Воскресенье, 22.12.2024, 06:22
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Глубинный смысл праздника Ту би-Швата?!
ElimelechДата: Вторник, 18.01.2011, 18:38 | Сообщение # 1
Группа: Друзья
Сообщений: 60
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Какой глубинный смысл заповедей праздника Ту би-Швата в современном мире, если праздник потерял свое практическое значение после разрушения второго Храма?

Все, что не делает Б-г -к лучшему! Аудио-лекции по Торе в mp3.

Сообщение отредактировал Elimelech - Вторник, 18.01.2011, 18:38
YaelДата: Вторник, 18.01.2011, 18:52 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
Elimelech, Вы кому задаете этот вопрос? Если р.Гитику, то задайте его сюда. А то вы ставите куда попало, а я потом перетаскиваю Ваши вопросы по назначению. Есть специально отведенное место для вопросов р.Гитику. Перед лекцией в прямом эфире ему их распечатывают и он на них отвечает.

Или это просто предложение обсудить данную тему? Тогда хотелось бы узнать и Ваш взгляд на нее!


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
ElimelechДата: Вторник, 18.01.2011, 20:57 | Сообщение # 3
Группа: Друзья
Сообщений: 60
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
можно и раву Гитику задать, а я соглашаюсь с величайшим каббалистом Аризалем: он, сравнив человека с плодовым деревом, «активировал» как внешний так и внутренний миры человека.
С «внешней стороны» так же как дерево приносит плоды, которыми мы пользуемся, так же и человек должен приносить плоды в этот мир.
С «внутренней стороны» так же как в дереве внутри текут соки, оживляя дерево, так же и в человеке должен присутствовать внутренний мир, который нас оживляет. Т.е. глубинный смысл, связанный с идеями развития человека.
biggrin
А как Вы думаете?


Все, что не делает Б-г -к лучшему! Аудио-лекции по Торе в mp3.

Сообщение отредактировал Elimelech - Вторник, 18.01.2011, 20:59
YaelДата: Вторник, 18.01.2011, 21:19 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 4387
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
А я думаю, что пока мы в этом мире, ни один из еврейских праздников не может потерять ни своего практического (материального), ни духовного значения. И Аризаль отлично это показывает своим комментарием!

Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
ElimelechДата: Вторник, 18.01.2011, 21:25 | Сообщение # 5
Группа: Друзья
Сообщений: 60
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
ну да, только бы все это понимали, а не относились к заповедям как к чему-то "старому"

Все, что не делает Б-г -к лучшему! Аудио-лекции по Торе в mp3.

Сообщение отредактировал Elimelech - Вторник, 18.01.2011, 21:26
shternaДата: Вторник, 18.01.2011, 21:38 | Сообщение # 6
Группа: Друзья
Сообщений: 1145
Награды: 26
Репутация: 11
Статус: Offline
Quote (Elimelech)
а не относились к заповедям как к чему-то "старому"

Извините мою иронию: "вет-хо-за-вет-но-му"... biggrin


Автографы раздаю в кулисах...
ElimelechДата: Вторник, 18.01.2011, 21:51 | Сообщение # 7
Группа: Друзья
Сообщений: 60
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
да это я имел ввиду. А слово "ветхий" думаю что ввобще не следует применять к Слову Б-га!

Все, что не делает Б-г -к лучшему! Аудио-лекции по Торе в mp3.
shternaДата: Вторник, 18.01.2011, 21:52 | Сообщение # 8
Группа: Друзья
Сообщений: 1145
Награды: 26
Репутация: 11
Статус: Offline
Quote (Elimelech)
Какой глубинный смысл заповедей праздника Ту би-Швата в современном мире, если праздник потерял свое практическое значение после разрушения второго Храма?

Elimelech, что-то мне сложно продираться через этот логический частокол: с какой это стати Ту би-Шват потерял практическое применение?
Это Вас кто-то обманул (цитирую любимого мной булгаковского Воланда)... вас, вероятно, ввели в заблуждение...
подкидываю мысль для размышления: разве кто-то отменил маасер и труму или разрешил орлу?


Автографы раздаю в кулисах...
ElimelechДата: Вторник, 18.01.2011, 21:54 | Сообщение # 9
Группа: Друзья
Сообщений: 60
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Да нет, это я ввиду того, что внутри иудаизма есть «дискуссия» - должен ли иудаизм меняться со временем. Некоторые считают, что традиция — это отказ от изменений.

Все, что не делает Б-г -к лучшему! Аудио-лекции по Торе в mp3.
shternaДата: Вторник, 18.01.2011, 21:57 | Сообщение # 10
Группа: Друзья
Сообщений: 1145
Награды: 26
Репутация: 11
Статус: Offline
http://www.chassidus.ru/library/lau/15shvat.htm

ТУ-БИШВАТ

15 швата, Ту-Бишват, – новый год деревьев. В это время деревья Страны Израиля оживают от зимней спячки.

Ту-Бишват имеет прямое отношение к законам об орла, нета реваи, трумот умаасрот и вообще к заповедям, связанным со Страной Израиля (см. выше). В отношении орла и нета реваи 15 швата устанавливает границу, по которой отсчитывают годы возраста дерева и его плодов. Как уже говорилось, в течение первых трех лет нельзя есть плоды дерева, а урожай четвертого года Тора предписывает отвезти в Иерусалим и съесть там (или выкупить его деньгами, которые надлежит доставить в Иерусалим вместо плодов). 15 швата является датой, по которой определяют, к какому году жизни дерева относится плод и какие из земледельческих законов Торы относятся к нему: орла, нета реваи и т. п. Например: дерево, посаженное до 15 ава 5736 г., вошло во второй год своей жизни 1 тишрей 5737 г. (ибо 1 тишрей – «Новый год» в отношении посадок); 15 швата 5739 г. закончится третий год жизни этого дерева (потому что годы дерева определяются не по 1 тишрей, а именно по 15 швата). Значит, все его плоды, вошедшие в завязь до 15 швата, -орла, а те, что появятся после 15 швата, – нета реваи, и их можно есть в Иерусалиме. Ровно через год дерево входит в пятый год своей жизни, когда все его плоды разрешено употреблять в пищу без каких-либо ограничений.

Об отделении маасрот Тора говорит: «Непременно отделяй десятину [маасер] от всего урожая злаков твоих, получаемого из года в год» (Дварим, 14). Отсюда выводят мудрецы наши, что нельзя отделять маасер от плодов одного урожая, думая тем самым исполнить свой долг в отношении плодов урожая другого года.

Установление 15 швата в качестве «всеобщего дня рождения» всех деревьев можно пояснить таким сравнением. Точно так же обстоит дело со взиманием налогов в любой стране мира: сумма налогов определяется в зависимости от доходов, получаемых в течение года, начало которого и конец отмечаются заранее определенной датой.

15 швата определяет также, какой именно маасер надлежит отделять: в первый и второй годы после шмиты – маасер ришон и маасер шейни, а в третий год – маасер ани вместо маасер шейни. Например, если 5733 г. был годом шмита, то от всех плодов, вступивших в завязь в 5734 г. и 5735 г. до 15 швата 5736 г., надо отделить маасер шейни, а от тех плодов, которые вырастут на дереве от 15 швата 5736 г. до 14 швата 5737 г., надо отделить маасер ани.
ДЕНЬ ФРУКТОВ

Исторически день Ту-Бишват вышел за пределы системы заповедей, связанных с земледелием в Стране Израиля, и стал днем Страны Израиля, праздником природы Эрец-Исраэль. Можно сказать, что если Девятое ава стало символом опустошения Эрец-Исраэль, то Ту-Бишват стал символом расцвета страны, ее возрождения и заселения, красоты ее природы...

В прежние времена наши предки предпринимали немалые усилия для того, чтобы получить возможность в Ту-Бишват произнести благословение над плодом, выросшим в Стране Израиля. Этот обычай распространен и сегодня, и у евреев, живущих на чужбине, он выражает их солидарность со Страной Израиля. В книге Дварим, в главе 20-й, мы читаем: «Ибо человек – словно дерево полевое» – и всякий плод, происходящий из Страны Израиля, свидетельствует о возрождении в ней еврейской жизни.

Раби Ицхак Лурия Ашкенази (Гаари), наиболее выдающийся из кабалистов города Цфат, установил обычай есть в Ту-Бишват фрукты Страны Израиля – в знак солидарности с праздником деревьев. (Заметим, что в Ту-Бишват не читают «Таханун».) Постепенно этот обычай оформился в некое подобие пасхального седера и даже сложилось некое подобие Гагады этого седера. У многих принято в этот день есть 50 видов различных фруктов.

В Ту-Бишват мы по-праздничному накрываем стол, украшая его лучшими фруктами Страны Израиля, и в особенности – теми, которыми она славится издавна. Мы стараемся раздобыть какой-нибудь плод, который еще не ели в этом году, – чтобы произнести над ним благословение «Шегехеяну». Атмосфера этого дня помогает молодому поколению укрепиться в любви к Стране Израиля и ее природе, указывая на символическую связь народа и его страны. (Талмуд говорит: «Почему Израиль уподоблен оливе? Для того, чтобы ты понял: как олива дает масло только под прессом, так и Израиль возвращается на путь добра только под влиянием страданий», Мнахот, 53).

Если это не год шмита, когда запрещены любые земледельческие работы, то в Ту-Бишват многие жители Израиля отправляются на лоно природы, чтобы сажать деревья: «Все деревья сотворены только для того, чтобы человек наслаждался ими» (Брейшит раба, 13). Хотя тому, кто сажает деревья, не всегда суждено насладиться плодами своего труда. Талмуд (в трактате Таанит, 23) рассказывает:

Однажды шел по дороге Хони-Гамеагель и увидел человека, сажающего рожковое дерево.

– Через сколько лет это дерево принесет плоды? -спросил его Хони.

– Через семьдесят лет, – ответил тот.

– Неужели ты уверен в том, что проживешь еще семьдесят лет и отведаешь его плодов? – удивился Хони.

Но человек ответил:

– Я нашел мир, засаженный рожковыми деревьями;

как мои предки посадили их для меня, так я сажаю для моих потомков.


Автографы раздаю в кулисах...
shternaДата: Вторник, 18.01.2011, 22:01 | Сообщение # 11
Группа: Друзья
Сообщений: 1145
Награды: 26
Репутация: 11
Статус: Offline
ИЗБРАННЫЕ ИЗРЕЧЕНИЯ

Стройте дома и живите в них, сажайте сады и ешьте их плоды. (Ирмияѓу, 29:5)

* * *

Вот, Я беру древо Йосефа… и соединяю его с древом Йеѓуды, и станут они древом единым в Моей руке! (Йехезкель, 47:19)

* * *

На высочайшей горе Израиля Я посажу его, и раскинет он ветви, и плоды принесет, и станет, как кедр величавый; и поселятся под ним всякие птицы, все пернатые будут жить под сенью кроны его. (Там же, 17:23)

* * *

Разрастутся его побеги, и будет он великолепен, словно олива, а аромат его – словно аромат Ливана. (Ѓошеа 14:7)

* * *

И будет он словно дерево, посаженное у водных потоков, которое плод свой дает вовремя. (Теѓилим, 1:3)

* * *

Ибо для дерева есть надежда… почуяв воду, расцветет оно. (Иов, 14:7-9)

* * *

Кто сажает инжир – ест плоды его. (Мишлей, 27:18)

* * *

Все деревья сотворены для пользы людей. (Брейшит Раба, 13)

* * *

У инжира корни многочисленные, проникающие вглубь твердой скалы. (Брейшит Раба, 10:3)

* * *

Из-за тех, кто срубает хорошие деревья, затемняются небесные светила. (Сука, 29)

Когда срубают плодовое дерево, стон его проносится из одного конца мира в другой конец – но люди его не слышат. (Пиркей де раби Элиэзер, 33)

* * *

С самого начала сотворения мира Всевышний был занят посадкой деревьев – как сказано в Торе: И насадил Г-сподь сад в Эдене (Брейшит, 2:8). Так и вы: едва придете в Страну Израиля, не занимайтесь ничем иным, как посадкой деревьев. (Ваикра Раба, 25)

* * *

Сказал Всевышний сынам народа Израиля: Хотя вы обнаружите, что страна эта полна всевозможных благ, не говорите, что раз так, мы можем спокойно сидеть и не заниматься посадкой деревьев. Вы найдете в ней деревья, которые другие посадили для вас, – так и вы сажайте деревья для ваших потомков. (Ваикра Раба, 28)

* * *

Раби Йоханан бен Закай говорил: Если случится, что ты будешь занят посадкой дерева и тебе скажут, что Машиах пришел, – сначала закончи посадку дерева, а потом беги встречать Машиаха.

* * *

С чем это можно сравнить? Например, человек идет по пустыне – голодный, жаждущий – и находит дерево, покрытое сладкими плодами, с развесистой кроной, дающей тень, и ручей протекает под ним. Человек попил, поел, посидел в тени и, отдохнув, собрался в путь. Дерево, дерево, – сказал он, – как благословить тебя? Пожелать тебе, чтобы твои плоды были сладки – они и так сладки; пожелать тебе, чтобы крона твоя была развесистой – она и так развесистая; чтобы ручей протекал у твоих корней – он и так протекает. Вот что я пожелаю тебе: чтобы все саженцы, которые берут от тебя, становились подобны тебе! (Таанит, 5)

По материалам сайта www.judaicaru.org


Автографы раздаю в кулисах...
shternaДата: Вторник, 18.01.2011, 22:04 | Сообщение # 12
Группа: Друзья
Сообщений: 1145
Награды: 26
Репутация: 11
Статус: Offline
Ш. Р. Гирш

Тора не напрасно уподобляет человека дереву. Это сравнение очень глубоко. Людям свойственно строить планы, и им кажется, что все пойдет согласно намеченной программе. Но в жизни порой случаются неожиданности. Планы рушатся, а с ними и надежды. Житейские бури разрушают обжитой, привычный мир. Человек теряет уверенность в завтрашнем дне, а с ней и почву под ногами. Лишь духовный мир человека защищен от любых неожиданностей. Внутреннее богатство не украсть никаким ворам, никакие стихии не проникнут в эту крепость.
Что происходит с деревом зимой? Его гордый зеленый наряд опадает. Холодные ветры ломают ветви, мороз пронизывает до корней. Неоткуда прийти спасению, все голо, вокруг ни цветка, ни травинки. Уныние сковало землю.
Но освобождение скрыто внутри самого дерева. Спасительная влага достигает корней, живительные соки устремляются вверх по стволу. Оживают ветви, появляются почки. Зимние бури не в силах сломать дерево, хотя порой пригибают его до самой земли. В конечном счете дерево вышло победителем из схватки. Бури обломали только лишние, засохшие ветки. Главное - ствол и корни, а они остались невредимыми. Кроме того, мороз уничтожил всех паразитов и вредителей. Жизнь дерева зависит не столько от цветов и плодов, сколько от корней и ствола. Дерево выстояло, закалилось в борьбе, обновило свои силы.
Так и человек. Если он опирается на свои внутренние духовные силы, никакие жизненные бури не могут его сломить Трудности и препятствия лишь мобилизуют его духовный потенциал.
Праздник Ту би-Шват символизирует весеннее обновление природы. Он приходится на самый разгар зимы, возрождение жизни начинается уже в период зимней спячки. В страдании скрыто искупление и избавление, в годины несчастий мы слышим голос Всевышнего, вселяющий надежду. Наше избавление зависит от нас самих. Внутри нас скрыты великие духовные силы. А Машиах не заставит себя ждать.

"Раби Ш.Р. Гирш Жизнь по Торе". Иерусалим, Амана, 1992


Автографы раздаю в кулисах...
shternaДата: Вторник, 18.01.2011, 22:06 | Сообщение # 13
Группа: Друзья
Сообщений: 1145
Награды: 26
Репутация: 11
Статус: Offline
ПЯТНАДЦАТОЕ ШВАТА (ТУ БИ-ШВАТ) В ЕВРЕЙСКОЙ ТРАДИЦИИ

Фрагменты из классических еврейских источников

1. Четыре начала у года:

- первого Нисана - Новый год царей (для отсчета лет их царствования) и праздников;
- первого Элула - Новый год для (отделения) десятины скота;
- первого Тишрся - Новый год для (счисления) лет; субботних (седьмых) лет; юбилейных (пятидесятых) лет; садовых насаждений и огородных растений;
- первого Швата - Новый год плодовых деревьев, согласно школе Шамая. Школа Гилеля говорит - пятнадцатого (Швата).

Мишна, трактат Рош а-Шана, 1:1

2. И когда войдете в страну и посадите какое-либо дерево, приносящее плод, то считайте плоды его за необрезанные, три года да будут они у вас необрезанными, не должно есть их. А на четвертый год все плоды его посвящены восхвалению Г-спода. На пятый же год вы можете есть плоды его, и умножатся для вас плоды его.

Ваикра, 19:23-25

3. Посаженное за 44 дня до Рош а-Шана (плодовое дерево) считается годовалым (после Рош а-Шана). Но несмотря на это, плоды дерева не освобождены от запрета есть необрезанное вплоть до пятнадцатого числа месяца Шват, Нового года деревьев, на четвертый год (после посадки).

Рамбам, Мишне-Тора, Законы трумы, 5:11

4. А сынам Леви вот, дал я всякую десятину от Израиля в удел, взамен службы их, которую они несут, служа при шатре соборном.

Бемидбар, 18:21

5. Отделяй десятину о г всех плодов посева твоего, который приходит с поля ежегодно. И ешь перед Г-сподом, Б-гом твоим, на том месте, которое он изберет для водворения там имени Своего; десятину хлеба твоего, вина твоего и оливкового масла твоего, и первенцев крупного скота твоего и мелкого скота твоего, дабы научился ты бояться Г-спода, Б-га твоего, во все дни. Если же слишком длинна окажется для тебя дорога, так что не сможешь ты нести этого, потому что далеко будет от тебя то место, которое изберет Г-сподь, Б-г твой, для водворения гам имени Своего, когда тебя благословит Г-сподь, Б-г твой; то променяй это на серебро и возьми серебро в руку твою, и ступай в место, которое изберет Г-сподь, Б-г твой. И отдавай серебро за все, чего пожелает душа твоя- за крупный и мелкий скот, и за вино, и за сикер, и за все, чего захочется тебе, и ешь там перед Г-сподом, Б-гом твоим, и радуйся ты и семейство твое. И левита, который во вратах твоих, его не оставляй, ибо нет у него участка и удела с тобою.
К концу трех лет выноси всякую десятину плодов твоих того года и клади во вратах твоих. Дабы пришел левит, ибо нет ему части и удела с тобою, и пришелец, и сирота, и вдова, что во вратах твоих, и ели, и насыщались, дабы благословил тебя Г-сподь, Б-г твои, во всяком деле рук твоих, которые ты будешь делать.

Дварии, 14: 22-29

6. Не отделяют десятины из плодов текущего года в счет года минувшего, а из плодов года минувшего - в счет следующего года. Если же отделил - это не десятина, как сказано "Отделяй десятину от всех плодов урожая твоего, который приходит с поля ежегодно (Дварим, 14 22) Итак, если ты сорвал с ветки этрог накануне пятнадцатого числа месяца Шват, до захода солнца, а затем вернулся и сорвал другой этрог, уже после заката, нельзя отделить десятину от одного за другой.
Ту би-Шват - Новый год дли отделения десятины от (урожаи) плодовых деревьев.

Рамбам, Мишле Тора, Законы тру мы, 5:11

7. Учили мудрецы от дерева, плоды которого завязались до пятнадцатого числа месяца Шват, отделяют десятину в счет истекшего года. (Завязались) после Ту би-Шват - отделяют в счет наступившего.

Рош а-Шана, 15:2

8. Новый год деревьев. Каков его смысл? Сказал раби Эльазар со слов раби Ушии: ибо большая часть дождей в году уже отлилась.

Рош а-Шани, 14:1

9. В Ту би-Шват. Новый год деревьев, не произносят покаянных молитв и принято в этот день есть в изобилии разные плоды.

Шулъхан Арух

10. Даже жених перед свадьбой не постится, если хупу ставят в день Ту би-Шват.

Мишна брура, 131:32

11. Сказал рав Гуна: "В городе, лишенном зелени, не должен селиться мудрец".

Вавилонский Талмуд, Эрувип, 55:2


Автографы раздаю в кулисах...
ElimelechДата: Вторник, 18.01.2011, 22:44 | Сообщение # 14
Группа: Друзья
Сообщений: 60
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
спасибо Генералиссимус за подборку материала!

Все, что не делает Б-г -к лучшему! Аудио-лекции по Торе в mp3.
shternaДата: Среда, 19.01.2011, 21:01 | Сообщение # 15
Группа: Друзья
Сообщений: 1145
Награды: 26
Репутация: 11
Статус: Offline
Quote (Elimelech)
спасибо Генералиссимус за подборку материала!

Elimelech, Я вообще-то Штерна...
пожалуйста, заходите ещё...


Автографы раздаю в кулисах...
ElimelechДата: Среда, 19.01.2011, 21:03 | Сообщение # 16
Группа: Друзья
Сообщений: 60
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
ok, всегда рад быть у вас в гостях!

Все, что не делает Б-г -к лучшему! Аудио-лекции по Торе в mp3.
shternaДата: Среда, 19.01.2011, 21:21 | Сообщение # 17
Группа: Друзья
Сообщений: 1145
Награды: 26
Репутация: 11
Статус: Offline
Quote (Elimelech)
ok, всегда рад быть у вас в гостях!

Elimelech, при особом желании и определённых усилиях можно быть не в гостях, а дома...


Автографы раздаю в кулисах...
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: