Воскресенье, 20.08.2017, 02:20
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: volodintal 
Форум » Жизнь общинная » Страничка Шабата » Недельная глава Торы Пинхас 5773 (Для папы, мамы и деток)
Недельная глава Торы Пинхас 5773
YaelДата: Вторник, 25.06.2013, 20:55 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 5271
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
Дорогие Друзья!


На нашей шабатней страничке вы найдете недельную главу Торы для детей, тематические раскраски для самых маленьких, женскую страничку с мицвотдля женщин и рецептами еврейской кухни и многое другое для всей семьи, что поможет вам в создании настоящей шабатней атмосферы вашего дома!

485 Пинхас 5773
«Земля обетованная».

"И сказал Б-г, обращаясь к Моше, так: "...А сынам Израиля скажи так:
"Если человек умрёт, а сына у него нет, то отдайте его удел его дочери.
А если нет у него дочери, то дайте его удел его братьям. А если нет у него братьев,
то дайте его удел братьям его отца. Если же нет братьев у его отца,
то дайте его удел его ближайшему родственнику из его семейства, чтобы он наследовал его.
И будет это сынам Израиля установленным законом, как Б-г повелел Моше"."
Ба-мидбар, 27:6,8 - 11


Прочитав эти строки и вспомнив об узенькой полоске пляжа, величаво называемой Страной Израиля, вздохнёт понимающе неискушённый читатель: "Конечно, не так просто поделить этот крошечный кусочек земли", -- и будет совершенно неправ. И дело не только не в том, что величие страны -- вовсе не производная от количества квадратных километров площади или от множественности её народонаселения. Ценность Страны Израиля для народа Израиля несомненна и исчисляется бесконечными духовными величинами. Но ведь народ состоит, как известно, из индивидуумов. И о том, какое значение лично для меня имеет наша страна, и идёт речь в вышеприведённом отрывке Торы.

Семейный удел, наследство указывают на личную связь между евреем и Землёй Израиля. И так же, как для каждого растения существует оптимальный кусок почвы для произрастания, так и каждому еврею соответствует некое место в Стране Израиля, без которого ему никогда не достичь максимума в духовном развитии.

Говорил менее ста лет назад мудрец предыдущего поколения рав Дискин: "Еврей, исполняющий законы Торы за границей, подобен спорьсмену, готовящемуся к соревнованию. Лишь исполняя законы Торы в Стране Израиля, мы по-настоящему выполняем своё предназначение!"


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
volodintalДата: Пятница, 28.06.2013, 13:55 | Сообщение # 2
Группа: Модераторы
Сообщений: 441
Награды: 5
Репутация: 2
Статус: Offline
Законы Шаббата

Законы о переулке и дворе

1. Всякое место, где есть ограждение с трех сторон высотой как минимум в десять «ладоней», – это «частное владение», и из Торы разрешено переносить по всему этому пространству. Однако мудрецы запретили переносить в нем, ведь, так как с четвертой стороны оно вообще не ограждено, оно несколько походит на «владение многих». И поэтому запрещено переносить в нем до тех пор, пока с четвертой стороны не сделают «исправление» – как во дворе, так и в переулке, который кончается тупиком. Но между ними сделали различие: поскольку использование двора более скрытно, «заграждение» с четвертой стороны должно быть в нем большим, чем в переулке.
2. И поэтому в переулке, закрытом с трех сторон и открытом с четвертой, если ширина входа в переулок менее десяти «локтей», следует у одной из сторон входа установить «лехи» (т.е. вертикальную планку) – ведь, согласно закону, такая планка считается «перегородкой», а значит, с четвертой стороны как будто есть цельная перегородка. И таков же закон, когда в одном из ограждений есть пролом, даже только в четыре «ладони», – если многие через него пролазят, необходимо такое же исправление.
А во дворе, который полностью открыт с четвертой стороны, мудрецы обязали сделать большее «заграждение», чем в переулке. А именно, установить две «лехи» с двух сторон открытого входа или установить там одну доску шириной как минимум в четыре «ладони», или использовать доску в четыре «ладони», которая уже была там.
А поскольку существуют различные нюансы закона в отношении того, какие именно переулки можно «исправить» с помощью одной лехи, то все наши переулки следует исправлять по закону двора, – т.е. либо с помощью двух лехи с двух сторон входа, либо с помощью доски в четыре «ладони».
3. И следует остеречься – установить две лехи именно друг против друга. А в затруднительном положении можно признать пригодными даже и не друг против друга.
4. «Лехи» – это жердь, и даже тонкая жердь – и даже если он не установил ее ради того, чтобы она была «лехи», но она просто там оказалась. Но только необходимо, чтобы она была высотой как минимум в десять «ладоней» и была крепкой, чтобы не качалась при обычном ветре, и не была удалена от стены на три «ладони» и больше, и не была бы закреплена над землей на высоте три «ладони» и больше.
И даже если эти «десять ладоней» не соединены вместе, но составлены из отдельных фрагментов, например, из камней и бревен, выступающих из стены одно над другим. Но только между камнями или бревнами не должно быть промежутка шириной в три «ладони».
Но «лехи», которая не была специально установлена, а просто там оказалась, помогает только в том случае, если ее в канун Шабата предназначили для того, чтобы быть «лехи». Но если ее не предназначили в канун Шабата, – например, там была другая «лехи» и она упала в Шабат, и хотят предназначить в Шабат жердь, которая просто там оказалась, – это не помогает.
5. Какой случай имеется в виду? Когда открытый вход в переулок или двор имеет ширину до десяти «локтей». Но когда он шире десяти «локтей», не помогают ни «Лехи», ни доски в четыре «ладони» – до тех пор, пока там не сделают «форму входа» (цурат а-петах).
А что такое «форма входа»? Хотя бы шест с одной стороны и шест с другой стороны, и даже не напротив друг друга, и шест или металлическая проволока, или веревка изо льна над ними. Но только шесты должны быть высотой как минимум десять «ладоней» и, если они закреплены над землей, то не должны быть удалены от нее на три «ладони» и более. Но даже если сверху они не достигают до поперечной веревки, – такая «форма входа» годится, но только они должны располагаться точно под веревкой или шестом, который сверху. А если шест отклонился в сторону от поперечной веревки даже на чуть-чуть, то это – «форма входа, сделанная со стороны», и она непригодна.
6. И если шесты высокие и веревка привязана на вершине шестов, близко от их концов, так что концы шестов выступают сверху над веревкой, это тоже непригодно – ведь в дверном проеме притолока расположена на косяках. А, следовательно, необходимо рассчитать, чтобы верхний шест или веревка располагались точно на самой вершине вертикальных шестов или точно над ними.
7. Закон об «исправлении» переулков в городе, в котором есть множество переулков и один выходит в другой, разъяснен в моей книге «Жизнь человека» (Хаей адам), глава 71, пункты 9-10. А закон о переулке или городе, одной стороной которого является река, разъяснен там в пунктах 12-13.
8. Переулок, в котором эрув был испорчен в Шабат, – если город окружен стеной, но лишь испортилось «исправление» у части переулков, где живут только евреи, мы говорим: поскольку при наступлении Шабата было разрешено, то и теперь разрешено.
Но если он не окружен стеной, то поскольку нет ограждений, мы не говорим «поскольку при наступлении Шабата было разрешено, то и теперь разрешено». И в тех переулках, где испорчен эрув, запрещено переносить, но, во всяком случае, разрешено переносить во дворах. И хотя эрувей хацерот находятся в другом месте, т.е. в переулке, откуда их нельзя принести сюда (так как эрув испорчен), все равно мы говорим: поскольку при наступлении Шабата было разрешено, то и теперь разрешено.
И разрешено сказать нееврею, чтобы он восстановил эрув в Шабат, чтобы многие люди не оступились (т.е. не нарушили закон).
А если в Шабат во дворе образовался пролом на кармелит – пролом такого размера, который делает запрещенным перенос вещей во дворе, – так как там нет перегородок, мы не говорим «поскольку при наступлении Шабата было разрешено, то и теперь разрешено».


Из книги «Зихру Торат Моше», издательство «Тора Лишма». Опубликовано в журнале "Беерот Ицхак" номер 23
volodintalДата: Пятница, 28.06.2013, 13:57 | Сообщение # 3
Группа: Модераторы
Сообщений: 441
Награды: 5
Репутация: 2
Статус: Offline
Порисуем?

volodintalДата: Пятница, 28.06.2013, 13:59 | Сообщение # 4
Группа: Модераторы
Сообщений: 441
Награды: 5
Репутация: 2
Статус: Offline
Краткие законы траура по разрушению Храма

С 17 тамуза (продолжение)

БЛАГОСЛОВЕНИЕ «ШЕЭХЭЯНУ».
С 17 тамуза не принято благословлять «Шеэхэяну» – «Благословен Ты и т.д., что дал нам дожить до этого времени» – на новые вещи и плоды. Разрешено благословить «Шеэхэяну» на плод, который будет невозможно найти после 9 ава. В новомесячье ава и во все субботы, которые приходятся на этот период, разрешено благословлять «Шеэхэяну». (Однако по мнению Аризаля это нежелательно). Благословение «Шеэхэяну» на заповеди, такие, как обрезание, выкуп первенца, омовение гера в микве, разрешено благословлять. В случае, если человек забыл, что «Шеэхэяну» запрещена, и благословил на новый плод «Создающий плод дерева», а затем вспомнил о запрете благословлять «Шеэхэяну», – разрешено произнести «Шеэхэяну». Благословения «Агомель» и «Атов ве Аметив» в месяц ав произносить разрешено.
СТРОИТЕЛЬСТВО, РЕМОНТ, ПОСАДКИ.
С 17 тамуза не принято белить и красить, строить, если в этом нет особой необходимости, сажать декоративные растения ради наслаждения и увеселения.
СТРИЖКА И БРИТЬЁ.
Ашкеназские евреи с 17 тамуза не стригутся и не бреются. В большинстве сефардских общин стрижка и бритьё разрешены до той недели, на которую приходится 9 ава, хотя некоторые сефарды также не стригутся и не бреются с 17 тамуза. Запрет стрижки касается как мужчин, так и женщин, и включает все волосяные покровы. Запрещено профессионально укладывать и укорачивать парик, но расчёсывать его разрешено. Если усы и борода мешают есть или пить, разрешено их подстричь. Для медицинских нужд стрижка и бритьё разрешены (например, чтобы очистить место для операции). Человеку, который из-за траура по близким родственникам не стригся и успел сильно обрасти, а период его личного траура заканчивается после 17 тамуза так, что он не имеет возможности постричься до 17 тамуза, разрешено постричься по истечении его личного траура.
Родителям ребёнка, которому делают обрезание в один из дней с 17 тамуза до той недели, на которую приходится 9 ава, в честь обрезания разрешено стричься и бриться с вечера, предшествующего дню торжества. Это разрешение распространяется также на сандака и на моэля. Если обрезание происходит в ту неделю, на которую выпало 9 ава, согласно некоторым мнениям, даже людям, имеющим к обрезанию самое прямое отношение, запрещено стричься и бриться. В годы, когда 9 ава выпадает на субботу и, согласно закону, пост переносится на следующий день, по некоторым мнениям, уже в неделю, предшествующую 9 ава, запрещено стричься и бриться в честь обрезания, даже людям, которые непосредственно причастны к бриту.
Юноше, тринадцатилетие – бар мицва которого приходится на период с 17 тамуза до той недели, на которую выпадает 9 ава, согласно некоторым мнениям, разрешено стричься. Другие раввины это запрещают. В саму неделю, на которую приходится 9 ава, стрижка запрещена.
Согласно некоторым мнениям, стричь детей запрещено так же, как и взрослых. Другие раввины считают, что разрешено стричь детей до шести лет. В неделю, на которую приходится 9 ава, стрижка запрещена. Первая стрижка «халаке» разрешена по всем мнениям до той недели, на которую выпадает 9 ава.
ПОКУПКИ.
С 17 тамуза принято не покупать вещи, вызывающие особую радость. Одежду, приобретение которой не является особым событием, такую, как бельё, сорочки, носки, чулки и т.д., разрешено покупать и одевать до начала месяца ав.
Все законы и обычаи, упомянутые выше, вступают в силу с вечера, который наступает после дня 16 тамуза.


Рав Л.-Н. Злотник, из книги «Если забуду тебя, Йерушалаим...», издательство «Шеарим».
volodintalДата: Пятница, 28.06.2013, 13:59 | Сообщение # 5
Группа: Модераторы
Сообщений: 441
Награды: 5
Репутация: 2
Статус: Offline
Женская страница

ГЛАВНЫЕ ЦЕННОСТИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Рав Хаим Фридлендер
«И сказал Г-сподь Б-г: «Вот, человек стал единственным в мире, кроме Меня, знающим добро и зло»» (Берешит, 3:22). И также сказано: «И еще обнаружил я, что сотворил Б-г человека прямым» (Коэлет, 7:29). Святой, благословен Он, Которого называют праведным и прямым, создал человека по образу Своему лишь для того, чтобы тот стал праведным и прямым, как Он.А если спросишь: зачем Он создал дурное побуждение, о котором написано, что «побуждение сердца человеческого – к злу с рождения его» (Берешит, 8:21), и если побуждения человеческие по природе своей злы, то кто же может сделать их хорошими? Сказал на это Создатель: «Ты сам делаешь их злыми!» Каким же образом? Ребенок пяти, шести, восьми и девяти лет не грешит, но только с десяти лет и далее. Тогда он взращивает дурное побуждение. А если скажем: но ведь человек не может уберечь себя, – отвечает на это Всевышний: ты сам делаешь свои побуждения злыми! Каким образом? Ты был ребенком и не грешил, а вырос – и стал грешить! Сколько есть в мире более тяжелых вещей, чем дурное побуждение, более горьких, чем оно, – а ты делаешь их сладкими! Нет ничего более горького, чем люпин (вид бобов), – и ты стараешься, варишь его и вымачиваешь в воде семикратно, пока он не сделается сладким; и так же – с горчицей, каперсом и многими другими вещами. То, что Я сотворил горьким, ты делаешь сладким, пригодным для своих нужд, – тем более нужно так же поступать и с дурным побуждением, которое в твоей власти! (Мидраш Танхума, гл. Берешит, 7).
РАЗВИТИЕ ПРИРОДНЫХ КАЧЕСТВ
Как мастер должен быть хорошо знаком с материалом, знать все, что можно с ним сделать, а что – нельзя, так и воспитатель должен хорошо знать суть «материала» – воспитанника, которому он должен придать нужную форму; зная его, воспитатель поймет, что в его силах сделать, и какие воспитательные методы есть в его распоряжении. Мидраш Танхума, приведенный в начале нашей статьи, поможет нам лучше познакомиться с этим «материалом».
«И сказал Г-сподь Б-г: «Вот, человек стал единственным в мире, кроме Меня, знающим добро и зло”». И также сказано: «И еще обнаружил я, что сотворил Б-г человека прямым». Творец, Которого называют праведным и прямым, создал человека по образу Своему лишь для того, чтобы тот стал праведным и прямым, как Он.
Всевышний создал человека по Своему образу и подобию; это проявляется и в теле человека, которое отражает образ Его (например, в теле есть правая и левая стороны, и правая сторона сильнее левой; правая сторона соответствует качеству милости, а левая – качеству суда). Точно так и в духовном: пути Всевышнего должны быть зримы через поведение человека, как сказано: «Ступай путями Его» (Дварим, 28:9). Творец дал человеку множество возможностей сформировать себя духовно, следуя качествам Его. Из слов Торы следует, что человек сотворен со способностью творить добро – став приверженным путям Всевышнего, чтобы уподобиться Ему.
Далее мидраш говорит: А если спросишь: зачем Он создал дурное побуждение, о котором написано, что «побуждение сердца человеческого – к злу с рождения его», и если побуждения человеческие по природе своей злы, то кто же может сделать их хорошими? Из этого вопроса очевидно, на первый взгляд, что в человеке изначально заложены силы зла; так в чем же его вина, если дурное побуждение дано ему с детства? Как он может творить добро? Сказал Создатель: «Ты сам делаешь их (свои побуждения) злыми!» Человек не рождается плохим, и только позже он вдруг делается плохим – ты, человек, сам делаешь так, чтобы стать плохим! Каким же образом? – Откуда мы знаем, что силы зла, в общем, не являются естественными для человека? Ребенок пяти, шести, восьми и девяти лет не грешит. В этом возрасте даже дурные поступки ребенка еще не зачисляются в категорию плохих, т.е. грехов, как будет пояснено ниже. Но только с десяти лет и далее – тогда они уже считаются грехами. Тогда он взращивает дурное побуждение – ведь чем взрослее человек, тем более он привыкает к дурным вещам, и получается, что именно сам человек развивает и взращивает дурные побуждения.
Объяснение этому таково: грех связан с пониманием, с тем, что называется «выбор». Поступок, совершаемый без понимания, нельзя назвать преднамеренным грехом это только ошибка. Невозможно сказать, что хищное животное грешит, так как все его действия это его природа, и оно создано, чтобы убивать добычу. Так и человек, которые совершает поступок, не осознавая, что делает, то есть без свободы выбора: он – не грешит. Пока разум ребенка неразвит, все его поступки определяются его природой и их нельзя назвать грехом. Но когда он вырастает, созревает его разум, развивается понимание, и тогда его плохие поступки – результат влияния дурного побуждения.
В стихе: «Грех подстерегает у порога» (Берешит, 4:7), из которого ясно, что дурное побуждение дано человеку с рождения, речь идет об этапах развития. Чем больше развивается разум, тем больше растет влияние дурного побуждения. Мудрецы постигли, что с десятилетнего возраста разум ребенка начинает развивать его дурное побуждение. Этот возраст – первый этап, на котором можно сказать, что ребенок сделал что-то плохое; теперь начинается ответственность человека за плохие поступки, совершенные им, – потому, что с этого момента он взращивает свое дурное побуждение.
А если скажем: но ведь человек не может уберечь себя… Ты можешь подумать, что развитие дурного побуждения заложено в природе человека, ведь человеку даны силы, как ведущие его к добру, так и ведущие к злу, и каждая тянет в свою сторону – как к злому (зависти, страсти, ненависти), так и к доброму (расторопности, милосердию и т.д.). Это не так! Все эти силы – не что иное, как сырье, рабочий материал; задача человека – обработать этот материал и направить его в правильное русло. Вот доказательство. Отвечает на это Всевышний: ты сам делаешь свои побуждения злыми! Каким образом? Ты был ребенком и не грешил, а вырос – и стал грешить. Из того, что ты начал грешить только после того, как вырос, следует, что ты не родился с этими силами и способен преодолеть их! Ведь мы уже обнаружили, что ты умеешь превращать плохое в хорошее: Сколько есть в мире более тяжелых вещей, чем дурное побуждение, более горьких, чем оно, – а ты делаешь их сладкими! Нет ничего более горького, чем люпин (вид бобов), – и ты стараешься, варишь его и вымачиваешь в воде семикратно, пока он не сделается сладким; и так же – с горчицей, каперсом и многими другими вещами. То, что Я сотворил горьким, ты делаешь сладким, пригодным для своих нужд, – тем более точно так же нужно поступать и с дурным побуждением, которое в твоей власти! Как же сделать дурное побуждение «сладким»?
В Талмуде (Бава батра, 16а) говорится о том, что Иов хотел избавить весь мир от суда – на том основании, что все люди находятся во власти дурного побуждения, которое сотворил Всевышний. Но его друзья ответили ему, что Всевышний, сотворивший дурное побуждение, сотворил также и «приправу» к нему – Тору, и поскольку Тора убирает греховные размышления, нельзя утверждать, что люди вынуждены подчиняться дурному побуждению; ведь они могут спастись с помощью Торы (см. Раши там). Получается, что именно Тора и есть та «приправа», которая делает дурное побуждение сладким. Подобно тому, как соответствующие процессы обработки делают пригодной для еды горькую пищу, так и наша святая Тора превращает у человека его душевные качества, даже плохие, в такие, с помощью которых можно служить Всевышнему, как говорят наши мудрецы (Брахот, 54а): «Сказано: «И люби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем твоим»; слова «всем сердцем твоим» означают «обоими побуждениями твоими» – добрым и дурным». Талмуд говорит (Шабат, 156а), что у того, кто родился под влиянием Марса, есть склонность проливать кровь. Но он может направить эту склонность в хорошую сторону и стать шойхетом или моэлем. Так же, как варка меняет сущность продукта и превращает горькое в сладкое, так Тора делает «сладкими» все таланты и наклонности человека, направляя их в положительное русло.
ОТНОСИТЬСЯ К КАЖДОМУ СООТВЕТСТВЕННО ЕГО КАЧЕСТВАМ
На стих Писания «Диким осленком родится человек» (Иов, 11:12) рав Симха Зисл Зив из Кельма приводит два толкования. Первое – констатация: человек при рождении – будто дикий осленок. Что такое осленок? Животное, не приученное к порядку, полное противоречивых желаний. Вторая его характеристика – «дикий», то есть сбрасывающий с себя любое ярмо, свергающий любое бремя. Таким рождается человек; таков он, пока мал.
Из второго толкования вытекает задача воспитателя: с «диким осленком» мы должны сделать нечто такое, чтобы из него «родился человек». У человека есть два рождения. При первом, физическом, рождается «дикий осленок», а второе – духовное, в ходе которого из «дикого осленка» рождается человек. Это – длительный процесс, и в нем участвуют как родители, так и воспитатели, а в дальнейшем – и сам человек.
«Дикость» означает неподчинение закону, так как суть ее состоит, несомненно, в срывании ярма и ломке всяких рамок. Поэтому иногда не нужно устанавливать рамки и законы с целью «окультурить дикого осленка», а следует в каждом случае судить конкретно. Задача воспитателя – найти золотую середину между желаемым (направлением, в котором мы хотим направить воспитанника) и реальным (т.е. конкретным ребенком – его качествами, достоинствами и недостатками).
Чтобы успешно воспитывать, надо изучить и понять особенности ребенка, – и ни в коем случае не подходить ко всем детям с одной меркой! Можно сравнить маму с хозяином магазина, в котором есть много разных товаров, и у каждого – свои достоинства. Точно так и у каждого ребенка – свои таланты, склонности и свои границы. Поэтому невозможно ставить перед разными детьми одни и те же задачи и требования. Нужно распознать качества ребенка и заложенные в нем способности – и только после этого заниматься его воспитанием.
ПРИУЧЕНИЕ К РАМКАМ И ПОРЯДКУ
Ребенок – необузданный «дикий осленок». Даже когда он еще младенец, в нем можно различить суть человека во всей ее полноте. Эгоизм проявляется в нем в полную силу, и это легко заметить. Взрослый человек – тоже эгоист, но он уже умеет прятать это качество и маскировать его, так как оно отрицательно воспринимается в обществе. Ребенок, напротив, не знает стыда ни в отношении своего тела, ни в духовных вещах; он являет миру свое «я» как оно есть.
Это и есть наш «рабочий материал», и с указанным его свойством связан один из центральных моментов в воспитании ребенка. Мы должны дать ребенку понять, что он живет в сообществе людей – в семье, и должен подстраивать себя под ее рамки. Даже если речь идет о первом ребенке, он должен знать, что не имеет права требовать к себе всего внимания. Он действительно часть семьи – но еще не вся семья.
Приучение к определенному режиму начинается еще с младенчества. Не нужно навязывать ребенку армейскую дисциплину, но существуют какие-то порядки, к которым он должен привыкнуть. Есть дети, которые требуют кормления каждые четыре часа, другие – каждые три или даже два часа; это можно уточнить с помощью врача. Кроме исключительных случаев, например, когда ребенок плохо себя чувствует, нужно приучать его к определенному режиму. Даже с первым ребенком мама не должна пугаться и теряться, когда он плачет. Воспитание начинается с его рождением. Иногда говорят даже, что оно начинается за двадцать лет до его рождения – с воспитания родителей, но в прямом смысле этого слова оно начинается сразу с его рождением, так как уже тогда ему нужно приспосабливаться к определенным рамкам.
Если в семье уже есть братья и сестры, ребенку нужно приспосабливаться и к этому и признавать их права; каждый получает свою часть. Это – принцип, который дети обязаны усвоить, так как каждому ребенку по его природе кажется, что весь мир принадлежит ему одному. Он должен избавиться от этой иллюзии и понять, что «не весь мир – его», особенно, когда есть другие члены семьи, тоже требующие внимания.
Когда ребенка отдают в детский сад, он снова оказывается в обществе, и ему нужно приспособиться к нему. Разумеется, каждый ребенок отличается от своих товарищей, в том числе и своими требованиями. Он может требовать сладостей, и это естественно, но они должны выдаваться в определенных границах. Например: возможно, что в данной семье принято давать детям сладости по субботам и праздникам, и также в обычные дни, к примеру, перед сном, чтобы поторопить их идти спать. В таком случае недопустимо, чтобы в середине дня ребенок приставал к маме, пока она не сдастся. Сдаваться в таких ситуациях – абсолютный педагогический провал: ребенок приучается к тому, что нытье и приставание приводят к успеху, и это послужит ему «оружием» в других ситуациях, когда он уже знаком с силой этого приема.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ – ОСНОВА ВОСПИТАНИЯ
Необходимо выстроить для ребенка правильную шкалу ценностей и научить его взвешивать, что хорошо, а что – нет. Он учится этому от родителей, как прямо, когда ему говорят, что делать и чего не делать, так и косвенно – видя пример поведения родителей в соответствующей ситуации. Родители являются наставниками ребенка, и нужно подчеркнуть, что в его воспитании жизненно важна последовательность, которая является основой успеха. Ребенок нуждается в помощи, чтобы научиться различать добро и зло. Этому он учится от родителей: если они решают дать ему конфету – значит, он заслужил это, а если нет – должен знать, что их решение и в этом случае правильное и неизменное, и на нем нужно настаивать. Если в результате упорных просьб ребенку удается достичь своего и изменить решение родителей, он убеждается, что родительская шкала ценностей – неустойчивая, шаткая. Такая ситуация – педагогический провал.
Однако бывает, что после принятия решения родители убеждаются, что нужно его изменить, и тогда следует подумать, как сделать это таким образом, чтобы не был нарушен принцип последовательности. Нужно объяснить ребенку, чтобы он знал, что есть убедительная причина изменить решение; можно также поставить определенные условия, при которых решение будет изменено. Такое наблюдается в военной стратегии: иногда необходимо отойти и отдать врагу территорию – не в результате неудачи, а в связи с планами на будущее.
С одной стороны, ребенок должен понимать основу нашего решения: почему сейчас что-то можно, а в другой раз – нет. С другой стороны, в особенности в семьях бней-Тора (людей, преданных Торе) важно, чтобы, в качестве одного из воспитательных принципов, ребенок усвоил, что не все должно сопровождаться объяснением. Родители должны выглядеть в его глазах представителями Всевышнего, и так же, как мы не в состоянии понять абсолютно все в Торе, поскольку есть законы, недоступные нашему пониманию, так и ребенок должен иногда удовлетвориться тем, что «так сказали родители», и это их воля.

Из книги рава Хаима Фридлендера «Воспитание в еврейской традиции», изданной фондом «Беерот Ицхак».
volodintalДата: Пятница, 28.06.2013, 14:09 | Сообщение # 6
Группа: Модераторы
Сообщений: 441
Награды: 5
Репутация: 2
Статус: Offline
Наша сегодняшняя страница посвящается скорейшему выздоровлению Даниэля Хаима бен Элишева. Малыш 11 месяцев в тяжелом состоянии находится в больнице в Беларусии. Пусть Вс-вышний пошлет ему помощь и исцеление в ближайшее время и силы его родителям.
Форум » Жизнь общинная » Страничка Шабата » Недельная глава Торы Пинхас 5773 (Для папы, мамы и деток)
Страница 1 из 11
Поиск: