Воскресенье, 04.12.2016, 01:50
Если Сегодня как Вчера - зачем Завтра?

Профессиональный подход к жизни -
авторская программа дистанционного обучения р. Менахема-Михаеля Гитика
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, ГостьRSS

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Книги р.Гитика » Учёба первый год » 4. «Техника безопасности обращения с текстом Торы» (Четвертый курс)
4. «Техника безопасности обращения с текстом Торы»
YaelДата: Среда, 17.04.2013, 17:31 | Сообщение # 1
Группа: Администраторы
Сообщений: 5208
Награды: 32
Репутация: 13
Статус: Offline


Купить книгу


В этом разделе представлена первая глава из четвертого учебного курса. Книгу в с информацией в полном объеме можно приобрести в нашем интернет магазине.


4. «Техника безопасности обращения с текстом Торы»

Темы курса:

● Что означают слова «Машиах будет судить по запаху»?
● Чему учит нерассказанность Торой первых 75 лет жизни Авраґама?
● В чем архитипичность Якова и Эсава?
● В чем смысл выкупленного Яаковом первородства? Что первично: духовное или материальное?
● Как праведник может отменить Приговор Небес?
● Почему Авраґам выше Ноаха?
● «Знакомьтесь – РаШИ!» или «Почему Тора не начинается с первой мицвы?»
● Скромность Ѓилеля и педантичность Шамая
● О 4-х уровнях поступка


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
YaelДата: Среда, 17.04.2013, 17:55 | Сообщение # 2
Группа: Администраторы
Сообщений: 5208
Награды: 32
Репутация: 13
Статус: Offline
«ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ТЕКСТОМ ТОРЫ» Часть четвёртая
Глава первая
МУДРОСТЬ ЦАРЯ ШЛОМО


В 1977 году в одно из моих первых путешествий по Иерусалиму я оказался на улице Султана Сулеймана. И тогда впервые понял, что Лазарь Иосифович Лагин, известный советский писатель, автор «Старика Хоттабыча», меня нагло в детстве обманывал. Потому, что все вы помните того, на кого старик Хоттабыч постоянно ссылается и очень боится: Сулеймана ибн-Дауда («мир с ними обоими!»). И вот, в детстве я часто задавал себе вопрос: «Кто этот арабский, столь страшный волшебник, что даже старик Хоттабыч его боится?» И только здесь в 1977 году в Иерусалиме, я понял, что Сулейман ибн-Дауд – это Шломо бен-Давид. Это наш с вами еврейский царь Соломон, потому что Соломон – это Сулейман, а Давид – это Дауд у них. И они уважают и того, и другого. У них есть еще и наби Муса, что в переводе означает «нави Моше» – Моисей наш. Ну и так далее. Я к тому, что мне стало очень обидно за себя
ребенка, которого обделили, превратив родное еврейское во что-то чужестранное, чужеродное, абстрактное, непонятное, арабское.

Давайте я сейчас приведу вам несколько примеров, все вы их знаете с детства, и в этом ваша и наша проблема. Потому что в детстве очень многое воспринимается нами, хоть и глубоко, но без всякой возможности здраво это оценить. Нет у нас еще критического отношения к информации. И в этом
контексте вот такой хрестоматийный – первый наш пример.

Царь Соломон, вступив на престол, оказался судьёй на всем известном суде. Вы помните? Было две жрицы любви, одна из которых родила ребенка, и другая тоже родила ребенка. Одна этого ребенка приспала (то есть заснула на нем, и он задохнулся). И тогда ночью обнаружив трупик ребенка рядом с собой, что она сделала? Поменяла! Трупик своего ребенка подложила к своей коллеге по профессии, а себе взяла её живого ребенка. И вот обе, мама и не мама и один ребенок, оказываются перед царем Соломоном, которого с тех пор и стали звать мудрым. Помните, как он поступает? – Пополам,
сказал, рубите!

Я не буду сейчас касаться моральных коннотаций этого эксперимента. Но знаете, если после этого вы называете его мудрым, то я его назову его дураком. Везунчиком, но дураком. Почему? Давайте рассудим, каким должен был быть результат этого следственного эксперимента? Ну, вы можете себе
представить, что собираются этого двухнедельного ребенка мечом пополам разрезать?! И как будут вести себя женщины, неважно мамы – не мамы, еврейки – нееврейки, проститутки – не проститутки? Да любой нормальный человек что закричит? – Пусть она берет, только не режьте! А царь Соломон, кем он окажется в результате? – Дураком! Ну, заранее предсказуемый результат этого эксперимента.

Тогда, простите, о чем идет речь, о какой такой мудрости? Тем более, что у меня есть еще одно простое доказательство того, что мы мягко выражаясь, неправильно понимаем эту так всем хорошо известную историю. Потому, что должна заканчивается такая история о мудрости царя Соломона песней Глинки «Веселится и ликует весь народ!» А у нас в Торе написано в конце этой истории: «И испугался
весь народ»!!!

Простите, чего испугался? Понимаете, в 12 лет мальчик становится царем. И у вас внутри сомнения, нет, конечно же, он – сын царя Давида, но все-таки 12 лет мальчику! Тут, что называется, Всевышний всем показывает его мудрость. Ведь нет же свидетелей! А как решить этот вопрос? Извините, ДНК проверять тогда еще не умели. Слово одной против слова другой. Причем они занимаю такую, скажем так, низенькую ступеньку в социальной пирамиде, что доверять ни той ни другой нельзя. И вот он мудрейший из людей находит выход. Кстати, не нужно быть психиатром, чтобы поставить диагноз. Женщина, которая готова, чтобы разрубили живого, маленького, двухнедельного ребеночка – психически невменяемая. Тогда у нас получается второй вариант. Может быть, его мудрость была в том, что он это увидел? Понимаете, он услышав и увидев двух этих женщин, обо всем сразу же догадался и после всего этого показал всем ее ненормальность. Ответ: тоже не получится. Потому, что та, которая была мамой, говорила и рассказала всю историю, не экономя слов. Зато та, которая была не мамой, произнесла всего одну фразу: «Сын мой. А эта женщина лжет!» Все, и ни одного слова более.

Понимаете, поставить диагноз на основании одной фразы, тем более, что если есть среди нас психиатры, то они скажут что шизофрения вовсе не сопровождается обычно какими-то непонятностями, и иногда – это очень разумный человек, который совершенно разумно вам что-то излагает. И поставить здесь диагноз затруднился бы самый искусный психиатр. Тогда о чем идет речь? Для того чтобы это понять это требуется уже Тора. И требуется, например высказывание мудрецов: «Машиах будет судить по запаху». Кстати, это во все языки вошло – унюхать, почувствовать! Ну, я приведу вам пример, он – из моего детства. У меня все примеры из детства, ведь все, что меня связывает с русской культурой – это мое детство. Так вот, у автора детективных романов Еремии Иудовича Парнова, главный герой – сыщик. Он, так же как и все другие сыщики, скрупулёзно собирает факты, ведет допросы и так далее, но у него в определенный момент появляется картинка преступления. Божий дар, интуиция – как угодно называйте. Понимаете, он просто видит, как это было, но самое интересное, что это – не финал романа, это на самом деле только его завязка. Да потому, что увидеть, как это было, это простите, – не доказательство в суде. И требуется сложнейшая кропотливая работа, чтобы вот эту картинку сделать видимой для всех. Вот этой способностью обладал царь Соломон. Вот об этом говорят про Машиаха наши мудрецы. Что значит «судить по запаху»? Из пяти человеческих чувств: обоняние – самое внутреннее чувство. Примером тому является глубокое коматозное состояние: можете иголками колоть – не поможет, лучше использовать нашатырь. Как мне объяснял биолог, что обонятельные рецепторы продолжают работать, когда человек теряет сознание. А еврейское объяснение еще проще. Так, в Эденском саду пострадали все человеческие чувства, потому что слушали Змея (были задействованы речь и слух), дотрагивались до плода (задействовано осязание), видели, что плод красив (задействовано было зрение), ну, и вкус, естественно. Дело в том, что «вкус»…

Проблема человека, объясняют наши мудрецы, была не в том, что он откусил от плода, а в том, что кушал после этого. Откусить – у него выбора не было, ему жена принесла, как же не откусить? Собственной жене, что ли не доверять? Но вот зачем он продолжал кушать? А вот, обоняние осталось потому наиболее связано с верхними нашими вещами (с душой и чувствами), что ни как при этом «первом» промахе человека не пострадало. И потому говорят «учуять ситуацию, унюхать». То есть интуитивно правильно оценить конечный правильный результат. Но простите, этого мало.Поколение Царя Соломона было очень близко к поколению, достойное Машиаха, и сам царь Соломон потому был близок к этому уровню. Но его мудрость в том, что он мог увидеть любой недостаток человека.

Но более того: он мог это сделать его видимым для всех!!! И теперь у нас есть более высокий уровень объяснения происходившего. Теперь поняли, чего испугались все евреи? Во главе евреев оказался еврей, который не просто судил, не просто видел истину, он мог любой ваш недостаток сделать видимым! – Было таки чего испугаться. Вот такая история при ближайшем рассмотрении оказывается в Торе (Невииим, Млахим I, 3:16 -28):

.ויָנָפְל הָנְדֹמֲעַתַּו ךְֶלֶמַּה-לֶא תוֹנֹז םיִשָׁנ םִיַתְּשׁ הָנאֹבָתּ זאָ זט יִהְיַו חי .תִיָבַּבּ הָּמִּע דֵלֵאָו דָחֶא תִיַבְבּ תֹבְשֹׁי תאֹזַּה הָׁשִּאָהְו יִנֲא יִנֹדֲא יִבּ תַחאַָה הָׁשִּאָה רֶמאֹתַּו זי .תִיָבַּבּ וּנְחַנֲא-םִיַתְּשׁ יִתָלוּז תִיַבַּבּ וּנָתִּא רָז-ןיֵא וָדְּחַי וּנְחַנֲאַו תאֹזַּה הָׁשִּאָה-םַגּ דֶלֵתַּו יִתְּדִלְל יִשׁיִלְׁשַּה םוֹיַּבּ .ויָלָע הָבְכָשׁ רֶשֲׁא הָלְיָל תאֹזַּה הָׁשִּאָה-ןֶבּ תָמָיַּו טי
הָביִכְּשִׁה תֵמַּה הָּנְבּ-תֶאְו הָּקיֵחְבּ וּהֵביִכְּשַׁתַּו הָנֵשְׁי ךְָתָמֲאַו יִלְצֶאֵמ יִנְבּ-תֶא חַקִּתַּו הָלְיַלַּה ךְוֹתְבּ םָקָתַּו כ .יִקיֵחְב .יִתְּדָלָי רֶשֲׁא יִנְב הָיָה-אלֹ הֵנִּהְו רֶקֹבַּבּ ויָלֵא ןֵנוֹבְּתֶאָו תֵמ-הֵנִּהְו יִנְבּ-תֶא קיִניֵהְל רֶקֹבַּבּ םֻקאָָו אכ הָנְרֵבַּדְתַּו יָחֶה יִנְבוּ תֵמַּה ךְֵנְבּ יִכ אלֹ תֶרֶמֹא תאֹזְו תֵמַּה ךְֵנְבוּ יַחַה יִנְבּ יִכ אלֹ תֶרֶחאַָה הָׁשִּאָה רֶמאֹתַּו בכ .ךְֶלֶמַּה יֵנְפִל .יָחֶה יִנְבוּ תֵמַּה ךְֵנְבּ יִכ אלֹ תֶרֶמֹא תאֹזְו תֵמַּה ךְֵנְבוּ יַחַה יִנְבּ-הֶז תֶרֶמֹא תאֹז ךְֶלֶמַּה רֶמאֹיַּו גכ .ךְֶלֶמַּה יֵנְפִל בֶרֶחַה וּאִבָיַּו בֶרָח-יִל וּחְק ךְֶלֶמַּה רֶמאֹיַּו דכ .תָחֶאְל יִצֲחַה-תֶאְו תַחאְַל יִצֲחַה-תֶא וּנְתוּ םִיָנְשִׁל יַחַה דֶלֶיַּה-תֶא וּרְזִגּ ךְֶלֶמַּה רֶמאֹיַּו הכ -תֶא הָּל-וּנְתּ יִנֹדֲא יִבּ רֶמאֹתַּו הָּנְבּ-לַע ָהיֶמֲחַר וּרְמְכִנ-יִכּ ךְֶלֶמַּה-לֶא יַחַה הָּנְבּ-רֶשֲׁא הָׁשִּאָה רֶמאֹתַּו וכ.וּרֹזְגּ הֶיְהִי אלֹ ךְָל-םַג יִל-םַגּ תֶרֶמֹא תאֹזְו וּהֻתיִמְתּ-לאַ תֵמָהְו יַחַה דוּלָיַּה .וֹמִּא איִה וּהֻתיִמְת אלֹ תֵמָהְו יַחַה דוּלָיַּה-תֶא הָּל-וּנְתּ רֶמאֹיַּו ךְֶלֶמַּה ןַעַיַּו זכ םיִהלֱֹא תַמְכָח-יִכּ וּאָר יִכּ ךְֶלֶמַּה יֵנְפִּמ וּאְרִיַּו ךְֶלֶמַּה טַפָשׁ רֶשֲׁא טָפְּשִׁמַּה-תֶא לֵאָרְשִׂי-לָכ וּעְמְשִׁיַּו חכ טָפְּשִׁמ תוֹשֲׂעַל וֹבְּרִקְבּ(16)

«Тогда пришли две женщины-блудницы к царю и стали перед ним (17) И сказала одна женщина: «О, Господин мой! Я и эта женщина живем в одном доме; И я родила при ней в этом доме. (18) На третий день, после того, как я родила, родила и эта женщина; И мы [были] вместе, и никого постороннего с нами не было, только мы вдвоём [были] в доме. (19) И умер сын этой женщины ночью из-за того, что она придавила его [во сне]. (20) И встала она среди ночи, и взяла сына моего от меня, когда раба твоя спала, и положила его у своей груди, а своего мёртвого сына положила у моей груди. (21) И встала я утром, чтобы покормить сына своего,и вот – он мёртвый. А когда я присмотрелась к нему утром то [увидела, что] – это не мой сын, которого я родила» (22) И сказала другая женщина: «Живой – это мой сын, а твой сын мёртв». А эта говорила: «Нет, мёртвый – твой сын, а мой сын живой». Так говорили они перед царём. (23) И сказал царь: «Эта говорит: «Мой сын живой, а твой – мёртвый; а та говорит: Нет, твой сын мёртвый, а мой сын – живой». (24) И сказал царь: «Подайте мне меч!» И принесли царю меч. (25) И сказал царь: «Рассеките живого младенца надвое и отдайте половину одной и половину другой!»(26) И та женщина, чей сын – живой, сказала царю, потому что пожалела она сына своего: «Господин мой, прошу, отдай ей этого живого ребёнка и не умерщвляй его». А другая говорит: «Пусть же ни мне, ни тебе не будет – рубите».(27) И ответил царь, и сказал: «Отдайте той живое дитя и не умерщвляйте его, она – мать его». (28) И услышал весь Израиль о суде, которым судил царь, и стали бояться царя, ибо увидели, что мудрость Всесильного Бога на нём, чтобы вершить суд».


Утром проснулся живой.
Разве не повод для счастья?
Пусть выпадает не часто,
Хватит с лихвой.
vladmusДата: Понедельник, 28.03.2016, 14:29 | Сообщение # 3
Группа: Проверенные
Сообщений: 95
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Цитата Yael ()
Поколение Царя Соломона было очень близко к поколению, достойное Машиаха, и сам царь Соломон потому был близок к этому уровню.

.................Рав, абсолютно непонятно на чём основывается это Ваше утверждение. Вы, резонно, обращаете наше внимание на то, что вместо «Веселится и ликует весь народ!», имеем " стали бояться царя"
................. Вполне можно допустить, что народу в то время было далеко до поколения, близкого к поколению Мошиаха. И было чего бояться.
Но, более вероятным, имхо, Ваше первичное предположение:
.................
Цитата Yael ()
Я не буду сейчас касаться моральных коннотаций этого эксперимента. Но знаете, если после этого вы называете его мудрым, то я его назову его дураком. Везунчиком, но дураком.
.................И, действительно, может ли быть 12 летний мальчик человеком мудрым? Он и сам, повзрослев, понял, что нет - не может.
Цитата
10:(16) Горе тебе, страна, чей царь – отрок, и где сановники трапезничают спозаранку.
.................В чём величие нашей КНИГИ? Она повествует ПРАВДУ, не взирая на лица. И царь Шломо не исключение. Нет нужды мне здесь перечислять все его деяния неугодные Б-гу, отражённые в Мелахим 1, которые он творил перед ЕГО лицом и перед своим народом.
И результат его царствования всем известен.
Поэтому я недоумеваю, когда слышу здравицы, фанфары, плески и клики в его честь.


Сообщение отредактировал vladmus - Понедельник, 28.03.2016, 17:28
Форум » Книги р.Гитика » Учёба первый год » 4. «Техника безопасности обращения с текстом Торы» (Четвертый курс)
Страница 1 из 11
Поиск: