. Вы такое слышали? Это же прямое возражение Алле Борисовне Пугачевой и ее песне «Все могут короли». Так вот, короли могут все, даже жениться по любви, нет проблем при условии, что речь идет о лучшем из королей, короле Ахашвероше, и о лучшем из царств, царстве Ахашвероша.

Это – блестящее завершение рекламной компании, длившейся почти год. Представляете такой конкурс красоты, где каждая может стать царицей? Лучшего украшения для имиджа царя не придумаешь!

Есть мидраш, в соответствии, с которым, Вашти всей душой была готова продемонстрировать все свои прелести, но не могла этого сделать, поскольку как раз была поражена малоприятной кожной болезнью – проказой. Вы знаете, что мидраш никогда не говорит ничего конкретно в лоб, иначе это не было бы мидрашем. Он всегда на что-то намекает. О чем идет речь? Не дай нам Б-г, решить, что Вашти не была готова на самую большую мерзость, которую мы можем себе представить. Эта девушка была готова на все. Как мы будем дальше с вами характеризовать ґАмана? Я вспомню замечательные слова Стендаля, сказанные по поводу одной из главных героинь его романа «Пармская обитель», маркизы Раверси. Там было написано, что она была готова на все, даже на успех. Это относится и к ґАману, и к Вашти. Вашти была готова на все. Не дай нам Б-г, – говорят мудрецы, – подумать, что Вашти имела в виду непослушание или хотела сделать что-то против царя. Вашти и Ахашверош – два сапога пара. Она имела в виду одну лишь цель: что хорошо для царицы Вашти. И по независящей от нее причине, она не смогла выполнить приказ Ахашвероша. Мы с вами эту причину назвали гордыней. В данном случае я иду за одним из пластов комментариев. И мы с вами все время будем находиться в этом пласте. Это не значит, что нет других, более глубоких или менее глубоких комментариев. Так вот, по нашему комментарию, ее нежелание прийти – это ее несломленная гордыня, нежелание подыгрывать мерзавцу и выскочке Ахашверошу и желание показать, что она, Вашти, не просто Вашти, а потомственная царевна, заслуженно ставшая царицей. Исходя из этого мидраша, никто ничего не знал, проказа поразила Вашти в самый последний момент. План Ахашвероша был очень прост – показать всем, что его жена красивая баба, почему и стала его женой, а ни в коей мере не потому, что она из каких-то высокопоставленных корней.


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
Форум » Книги р.Гитика » Учёба первый год » 2. «Общая теория Галута» (Второй курс)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: