Пятница, 29.03.2024, 06:46
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра? » По тропам еврейской истории » Еврейский мир. (Диаспора.)
Еврейский мир.
shternaДата: Четверг, 19.08.2010, 22:26 | Сообщение # 1
Группа: Друзья
Сообщений: 1145
Награды: 26
Репутация: 11
Статус: Offline
Жизнь евреев в разных странах...

Автографы раздаю в кулисах...
kleineДата: Четверг, 26.08.2010, 11:07 | Сообщение # 2
Группа: Пользователи
Сообщений: 228
Награды: 2
Репутация: 1
Статус: Offline
Quote (shterna)
Жизнь евреев в разных странах...

shterna, у меня просьба: можно ли открыть тему, посвященную городам современного Израиля и городам мира, в которых компактно проживают или проживали до недавнего времени евреи? Я прочитал очень неплохой очерк в журнале Story (Украина) о Цфате, Акко и Хайфе. Очень здорово и интересно. Так сложилось, что у многих евреи и Израиль ассоциируются исключительно с Иерусолимом и Тель-Авивом.

Насколько я знаю, в Украине среди городов, очень тесно связанных с евреями - Умань, Бердичев, Киев, ну и конечно Одесса )))))

shterna, может быть кто-то из модеров возмет на себя еще и такой просветительский труд?

ПыСы Юэль писала, что евреи не проповедуют и не занимаются миссионерством, но они отвечают на вопросы.... Так вот, вопрос задан biggrin wink

YaelДата: Четверг, 26.08.2010, 11:16 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
Quote (kleine)
Юэль писала

Яэль писала.


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
kleineДата: Четверг, 26.08.2010, 11:54 | Сообщение # 4
Группа: Пользователи
Сообщений: 228
Награды: 2
Репутация: 1
Статус: Offline
Ой, сорри, не хотел обидеть, просто неправильно транскрипцииро.... короче с транскрипцией проблемы возникли ))))))))))
YaelДата: Четверг, 26.08.2010, 11:56 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
ok

Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
shternaДата: Четверг, 26.08.2010, 12:31 | Сообщение # 6
Группа: Друзья
Сообщений: 1145
Награды: 26
Репутация: 11
Статус: Offline
Quote (kleine)
shterna, у меня просьба: можно ли открыть тему, посвященную городам современного Израиля и городам мира, в которых компактно проживают или проживали до недавнего времени евреи? Я прочитал очень неплохой очерк в журнале Story (Украина) о Цфате, Акко и Хайфе. Очень здорово и интересно. Так сложилось, что у многих евреи и Израиль ассоциируются исключительно с Иерусолимом и Тель-Авивом. Насколько я знаю, в Украине среди городов, очень тесно связанных с евреями - Умань, Бердичев, Киев, ну и конечно Одесса )))))

kleine, Эта тема как раз и учитывает жизнь евреев во всем мире, в том числе и Израиле, и в Украине, и в Сингапуре, и "на Кудыкиных Горах"


Автографы раздаю в кулисах...
shternaДата: Воскресенье, 29.08.2010, 10:41 | Сообщение # 7
Группа: Друзья
Сообщений: 1145
Награды: 26
Репутация: 11
Статус: Offline
Из французской жизни…

Наверняка все помнят замечательный французский фильм “Приключения раввина Якова” с Луи де Фюнесом в главной роли. Но не все знают, что одни из самых ярких и забавных моментов фильма снимались в знаменитом еврейском квартале Парижа. В центре Парижа, сразу за улицей Бобур, начинается Квартал Марэ — одна из самых интересных частей французской столицы, сохранившая атмосферу средневекового города…

В Марэ узкие улицы, неожиданные площади и огромное множество музеев. В старину здесь было болото (по-французски — marais), отсюда и пошло название. В XII в. трясину с северного конца начали осушать рыцари-тамплиеры. Здесь же рядом расположилась средневековая еврейская община Парижа.

С XII в. Париж стал центром еврейского религиозного образования. Одним из крупнейших раввинов Франции был в то время раввин Иехуда бен Ицхак — глава талмудической школы и комментатор Библии.

Сегодня один из самых живых уголков Марэ — старый Еврейский квартал вокруг улицы Розье. В старину на месте этой улицы проходила крепостная стена, с внутренней стороны которой были разбиты сады с розовыми кустами. Евреи появились здесь в XII в., но через 200 лет были изгнаны из королевства. Накануне Великой французской революции часть общины вновь поселилась вокруг площади Сен-Поль, которую с тех пор называют Еврейской.

В начале XX в. население квартала пополнилось выходцами из России и Польши, бежавшими от погромов. В годы Второй мировой войны жизнь еврейского квартала складывалась трагически. Евреи Парижа составляли более половины из 85.000 евреев Франции, депортированных в лагеря смерти на Восток. Но с самого начала оккупации евреи активно участвовали во французском движении Сопротивления.

В первые послевоенные годы Париж был важным транзитным пунктом на одном из маршрутов эмиграции евреев, переживших Катастрофу, в Эрец Исраэль. Но и численность еврейского населения Парижа тогда существенно возросла в связи с приездом эмигрантов из стран Восточной Европы и за счет евреев-эмигрантов из североафриканских колоний Франции.

Большинство французских евреев хочет, чтобы их дети оставались евреями. Резкое усиление антисемитизма во Франции способствовало росту числа частных еврейских школ, а также количества учеников в них. Многие родители переводили детей в еврейские частные школы, в большинстве религиозные. Увеличилось число евреев, посещающих синагоги. Так, в Парижском районе число синагог превышает 150.

Сегодня еврейский квартал живет своей яркой самобытной жизнью. Здесь в лавках продают фалафель и штрудель, здесь много кошерных магазинов, ресторанов и закусочных. Вывески и указатели продублированы на идиш или иврите. В Еврейском квартале, естественно, все знакомы друг с другом. И на улице все приветствуют друг друга, громко разговаривают и эмоционально жестикулируют. На улице Экуфф, как на какой-нибудь жаркой средиземноморской площади, на террасе за чашкой чая отдыхают жители соседних домов. А на улице Тампль можно зайти в Музей искусства и истории иудаизма. «Неслучайно он расположен в сердце Марэ, — говорится о нем в книге знаменитого исследователя еврейского культурно-историче ского наследия во Франции Жарассе. — Ведь именно отсюда, из этого древнего еврейского квартала, протянулась сквозь века нить любви и ненависти, навеки связавшая французский и еврейский миры».


Автографы раздаю в кулисах...
shternaДата: Воскресенье, 29.08.2010, 10:45 | Сообщение # 8
Группа: Друзья
Сообщений: 1145
Награды: 26
Репутация: 11
Статус: Offline
20 веков назад евреи жили в Херсонесе
СЕВАСТОПОЛЬ, 6 июня (АЕН) - Тысячи туристов, прибывающих в Севастополь, неизменно посещают Национальный заповедник "Херсонес-Тавриче ский" - всемирно признанный музей под открытым небом. По мнению ученых, эта территория – неисчерпаемый кладезь античного археологического наследия. Ежегодно в Херсонесе работают полевые десанты из Ягелловского (Краков) и Варшавского университетов; здесь проходят практику студенты, участвуют в целевых программах археологи из Австрии, Чехии, Израиля, Турции, сюда командируются специалисты из двадцати стран мира.

Об этом рассказал на встрече в клубе творческой интеллигенции севастопольской еврейской общины американский профессор Джозеф Картер, который провел презентацию книги "Херсонес" (на английском языке) – совместного издания "Фонда поддержки Херсонеса" Техасского университета и Института классической археологии, директором которого он является.

Представляя гостя, редактор газеты "Рассвет" отметил, что это первый фундаментальный труд, обобщающий историю исследования и научных открытиях в заповеднике Херсонес-Таврический. Обоснованность изложения, превосходное полиграфическое исполнение, насыщенность фотографиями, рисунками, схемами дают представление об одном из самых значительных в мире и малоисследованных "островов" античной истории.

Особый интерес слушателей вызвал рассказ профессора Джозефа Картера об открытиях, которые реально подтвердили наличие иудейской общины в многонациональном Херсонесе в I – IV веках новой эры.

В начале XX века раскопки в Херсонесе сосредоточились на участке "базилики 1935 г.", возведенной в конце V в. Тогда финансировал их проведение купец Яков Гидалевич – один из учредителей еврейского благотворительного общества. В фундаменте "базилики" еще полвека назад была найдена плита из известняка прямоугольной формы с вырезанным изображением меноры, шофара и лулава. До недавнего времени она хранилась в запасниках, недоступных посетителям, и нигде не выставлялась.

на иврите. Их удалось расшифровать израильскому профессору Эсти Эшель из университета Бар Илан. Она – специалист по граффити и предложила свое прочтение: "… тот, кто выбрал Иерусалим (Б-г); … благословит Ананию из Боспора… Аминь…". Херсонесская надпись свидетельствует о сохранении Иерусалима в памяти иудеев, расселенных по всему греко-римскому миру, как единого, объединяющего всех евреев символа.

Книгу "Херсонес" завершает стихотворение "Севастополь". Его автор Фанни Кругер родилась в нашем городе, в 1908 г. эмигрировала с родителями в США, где стала известной поэтессой, лауреатом американских литературных премий. Ее родственник Бернард Раппопорт ныне содействует "Фонду поддержки Херсонеса" в финансировании археологических проектов. За десять лет ассигнования превысили два миллиона долларов США.

Профессор Джозеф Картер преподнес книгу "Херсонес" в дар библиотеке Севастопольского благотворительного центра "Хесед-Шахар". И американскому гостю достался презент: профессор Георгий Шульман подарил свою книгу переводов англоязычных поэтов "Миндаль зацвел".

Борис Гельман


Автографы раздаю в кулисах...
shternaДата: Воскресенье, 29.08.2010, 10:47 | Сообщение # 9
Группа: Друзья
Сообщений: 1145
Награды: 26
Репутация: 11
Статус: Offline
Лина Каральник (Торонто)

ЕВРЕИ-ЗАПОРОЖЦЫ

В последнее время внимание впечатлительных одесситов приковано к... евреям. К одесским евреям? Эка невидаль! Мало ли о них написано и рассказано! Всем скептикам можно сказать сразу и напрямик: о таких евреях мы еще пока не слыхали, разве что в виде шутки. Говорили иногда так “иерусалимский казак” - звучало очень забавно.

Однако, наверное, нужно обо всем рассказать по порядку. Вот уже несколько лет прямо в границах исторического центра Одессы ведутся археологические работы. Благодаря им чего только не смогли узнать одесситы об истории города! И о ритуале основания Одессы, и связанных с этим волнующих событиях, и о подробностях штурма турецкой крепости Хаджибей, завоеванной для российской короны в 1789 году. И даже об упоминаемом «отцом истории» Геродотом античном городе Борисфене: как выяснилось, он находился именно там, где позднее была основана Одесса.

Но лучше всего может обо всем этом поведать человек, который непосредственно причастен к интересным исследованиям, - научный руководитель археологических раскопок, профессор истории, автор многих статей и книг по истории Северного Причерноморья, доктор исторических наук Андрей Олегович Добролюбский.

...Его путь в академической науке оказался негладким, и усыпан был не только розами. Были конфликты с академическими кругами Украины, и достаточно драматические. Однако в археологии всегда везло.

А.Добролюбский занимался исследованиями в Средней Азии и на Северном Кавказе. Бывали в его археологической практике уникальные находки, например, сарматское захоронение царицы древних амазонок, усыпанной золотом. Порой даже этим интересовались уже не только академические круги, но и иные “серьезные” инстанции. Не только у Генриха Шлимана были неприятности с властями, когда он нашел “сокровища Трои”.

И все-таки не золото и драгоценности стали особым украшением коллекции этого ученого. Дороже колец и диадем оказались осколки хрустальных бокалов, медная монета - екатерининский пятак, обломки кинжала и много другой мелочи, на которую любой другой человек не обратил бы никакого внимания. А все потому, что такие “мелочи” могут о многом рассказать лишь людям, обладающим эрудицией и воображением, интуицией и азартом. И, конечно, любовью к родному городу. Ведь речь идет об Одессе, о ритуале ее основания - и этим сказано все. Именно поиски в центре города привели к таким находкам, о которых обычно говорят “удивительное рядом”. Даже сам процесс раскопок проходил оригинально и необычно, вполне по-одесски.

- Первоначальная идея наших поисков, - рассказывает А.Добролюбский, - была заманчива и достаточно проста: мы просто хотели порыться в “культурных слоях” города, относящихся к пушкинской эпохе. А вдруг найдутся предметы, принадлежавшие самому поэту? Мы и не представляли тогда, к чему это нас приведет. Работы в сквере у Оперного театра начались осенью 1995 года. С самого начала мы понимали, что нас ждут большие трудности, связанные с получением разрешения на подобные раскопки. Ведь речь шла о самом “сердце” Одессы, его историческом, культурном и архитектурном центре. Для того, чтобы вызвать к нашей затее симпатии и сочувствие, мы придумали оригинальный ход: организовали “Клуб городских сумасшедших”, президентом которого стал Олег Губарь, известный одесский ученый-краевед и писатель. Теперь можно признаться честно: мы очень боялись неудачи, а клуб как бы позволял всю нашу затею обратить в шутку. Мы также стремились к общенародной поддержке нашей затеи, призывая всех желающих принять в ней участие. И таковых нашлось немало. Фактически мы использовали педагогический прием Тома Сойера при покраске забора: если помните, все мальчишки упрашивали его дать им тоже поработать кистью. Так получилось и с нами. Временами и у нас за лопатами люди становились в очередь. Всем хотелось узнать, что мы ищем, и первыми увидеть, что же все-таки найдем. Ведь где еще на свете живут столь любопытные и любознательные люди, как одесситы! Так мы изобрели “народно-театральное движение в археологии как направление балаганно-смеховой культуры”.

Однако, в заголовке нашей статьи стоит парадоксальное сочетание слов: евреи-запорожцы. Это не литературный прием. Речь и в самом деле пойдет о евреях, причем не только живших, но и служивших и воевавших под стенами Хаджибея. Как удалось это определить?

В июле 1997 г. при работах у Воронцовского дворца мы вскрыли слой античного времени VII-V вв. до н.э. и обнаружили остатки каменного сооружения. Сохранилась кладка, правда, сильно поврежденная наверху. Как выяснилось, это была часть порога. Порог указывал на место входа в округлое помещение, большая часть которого давно оползла в обрыв. Провели “зачистку” кладки и обнаружили доказательства очень для нас важного факта: найдены остатки Хаджибейского замка, построенного в 1765 г. и взятого штурмом отрядом Иосифа Дерибаса в сентябре 1789 г.

Теперь стало ясно, что Хаджибейский замок располагался едва ли не точно на месте нынешнего Воронцовского дворца. А это означает, что античный слой в этом районе неплохо сохранился, поскольку в этом месте почти ничего не строилось нового. И вот во время очередного сезона работ на Приморском бульваре мы и обнаружили нечто неожиданное даже для нас, уже привыкших ко всякого рода сюрпризам судьбы.

Примерно в пяти метрах к югу от остатков бастиона нас привлекла обширная свалка мусора ХIX - первой половины ХХ вв. “Мусорная свалка” звучит не очень романтично. Но у археологов несколько иное восприятие романтики, а самые интересные открытия делаются порой в могильниках, мусорных свалках прошлых веков и тысячелетий, да и в других еще менее романтичных местах.

Эта небольшая яма резко отчленялась от окружавших его слоев своим заполнением - мраморным бутом и крошкой. В заполнении этой ямы и были найдены обломки мраморных плит с надписями - видимо, от надгробий. Всего мы обнаружили девять фрагментов различных надгробий, из которых четыре - на русском языке, а пять - на иврите. Все они выполнены на тщательно обработанных мраморных плитах одинаковой толщины, что само по себе уже может указывать на сравнительно высокий статус умерших. На одной из «русских» надписей прочитывается имя - «Исаак», на буквах местами сохранились остатки позолоты. Три других обломка с надписями сохранились хуже, на них лишь фрагменты русских букв и цифры.

Верхняя часть одного надгробия с надписью на иврите сохранила достаточно внятное сообщение о том, что здесь «похоронена скромная женщина, имеющая великие древние корни». Еще на одном фрагменте также имеется знак «похоронен». Рядом с ним изображен символ дома Aаронитов - одной из семей в израильском колене Левитов. Эта семья издревле состояла лишь из священнослужителей. Изображен знак благословения в виде соприкасающихся пальцев обеих ладоней, которые «формируют» Звезду Давида. Такой знак ставят только на мужских захоронениях, он показывает, что усопший имеет древние корни в роде Коген (Коэн).

Если бы наши надгробия относились к первым десятилетиям существования Одессы, то их обнаружение легко объяснимо - уже ревизия 1795 года указывает на достаточно большую еврейскую прослойку населения (246 из 2349 душ). Но дело в том, что мы можем достаточно точно датировать найденную яму «доодесским» периодом, т.е. до конца 80-х гг. ХVIII в. Таким образом, впервые получается ясное археологическое подтверждение тому, что немалое число евреев проживало в Хаджибее и близ него до 1789 г.

Эти сведения не слишком привычны для нынешних представлений о населении края в конце ХVIII в. Впрочем, знатоков одесской истории это не удивляет. О посещении еврейскими торговцами Хаджибея еще в прошлом веке писал известный историк Одессы В.А.Яковлев. А в «Краткой еврейской энциклопедии» 1992 г. сообщается, что до взятия Хаджибея русскими войсками в нем обитало шесть евреев (возможно, речь идет о шести семьях). Эти данные вполне соотносимы со сведениями о старинном еврейском кладбище с надгробиями ХVІІІ в., которое сохранялось еще в конце ХIХ в. «по дороге на Хаджибейский лиман».

Однако контекст нашей находки таил в себе некую загадку. Было ясно, что обломки надгробий были аккуратно уложены на дно специально вырытой для этого ямы у Хаджибейского бастиона и тщательно забутованы. В этом и состоит историко-археологи ческая «изюминка» - мы столкнулись с сознательным захоронением надгробий под стенами Хаджибейского замка. Вероятно, была необходимость их надежно спрятать. И это никак не могло произойти втайне от турок - слишком близко к стенам замка произошло захоронение. А произойти оно могло лишь в предощущении очевидной опасности осквернения еврейских могил. Такая опасность могла исходить лишь от непосредственного врага - общего и для турок, и для хаджибейских евреев. Этим врагом могла быть лишь Россия и служившие ей украинские казаки.

Известно, что с 1769 по 1775 годы на Хаджибей совершалось несколько набегов со стороны казацких отрядов, вырезавших и грабивших мирное население. Кроме того, в июле 1774 года замок был взят русскими войсками, но затем возвращен Турции вместе с Очаковской областью после заключения Кучук-Кайнарджийск ого мира. Видимо, упомянутое кладбище образовалось позднее, в относительно спокойный для Хаджибея период между русско-турецкими войнами (1775-1787 гг.) - вплоть до казацкого набега осенью 1788 г. под руководством Захара Чепеги.

Откуда же здесь взялось еврейское население? Напомню, что менее, чем через год после окончания русско-турецкой войны, летом 1775 г. по приказу Екатерины II была уничтожена Запорожская Сечь. Часть запорожцев осталась на службе России и образовала со временем Черноморское казачье войско под руководством Антона Головатого, Захара Чепеги и др. Их история хорошо изучена. Другая часть запорожцев перешла в Очаковскую область, на земли между Бугом и Днестром. В конце концов число запорожцев достигло 40 тыс. человек, образуя население так называемой «Ханской Украины». В августе 1778 г. им были выделены земли для основания Сечи в низовьях Днестра и Кучургана. Старшина принял присягу, согласно которой 40 тысяч запорожцев обязывались служить «турецкому двору верно и непременно». Все это вызывало серьезную обеспокоенность русского правительства. Оно всячески стремилось отселить враждебных России запорожцев за Дунай, подальше от русских границ. Однако этот вопрос так и не был решен до начала очередной русско-турецкой войны 1787-91 гг. Очевидно, что запорожцы, оставшиеся на службе России, и запорожцы, служившие Турции, оказались «по разные стороны баррикад».

А что же евреи? Сама мысль о пребывании евреев в запорожской среде кажется маловероятной, пожалуй, любому человеку, воспитанному в духе российско-советской исторической традиции. Это настолько очевидно, что когда в начале 50-х годов секретарь Одесского обкома компартии рассказал в своем докладе, что «был в Одессе профессор, который разыскал в Запорожье Янкелей и Ицек» (так по стенограмме), то это заявление вызвало оживление и хохот в зале.

Этим профессором был знаменитый ныне историк С.Я. Боровой. Он еще в 30-е годы обнаружил в открытом А.А.Скальковским архиве Запорожской Сечи множество документов на еврейском языке. Скальковский читать «по-еврейски» не умел, а Боровой умел превосходно. Это были абсолютно новые документы. Но им не суждено было увидеть свет в ту пору, а если какие-то фрагменты и были воспроизведены, то впоследствии бдительно изъяты многими библиотеками. Поэтому они были неизвестны даже маститым авторам, специально занимавшимся в то время историей Запорожья. Видимо, они мало известны и ныне действующим украинским историкам, хотя кое-какая информация об этом просочилась. Один украинский писатель даже написал повесть, в которой героями и участниками были евреи-запорожцы. Когда мы сопоставили эти документы с найденными надгробиями, то стало ясно, что они являются археологическим подтверждением существования еврейского населения в среде запорожцев, в том числе и ушедших под Хаджибей после 1775 г. Труды Борового показывают, что доля евреев в запорожской среде была весьма значительной - настолько, что евреи в некоторых случаях даже выступали как «воюющая сторона», как самостоятельные военные еврейско-казацкие отряды.

На фоне сказанного кажется естественным, что группа евреев-казаков оказалась в числе запорожцев, которые, начиная с 1775 года, после разгрома Сечи, «убрались под турка”, поселились у подошвы Гаджибейской крепостцы и после основали предместье нашего города - Пересыпь. И если это так, то само расположение еврейского кладбища с надгробиями ХVIII в., близ дороги к Хаджибейскому лиману, вполне объяснимо - это было кладбище евреев-запорожцев, бежавших под защиту турок. Осквернить это кладбище могли лишь их тогдашние враги в условиях начавшейся войны 1787-91 годов.

Наиболее вероятно, что упомянутое кладбище пострадало в ноябре 1788 г., во время набега казацкого отряда Захара Чепеги. Набег, очевидно, был осуществлен лишь «для истребления сооруженных там магазинов для провианта». Видимо, нетрудно было при этом и покрушить надгробные памятники на «жидiвськом» кладбище. А в тревожных военных условиях того времени уцелевшие хаджибейские евреи опасались восстанавливать могилы своих родичей - обломки надгробий были тщательно спрятаны, «захоронены» под защитой хаджибейских стен. Замок охранял это «захоронение» вплоть до своего падения в сентябре 1789 года.

Показателен состав обломков в «захоронении» - ясно, что после вандализма на еврейском кладбище были отобраны и спрятаны наиболее «ценные», значимые обломки надгробий, принадлежавшие самым родовитым членам общины, в том числе и священнослужителю- левиту. Это же, видимо, касается и обломков с надписями на русском языке. Можно лишь предположить, что в еврейской среде запорожцев язык общения не имел существенного значения. По наблюдениям С.Я.Борового, многие документы из архива Запорожской Сечи написаны на украинском языке, транскрибированном еврейскими буквами. Это - редчайший случай в архивной практике. Поэтому А.А. Скальковский не сумел их прочесть.

Другой редчайший случай, на этот раз в археологической практике, сберег описанный памятник до наших дней. Археологическая удача позволила нам вырвать этот драматический эпизод предыстории Одессы из мрака забвения.

...Рассказанная здесь Андреем Добролюбским история - лишь одна из множества удивительных страниц целой повести, вернее, эпопеи. Здесь переплелось многое: и драматические античные эпизоды, и противостояние России и Турции в XVIII веке, и возникновение в степях Причерноморья необычайного города, воплотившего идеалы античности, и совершенно незаурядная судьба основателя этого города - Иосифа Дерибаса и его соратников. “Еврейские мотивы” этой повести звучат очень сильно и порой неожиданно.

Археологические работы в пределах Одессы далеки от завершения. Позади еще один сезон раскопок, он принес много нового, в том числе и новые обломки еврейских надгробий. Их описание, расшифровка и разгадка тайн еще впереди.


Автографы раздаю в кулисах...
shternaДата: Воскресенье, 29.08.2010, 10:49 | Сообщение # 10
Группа: Друзья
Сообщений: 1145
Награды: 26
Репутация: 11
Статус: Offline
Евреи жили в Европе с III века
05.06.2008 | История, Мир

Недавно австрийские археологи объявили о находке, доказывающей пребывание евреев на территории современной Австрии в III веке. Серебряный кулон длиной в 2,2 см, найденный в могиле двухлетнего мальчика, содержит позолоченный свиток с текстом молитвы «Шма Исраэль», написанный на греческом языке, и, по мнению некоторых ученых, мог служить амулетом для защиты от злых духов.

Исследоват ели из Института доисторической эпохи и ранней истории Венского университета сообщили, что кулон был обнаружен в могиле ребенка на месте римских захоронений в городе Хальбтурн. Детская могила является одной из 300 могил на древнем кладбище, найденном в 1986 году вблизи Хальбтурна. Также на месте захоронения археологи нашли кусочки стекла, керамические черепки и металлические артефакты, однако, по мнению экспертов, эти предметы не могут служить подтверждением еврейского происхождения мальчика или других людей, захороненных поблизости.

Через месяц кулон будет выставлен в Бургенландском государственном музее в Айзенштадте.

По словам австрийского профессора Нивес Донойс, кулон могли подарить ребенку родители как амулет от злых духов. «Этот кулон выкопали еще в 2000 году, — сказала Донойс в интервью Haaretz на прошлой неделе, — но из-за финансовых проблем мы не могли заниматься ее исследованием до 2006 года...»

После детального изучения находки Донойс удалось обнаружить надпись на греческом. Она передала данные лингвисту, который установил, что текст представляет собой перевод с еврейского. Затем Донойс передала ее профессору Армину Лангу, который возглавляет отделение по изучению еврейской культуры. Он определил надпись как текст молитвы «Шма».

Раскопки в захоронении, найденном в 1986 году в районе национального парка-заповедника Зеенвинкель на границе Австрии и Венгрии, в 20 км от археологического парка Карнунтум, проводились с 1988-го по 2002 год. Здешние находки представляют самые ранние доказательства пребывания евреев на территории современной Австрии, которая в то время была северной частью Римской империи.

Эти находки подтверждают выдвинутое ранее предположение, что евреи обосновались на территории современных европейских стран, в частности Австрии, Венгрии, Хорватии и Сербии, еще в III веке. Поток еврейских переселенцев хлынул сюда после восстания против римлян. Многие евреи были проданы в рабство и таким образом отправлены в различные точки империи, иные же обосновались в Австрии по собственной воле.


Автографы раздаю в кулисах...
kleineДата: Четверг, 02.09.2010, 15:32 | Сообщение # 11
Группа: Пользователи
Сообщений: 228
Награды: 2
Репутация: 1
Статус: Offline
Кілька років тому світ облетіла новина: зашифроване пророцтво, яке рабі Нахман із Брацлава передав своєму учневі Носону незадовго до смерті, змогли розкодувати ізраїльські вчені. Цей сувій із пророцтвом про грядущого Месію переховували в Україні та в Росії, а в 1963 році ребе Міхаель Дорфман нишком передав рукопис «американському туристові» Гедалії Фліру, який перевіз сувій до Єрусалима. Однак розкодувати таємничі записи змогли тільки в 2006–му. Нині текст уже оприлюднили науковці з ізраїльського університету Бар–Ілан. Цадик бачив Месію, як підлітка, який принесе визволення всім народам — без насильства і кровопролиття — умінням зцілювати.

Цю розповідь рабі Нахмана почув і зафіксував тайнописом його учень Носон 20 липня 1806 року, коли їхав з учителем підводою по Черкащині. Так виник «Сувій тайн». Рабі Нахман в останні роки життя розповідав своїм учням казки для дорослих, мовою їдиш. Вони схожі на українські народні, проте переказані трохи інакше і з глибоким духовним змістом у символах. Його учень рабі Носон казав, що ці історії «здатні пробудити кожного від духовної сплячки, щоб людина не проспала все своє життя». Казкові історії рабі Нахмана стали відомими на весь світ після того, як їх у 1906 році опублікував Мартін Бубер. Рабі Нахман мав власну світоглядну систему і закликав побачити Творця в усьому. Він наголошував, що чим простіша людина, тим ближча вона до Бога. «Той, хто заробляє хліб свій працею рук своїх, — знає про Всевишнього більше, ніж знають ангели», — казав цадик. «Людина має пройти по дуже вузькому мосту. І найголовніше для неї — зовсім не боятися», — навчав рабі Нахман. Для цього радив зосередитися на тому, що відбувається «тут і тепер».

Рабі Нахман народився в 1772–му в українському містечку Меджибіж на Поділлі. Був правнуком засновника хасидизму рабі Ісраеля Баал Шем Това. 20–річним він уже проповідував своє вчення. У 1798 році побував на Святій землі, продавши для подорожі все своє майно. Повернувшись, поселився у містечку Брацлав, який із 1802 року стає осередком хасидів, хоча тривала боротьба між різними лідерами хасидизму. Тут до нього долучився Носон (Натан) Штернгарц, що став найактивнішим його послідовником.

Коли померли обидва сини та дружина рабина, а сам він захворів на сухоти, й у 1810 році згорів його дім у Брацлаві, рабі Нахман переїхав жити до Умані. Ще в 1802 відвідав тамтешнє єврейське кладовище, де у 1766–му були поховані жертви гайдамаків і заповів, щоб його поховали серед цих мучеників. Вважається, що Умань він обрав ще й тому, що це місто стало одним iз перших у Східній Європі центрів руху «гаскала» — просвітництва. Рух зародився в Німеччині й поширювався на Польщу, Україну і Росію. Тогочасні інтелектуали прагли довести, що людина не пов’язана з Богом і обіцяли всім «рівність». Завдяки цьо­му євреї, які доти жили в замкнутих спільнотах, отримували доступ до неєврейської громади та культури і задля цього часто готові були пожертвувати вірою. Рабі Нахман передбачав, що, коли його могила буде в Умані, це місто перетвориться на центр іншого руху, духовного. 38–річний рабин помер 16 жовтня 1810 року. Перед смертю заповідав, щоб учні щороку приходили на його могилу в Рош–Га–Шана. Казав, хто пожертвує на благодійність і прочитає тут 10 псалмів, — він докладе всіх зусиль, щоб спасти і виправити цю людину. До того ж такі молитви на Новий рік допомагають цадикові виправляти світ.

Добавлено (02.09.2010, 15:29)
---------------------------------------------
А есть более подробная информация про «Сувій тайн» (Свиток тайн)?

Добавлено (02.09.2010, 15:32)
---------------------------------------------
http://translate.google.com/#uk|ru|
для удобства перевода

Я понимаю, что на форуме принят русский, как язык взаимообщения, но у меня нет русского перевода. "Україна молода" пишет только на украинском

shternaДата: Четверг, 02.09.2010, 15:59 | Сообщение # 12
Группа: Друзья
Сообщений: 1145
Награды: 26
Репутация: 11
Статус: Offline
kleine, прочитала... собственно, я поняла, о чем идет речь... рукопись от рабби Нахмана...

Понимаешься ли, персона рабби Нахмана - это глыба: раввин, цадик (праведник), хасидский ребе, человек очень высокого духовного уровня. Такие люди имели возможность "путешествовать" по духовным мирах. Рабби Нахман был также известен в качестве Каббалиста. Его "сказки" сказками не являются, они выстроены на Каббале, рассказывают о связях, явлениях и так далее...
По всей видимости то, о чем говорил рабби Нахман своему ученику было итогом такого духовного "путешествия", где ему было окрыто нечто, связанное с приходом Машиаха, какая-то конкретика...
Но я основываюсь на мнении, котоорое звучало из уст Бааль Шем Това: "В каждом поколении рождается душа Машиаха, и если поколение готово, то Машиах придет, если же поколение не готово, то этот человек умирает, так и не став Машиахом"...
Вероятно, тот Машиах, о котором было открото рабби Нахману, умер...


Автографы раздаю в кулисах...
kleineДата: Четверг, 02.09.2010, 17:25 | Сообщение # 13
Группа: Пользователи
Сообщений: 228
Награды: 2
Репутация: 1
Статус: Offline
shterna, спасибо. А ты не знаешь, есть где-то результаты расшифровки тайнописи?
В статье говорится о том, что на сегодняшний день были опубликованы исследования израильского института Бар-Илан.
shternaДата: Четверг, 02.09.2010, 18:43 | Сообщение # 14
Группа: Друзья
Сообщений: 1145
Награды: 26
Репутация: 11
Статус: Offline
kleine, возможно, что эти исследования и были опубликованы, но не для широкой огласки, а только как научная работа...
Я просмотрела в интернете, ничего на иврите не нашла...


Автографы раздаю в кулисах...
Форум » Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра? » По тропам еврейской истории » Еврейский мир. (Диаспора.)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: