Пятница, 21.07.2017, 16:33
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Программа дистанционного обучения » Недельные главы Торы. » Шмот 5772 (Комментарии рава М.М.Гитика)
Шмот 5772
YaelДата: Понедельник, 09.01.2012, 01:41 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 5268
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
Шмот 5772

ТРИ ВОПРОСА


«С Яаковом, человек с домом своим пришли…
И родила сына и увидела, что он хорош
И скрывала его три месяца.
И не могла больше скрывать его.
И взяла ковчег…»
Шмот 1:1, 2:2


Мы зададим три вопроса – во времени, в пространстве и, по сути. Говорит мидраш, что Моше родился после шести месяцев и одного дня беременности. Отсюда, ответ на вопрос, отчего лишь три месяца могла Йохевед, дочь Леви, скрывать его рождение.
Рав Абарбанель подчеркивает, что эпитет хороший, в связи с недоношенным младенцем, следует понимать, как и в шести Днях Творения. Моше абсолютно соответствовал роли лидера – избавителя. И наполнение всего дома божественным светом и его внешний вид, абсолютно сформированного, но очень молодого человека (оттого появляется в оригинале слово «наар» в отношении новорожденного).
Слово «тейва» я не случайно перевел, как и в истории Ноаха – ковчег. Ведь «приданием» воде трехмесячного Моше решалась проблема «убиения еврейских младенцев». Абсолютно точная, в те времена, наука астрология, тут же показала нахождение будущего избавителя евреев в реке и убрала необходимость массового убийства.
Одновременно решилась проблема переноса в сохранности «хорошести» Моше в руки Батьи, дочери фараона. «Тейва» Моше, как и «Тейва» Ноаха послужила сохранению сути, как и полагается пространству (на иврите – это слово значит экзистенциональность), Ковчега.
По-поводу же извечного вопроса о спуске в Египет нашего мира, Гурский Ребе дает «корневой» ответ. Слово «ветви - шватим» утверждает автор «Сфат Эмет» близко к ґитпаштут – распространение. И если отцы – это «ствол» нации, то идея ветвей – это распространение Замысла во всем мире. Именно на это намекает вроде бы ненужное «и вот имена сыновей Израиля, приходящих в Египет, с Яаковом» - указание на причину – Яакова.


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
YaelДата: Понедельник, 23.01.2012, 00:47 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 5268
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
Ваэра 5772

ОБОРОТНАЯ СТОРОНА ГЕУЛЫ


«И вытащу Я вас из-под ига Египта,
И спасу Я вас от рабства у них и избавлю вас»
Шмот 6:6

Рав Шимшон Рефаэль Ґирш отправляет нас к союзу между рассеченными частями в главу «Лех леха» первой Книги Пятикнижия. Именно там впервые прозвучали три негативных характеристики пребывания Израиля в Мицрайим.
«Чужим будет потомство твое в стране чужой, и (закабалят их) работой и будут мучить их» (Берейшит 15:13)
Их порядок, объявленный Всевышним Авраґаму, - причинно-следственный (хронологический). Будучи чужими в Египте, они превращены в рабов. А издевательства и мучения – следствие устройства иерархической пирамиды – тех, кто в самом низу – топчут.
Очевидно, что избавление Всевышнего шло в обратном порядке: от наиболее тяжкого – к менее мучительному. И потому первая ступень Геулы «и вытащу» касается «сивлут Мицрайим» - мучений (севель). Вторая ступень – спасение от рабства. А третья - «геула», как-бы не имеет адресата (в тексте).
Но в избавлении Израиля в Мицрайим рав Ґирш усматривает еще одну особенность, позволяющую увидеть несходство иудаизма с любой религией. Все религии подразумевают общину – общность веры, идеалов. А Б-г проявляется через всемогущество, через храмы и своих последователей. Иудаизм основан через народ Всевышнего со всеми вытекающими последствиями


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
YaelДата: Четверг, 26.01.2012, 00:15 | Сообщение # 3
Группа: Администраторы
Сообщений: 5268
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
Бо 5772

Три измерения первенства


«И переводи {во владение} Всевышнему
всякого отверзающего матку… скота…
осла и всякого первенца человека»
Шмот 13:12, 13


Число три (скот, осел и человек) позволяет обратиться к трем измерениям нашей жизни. Рав Ґирш предлагает увидеть в них - человека, его пищу и имущество, три материальных составляющих, обеспечивающих нашу жизнь.
Первенец, не просто наследник, он тот, кто выделен для работы в Храме. И если бы не золотой телец, то первенцы были бы представителями семей, как это было до построения Мишкана: «И послал юношей, детей Израиля и вознесли вознесения и принесли приближения шламим Всевышнему - быков». (Шмот 24:5) – «работа первенцев» (Трактат «Звахим» 112:2).
Первенцы скота – кошерных домашних животных приносились в приближение только в Мишкане. Их нельзя было приближать на возвышениях (бамот), как обычные жертвы. Они символизировали выделенность всего предназначенного в пищу для детей Израиля.
А хамор (осел) - символ материального выкупался овечкой, символом Израиля. Тем самым подчеркивалась принадлежность всего Создателю. И проламывание затылка первородному осленку, которого не выкупали, означало, по мнению рава Ґирша, тщетность попыток Израиля играть в этом мире роль Хозяина: «А если не выкупишь, то проломишь ему затылок» (13:13)
Все, что эгоизм побуждает тебя сделать своим «не выкупленным» обречено на ограниченное, а потому иллюзорное , временное существование. Функция Хозяина исключительная прерогатива Всевышнего.


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
YaelДата: Воскресенье, 29.01.2012, 22:59 | Сообщение # 4
Группа: Администраторы
Сообщений: 5268
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
Бешалах 5772

ВОДЫ РАСПРИ И АМАЛЕК


«И переехала вся община детей Израиля
Из пустыни Син переезжали по воле
Всевышнего и остановились в Рафидим.
И не было воды поить народ. И спорил
Народ с Моше и сказали : «Дайте нам воды
И будем пить!» И сказал им Моше: «Для чего
спорите со мной, для чего испытуете Всевышнего!!»
Шмот 17:1-2


История нападения Амалека на ослабевших духовно и покинувших облака славы хрестоматийно знакома. Попробуем акцентироваться на деталях пшата и используем их как трамплин. Начнем со сказанного Моше Всевышнему: «И закричал Моше к Всевышнему, говоря: «Что сделаю я этому народу, еще немного и забросают меня камнями» (17:4)
Немного тяжело представить себе Моше испугавшимся, да еще «ябедничающим» Создателю. Но как же тогда понять слова того, которого мы называем «а идише маме» еврейского народа?!
Объясняет рав Ицхак Абарбанель, претензия евреев, выраженная во множественном числе «дайте нам воды» означает двухвариантность ситуации с точки зрения Израиля. В случае, если Моше выполняет роль пророка – Машиаха, то отсутствие воды для народа и всего домашнего скота, означает, что Моше (на дай Б-г) лжепророк. А по этой статье, как раз и полагается побиение камнями. Если же всем непосредственно руководит Творец, то будьте любезны, предоставить объяснения, где вода?!
Два адреса: «для чего спорите со Мной, для чего испытуете Всевышнего» и есть возможность Амалека вклиниться! Неправильная оценка роли Моше и всей создавшейся ситуации выражена в вопросе «Есть ли Всевышний среди нас, или нет?»
Но рав Ґирш позволяет подняться над простым уровнем восприятия, добавляя следующую деталь: до Синая оставался один дневной переход, а Источник воды была гора Хорев. Попробуйте связать нападение Амалека с недостатком воды (Торы Устной), а также угрозу Ґамана и неправильное видение ситуации Израилем в Сузах


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
YaelДата: Воскресенье, 12.02.2012, 12:07 | Сообщение # 5
Группа: Администраторы
Сообщений: 5268
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
Итро. 5772.

Синайское откровение.


«И было на третий день… Я Всевышний,
источник всех твоих сил,
который вывел тебя из земли
Узости, из дома рабов»
Шмот 19:16, 20:2


Тора была нам дана на горе Синай, чье точное местоположение было не известно. И само это место не получило особого статуса в нашей традиции. С точки же зрения времени «третий день», не день месяца, и не день недели. Мудрецы спорят в трактате «Шабат» (86:2) шестого или седьмого сивана даны были Десять Речений. Объясняет рав Исраэль Липкин из Саланта, что эта подчеркнутая неопределенность в пространстве и времени – следствие вечности Торы. Всякое место – Ее место, всякое время – ее время. Тора выше пространства и времени.

О вторичности Мироздания по отношению к Торе свидетельствует, по мнению автора «Сфат Эмет» из Гура, первая буква Декалога – алеф слова Анохи – אנכי. Ведь первая буква Творения – бет из «Бе-рейшит», вторая после алеф, буква алфавита.
Раби Симха Буним из Пшисхи задает напрашивающийся вопрос: «Отчего Всевышний «представляется» не как Творец Земли и Неба, а как выведший нас «из Мицраим, из дома рабов»? Ответ. По его мнению, достаточно прост. Если бы речь шла о Небесах и Земле, то еврей мог бы сослаться на собственную незначительность в рамках глобального Мироздания. Но данная нам свобода от египетской (эгоистической) узости позволяет очевидный выбор между нашей божественной сущностью и «домом рабов» нашего эгоизма.


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
YaelДата: Понедельник, 20.02.2012, 13:06 | Сообщение # 6
Группа: Администраторы
Сообщений: 5268
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
Мишпатим 5772

Все с Синая.


"Если вещь сама собой разумеющаяся, то, что в ней божественного?!"

«Эти законы, которые

поставишь перед ними»

Шмот 21:1


РаШИ комментирует: «и эти добавляет к первым. Как первые (Речения) с Синая, так и эти с Синая». На первый взгляд (естественно поверхностный) РаШИ озабочен доказательством истинности законов, появляющихся в нашей главе, их божественности авторства.

Раби Менделе из Коцка замечает куда более опасную вещь, чем сомнения в авторстве мишпатим – их разумность. А следствие разумности – естественность их исполнения. Если вещь сама собой разумеющаяся, то, что в ней божественного?! Ну, забодал бык быка, что тут сверхъестественного?!

Синайское происхождение «разумных» законов – это утверждение их божественности, равной той, что свойственна «непонятным» законам. Ведь в основе Синая – утверждение «будем исполнять и понимать», которое подразумевает (мнение «Сфат Эмет») безусловное исполнение, в награду за которое, нам открывается вкус (частичный смысл) законов. Их равенство – Синайское происхождение, то есть божественность, абсолютность и, как следствие, полезность (разумность).


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
YaelДата: Понедельник, 20.02.2012, 13:09 | Сообщение # 7
Группа: Администраторы
Сообщений: 5268
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
Трума 5772

Табель о рангах


«И возьмут Мне приношение от каждого человека,

который расположен сердцем своим,

возьмите Мое приношение. И это приношение,

которое возьмете у них золото и серебро и медь »

Шмот 25:1-3


Самое первое, что отмечают мудрецы – речь идет о трех приношениях. Первые два – жестко обусловленные – половинки шекеля, из которых делали серебряные подножия для ограды Мишкана. И еще половинки шекеля для покупки овец для общественных приближений. Третье – золото и серебро, и т.д. никак не определялось, и было внутренним решением самого человека.

Автор комментария «Кли Якар» рав Шломо Лунчиц задается вопросом, отчего в третьем приношении не сказано, что оно для Всевышнего? Его ответ начинается с констатации следующего фундаментального положения: Всевышний присутствует там, где человек убирает себя, проявляет скромность, уменьшает себя в своих глазах. Всюду, где присутствует гордыня человека, нет места для Создателя.

Это объясняет присутствие слов «Мне» и «Мое» для первых двух приношений. Ведь оба они строго регламентированы и идут на основание (самый низ) Мишкана и корбанот – работы в Храме.

В приношениях золота, серебра и т.д. возможности человеческого эго не были ограничены, отсюда и отсутствие слов «ради Меня». Как иллюстрацию данной идеи отмечает рав Лунчиц появление драгоценных камней для одеяния первосвященника в конце списка, несмотря на их явно большую стоимость.

Ведь как нам известно из Устной Торы, главы ветвей решили дополнить приношения «простых» евреев и, в результате, смогли Принести лишь камни, которые, оказавшись связанными с человеческими устремлениями, оказались в самом конце.


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
YaelДата: Четверг, 01.03.2012, 00:33 | Сообщение # 8
Группа: Администраторы
Сообщений: 5268
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
Тэцаве 5772

Намеки одежд


Начнем с мидраша (Трактат «Звахим» 88:2): «Отчего соседствуют темы приношений и коґэнских одежд? Сказать тебе: как приношения искупают, так и коґэнские одежды искупают. Хитон (ктонет) искупает убийства, штаны искупают прелюбодеяния, головной убор (мицнефет) искупает высокомерие, пояс (авнет) искупает дурные мысли, нагрудник (хошен) искупает подсудные дела, передник (эфод) искупает поклонение звездам, мантия (меиль) искупает злоязычие, а золотой венец (циц) искупает безудержную отвагу (азут паним)».

Рав Ґирш объясняет, как именно те или другие одеяния Первосвященника связаны с преступлениями Израиля.

Хитон, покрывающий туловище, а также руки и ноги, символизирует уровень тела, уровень действий, худшее из которых - убийство.

Связь «штанишек» коґэна с «половым вопросом» не требует комментариев.

Венчающий голову коґэна мицнефе, связан с исправлением высокомерия, подчеркивая, что и самое высокое должно служить Создателю.

Пояс – авнет служит символом соединенности всех сил концентрации – вернейшему средству от дурных мыслей.

Хошен со знаменитым «урим ветумим» символизирует подчиненность всех устремлений народа Его воле и подчеркивает, что в основе всех дел – Истина.

Задача эфода, говорит рав Ґирш, облегать и приближать одеяния к телу. Здесь заложена идея «своя рубашка ближе к телу» - а именно эгоизм и есть пресловутая чужая работа. О связи между голубой мантией и злоязычием мы говорили подробно на странице 151 «Путешествие по недельным главам книги Шмот».

Верхнее из одеяний, золотой венец – циц, подчеркивает, что даже необходимая для духовных свершений отвага, может быть использована по «рецепту» Йом Кипура – азут (корень – отвага, а также – козел (отпущения) Всевышнему, а не азут азазелю!


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
YaelДата: Вторник, 06.03.2012, 11:13 | Сообщение # 9
Группа: Администраторы
Сообщений: 5268
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
Ки Тиса 5772

Два жребия


Название, данное мудрецами празднику чудесного спасения Израиля, отражает суть произошедшего: пур – жребий, судьба. Но отчего множественное число - Пурим?
Гурский Ребе, автор «Сфат Эмет» использует непреложное правило Торы – всякий раз, когда не указано конкретное количество, речь идет о минимальном множестве, о двух.
Уничтожение нашего народа невозможно, в принципе, ибо противоречит Замыслу Всевышнего. А, следовательно, максимально приблизившись к своей цели, Ґаман обеспечил собственную гибель. И виселица, и бессонница, даже неосторожные (для опытного царедворца – невозможные!) слова о царском коне и облачении также, как и все остальные «случайности» были детерминированы жребием Ґамана.
Вот только кидая свой жребий, не понимал Ґаман, что вызывает к жизни (детерминирует) наш жребий. Так и получился Пурим – Два жребия!
В качестве красивейшей иллюстрации – мидраш. Вначале метал Ґаман жребий на дни недели, но у него ничего не получалось. Тогда стал он метать на дни месяца, и получилась самая далекая (от 14 числа весеннего месяца нисана) дата – 13 адара.
Смысл мидраша, объясняет Гурский Ребе, в противопоставлении шабата и новомесячья. Шабат находится над системой сил, задействующих этот мир. Идея же новомесячья – это вмешательство во внутренний распорядок материального мира. Отсюда двойственность жребия Ґамана: Тринадцатое адара – да, но наоборот!


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
YaelДата: Вторник, 13.03.2012, 00:11 | Сообщение # 10
Группа: Администраторы
Сообщений: 5268
Награды: 33
Репутация: 13
Статус: Offline
Ваякгель-Пкудей 5772

Суббота в квадрате


«Шесть дней будет делаться работа,
А в седьмой день будет у вас выделенность
Суббота Суббот для Всевышнего »
Шмот 35:2


Пятикнижие говорит о шабате много раз. Только в прошлой главе «Ки тиса» - дважды (34:21, 31:13-17). А еще в главе «Бе-шалах», и в следующей за ней «Йитро», а также в главе «Эмор» в третьей Книге и в главе «Ва-этханан» в книге Дварим. И конечно же, каждое упоминание о шабате уникально, например, своим контекстом и соседством. В прошлой главе упоминание о шабате между праздниками Песах и Шавуот позволяет («Хазкуни») увидеть намек на Шабат Холь ґаМоэд (шабат внутри праздничной недели). А упоминание о запрете зажигать огонь (35:3) в нашей главе связано с Шестью Днями Творения.
«Сфат Эмет» объясняет, что все запреты на сорок без одного виды деятельности в шабат связаны с идеей законченности Творения за Шесть Дней. Но, поскольку, огонь был впервые сделан Адамом на исходе первого Шабата, то могло возникнуть сомнение, и потому «не зажигайте огня во всех жилищах ваших в день субботний».
Однако наш главный вопрос связан с удивительным термином «шабат шабатон». Он появляется в связи с шабатом и в прошлой главе, и в главе «Эмор», в то время как в Десяти Речениях в главах «Йитро» и «Ва-этханан» сказано лишь «и в седьмой день - шабат».
Ответ, который дает рав Раппопорт из Меджибожа, связан с глаголом «теасэ – будет делаться». Сказано в трактате «Брахот» (35:2): «Во время, когда Израиль исполняет желание Места (Сущего) – их дела делаются иными». Вывод рава Раппопорта – если евреи, исполняющие Его волю и подчиняющие шесть дней недели шабату, их дела делаются помимо них, и все дни недели становятся шабатом ради Всевышнего. Шабат же становится для них Шабат шабатон.
Но если евреи всю неделю растворены в суете, то шабат для них лишь остров покоя в океане, бушующем их жизни. И глагол «сопровождающий» это «минимальное» отношение к шабату «будете делать всякое дело свое». В случае же «шабат шабатон» сказано «будет делаться» в третьем лице!


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
Форум » Программа дистанционного обучения » Недельные главы Торы. » Шмот 5772 (Комментарии рава М.М.Гитика)
Страница 1 из 11
Поиск: