Отвечает Рав Моше Гекрайтер Суббота — это знак союза между Творцом и еврейским народом. Заповедь её соблюдения не возложена на другие народы. Однако во многих случаях, когда нееврей делает работу для еврея в субботу, еврей может нарушить следующие запреты:
запрет просить нееврея совершить работу;
запрет пользоваться результатом такой работы
В некоторых случаях следует остановить нееврея, чтобы он не сделал работу для еврея в субботу.
Ниже приводятся основные разрешения и запреты.
Еврею запрещено даже в будний день просить нееврея сделать для него работу в субботу. Если нееврей работает в доме еврея за почасовую плату, ему нельзя в субботу делать для еврея ничего, даже если еврей его не просит что-то сделать.
Разрешено в будний день попросить нееврея выполнить работу, даже если он будет делать её в субботу, в следующих случаях:
Если есть договорённость об оплате всей работы целиком, независимо от времени её выполнения.
Если работу можно закончить до субботы.
Ашкеназам можно передать работу нееврею во все будние дни, кроме пятницы, даже если нееврей не завершит работу до субботы. Сефардам это не разрешено.
При этом должны быть соблюдены следующие условия:
i. Нельзя просить нееврея сделать работу в субботу, а также нельзя говорить: «Мне нужно, чтобы это было сделано до исхода субботы» (если понятно, что нет времени закончить работу до субботы).
ii. Нельзя, чтобы нееврей делал работу в доме еврея, и его даже следует остановить, чтобы не делал эту работу.
iii. Работу можно делать только в таком месте, где этого не увидят — чтобы не знали, что это делается для еврея.
Ниже приводятся случаи, когда запрещено/разрешено пользоваться результатами работы, совершённой в шабат.
Общее правило: результатами работы нееврея, которую он сделал для еврея, даже без его просьбы, запрещено пользоваться всем до исхода субботы. После исхода субботы также разрешено пользоваться не сразу, а когда пройдёт время, необходимое для совершения этой работы. Например, если нееврей сорвал для еврея плоды с дерева и для совершения этой работы требуется полчаса, то плоды можно есть через полчаса после исхода субботы.
Даже если нееврей сделал работу для себя, но существует опасение, что он сделал больше, чем нужно ему самому, чтобы «хватило» и еврею, результатами работы запрещено пользоваться до исхода субботы, но добавлять к этому время на совершение работы не нужно. Но если точно известно, что нееврей сделал лишнюю работу для еврея, то результатами этой работы нельзя пользоваться до исхода субботы плюс время, затраченное на совершение работы. Например, если нееврей вскипятил воду для себя, еврею нельзя пользоваться этой водой из опасения: нееврей вскипятил больше, чем надо ему самому, чтобы хватило еврею.
Если нет опасения, что нееврей, делая работу для себя, делает больше, чем ему надо, чтобы хватило и еврею, результатами его работы можно пользоваться. Например, если нееврей зажёг для себя свечу в шабат, её светом можно пользоваться, поскольку она одинаково светит и одному, и многим.
Если техническая возможность сделать «лишнюю» работу для еврея существует, как в случае с нагреванием воды, но нееврей не знаком с евреем, пользующимся результатами этой работы, то опасения, что нееврей сделал работу для еврея (вскипятил больше воды), не существует. Поэтому результатами работы (кипятком) можно пользоваться.
Если нееврей сделал работу для еврея, но была возможность обойтись, пусть даже с трудом, без результатов этой работы, ими можно пользоваться. Например, если нееврей зажёг свечу для еврея в помещении, где было слабое освещение, можно пользоваться «добавочным» светом, пока первый источник света продолжает действовать. Если Вы внимательно читали, то поняли: если нееврей зажёг свечу для еврея там, где было совершенно темно, её светом пользоваться запрещено. Ещё пример: если подниматься/спускаться по лестнице можно без освещения вообще, то можно подниматься/спускаться, если нееврей зажёг свет на лестничной клетке.
В некоторых ситуациях результат работы не расценивается как прямой, непосредственный её результат. Например, если нееврей потушил свет, чтобы еврей мог заснуть, в этом помещении можно спать, потому что нееврей устранил то, что мешало еврею — это не расценивается как прямой результат совершённой работы. Эти случаи — особые, поэтому рекомендуется в похожих ситуациях спрашивать раввина.
Если нееврей делает работу в доме еврея, пользуясь инструментами еврея, его нужно остановить. И даже если он совершает работу, пользуясь своими инструментами, но при этом выполняет то, о чём еврей попросил его в будний день, его также следует остановить — даже если договорились об оплате всей работы. Например, заказали ему сшить одежду и договорились об оплате. Всё равно его останавливают, чтобы люди не сказали: он работает в субботу по просьбе еврея.
Нужно ли останавливать нееврея, когда он совершает для еврея работу, результатом которой можно пользоваться? Мнения галахистов разделились. Например, как следует поступать в ситуации, когда в помещении было слабое освещение и нееврей зажёг дополнительную свечу?
Согласно одному мнению, можно намекнуть нееврею, чтобы он сделал работу, результатами которой можно пользоваться в субботу, например, добавил свечу или выключил свет, который мешает спать. Намекать на то, что нееврей «обязан» это делать, нельзя. Например, нельзя говорить: «Почему ты не выключил свет в прошлую субботу?». Из этого можно понять, что от него требуют выключать свет. Намекать на «обязанность» нельзя также движением руки или головы. Разрешено намекнуть, например, так: «Тяжело заснуть, когда горит свет!» или «Тяжело читать при слабом освещении!».
Сегодня есть авторитетные раввины, которые полагают, что нееврея и в этом случае следует остановить. В соответствии с этим мнением будет запрещено даже намекнуть нееврею, чтобы он сделал работу, результатами которой разрешено пользоваться в субботу.
В субботу можно намекнуть нееврею, чтобы он сделал работу после субботы, даже в «обязующей» форме. И в будний день можно намекнуть в «обязующей» форме, чтобы сделал работу в субботу: «Почему ты не выключил свет в прошлую субботу?». В данном случае это разрешено.
Некоторые раввины полагают, что само приглашение нееврея в дом, чтобы он там что-то сделал, является намёком в «обязующей» форме. «Правильный» намёк звучит, например, так: «Я не могу спать в комнате». Согласно этому мнению, намёки, приведённые выше, разрешены, когда нееврей уже находится в доме.
Случаи, в которых можно попросить нееврея в субботу сделать что-то для еврея:
1. Можно попросить нееврея сделать то, что евреям запрещено мудрецами, для нужд человека, который болен не тяжело, для предотвращения большого материального ущерба или для того, чтобы выполнить заповедь.
Человек, который болен не тяжело — у которого болит или поранена часть тела, но никакой опасности для этой части тела не существует. Несмотря на боль, он продолжает обычные занятия, т.е. не ослабел в целом и не слёг в постель. Например, у него лёгкий ушиб, царапины от падения, тяжёлый насморк, не приводящий к ослаблению всего тела. В этом случае можно попросить нееврея закапать капли или наложить повязку на рану.
Если человек болен более серьёзно, но заболевание не представляет опасности для жизни, можно попросить нееврея сделать даже вещи, которые запрещены евреям Торой. Таковы случаи, когда человек слёг в постель из-за болезни; когда испытывает сильные боли, которые ослабляют всё тело, даже если не слёг в постель, например, мигрень; когда у него не очень высокая температура, при которой обычно остаются дома; когда он может слечь, если не примет лекарства, например, при астме, воспалении суставов; когда абсолютно ясно, что развитие заболевания не представляет опасности для жизни, но может привести к потере органа. Можно попросить нееврея сделать вещи, запрещённые евреям Торой, для нужд больных с неострыми видами воспалений глаз; для нужд роженицы в период от недели до месяца после родов; для нужд ребёнка и т.д.
Пример ситуации, когда можно попросить нееврея сделать то, что евреям запрещено мудрецами, ради выполнения заповеди. Можно попросить перенести в субботу еду для субботней трапезы из одного дома в другой через улицу, которая не достигает в ширину 8 метров — поскольку это делается ради выполнения заповеди субботней трапезы, а переносить вещи в таком месте запрещено мудрецами, а не Торой.
2. Можно попросить нееврея сделать то, что евреям запрещено мудрецами (а не Торой) в том случае, если у еврея есть какая-то, пусть даже ограниченная, возможность сделать это самому. Например, можно попросить нееврея забрать инструмент, который обычно используют при работе, запрещённой в субботу (например, молоток), с места, где его могут украсть, потому что еврей сам может в определённых ситуациях переносить его — например, чтобы колоть орехи или использовать место, где он лежал.
3. Можно попросить нееврея сделать действие, в результате которого будет совершена запрещённая работа — потому что во время этого действия не было намерения совершить работу. Это разрешено даже в том случае, когда в результате такого действия работа обязательно будет совершена. Например, можно попросить нееврея положить еду в холодильник, хотя при открывании холодильника обязательно зажжётся лампочка. Лампочка неизбежно загорится, но еврей, прося положить продукты в холодильник, не намеревался добиться этого результата. Ещё пример. Можно попросить нееврея подмести пол, даже земляной, хотя в результате будут сглажены неровности земляного пола. Действие — подметание, результат — «разравнивание» пола. Еврей был заинтересован не в этом результате, а в том, чтобы пол был чистый.
Всё приведённое выше — только краткое общее описание основных законов. Но и этого достаточно, чтобы понять, как серьёзно нужно обдумывать каждый поступок и каждое слово. И, что особенно важно в вопросах, касающихся этой темы, — всегда лучше посоветоваться с раввином.