Лина Каральник (Торонто) ЕВРЕИ-ЗАПОРОЖЦЫ
В последнее время внимание впечатлительных одесситов приковано к... евреям. К одесским евреям? Эка невидаль! Мало ли о них написано и рассказано! Всем скептикам можно сказать сразу и напрямик: о таких евреях мы еще пока не слыхали, разве что в виде шутки. Говорили иногда так “иерусалимский казак” - звучало очень забавно.
Однако, наверное, нужно обо всем рассказать по порядку. Вот уже несколько лет прямо в границах исторического центра Одессы ведутся археологические работы. Благодаря им чего только не смогли узнать одесситы об истории города! И о ритуале основания Одессы, и связанных с этим волнующих событиях, и о подробностях штурма турецкой крепости Хаджибей, завоеванной для российской короны в 1789 году. И даже об упоминаемом «отцом истории» Геродотом античном городе Борисфене: как выяснилось, он находился именно там, где позднее была основана Одесса.
Но лучше всего может обо всем этом поведать человек, который непосредственно причастен к интересным исследованиям, - научный руководитель археологических раскопок, профессор истории, автор многих статей и книг по истории Северного Причерноморья, доктор исторических наук Андрей Олегович Добролюбский.
...Его путь в академической науке оказался негладким, и усыпан был не только розами. Были конфликты с академическими кругами Украины, и достаточно драматические. Однако в археологии всегда везло.
А.Добролюбский занимался исследованиями в Средней Азии и на Северном Кавказе. Бывали в его археологической практике уникальные находки, например, сарматское захоронение царицы древних амазонок, усыпанной золотом. Порой даже этим интересовались уже не только академические круги, но и иные “серьезные” инстанции. Не только у Генриха Шлимана были неприятности с властями, когда он нашел “сокровища Трои”.
И все-таки не золото и драгоценности стали особым украшением коллекции этого ученого. Дороже колец и диадем оказались осколки хрустальных бокалов, медная монета - екатерининский пятак, обломки кинжала и много другой мелочи, на которую любой другой человек не обратил бы никакого внимания. А все потому, что такие “мелочи” могут о многом рассказать лишь людям, обладающим эрудицией и воображением, интуицией и азартом. И, конечно, любовью к родному городу. Ведь речь идет об Одессе, о ритуале ее основания - и этим сказано все. Именно поиски в центре города привели к таким находкам, о которых обычно говорят “удивительное рядом”. Даже сам процесс раскопок проходил оригинально и необычно, вполне по-одесски.
- Первоначальная идея наших поисков, - рассказывает А.Добролюбский, - была заманчива и достаточно проста: мы просто хотели порыться в “культурных слоях” города, относящихся к пушкинской эпохе. А вдруг найдутся предметы, принадлежавшие самому поэту? Мы и не представляли тогда, к чему это нас приведет. Работы в сквере у Оперного театра начались осенью 1995 года. С самого начала мы понимали, что нас ждут большие трудности, связанные с получением разрешения на подобные раскопки. Ведь речь шла о самом “сердце” Одессы, его историческом, культурном и архитектурном центре. Для того, чтобы вызвать к нашей затее симпатии и сочувствие, мы придумали оригинальный ход: организовали “Клуб городских сумасшедших”, президентом которого стал Олег Губарь, известный одесский ученый-краевед и писатель. Теперь можно признаться честно: мы очень боялись неудачи, а клуб как бы позволял всю нашу затею обратить в шутку. Мы также стремились к общенародной поддержке нашей затеи, призывая всех желающих принять в ней участие. И таковых нашлось немало. Фактически мы использовали педагогический прием Тома Сойера при покраске забора: если помните, все мальчишки упрашивали его дать им тоже поработать кистью. Так получилось и с нами. Временами и у нас за лопатами люди становились в очередь. Всем хотелось узнать, что мы ищем, и первыми увидеть, что же все-таки найдем. Ведь где еще на свете живут столь любопытные и любознательные люди, как одесситы! Так мы изобрели “народно-театральное движение в археологии как направление балаганно-смеховой культуры”.
Однако, в заголовке нашей статьи стоит парадоксальное сочетание слов: евреи-запорожцы. Это не литературный прием. Речь и в самом деле пойдет о евреях, причем не только живших, но и служивших и воевавших под стенами Хаджибея. Как удалось это определить?
В июле 1997 г. при работах у Воронцовского дворца мы вскрыли слой античного времени VII-V вв. до н.э. и обнаружили остатки каменного сооружения. Сохранилась кладка, правда, сильно поврежденная наверху. Как выяснилось, это была часть порога. Порог указывал на место входа в округлое помещение, большая часть которого давно оползла в обрыв. Провели “зачистку” кладки и обнаружили доказательства очень для нас важного факта: найдены остатки Хаджибейского замка, построенного в 1765 г. и взятого штурмом отрядом Иосифа Дерибаса в сентябре 1789 г.
Теперь стало ясно, что Хаджибейский замок располагался едва ли не точно на месте нынешнего Воронцовского дворца. А это означает, что античный слой в этом районе неплохо сохранился, поскольку в этом месте почти ничего не строилось нового. И вот во время очередного сезона работ на Приморском бульваре мы и обнаружили нечто неожиданное даже для нас, уже привыкших ко всякого рода сюрпризам судьбы.
Примерно в пяти метрах к югу от остатков бастиона нас привлекла обширная свалка мусора ХIX - первой половины ХХ вв. “Мусорная свалка” звучит не очень романтично. Но у археологов несколько иное восприятие романтики, а самые интересные открытия делаются порой в могильниках, мусорных свалках прошлых веков и тысячелетий, да и в других еще менее романтичных местах.
Эта небольшая яма резко отчленялась от окружавших его слоев своим заполнением - мраморным бутом и крошкой. В заполнении этой ямы и были найдены обломки мраморных плит с надписями - видимо, от надгробий. Всего мы обнаружили девять фрагментов различных надгробий, из которых четыре - на русском языке, а пять - на иврите. Все они выполнены на тщательно обработанных мраморных плитах одинаковой толщины, что само по себе уже может указывать на сравнительно высокий статус умерших. На одной из «русских» надписей прочитывается имя - «Исаак», на буквах местами сохранились остатки позолоты. Три других обломка с надписями сохранились хуже, на них лишь фрагменты русских букв и цифры.
Верхняя часть одного надгробия с надписью на иврите сохранила достаточно внятное сообщение о том, что здесь «похоронена скромная женщина, имеющая великие древние корни». Еще на одном фрагменте также имеется знак «похоронен». Рядом с ним изображен символ дома Aаронитов - одной из семей в израильском колене Левитов. Эта семья издревле состояла лишь из священнослужителей. Изображен знак благословения в виде соприкасающихся пальцев обеих ладоней, которые «формируют» Звезду Давида. Такой знак ставят только на мужских захоронениях, он показывает, что усопший имеет древние корни в роде Коген (Коэн).
Если бы наши надгробия относились к первым десятилетиям существования Одессы, то их обнаружение легко объяснимо - уже ревизия 1795 года указывает на достаточно большую еврейскую прослойку населения (246 из 2349 душ). Но дело в том, что мы можем достаточно точно датировать найденную яму «доодесским» периодом, т.е. до конца 80-х гг. ХVIII в. Таким образом, впервые получается ясное археологическое подтверждение тому, что немалое число евреев проживало в Хаджибее и близ него до 1789 г.
Эти сведения не слишком привычны для нынешних представлений о населении края в конце ХVIII в. Впрочем, знатоков одесской истории это не удивляет. О посещении еврейскими торговцами Хаджибея еще в прошлом веке писал известный историк Одессы В.А.Яковлев. А в «Краткой еврейской энциклопедии» 1992 г. сообщается, что до взятия Хаджибея русскими войсками в нем обитало шесть евреев (возможно, речь идет о шести семьях). Эти данные вполне соотносимы со сведениями о старинном еврейском кладбище с надгробиями ХVІІІ в., которое сохранялось еще в конце ХIХ в. «по дороге на Хаджибейский лиман».
Однако контекст нашей находки таил в себе некую загадку. Было ясно, что обломки надгробий были аккуратно уложены на дно специально вырытой для этого ямы у Хаджибейского бастиона и тщательно забутованы. В этом и состоит историко-археологи ческая «изюминка» - мы столкнулись с сознательным захоронением надгробий под стенами Хаджибейского замка. Вероятно, была необходимость их надежно спрятать. И это никак не могло произойти втайне от турок - слишком близко к стенам замка произошло захоронение. А произойти оно могло лишь в предощущении очевидной опасности осквернения еврейских могил. Такая опасность могла исходить лишь от непосредственного врага - общего и для турок, и для хаджибейских евреев. Этим врагом могла быть лишь Россия и служившие ей украинские казаки.
Известно, что с 1769 по 1775 годы на Хаджибей совершалось несколько набегов со стороны казацких отрядов, вырезавших и грабивших мирное население. Кроме того, в июле 1774 года замок был взят русскими войсками, но затем возвращен Турции вместе с Очаковской областью после заключения Кучук-Кайнарджийск ого мира. Видимо, упомянутое кладбище образовалось позднее, в относительно спокойный для Хаджибея период между русско-турецкими войнами (1775-1787 гг.) - вплоть до казацкого набега осенью 1788 г. под руководством Захара Чепеги.
Откуда же здесь взялось еврейское население? Напомню, что менее, чем через год после окончания русско-турецкой войны, летом 1775 г. по приказу Екатерины II была уничтожена Запорожская Сечь. Часть запорожцев осталась на службе России и образовала со временем Черноморское казачье войско под руководством Антона Головатого, Захара Чепеги и др. Их история хорошо изучена. Другая часть запорожцев перешла в Очаковскую область, на земли между Бугом и Днестром. В конце концов число запорожцев достигло 40 тыс. человек, образуя население так называемой «Ханской Украины». В августе 1778 г. им были выделены земли для основания Сечи в низовьях Днестра и Кучургана. Старшина принял присягу, согласно которой 40 тысяч запорожцев обязывались служить «турецкому двору верно и непременно». Все это вызывало серьезную обеспокоенность русского правительства. Оно всячески стремилось отселить враждебных России запорожцев за Дунай, подальше от русских границ. Однако этот вопрос так и не был решен до начала очередной русско-турецкой войны 1787-91 гг. Очевидно, что запорожцы, оставшиеся на службе России, и запорожцы, служившие Турции, оказались «по разные стороны баррикад».
А что же евреи? Сама мысль о пребывании евреев в запорожской среде кажется маловероятной, пожалуй, любому человеку, воспитанному в духе российско-советской исторической традиции. Это настолько очевидно, что когда в начале 50-х годов секретарь Одесского обкома компартии рассказал в своем докладе, что «был в Одессе профессор, который разыскал в Запорожье Янкелей и Ицек» (так по стенограмме), то это заявление вызвало оживление и хохот в зале.
Этим профессором был знаменитый ныне историк С.Я. Боровой. Он еще в 30-е годы обнаружил в открытом А.А.Скальковским архиве Запорожской Сечи множество документов на еврейском языке. Скальковский читать «по-еврейски» не умел, а Боровой умел превосходно. Это были абсолютно новые документы. Но им не суждено было увидеть свет в ту пору, а если какие-то фрагменты и были воспроизведены, то впоследствии бдительно изъяты многими библиотеками. Поэтому они были неизвестны даже маститым авторам, специально занимавшимся в то время историей Запорожья. Видимо, они мало известны и ныне действующим украинским историкам, хотя кое-какая информация об этом просочилась. Один украинский писатель даже написал повесть, в которой героями и участниками были евреи-запорожцы. Когда мы сопоставили эти документы с найденными надгробиями, то стало ясно, что они являются археологическим подтверждением существования еврейского населения в среде запорожцев, в том числе и ушедших под Хаджибей после 1775 г. Труды Борового показывают, что доля евреев в запорожской среде была весьма значительной - настолько, что евреи в некоторых случаях даже выступали как «воюющая сторона», как самостоятельные военные еврейско-казацкие отряды.
На фоне сказанного кажется естественным, что группа евреев-казаков оказалась в числе запорожцев, которые, начиная с 1775 года, после разгрома Сечи, «убрались под турка”, поселились у подошвы Гаджибейской крепостцы и после основали предместье нашего города - Пересыпь. И если это так, то само расположение еврейского кладбища с надгробиями ХVIII в., близ дороги к Хаджибейскому лиману, вполне объяснимо - это было кладбище евреев-запорожцев, бежавших под защиту турок. Осквернить это кладбище могли лишь их тогдашние враги в условиях начавшейся войны 1787-91 годов.
Наиболее вероятно, что упомянутое кладбище пострадало в ноябре 1788 г., во время набега казацкого отряда Захара Чепеги. Набег, очевидно, был осуществлен лишь «для истребления сооруженных там магазинов для провианта». Видимо, нетрудно было при этом и покрушить надгробные памятники на «жидiвськом» кладбище. А в тревожных военных условиях того времени уцелевшие хаджибейские евреи опасались восстанавливать могилы своих родичей - обломки надгробий были тщательно спрятаны, «захоронены» под защитой хаджибейских стен. Замок охранял это «захоронение» вплоть до своего падения в сентябре 1789 года.
Показателен состав обломков в «захоронении» - ясно, что после вандализма на еврейском кладбище были отобраны и спрятаны наиболее «ценные», значимые обломки надгробий, принадлежавшие самым родовитым членам общины, в том числе и священнослужителю- левиту. Это же, видимо, касается и обломков с надписями на русском языке. Можно лишь предположить, что в еврейской среде запорожцев язык общения не имел существенного значения. По наблюдениям С.Я.Борового, многие документы из архива Запорожской Сечи написаны на украинском языке, транскрибированном еврейскими буквами. Это - редчайший случай в архивной практике. Поэтому А.А. Скальковский не сумел их прочесть.
Другой редчайший случай, на этот раз в археологической практике, сберег описанный памятник до наших дней. Археологическая удача позволила нам вырвать этот драматический эпизод предыстории Одессы из мрака забвения.
...Рассказанная здесь Андреем Добролюбским история - лишь одна из множества удивительных страниц целой повести, вернее, эпопеи. Здесь переплелось многое: и драматические античные эпизоды, и противостояние России и Турции в XVIII веке, и возникновение в степях Причерноморья необычайного города, воплотившего идеалы античности, и совершенно незаурядная судьба основателя этого города - Иосифа Дерибаса и его соратников. “Еврейские мотивы” этой повести звучат очень сильно и порой неожиданно.
Археологические работы в пределах Одессы далеки от завершения. Позади еще один сезон раскопок, он принес много нового, в том числе и новые обломки еврейских надгробий. Их описание, расшифровка и разгадка тайн еще впереди.